Тема 11. Бюджетный федерализм — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 11. Бюджетный федерализм

2017-09-26 88
Тема 11. Бюджетный федерализм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Спрос на общественные блага и бюджетная децентрализация. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу. Численность населения и масштабы производства локальных общественных благ. Функции и расходы территориальных бюджетов. Доходы территориальных бюджетов. Бюджетные гранты.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что понимается под горизонтальным и вертикальным выравниванием?

2. Опишите основные подходы к распределению расходных функций.

3. От чего зависит порядок распределения доходных функций?

4. Уточните цели межбюджетных расходов в рамках политики горизон­тального выравнивания.

5. В чем основные отличия американской модели от немецкой модели бюджет­ного федерализма?

6. Каковы особенности вертикального и горизонтального выравнивания в различных моделях бюджетного федерализма?

7. Дайте характеристику российской модели бюджетного федерализма.

 

 

VIII. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурными:

· владеть культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановки целей и выбору путей её достижения (ОК-5);

· быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

· способность находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность (ОК-8)

· стремиться к личному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

· сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

Профессиональными:

· способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

· владеть навыками оценки условий и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

· способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);

· способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);

· способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

· пониманием основных мотивов и механизмы принятия решения органами государственного управления (ПК-28);

· способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50)

 

IX. Используемые образовательные технологии

 

В курсе используются следующие методы и формы занятий:

· лекции

· практические занятия в форме рассмотрения кейсов, проведения деловых игр

· самостоятельная подготовка

 

Изучение разделов дисциплины построено по следующему принципу:

· Каждый раздел предваряет лекция, в которой раскрываются базовые теоретико-методологические концепции, содержатся основные формулы для решения, тестов и кейсов.

· Практические занятия (семинары) и самостоятельная работа слушателей предполагает выполнение ряда заданий. Первая группа заданий содержит задания и тесты, которые позволяют закрепить полученные теоретические знания и применить их на практике. Вторая группа заданий – обсуждение проблем экономики общественного сектора, кейсы, обсуждение и решение которых формируют схемы принятия решения в различных практических ситуациях.

X. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Уровень усвоения курса определяется различными формами текущего и заключительного контроля: письменные самостоятельные работы (эссе), степень активности в групповых решениях практических заданий, требующих использования полученных навыков, решение и обсуждение кейсов на семинарских занятиях, выполнения письменных домашних заданий, написания контрольных работ, проверка усвоения литературы, рекомендованной для самостоятельно изучения посредством тестирования. Форма заключительного контроля – экзамен. Итоговый результат выставляется на основе:

1. сдачи экзамена (30%);

2. выполнения самостоятельных работ и работы на семинарах (40%)

3. написания контрольных работ по курсу (30%)

Балльная система оценки знаний:

Вид работы Баллы
Текущая работа  
Работа на лекциях и семинарах  
Самостоятельная работа:  
Написание контрольной работы по курсу  
Написание эссе по курсу  
Экзамен  
Итого за курс  

Оценки:

Отлично – от 85 до 100 баллов включительно;

Хорошо – от 70 до 84 баллов включительно;

Удовлетворительно – от 55 до 69 баллов включительно;

Неудовлетворительно (с правом пересдачи) – от 33 до 54 баллов включительно;

Неудовлетворительно (без права пересдачи) – от 0 до 32 баллов включительно.

Самостоятельная работа слушателя включает:

1. решение кейсов

2. написание эссе

3. подготовка и проведение дискуссий

 

Требования к эссе:

Эссе по курсу «Экономика общественного сектора» представляет собой письменную работу объемом 4-5 страниц (12 кегль, через полтора интервала) печатного текста, цель которой - проанализировать актуальную проблему экономики общественного сектора, выявить ее причины, последствия и воздействие на экономику страны и поведение экономических агентов.

Для написания эссе предлагается список дискуссионных тем по основным проблемам курса. Необходимо выбрать одну тему и подобрать к ней дополнительные материалы. При этом можно выбрать тему не из списка, рекомендуемого преподавателем, а самостоятельно ее сформулировать (в этом случае тему необходимо предварительно согласовать с преподавателем). Выбранная самостоятельно тема также должна затрагивать один из базовых аспектов экономики общественного сектора.

Эссе должно иметь четкую логику и структуру, т.е. в нем должны быть выделены:

· вводная часть, содержащая постановку проблемы, связанную с участием государства в социально-экономической жизни общества, формулирование какого-либо тезиса относительно рассматриваемой проблемы;

· основная часть – обоснование сформулированного тезиса;

· заключительная часть – выводы на основе анализа, проведенного в предыдущей части, содержащие возможные направления решения проблемы.

 

Оценивается эссе по следующим критериям:

· постановка проблемы работы;

· степень решения поставленных целей и задач;

· аргументация, четкость и понятность выводов;

· аккуратность в оформлении работы, стиль изложения.

 

Слушатели должны подготовить два эссе (по проблематике курса), написать 2 контрольные работы по курсу.

Текущий контроль предусматривает учет активности слушателей в ходе проведения семинаров, их выступления, участие в дискуссиях, консультации с преподавателями по выбору тематики эссе.

 

Предлагаемые темы эссе

1. Роль государства в экономике с точки зрения различных теорий (исторический аспект).

2. Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий.

3. Государственное регулирование внешних эффектов.

4. Образование как общественное благо.

5. Равенство, справедливость и перераспределение в экономике России.

6. Государственная политика, направленная на сокращение неравенства денежных доходов.

7. Бедность в странах с различным уровнем экономического развития.

8. Социальная политика в развитых странах и России.

9. Цели и методы манипулирования результатами голосования.

10. Роли и интересы индивидов в системе политических интересов государства.

11. Группы специальных интересов. Причины формирования и способы действия.

12. Практика лоббирования в разных странах.

13. Коррупция в современной России.

14. Стимулирующие и дестимулирующие эффекты налогообложения.

15. Оценка налоговой системы России в соответствии с критериями оптимизации.

16. Гармонизация налогов в ЕС.

17. Воздействие процессов глобализации и коммуникационных сетей (интернет) на налогообложение.

18. Необходим ли бюджет развития?

19. Современные системы общественного страхования.

20. Анализ невозможности частного страхования социальных рисков на примере страхования от безработицы.

21. «Пенсионный кризис» и пути его преодоления на примере развитых стран

22. Проблемы адресной направленности социальной помощи.

23. Анализ эффективности мер социальной помощи. Возможные «провалы» и «утечки», искажающие и демотивирующие эффекты.

24. Финансирование или производство в общественном секторе?

25. Приватизация как инструмент управления государственной собственностью в рыночной экономике.

26. Роль некоммерческих организаций в предоставлении общественных благ.

27. Метод «затраты – эффективность» и «затраты – выгода» и их применение при оценке издержек и результатов в общественном секторе

28. Метод «затраты – полезность» и его использование в сферах образования и здравоохранения.

29. Бюджетный федерализм. Эффективность бюджетной децентрализации.

30. Межбюджетные отношения в России.

31. Влияние бюджетного дефицита и государственного долга на экономику страны.

32. Государственный долг как инструмент финансовой политики государства.

Примеры задач

Задача 1. Акцизы на сигареты и алкогольные напитки часто рассматриваются как регрессивные налоги, поскольку бедные люди тратят на них большую часть своего дохода, чем богатые. Как бы Вы оценили «степень регрессивности», если эти товары производятся:

1. на конкурентных рынках при неэластичном предложении;

2. на монополизированном рынке с линейной функцией спроса;

3. на монополизированном рынке с постоянной эластичностью спроса.

 

Задача 2. Спрос на некоторый товар задан функцией Q=100 – P, а предложение: Q = -50+2P. Государство стремится собрать сумму налога равную 600 ден. ед. Какую ставку специфического налога на производителя должно установить государство? Какова в этом случае была бы ставка стоимостного налога? При ответе воспользуйтесь понятием эквивалентности налогов. Оцените распределение налогового бремени между покупателем и продавцом и величину избыточного налогового бремени.

 

Задача 3. Допустим, что областная администрация решает вопрос о том, какую систему обогрева – водяную или электрическую следует включить в проект реконструкции здания местной больницы. Коэффициент дисконтирования при анализе проектов принимается равным 10%. Срок службы водяной системы отопления 5 лет, дисконтированные текущие затраты по ее созданию и поддержанию в рабочем состоянии составляют 100 млн. руб. Срок службы электрической системы отопления больше и составляет 7 лет, но при этом выше и дисконтированные текущие затраты – 120 млн. руб. Какую систему обогрева Вы посоветуете установить в больнице?

 

Задача 4. Определите, какая организационная форма (частная фирма, государственное предприятие, государственное агентство) в наибольшей степени подходит для создания следующих благ. В каждом случае опишите проблему создания стимулов к эффективной деятельности и эффективную систему контроля.

Общественное жилье; добыча обогащенного урана для использования на атомных электростанциях; добыча гелия, используемого государством в военных целях; система контроля движения воздушного транспорта; Патентное агентство; тюрьмы; служба занятости; проведение программ социальной помощи; организация субсидий на питание.

Вопросы к экзамену по курсу

1. Рынок и государство. Общественный сектор, удельный вес общественного сектора в экономике.

2. Причины вмешательства государства в рыночную экономику. Провалы рынка: монополия, внешние эффекты, информационная асимметрия, общественные блага.

3. Причины и способы измерения дифференциации доходов. Равенство и эффективность.

4. Неравенство и экономический рост. Государственное регулирование неравенства денежных доходов.

5. Издержки перераспределения. Закон «дырявого ведра» Оукена. Ловушки бедности и безработицы.

6. Критерии Парето и Калдора-Хикса. Альтернативные теории роли государства.

7. Коллективные действия, коллективный выбор. Правило простого большинства.

8. Парадокс голосования. Теорема о медианном избирателе. Другие процедуры принятия коллективных решений. Представительная демократия.

9. Теории бюрократии. Группы специальных интересов. Изъяны государства. Проблемы коррупции.

10. Теория принципала – агента. Избиратели, политики чиновники.

11. Феномены рационального неведения и фискальной иллюзии.

12. Интенсивность предпочтений, обмен голосами, лоббирование. Ренто-ориентированное поведение.

13. Неэффективность государства. Теория политических деловых циклов. Модель электорального цикла.

14. Формы общественных расходов. Искажающее действие общественных расходов.

15. Неполнота информации и проблемы на рынке частного страхования.

16. Технические условия, характеризующие предложение страховых услуг. Роль социального страхования.

17. Медицинское и пенсионное страхование в России и зарубежных странах: суть и законодательное обеспечение. Другие виды социального страхования.

18. Социальная помощь. Взаимосвязь социального страхования и социальной помощи.

19. Причины финансирования из общественных средств. Правовые формы государственных и негосударственных некоммерческих организаций.

20. Взаимодействие государственного и негосударственного некоммерческого сектора.

21. Приватизация: вопросы равенства и эффективности при вмешательстве государства в производство общественных благ. Формы государственного вмешательства.

22. Общественная собственность против частной. Конкуренция: контрактация и квази-рынки.

23. Оценки затрат и результатов в частном и общественном секторах: сходства и различия. Критерии оценки программ общественных расходов: экономичность, производительность, результативность.

24. Методы оценки программ, реализуемых в общественном секторе: издержки - выгоды; издержки - результативность, издержки - полезность.

25. Проблемы оценки издержек и выгод. Выбор типа анализа в зависимости от целей проекта: примеры

26. Источники государственных доходов. Основные параметры системы налогообложения: объекты, цели, база, единица исчисления, срок начисления и уплаты.

27. Типология и классификация налогов. Критерии оценки эффективности налоговой системы. Структура налогов в развитых странах и в России.

28. Налогообложение доходов, сбережений и потребления. Перемещение налога на конкурентном и монополизированном рынке товара, на рынке труда.

29. Перемещение налогового бремени в контексте общего равновесия.

30. Последствия налогообложения прибыли корпораций. Объединенный эффект налога на доход и на прибыль корпораций

31. Мера искажающего действия налога, факторы, определяющие потери. Специфика проявления последствий налогообложения в разных рынках: на конкурентном рынке, при налогообложении доходов, накоплений.

32. Избыточное налоговое бремя и общее равновесие. Цели и ограничения налоговой политики. Парето-эффективные налоговые структуры. Факторы, определяющие оптимум.

33. Налоговые инструменты перераспределения. Модели оптимального косвенного налогообложения: оптимальное косвенное налогообложение в экономике с большим числом индивидуумов;

34. Правила оптимизации косвенного налогообложения: правило пропорциональности налогообложения: правило налогообложения Рамсея; модель линейного подоходного налога.

35. Подходы к исследованию систем государственного управления. Становление современных систем государственного управления.

36. Особенности развития систем государственного управления в некоторых странах. Государственное управление: экономический анализ.

37. Спрос на общественные блага и бюджетная децентрализация. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу.

38. Численность населения и масштабы производства локальных общественных благ.

39. Функции и расходы территориальных бюджетов.

40. Доходы территориальных бюджетов. Бюджетные гранты.


XI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

№ п/п Автор Название книги/ статьи Ответственный редактор (для коллектив-ных работ) Место издания Изда-тельство Год изд-ания Название журнала (сборника) Том (выпуск) журнала/ сборни-ка Номер журна-ла
Основная литература
1. Якобсон Л.И., Колосницына М.Г. Экономика общественного сектора   Москва Юрайт        
2. Жильцов E.Н., Егоров Е.В. Экономика и управление социальной сферой   Москва Дашков и Ко        
3. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора   Москва ИНФРА-М        
4. Г.А. Ахинов, И.Н. Мысляева Экономика общественного сектора   Москва ИНФРА-М        
5. Пономаренко Е.В.,Исаев В.А. Экономика и финансы общественного сектора   Москва ИНФРА-М        
6. Занадворов В.С., Колосницына М.Г. Экономическая теория государственных финансов   Москва ГУ ВШЭ        
Дополнительная литература
1. А. Радыгин, Ю.Симачев, Р. Энтов Государственная компания:сфера проявления «провалов государства» или «провалов рынка»?         Вопросы экономики   № 1
2. О. Волкова Прозрачность, подотчётность и доверие в обществе         Вопросы экономики   № 2
3. М. Шабанова Этичное потребление в России: профили, факторы, потенциал развития         Вопросы экономики   № 5
4. Ю. Шарыгина, С. Сиваев Сравнительный анализ доступности жилищно-коммунальных услуг для населения Российской Федерации и зарубежных стран         Вопросы экономики   № 6
5. А. Абрамов, А. Радыгин, М. Чернова, К. Акшенцева Эффективность управления пенсионными накоплениями: теоретические подходы и эмпирический анализ         Вопросы экономики   № 7
6. Е. Авраамова, Т. Малева О причинах воспроизводства социально-экономического неравенства: что показывает ресурсный подход?         Вопросы экономики   № 7
7. Е. Гонтмахер Российское население в период экономических трудностей: пределы приспособляемости         Вопросы экономики   № 8
8. Т. Сидорина Множественность подходов к типологии государства всеобщего благосостояния         Вопросы экономики   № 8
9. А. Аганбегян О применении научных методов при подготовке решений социально-экономических проблем         Вопросы экономики   №7
  Г. Монусова Социальная политика в европейском общественном мнении: субъективный контракт между обществом и государством         Вопросы экономики   № 6
  Г.Л. Купряшин Модернизация государственного управления: институты и интересы   Москва Изд-во МГУ        
  В. Клейнер Антикоррупционная стратегия бизнеса в России         Вопросы экономики   № 4
  И. Розмаинский Почему капитал здоровья накапливается в развитых странах и «проедается» в постсоветской России         Вопросы экономики   № 10
Интернет-источники
1.   Бюджетный кодекс РФ "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2012) Нормативно-правовой портал «Консультант Плюс»     http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=117487        
2.   Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012) Нормативно-правовой портал «Консультант Плюс»     http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=127847        
3.   "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.06.2012) (с изм. и доп., вступившими в силу с 07.07.2012) Нормативно-правовой портал «Консультант Плюс»     http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=130826        
4.   Институт экономики переходного периода     www.iet.ru        
5.   Институт исследований проблем общественного сектора     www.ippr.uk        
6.   Центр права и социальной политики     www.claps.org        
                     

XII. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

· Компьютер;

· Проектор;

· Плазменная панель или рулонный настенный экран.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.