Отношение родителей и педагогов к интегрированному обучению — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Отношение родителей и педагогов к интегрированному обучению

2017-10-01 522
Отношение родителей и педагогов к интегрированному обучению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Расширение опыта совместного обучения, придание ему устойчивой тенденции не возможно без углубленного изучения отношения к интеграции участников данного процесса и, в первую очередь, родителей нормальноразвивающихся детей и детей с отклонениями в развитии, а также педагогов массовых, комбинированных и специальных учреждений.

В связи с этим методом анкетирования было проведено исследование, направленное на изучение отношения к интеграции, к ее различным моделям педагогов и родителей массовых, специальных и комбинированных учреждений.

С целью изучения отношения педагогов и родителей к разным аспектам образовательной интеграции, к сложившимся и новым формам обучения детей с нарушенным слухом было проведено специальное исследование методом анкетного опроса.

Были разработаны пять типов анкет: для педагогов массовых, комбинированных (с группами и классами для детей с нарушенным слухом) и специальных учреждений, для родителей слышащих и неслышащих детей. Всего было опрошено 616 человек. Данные по количеству респондентов представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Количество респондентов Педагоги специальных образовательных учреждений 24 чел.

Педагоги комбинированных образовательных учреждений (сурдопедагоги и воспитатели специальных групп и классов) Педагоги массовых групп и классов) 93 чел.

Педагоги массовых учреждений 34 чел.

Родители слышащих детей 256 чел.

Родители неслышащих детей 209 чел.

 

Анализ отношения родителей к возможностям совместного обучения детей с нормальным и нарушенным слухом показал следующее.

Если родители неслышащих детей достаточно хорошо знакомы с тем, что их дети могут обучаться и воспитываться вместе со слышащими сверстниками, то родители слышащих детей знают об этом процессе в основном лишь в том случае, если их дети обучаются в комбинированных учреждениях. Так они ответили положительно в 77,5%, в том время как родители детей посещающих массовые учреждения, - лишь в 25% случаев.

Родители в целом положительно относятся к возможности совместного обучения детей с нормальным и нарушенным слухом: против такого обучения выступает лишь 8-11%. Однако более трети родителей затрудняются выразить своё отношение к проблеме интегрированного обучения. Это обусловлено и их низкой осведомлённостью, и новизной процесса, и наличием или отсутствием опыта обучения конкретного ребёнка в условиях интеграции.

 

 

Отношение к интегрированному обучению родителей слышащих и

неслышащих детей Категория родителей Отношение к интегрированному обучению (в % %)

В дошкольном возрасте В школьном возрасте

Положительно Отрицательно Возможность в отдельных случаях Затрудняюсь ответить Положительно Отрицательно Возможность в отдельных случаях Затрудняюсь ответить

Родители слышащих детей 47,4 6,3 23,3 23 28,4 11,5 24,9 35,2

Родители неслышащих детей 38,5 11 8,7 41,8 38,5 11,0 8,7 41,8

 

Позиция родителей слышащих детей по отношению к интеграции во многом определяется тем, какое учреждение (массовое или комбинированное) или какую группу (смешанную или массовую) посещает их ребёнок. Более позитивно и в целом к интеграции, и к различным ее формам (полная интеграция, смешанная группа) относятся родители, чьи дети посещают комбинированные учреждения, и особенно те, чьи дети воспитываются в смешанных группах.

Отношение к интегрированному обучению у родителей неслышащих детей определяется, прежде всего, возможностями их ребёнка и зависит от состояния его слуха и речи, а также от состояния слуха самих родителей. Так количество родителей, оценивающих положительно совместное обучение, постепенно снижается по отношению к детям с незначительной, тяжёлой тугоухостью и глухотой: с 41% до 31%. Ещё более ярко эта тенденция проявляется по отношению к уровню речевого развития детей. Чем хуже говорит ребёнок, тем меньше родителей, положительно оценивающих интегрированное обучение: процент падает с 41% до 20%.

Для нас особый интерес представляло сопоставление отношения к интеграции родителей неслышащих детей, имеющих нормальный и нарушенный слух.

Позиция родителей слышащих детей по отношению к интеграции во многом определяется тем, какое учреждение (массовое или комбинированное) или какую группу (смешанную или массовую) посещает их ребёнок. Более позитивно и в целом к интеграции, и к различным ее формам (полная интеграция, смешанная группа) относятся родители, чьи дети посещают комбинированные учреждения, и особенно те, чьи дети воспитываются в смешанных группах

(см. график 1).

График 1

 

Отношение к интегрированному обучению у родителей неслышащих детей определяется, прежде всего, возможностями их ребёнка и зависит от состояния его слуха и речи, а также от состояния слуха самих родителей. Так количество родителей, оценивающих положительно совместное обучение, постепенно снижается по отношению к детям с незначительной, тяжёлой тугоухостью и глухотой: с 41% до 31%. Ещё более ярко эта тенденция проявляется по отношению к уровню речевого развития детей. Чем хуже говорит ребёнок, тем меньше родителей, положительно оценивающих интегрированное обучение: процент падает с 41% до 20%.

Для нас особый интерес представляло сопоставление отношения к интеграции родителей неслышащих детей, имеющих нормальный и нарушенный слух (График 2).

График 2

 

Как видно из графика, родители с нормальным слухом более позитивно относятся к совместному обучению: они оценивают его положительно в 41% случаев, а родители с нарушенным слухом - в 32,2%; у слышащих родителей реже встречается отрицательное отношение (9,4% против 15%). Вместе с тем почти половина и слышащих и неслышащих родителей (соответственно 42,9% и 39%) затрудняются выразить своё отношение к интеграции, что говорит об их определённой настороженности. Нет сомнений лишь у тех родителей, чьи дети обучаются в массовой школе: они однозначно выступают за интеграцию.

Если положительное отношение большинства слышащих родителей к интегрированному обучению их неслышащих детей можно было с уверенностью предположить, то столь позитивное отношение неслышащих родителей к интеграции можно отнести к результатам целенаправленной работы, проводящейся в последние десятилетия по организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным слухом. Известно, что основными противниками интегрированного обучения выступали именно неслышащие родители, тем отраднее выявленные позитивные изменения в их позиции.

При оценке двух форм интеграции родители слышащих детей считают наиболее эффективной модель полной интеграции, а родители неслышащих детей - воспитание и обучение в смешанных дошкольных группах. Наиболее высоко оценивают эти формы интеграции родители, чьи дети обучаются в условиях полной и комбинированной интеграции или в смешанных группах.

Согласие почти 80% родителей слышащих детей и 95% родителей неслышащих детей на обучение их ребенка в смешанной группе только подтверждает тот факт, что такая группа в данное время является формой обучения, которая удовлетворяет большинство родителей.

Изучение отношения педагогов к интегрированному обучению позволяет сделать некоторые предварительные выводы, которые нуждаются в уточнении в процессе анкетирования значительно большего количества педагогов, работающих в массовом и специальном образовании.

Была выявлена достаточно высокая осведомленность педагогов о возможности интегрированного обучения: положительно ответили 2/3 опрошенных. При этом наибольшую осведомленность, естественно, проявили педагоги, работающие с неслышащими детьми, а также массовые педагоги комбинированных учреждений.

В целом педагоги положительно относятся к совместному обучению детей с нормальным и нарушенным слухом. Данные представлены в таблице 3.

Таблицa 3

 

Отношение педагогов к интегрированному обучению

Категории педагогов Отношение к интегрированному обучению (в % %)

В дошкольном возрасте В школьном возрасте

Положительно Отрицательно Возможность в отдельных случаях Затрудняюсь ответить Положительно Отрицательно Возможность в отдельных случаях Затрудняюсь ответить

Педагоги массовых дошкольных групп и классов комбинированных учреждений 71 4 21 4 37,5 10,5 33 19

Педагоги массовых учреждений 44 6 32 18 38 - 38 24

Педагоги специальных дошкольных групп и классов комбинированных учреждений 67 2 19 12 47 - 44 9

Педагоги специальных дошкольных групп и классов специальных учреждений 12 25 63 - 8 13 75 4

 

 

Как видно из таблицы, среди массовых педагогов наиболее позитивное отношение к интегрированному обучению отмечается у тех учителей и воспитателей, которые работают в комбинированных учреждениях (включая и сурдопедагогов), то есть у тех, кто уже вовлечен в процесс интеграции. Они считают такую форму обучения дошкольников эффективной или возможной в 86% - 92% случаев.

Более настороженно относятся к интегрированному обучению педагоги массовых учреждений: до четверти из них затрудняются с ответом, они чаще отмечают эффективность интеграции лишь в отдельных случаях.

Особую позицию занимают педагоги специальных учреждений: среди них наибольшее количество противников совместного обучения: 25% педагогов по отношению к интеграции дошкольников и 13% - школьников; они считают интегрированное обучение эффективным, как правило, лишь в отдельных случаях. При этом их отношение к интеграции оказывается диаметрально противоположным позиции сурдопедагогов и воспитателей, работающих с неслышащими детьми в условиях комбинированного детского сада или школы (График 3).

График 3

 

Выявленные особенности в отношении к интеграции наиболее ярко проявились при оценке родителями и педагогами эффективности воспитания и обучения детей в смешанной дошкольной группе. Данные представлены в таблице 4. Категории педагогов Отношение к интегрированному обучению (в % %)

В условиях полной интеграции В условиях смешанной дошкольной группы

Положительно Отрицательно Затрудняюсь ответить Положительно Отрицательно Затрудняюсь ответить

Педагоги массовых дошкольных групп и классов комбинированных учреждений 83 6 11 73 12 15

Педагоги массовых учреждений 65 3 32 65 15 20

Педагоги специальных дошкольных групп и классов комбинированных учреждений 67 9 24 67 3 30

Педагоги специальных дошкольных групп и классов специальных учреждений 54 25 21 17 50 33

Родители слышащих детей 54 25 21 17 50 26,9

Родители неслышащих детей 62 - 38 74 - 26

 

Большинство педагогов массовых и комбинированных учреждений (включая и педагогов специальных групп и классов) относятся к ней положительно (65-73% педагогов), а специалисты, работающие в коррекционном учреждении - крайне настороженно: за выступает 17% педагогов, против - 50 %.

Поддержка педагогами интегрированного обучения проявилась и в том, что те из них, кто работает в массовых и комбинированных учреждениях, в основном рекомендуют родителям обучать детей в условиях интеграции: в массовой дошкольной группе (классе), в смешанной группе, в специальной группе (классе) массового учреждения. Но и здесь позиция педагогов специальных учреждений иная: они в большинстве случаев рекомендуют обучение ребенка в специальном детском саду или школе.

Сопоставление позиции педагогов и родителей по отношению к интегрированному обучению показало, что в целом родители (как слышащих, так и неслышащих детей) относятся к нему несколько более настороженно, чем педагоги массовых и комбинированных учреждений, но значительно более позитивно, чем специалисты коррекционного учреждения.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод: значительно более позитивно к интегрированному обучению относятся педагоги комбинированных учреждений, также как и родители слышащих и неслышащих детей, обучающихся в них. Наиболее отрицательно к интегрированному обучению настроены специалисты, работающие в специальном учреждении. При этом родители неслышащих детей, воспитывающихся в специальном детском саду или школе, относятся к интеграции значительно более позитивно, чем педагоги.

Это связано с тем, что педагоги, обучающие детей в специальном учреждении, с одной стороны, мало знают о результатах обучения детей в условиях интеграции, а с другой стороны - именно они часто сталкиваются с отрицательным опытом неорганизованной интеграции. Педагоги специальных учреждений неоднократно принимали на обучение неговорящих детей, которые в течение нескольких лет находились в массовых дошкольных или школьных учреждениях.

Вместе с тем столь разительное отличие отношения к интегрированному обучению у педагогов специальных детских садов и школ от позиции учителей и воспитателей массовых и комбинированных учреждений и родителей неслышащих детей, в том числе и воспитывающихся в их учреждении, должно насторожить специалистов. Необходимо продумывать мероприятия, которые будут в большей степени вовлекать специальные учреждения в процесс интеграции, в частности через психолого-педагогическое сопровождение детей, посещающих массовые детские сады и школы, через оказание им коррекционной помощи, через помощь педагогам массовых учреждений в обучении детей с нарушенным слухом.

Выявившееся различие в отношении к интеграции сурдопедагогов, работающих в комбинированных и специальных учреждениях, еще раз подчеркивает принципиально большие возможности в организации образовательной интеграции, которые имеются в комбинированных учреждениях, их перспективность на современном этапе совершенствования системы специального образования.

 

Образование учащихся с нарушением слуха в условиях массовой школы

Т.А.Соловьева

 

 

Развитие системы ранней помощи, целенаправленная разработка разноуровневых моделей интеграции дошкольников с нарушенным слухом, открытие смешанных групп привело к тому, что появилась новая категория дошкольников с нарушением слуха. К основным ее отличительным особенностям можно отнести: близкий к возрастной норме уровень речевого и общего развития, богатый опыт общения и разных видов совместной деятельности со слышащими сверстниками. Высокий уровень дошкольной подготовки этих детей позволяет их родителям выбирать для своего ребенка массовую школу рядом с домом. Родители полагают, что и в школе их дети будут также обеспечены сурдопедагогической помощью и специальной психологической поддержкой. В реальности все складывается иначе.

Государственная политика в области модернизации среднего образования направлена на переход к хозрасчетной системе финансирования. В такой ситуации на первое место выходит повышение престижа школы, ее конкурентоспособности. Стремление к повышению качества образовательной подготовки учащихся на практике выражается в открытии гимназических и лицейских классов, классов профильного обучения, развитии системы дополнительного образования и т.д. Программное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса становится вариативным, педагогами разрабатываются авторские программы преподавания той или иной учебной дисциплины. В результате от ученика обычного класса массовой школы требуется овладеть большим объемом знаний и умений в более короткие сроки. В сложившейся ситуации общеобразовательная школа часто оказывается не готовой к принятию ребенка с отклонениями в развитии. Отсутствует необходимое нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение процесса образовательной интеграции школьников, в том числе с нарушением слуха. Возникает опасность игнорирования особых потребностей неслышащего ребенка, его обучение может оказаться лишь формальным пребыванием в стенах массовой школы.

Одной из наиболее актуальных задач отечественной сурдопедагогики в настоящий момент становится разработка научно-методического обеспечения процесса образования ребенка с нарушением слуха в условиях массовой школы. Для решения поставленной задачи, а также с целью обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием выпускников комбинированных ДОУ на базе средней общеобразовательной школы N578 г. Москвы был открыт класс кратковременного пребывания для неслышащих учащихся. На этот класс выделена 1 ставка сурдопедагога и 0,5 ставки педагога-психолога. Основными задачами работы класса являются:

 

оказание индивидуальной специализированной помощи детям с нарушением слуха, обучающимся в школе N578 и других школах Южного округа г. Москвы;

 

обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания детей с нарушенным слухом в школе N578.

 

 

Основанием для зачисления детей в класс кратковременного пребывания являлось заявление родителей (или лиц, их заменяющих) и заключение ПМПК. Наполняемость класса - 8 человек. Основной состав - первоклассники, выпускники ДОУ комбинированного вида. Кроме них в класс были приняты трое учащихся школы № 578 (8, 10 и 14 лет) с нарушениями слуха. Все эти дети по 1-2 человека вливались в массовые классы на условиях полной интеграции.

По результатам обследования слухоречевого и общего развития поступающие в первый класс дети с недостатками слуха были признаны готовыми к получению образования в условиях массовой школы. Важно, что состояние слуховой функции не являлось определяющим фактором. Основными показаниями к обучению в массовой школе стали: приближенный к возрастной норме уровень общего и речевого развития, коммуникабельность, психологическая готовность к обучению среди нормально развивающихся сверстников. Первичное обследование также выявило наличие небольших нарушений произносительной стороны устной речи и специфического аграмматизма, характерного для учеников первого отделения школы для слабослышащих детей.

Перед началом учебного года была проведена подготовка педагогического коллектива школы к работе с детьми с нарушением слуха, и прежде всего учителей начальных классов. Основой для консультативной и методической поддержки педагогов стали научно-методические материалы, разработанные сотрудниками Института коррекционной педагоги РАО [1, 2, 6].

Основными направлениями коррекционной поддержки со стороны сурдопедагога стали: преодоление недостатков произносительной стороны речи и ее грамматического оформления, развитие слухового восприятия, диалогической и монологической речи, контроль за успеваемостью ребенка по общеобразовательным предметам, оказание помощи при возникновении трудностей усвоения массовой программы. Разработка содержания коррекционных занятий, подбор лексико-грамматического материала проводились с опорой на тематическое планирование педагога массового класса и во взаимосвязи с общеобразовательными предметами.

Особое место в образовательном процессе занимает работа с родителями. Родители посещают коррекционные и консультативные занятия их ребенка с сурдопедагогом. Сурдопедагог составляет рекомендации для родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка. Очень важно исключить дублирующее обучение, когда ребенок приходит на урок с уже изученным дома материалом. В том случае, если такой вариант является единственно возможным для успешного обучения, встает вопрос о целесообразности пребывания ребенка в массовой школе. Полезнее для данного ученика может быть организация совместной со слышащими детьми внеклассной деятельности, участие в праздниках и спортивных мероприятиях при оказании постоянной коррекционной помощи.

Вполне очевидно, что ребенок с нарушением слуха, не готовый к обучению со слышащими сверстниками, не сможет эффективно осваивать программу. Однако, первый опыт помощи интегрированным детям с нарушением слуха показал, что даже в том случае, когда ребенок признан готовым к обучению в массовой школе, у него могут возникнуть серьезные затруднения. Они связаны с двумя областями школьной жизни - это усвоение программы массовой школы и общение со слышащими сверстниками.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.