II.Актуализация опорных знаний учащихся. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

II.Актуализация опорных знаний учащихся.

2017-10-01 99
II.Актуализация опорных знаний учащихся. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ход урока

I.Организационный момент

II.Актуализация опорных знаний учащихся.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное … (Слово!)

- А для чего служат слова? Что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)

- Что такое лексическое значение слова?

III. Объявление темы и целей урока.

Вы поняли, какова тема сегодняшнего урока? Речь пойдёт о лексике. Мы изучили этот раздел – поэтому сегодня урок – обобщение. И цель урока: совершенствование умений и навыков по разделу «Лексика».

IV. Работа над темой урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по стране, полной чудес и загадок, весёлых и умных жителей, которым требуется ваша помощь. Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать добытые сведения. Запишем дату путешествия, классная работа, тему «Урок - игра по теме «Лексика».

Сбор багажа. А теперь проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.

КРОССВОРД

1.   2.   3.                
               
             
               
5.                      

 

Устная работа с классом – разгадывание кроссворда

1) слова, близкие по лексическому значению (синонимы) - пример

2) словарный состав языка (лексика) - пример

3) слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы) - пример

4) сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке (словарь) - пример

5) новые слова (неологизмы) - пример

Итак, пора в путь-дорогу!

- Какие дороги бывают?

А ответить на этот вопрос нам поможет словарный диктант.

3. Словарный диктант. Записать слово по его толкованию:

1. Дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим ее сторонам (аллея).

2. Пешеходная дорожка по сторонам улицы вдоль домов (тротуар).

3. Дорога, замощенная щебнем, а также всякая дорога с твердым покрытием (шоссе).

4. Большая проезжая дорога (устар.) (тракт).

5. Грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами (проселок).

6. Подземная, наземная или надземная городская электрическая железная дорога (метрополитен).

7. Узкая дорожка, протоптанная пешеходами, животными (тропинка).

8. Дорога для автомобильного движения (автострада).

9. Наезженная дорога, путь (на Украине и юге России) (шлях).

10. Пожелание уезжающему, уходящему (в добрый путь, счастливой дороги).

Выполнение заданий.

Подумайте только, как много Значений у слова “дорога”. Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом, И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне, И шаг альпиниста по круче К вершине, упрятанной в тучах. И след корабля над волнами, И синее небо над нами… И вот уж пополнилось новым Значеньем привычное слово. Представьте: готова ракета К прыжку на другую планету. Прощаясь с ее экипажем, Стоящим у звезд на пороге, Мы просто и буднично скажем: – До встречи! Счастливой дороги! Подумайте только: как много Значений у слова “дорога”!

Ø Какое слово дорога? (Многозначное)

Ø 1.Запишем предложение:

Труд – дорога к успеху.

Ø Объясните постановку тире в предложении.

Ø В каком значении выступает слово “дорога”? В прямом или переносном? (перен. Средства достижения какой-нибудь цели, жизненный путь)

Ø Вспомните, что переносное значение является одним из значений многозначного слова. Переносные значения могут быть основаны на сходстве формы, цвета, действий, пространственной и временной близости(смежности)

 

Ø 2.Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, печальный, дышит.

Ø Разберёмся в ошибках детей. Прочитайте текст.

 

Пят…летний Серёжа заявил, что он не пойдёт в школу, так (как) там на экзаменах режут. В другой раз (не) пош…л на улицу, боясь, сто его мороз ударит. Петя сказал маме, что он (не) повесил рубашку сушить на солнышк…, потому что (не)достал до него.

(К. Чуковский)

Ø 3.Объясните пропущенные орфограммы. Записываем текст в тетради.

Ø Какие слова в тексте даны в прямом значении, в переносном значении?

Прямое значение – это основное, первоначальное: пятилетний Серёжа заявил

-А в переносном какие слова?

Режут на экзаменах, то есть ставят «2», в отличие от резать хлеб на части;

Ударил мороз –переносное, ударить по голове – прямое;

Сушить на солнце – значит вынести на воздух, под лучи – переносное,

Сушить на верёвке – прямое

 

Ø Учитель: посмотрите, какие интересные дома! Познакомимся с их жителями.

В первом доме идет заседание общества любителей образного слова. Собрались здесь слова необыкновенные: пламенные и страстные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.

 

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Только вот забыла я,

Как их зовут, мои друзья? (Синонимы)

Ø Что мы называем синонимами?

Живут синонимы в доме №3, письмо получает один из братьев по имени Смелый.

Ø Назвать имена остальных братьев.

(Храбрый, Мужественный, Отважный, Бесстрашный, Решительный)

-Молодцы, ребята!

Ø Читаем письмо.

«Дорогие синонимы! Хотели обойтись без Вас, но вот, что у нас получилось. Помогите нам.

Жильцов дома номер два

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

Учитель: Кто это? Один высокий – другой низкий. Один толстый – другой тонкий, один грустный – другой весёлый

Дети: Антонимы.

Ø Что называется, антонимами? (Ученики отвечают).

Ø Учитель: А для них письмо от дорогого дедушки, только вот половину размыто. Видно снегом припорошило. Поможем братьям письмо прочитать? Восстановим текст.

 

Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтоб вы росли…

Ø 6.Задание: продолжите письмо, восстановите текст, используя антонимы, которые вы подберете к первой части (смелыми, щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, правдивыми, образованными, волевыми).

Ø Учитель: а кому всё же письмо адресовано? (Нам!)

Ø Учитель: Ребята, а нам пригодятся советы дедушки?

 

Ø Учитель: Окна четвертого дома распахнуты настежь и оттуда доносится веселая песенка. Интересно, кто там живёт?

 

Мы слова из русской речи, из родного языка.

Найдите “лишнее” слово.

А. Водный

Б. Водяной

В. Водитель (правильный ответ)

Г. Наводнение

4. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:

А. Однозначными

Б. Многозначными

В. Синонимами

Г. Омонимами (правильный ответ)

5. Решите примеры, вставьте пропущенные слова-омонимы в парах:

А. Не люблю запах____лука_____

Туго натянуть тетиву ____лука_______

Б. Умыть _____лицо____

Определить __лицо______глагола.

В. Подъёмный ____кран______

_кран_________с горячей водой.

6.Слова одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению, называются:

А. Многозначными

Б. Синонимами (правильный ответ)

В. Омонимами

Г. Антонимами.

7.Антонимы – это…

А. Слова, сходные по значению

Б. Слова одной части речи, противоположные по значению (правильный ответ)

В. Многозначные слова.

8.Подберите к словам сначала синоним, затем антоним (Например, жара-зной-холод)

Мрак - (темнота – свет)

Смеяться – (улыбаться – плакать)

Мощный – (сильный – слабый)

VII. Рефлексия.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Актуализация опорных знаний учащихся.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.