Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-09-26 | 88 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Спрос на общественные блага и бюджетная децентрализация. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу. Численность населения и масштабы производства локальных общественных благ. Функции и расходы территориальных бюджетов. Доходы территориальных бюджетов. Бюджетные гранты.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что понимается под горизонтальным и вертикальным выравниванием?
2. Опишите основные подходы к распределению расходных функций.
3. От чего зависит порядок распределения доходных функций?
4. Уточните цели межбюджетных расходов в рамках политики горизонтального выравнивания.
5. В чем основные отличия американской модели от немецкой модели бюджетного федерализма?
6. Каковы особенности вертикального и горизонтального выравнивания в различных моделях бюджетного федерализма?
7. Дайте характеристику российской модели бюджетного федерализма.
VIII. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
Общекультурными:
· владеть культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановки целей и выбору путей её достижения (ОК-5);
· быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
· способность находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность (ОК-8)
· стремиться к личному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
· сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
Профессиональными:
· способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);
|
· владеть навыками оценки условий и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
· способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);
· способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);
· способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);
· пониманием основных мотивов и механизмы принятия решения органами государственного управления (ПК-28);
· способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50)
IX. Используемые образовательные технологии
В курсе используются следующие методы и формы занятий:
· лекции
· практические занятия в форме рассмотрения кейсов, проведения деловых игр
· самостоятельная подготовка
Изучение разделов дисциплины построено по следующему принципу:
· Каждый раздел предваряет лекция, в которой раскрываются базовые теоретико-методологические концепции, содержатся основные формулы для решения, тестов и кейсов.
· Практические занятия (семинары) и самостоятельная работа слушателей предполагает выполнение ряда заданий. Первая группа заданий содержит задания и тесты, которые позволяют закрепить полученные теоретические знания и применить их на практике. Вторая группа заданий – обсуждение проблем экономики общественного сектора, кейсы, обсуждение и решение которых формируют схемы принятия решения в различных практических ситуациях.
X. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Уровень усвоения курса определяется различными формами текущего и заключительного контроля: письменные самостоятельные работы (эссе), степень активности в групповых решениях практических заданий, требующих использования полученных навыков, решение и обсуждение кейсов на семинарских занятиях, выполнения письменных домашних заданий, написания контрольных работ, проверка усвоения литературы, рекомендованной для самостоятельно изучения посредством тестирования. Форма заключительного контроля – экзамен. Итоговый результат выставляется на основе:
|
1. сдачи экзамена (30%);
2. выполнения самостоятельных работ и работы на семинарах (40%)
3. написания контрольных работ по курсу (30%)
Балльная система оценки знаний:
Вид работы | Баллы |
Текущая работа | |
Работа на лекциях и семинарах | |
Самостоятельная работа: | |
Написание контрольной работы по курсу | |
Написание эссе по курсу | |
Экзамен | |
Итого за курс |
Оценки:
Отлично – от 85 до 100 баллов включительно;
Хорошо – от 70 до 84 баллов включительно;
Удовлетворительно – от 55 до 69 баллов включительно;
Неудовлетворительно (с правом пересдачи) – от 33 до 54 баллов включительно;
Неудовлетворительно (без права пересдачи) – от 0 до 32 баллов включительно.
Самостоятельная работа слушателя включает:
1. решение кейсов
2. написание эссе
3. подготовка и проведение дискуссий
Требования к эссе:
Эссе по курсу «Экономика общественного сектора» представляет собой письменную работу объемом 4-5 страниц (12 кегль, через полтора интервала) печатного текста, цель которой - проанализировать актуальную проблему экономики общественного сектора, выявить ее причины, последствия и воздействие на экономику страны и поведение экономических агентов.
Для написания эссе предлагается список дискуссионных тем по основным проблемам курса. Необходимо выбрать одну тему и подобрать к ней дополнительные материалы. При этом можно выбрать тему не из списка, рекомендуемого преподавателем, а самостоятельно ее сформулировать (в этом случае тему необходимо предварительно согласовать с преподавателем). Выбранная самостоятельно тема также должна затрагивать один из базовых аспектов экономики общественного сектора.
Эссе должно иметь четкую логику и структуру, т.е. в нем должны быть выделены:
· вводная часть, содержащая постановку проблемы, связанную с участием государства в социально-экономической жизни общества, формулирование какого-либо тезиса относительно рассматриваемой проблемы;
|
· основная часть – обоснование сформулированного тезиса;
· заключительная часть – выводы на основе анализа, проведенного в предыдущей части, содержащие возможные направления решения проблемы.
Оценивается эссе по следующим критериям:
· постановка проблемы работы;
· степень решения поставленных целей и задач;
· аргументация, четкость и понятность выводов;
· аккуратность в оформлении работы, стиль изложения.
Слушатели должны подготовить два эссе (по проблематике курса), написать 2 контрольные работы по курсу.
Текущий контроль предусматривает учет активности слушателей в ходе проведения семинаров, их выступления, участие в дискуссиях, консультации с преподавателями по выбору тематики эссе.
Предлагаемые темы эссе
1. Роль государства в экономике с точки зрения различных теорий (исторический аспект).
2. Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий.
3. Государственное регулирование внешних эффектов.
4. Образование как общественное благо.
5. Равенство, справедливость и перераспределение в экономике России.
6. Государственная политика, направленная на сокращение неравенства денежных доходов.
7. Бедность в странах с различным уровнем экономического развития.
8. Социальная политика в развитых странах и России.
9. Цели и методы манипулирования результатами голосования.
10. Роли и интересы индивидов в системе политических интересов государства.
11. Группы специальных интересов. Причины формирования и способы действия.
12. Практика лоббирования в разных странах.
13. Коррупция в современной России.
14. Стимулирующие и дестимулирующие эффекты налогообложения.
15. Оценка налоговой системы России в соответствии с критериями оптимизации.
16. Гармонизация налогов в ЕС.
17. Воздействие процессов глобализации и коммуникационных сетей (интернет) на налогообложение.
18. Необходим ли бюджет развития?
19. Современные системы общественного страхования.
20. Анализ невозможности частного страхования социальных рисков на примере страхования от безработицы.
|
21. «Пенсионный кризис» и пути его преодоления на примере развитых стран
22. Проблемы адресной направленности социальной помощи.
23. Анализ эффективности мер социальной помощи. Возможные «провалы» и «утечки», искажающие и демотивирующие эффекты.
24. Финансирование или производство в общественном секторе?
25. Приватизация как инструмент управления государственной собственностью в рыночной экономике.
26. Роль некоммерческих организаций в предоставлении общественных благ.
27. Метод «затраты – эффективность» и «затраты – выгода» и их применение при оценке издержек и результатов в общественном секторе
28. Метод «затраты – полезность» и его использование в сферах образования и здравоохранения.
29. Бюджетный федерализм. Эффективность бюджетной децентрализации.
30. Межбюджетные отношения в России.
31. Влияние бюджетного дефицита и государственного долга на экономику страны.
32. Государственный долг как инструмент финансовой политики государства.
Примеры задач
Задача 1. Акцизы на сигареты и алкогольные напитки часто рассматриваются как регрессивные налоги, поскольку бедные люди тратят на них большую часть своего дохода, чем богатые. Как бы Вы оценили «степень регрессивности», если эти товары производятся:
1. на конкурентных рынках при неэластичном предложении;
2. на монополизированном рынке с линейной функцией спроса;
3. на монополизированном рынке с постоянной эластичностью спроса.
Задача 2. Спрос на некоторый товар задан функцией Q=100 – P, а предложение: Q = -50+2P. Государство стремится собрать сумму налога равную 600 ден. ед. Какую ставку специфического налога на производителя должно установить государство? Какова в этом случае была бы ставка стоимостного налога? При ответе воспользуйтесь понятием эквивалентности налогов. Оцените распределение налогового бремени между покупателем и продавцом и величину избыточного налогового бремени.
Задача 3. Допустим, что областная администрация решает вопрос о том, какую систему обогрева – водяную или электрическую следует включить в проект реконструкции здания местной больницы. Коэффициент дисконтирования при анализе проектов принимается равным 10%. Срок службы водяной системы отопления 5 лет, дисконтированные текущие затраты по ее созданию и поддержанию в рабочем состоянии составляют 100 млн. руб. Срок службы электрической системы отопления больше и составляет 7 лет, но при этом выше и дисконтированные текущие затраты – 120 млн. руб. Какую систему обогрева Вы посоветуете установить в больнице?
Задача 4. Определите, какая организационная форма (частная фирма, государственное предприятие, государственное агентство) в наибольшей степени подходит для создания следующих благ. В каждом случае опишите проблему создания стимулов к эффективной деятельности и эффективную систему контроля.
|
Общественное жилье; добыча обогащенного урана для использования на атомных электростанциях; добыча гелия, используемого государством в военных целях; система контроля движения воздушного транспорта; Патентное агентство; тюрьмы; служба занятости; проведение программ социальной помощи; организация субсидий на питание.
Вопросы к экзамену по курсу
1. Рынок и государство. Общественный сектор, удельный вес общественного сектора в экономике.
2. Причины вмешательства государства в рыночную экономику. Провалы рынка: монополия, внешние эффекты, информационная асимметрия, общественные блага.
3. Причины и способы измерения дифференциации доходов. Равенство и эффективность.
4. Неравенство и экономический рост. Государственное регулирование неравенства денежных доходов.
5. Издержки перераспределения. Закон «дырявого ведра» Оукена. Ловушки бедности и безработицы.
6. Критерии Парето и Калдора-Хикса. Альтернативные теории роли государства.
7. Коллективные действия, коллективный выбор. Правило простого большинства.
8. Парадокс голосования. Теорема о медианном избирателе. Другие процедуры принятия коллективных решений. Представительная демократия.
9. Теории бюрократии. Группы специальных интересов. Изъяны государства. Проблемы коррупции.
10. Теория принципала – агента. Избиратели, политики чиновники.
11. Феномены рационального неведения и фискальной иллюзии.
12. Интенсивность предпочтений, обмен голосами, лоббирование. Ренто-ориентированное поведение.
13. Неэффективность государства. Теория политических деловых циклов. Модель электорального цикла.
14. Формы общественных расходов. Искажающее действие общественных расходов.
15. Неполнота информации и проблемы на рынке частного страхования.
16. Технические условия, характеризующие предложение страховых услуг. Роль социального страхования.
17. Медицинское и пенсионное страхование в России и зарубежных странах: суть и законодательное обеспечение. Другие виды социального страхования.
18. Социальная помощь. Взаимосвязь социального страхования и социальной помощи.
19. Причины финансирования из общественных средств. Правовые формы государственных и негосударственных некоммерческих организаций.
20. Взаимодействие государственного и негосударственного некоммерческого сектора.
21. Приватизация: вопросы равенства и эффективности при вмешательстве государства в производство общественных благ. Формы государственного вмешательства.
22. Общественная собственность против частной. Конкуренция: контрактация и квази-рынки.
23. Оценки затрат и результатов в частном и общественном секторах: сходства и различия. Критерии оценки программ общественных расходов: экономичность, производительность, результативность.
24. Методы оценки программ, реализуемых в общественном секторе: издержки - выгоды; издержки - результативность, издержки - полезность.
25. Проблемы оценки издержек и выгод. Выбор типа анализа в зависимости от целей проекта: примеры
26. Источники государственных доходов. Основные параметры системы налогообложения: объекты, цели, база, единица исчисления, срок начисления и уплаты.
27. Типология и классификация налогов. Критерии оценки эффективности налоговой системы. Структура налогов в развитых странах и в России.
28. Налогообложение доходов, сбережений и потребления. Перемещение налога на конкурентном и монополизированном рынке товара, на рынке труда.
29. Перемещение налогового бремени в контексте общего равновесия.
30. Последствия налогообложения прибыли корпораций. Объединенный эффект налога на доход и на прибыль корпораций
31. Мера искажающего действия налога, факторы, определяющие потери. Специфика проявления последствий налогообложения в разных рынках: на конкурентном рынке, при налогообложении доходов, накоплений.
32. Избыточное налоговое бремя и общее равновесие. Цели и ограничения налоговой политики. Парето-эффективные налоговые структуры. Факторы, определяющие оптимум.
33. Налоговые инструменты перераспределения. Модели оптимального косвенного налогообложения: оптимальное косвенное налогообложение в экономике с большим числом индивидуумов;
34. Правила оптимизации косвенного налогообложения: правило пропорциональности налогообложения: правило налогообложения Рамсея; модель линейного подоходного налога.
35. Подходы к исследованию систем государственного управления. Становление современных систем государственного управления.
36. Особенности развития систем государственного управления в некоторых странах. Государственное управление: экономический анализ.
37. Спрос на общественные блага и бюджетная децентрализация. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу.
38. Численность населения и масштабы производства локальных общественных благ.
39. Функции и расходы территориальных бюджетов.
40. Доходы территориальных бюджетов. Бюджетные гранты.
XI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
№ п/п | Автор | Название книги/ статьи | Ответственный редактор (для коллектив-ных работ) | Место издания | Изда-тельство | Год изд-ания | Название журнала (сборника) | Том (выпуск) журнала/ сборни-ка | Номер журна-ла | |
Основная литература | ||||||||||
1. | Якобсон Л.И., Колосницына М.Г. | Экономика общественного сектора | Москва | Юрайт | ||||||
2. | Жильцов E.Н., Егоров Е.В. | Экономика и управление социальной сферой | Москва | Дашков и Ко | ||||||
3. | Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. | Экономика общественного сектора | Москва | ИНФРА-М | ||||||
4. | Г.А. Ахинов, И.Н. Мысляева | Экономика общественного сектора | Москва | ИНФРА-М | ||||||
5. | Пономаренко Е.В.,Исаев В.А. | Экономика и финансы общественного сектора | Москва | ИНФРА-М | ||||||
6. | Занадворов В.С., Колосницына М.Г. | Экономическая теория государственных финансов | Москва | ГУ ВШЭ | ||||||
Дополнительная литература | ||||||||||
1. | А. Радыгин, Ю.Симачев, Р. Энтов | Государственная компания:сфера проявления «провалов государства» или «провалов рынка»? | Вопросы экономики | № 1 | ||||||
2. | О. Волкова | Прозрачность, подотчётность и доверие в обществе | Вопросы экономики | № 2 | ||||||
3. | М. Шабанова | Этичное потребление в России: профили, факторы, потенциал развития | Вопросы экономики | № 5 | ||||||
4. | Ю. Шарыгина, С. Сиваев | Сравнительный анализ доступности жилищно-коммунальных услуг для населения Российской Федерации и зарубежных стран | Вопросы экономики | № 6 | ||||||
5. | А. Абрамов, А. Радыгин, М. Чернова, К. Акшенцева | Эффективность управления пенсионными накоплениями: теоретические подходы и эмпирический анализ | Вопросы экономики | № 7 | ||||||
6. | Е. Авраамова, Т. Малева | О причинах воспроизводства социально-экономического неравенства: что показывает ресурсный подход? | Вопросы экономики | № 7 | ||||||
7. | Е. Гонтмахер | Российское население в период экономических трудностей: пределы приспособляемости | Вопросы экономики | № 8 | ||||||
8. | Т. Сидорина | Множественность подходов к типологии государства всеобщего благосостояния | Вопросы экономики | № 8 | ||||||
9. | А. Аганбегян | О применении научных методов при подготовке решений социально-экономических проблем | Вопросы экономики | №7 | ||||||
Г. Монусова | Социальная политика в европейском общественном мнении: субъективный контракт между обществом и государством | Вопросы экономики | № 6 | |||||||
Г.Л. Купряшин | Модернизация государственного управления: институты и интересы | Москва | Изд-во МГУ | |||||||
В. Клейнер | Антикоррупционная стратегия бизнеса в России | Вопросы экономики | № 4 | |||||||
И. Розмаинский | Почему капитал здоровья накапливается в развитых странах и «проедается» в постсоветской России | Вопросы экономики | № 10 | |||||||
Интернет-источники | ||||||||||
1. | Бюджетный кодекс РФ "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2012) Нормативно-правовой портал «Консультант Плюс» | http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=117487 | ||||||||
2. | Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012) Нормативно-правовой портал «Консультант Плюс» | http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=127847 | ||||||||
3. | "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.06.2012) (с изм. и доп., вступившими в силу с 07.07.2012) Нормативно-правовой портал «Консультант Плюс» | http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=130826 | ||||||||
4. | Институт экономики переходного периода | www.iet.ru | ||||||||
5. | Институт исследований проблем общественного сектора | www.ippr.uk | ||||||||
6. | Центр права и социальной политики | www.claps.org | ||||||||
XII. Материально-техническое обеспечение дисциплины
· Компьютер;
· Проектор;
· Плазменная панель или рулонный настенный экран.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!