Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-10-01 | 838 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ХРОНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ.
В истории хронология играет ключевую роль. Это скелет, на основе которого выясняется последовательность тех или иных фактов, событий в историческом процессе. Поэтому для того, чтобы хронологические знания и умения выстроить в определенной последовательности, необходимы определенные навыки и умения. В целом хронология устанавливает ход и картину событий, их причины и следствия. Хронология – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая систему летоисчисления и календари разных народов и государств. Существует целый ряд приемов изучения хронологии. Они отличаются в зависимости от класса. В младших классах рекомендуют приводить в качестве приема личный пример в изучении хронологии. Чертится вектор времени. На нем в виде точек либо черточек отменяется время жизни учеников, возраст ученика от момента рождения, до того момента, как он пришел в школу. Отрезок жизни родителей. И сопоставляется возраст ученика с возрастом родителя. Потом этот отрезок можно продлить, сравнить с событием каким-нибудь. Целесообразно научить четко различать продолжительность века. Сколько лет длится век, тысячелетие. Это целесообразно делать на примере отрезка, который ученики чертят в своих тетрадках. Вектор целесообразно в дальнейшем делать, отражающим реальный ход истории. Поставить цифру 0, что будет обозначать начало новой эры. Объяснить, каким способом отмеряли время раньше, и каким образом строится временной отсчет в наше время. Что значит до нашей эры, что значит наша эра. Каким образом мерили время различные народы. В начальной школе важно объяснить римскую систему летоисчисления, чтобы не возникало вопросов в дальнейшем. Нужно объяснить, что означает начало века, середина, вторая четверть, вторая половина. В различных классах эффективным представляется составление хронологических таблиц. Сравнивать событие в отдельно взятой стране и в мире в целом. Это важно для того, чтобы соотносить последовательность событий. Чтобы не возникла путаница. Для различных знаний в области хронологии проводятся игры. Самый простейший прием: сколько лет прошло со времени такого-то события, которое произошло до нашей эры, в нашу эру. Эти задания наиболее уместны в начальной и средней школе.
|
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ИСТОРИИ, КОНСПЕКТ и ПЛАН УРОКА, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В некоторых школах требуют обязательное написание учителем плана урока перед уроком. Во время педагогической практики вы должны будете составлять планы уроков, и потом присоединить их к отчету за практику. Подготовка к уроку начинается с изучения учителем государственного стандарта и программ для всех классов. Госстандарт есть в школе. Это необходимый перечень вопросов, которые необходимо пройти. Программы могут меняться в зависимости от учебников, тем. Поэтому лучше всего программы доставать в Университете педагогического мастерства, который находится в районе Владимирской в районе Пяти углов. На основе Госстандарта учитель выявляет систему фактов и понятий, изучение которых будет происходить в течение года. В дальнейшем преподаватель прослеживает как эта система тем отражена в школьных учебниках. В Госстандарте темы могут идти в одной последовательности, а в учебнике в другой. Некоторые темы могут отсутствовать. Т.е. учебники не всегда соответствуют Госстандарту. Хороших учебников нет вообще. Обычно количество тем в учебнике превосходит Госстандарт. Поэтому иногда необходимо какие-то темы объединять, какие-то вообще опускать. Необходимо составить тематическое планирование уроков. Нужно составить собственное планирование, где будут перечислены те темы, которые будут изучаться в течение года: последовательность тем, расположение повторительно-обобщающих уроков. Т.е. план должен быть составлен в соответствии с учебником и Госстандартом. Часто в школах требуют тематическое планирование от учителя в виде таблицы: № урока название темы, разделы количество часов Указывается и название учебника или учебников в рамках изучения раздела. В вузах сейчас тоже требуется составление программ. На основе тематического планирования составляются поурочные планы. Преподавание истории включает в себя 1) подготовку к уроку учителя, т.е. составление плана-конспекта, 2) деятельность учителя и учащихся в школе, т.е. реализация плана на практике, 3) анализ качества и эффективности учебной работы. Существует перечень функций подготовки к уроку. Они нигде не прописаны, но подразумеваются. 1 функция. Гностическая. Включает в себя: 1) осмысление содержания учебного материала учителем. 2) Формулирует дидактическую цель. Иногда в школах устраиваются педагогические советы. На них обсуждаются такие теоретические вопросы. 3) Определение типа урока. 4) Выявление структуры урока. В рамках Гностической функции учитель выбирает источники знаний. Это текст учебника, рассказ или лекция учителя, документ, учебная картина, учебный телевизионный фильм. Сюда же относится анализ домашнего задания, подготовка вопросов домашнего задания. 2 функция. Конструирующая, подразумевает анализ особенностей состава учеников конкретного класса. Я бы включил анализ расположения урока в течение конкретного дня. Если урок по истории последний, то вы сами можете представить состояние учеников. Если это 7й урок, значит ученики уже устали. Также нужно учитывать, какой предшествующий урок был, например, если до этого была физкультура, то состояние учеников на подъеме. Или до этого был отменен урок, на котором они ничего не делали, потому что учитель заболел. И они уже расхолодились и не настроены работать дальше. Конструирующая функция подразумевает определение доминирующего характера деятельности учеников, уровни познания. Самый простой уровень познания – воспроизводящий, когда ученик воспроизводит сказанное учителем на уроке. Либо дословно повторяет, либо со своими дополнениями. Преобразующий уровень. Когда ученик делает что-то сам. Например ученик послушав лекцию, оставляет план, конспектирует. Творческо-поисковый уровень. Когда ученик анализирует документы и делает самостоятельные выводы. Учитель должен определить, что будет в течение конкретного урока происходить, сочетание различных уровней познания, как будет сконструирован урок: сочетание различных уровней познания, где будет изложение нового материала, где будет расположено домашнее задание, где поисковые моменты. Нужно продумать структуру урока с учетом познавательных возможностей данного класса. В школах обычно «А» самый сильный класс. А чем дальше, тем хуже. Для класса «А» нужно продумывать более сложные задания, для классов уровня «Б» попроще. Но и внутри класса есть более способные ученики и отстающие. Это надо учитывать в рамках построения урока. Если вы ведете уроки в нескольких классах, то можете составить план урока для одного класса, а затем менять структурные звенья. Подразумевается, что для каждого класса составляется свой собственный план урока. Но проще составить один план, а затем варьировать, упрощать изложение материала. Нужно продумать, когда будет опрос, когда будет повторение, что задать на дом? 3 функция. Организационная. Подразумевает как учитель продумывает начало урока, обращение к ученикам. Чем ученики будет заниматься на уроке? Как организовать класс вообще? Какие дать познавательные задания, как можно развеселить класс, анекдот рассказать, но связанный с темой урока. Потому что можете быть уверены, что обо всем будет известно директору. Дети всегда рассказывают родителям, ученикам других классов, администрации. Важно и за внешним видом своим следить. 4 функция. Информативная или излагающая. Касается учебного содержания урока. Какие приемы изложения будут на уроке? Описание, сравнение… Как излагать учебный материал в рамках данного урока. Какие будут использованы средства обучения, носители информации? Карты, картины, фильм. Разрабатывая содержание, учитель определяет материал: основной и дополнительный. Что важно, а что можно упустить. В какой форме дать материал, в каком объеме. На уроке учитель не пересказывает материал учебника, смысла в этом нет. Надо изложить главные вещи, основные. Разложить по полочкам, разжевать. Важно как образно красочно подать материал, чтобы основные факты укоренились в сознании хотя бы до следующего урока. Как будет проходить работа по иллюстрациям, по синхронистическим таблицам. 5 функция. Контрольно-учетная. Продумывание того, как будет осуществляться проверка, закрепление знаний, оценка знаний. Например 4 ошибки на тест – это «2». Потому что ученики всегда спрашивают: а если будет 1 ошибка, что вы поставите? а если 2 ошибки? Поэтому нужно сразу сказать критерии оценки. В целом критерием оценки знаний является объективность, всесторонность и гласность. Структурно-функциональный анализ изучаемого материала. Этот анализ используется при подготовке к уроку. Когда вы информацию, исторический материал можете изложить в определенную структуру. Структурализм появился в начале 20 века как философское течение. Структурный метод применяется и в отборе материала урока и в построении самого урока. Это очень эффективно. Когда вы знаете структуру урока, исторической информации, вы можете легко этой структурой пользоваться, менять какие-то звенья. Структурный анализ – это логическая обработка содержания урока учителем, выделение из его содержания главных исторических фактов, теоретических положений и вытекающих из анализа фактов теоретических выводов и обобщений. Вообще структура есть во всем. Всю информацию нужно укладывать в определенные структуры, тогда ее гораздо проще изучать. Функциональный анализ – это определение образовательных, воспитательных и развивающих возможностей, выделенных при структурном анализе положений и выводов. Образно говоря, структурный анализ отвечает на вопрос: что именно взять, т.е. основные факты; а функциональный анализ отвечает на вопрос: для чего это надо? что с помощью этих фактов и положений можно донести до учеников? Т.е. ради чего все это делается? Основное содержание урока – это главные исторические факты, воссоздание картины событий, имеющие определяющее значение в развитии исторического процесса. Из анализа главных фактов вытекают основные выводы и обобщения. Например, ваша курсовая работа имеет структуру: введение, постановка задачи исследования, анализ историографии и источников; основное содержание – раскрытие главной темы, в виде глав, подглав; заключение, выводы, список литературы. То же самое и структура в отборе материалов, отделение главных фактов от второстепенных, последовательность изложения. Не обязательно главные факты должны нести в себе большое теоретическое содержание. Главные факты ценны своей образностью и яркостью. Школьники не воспринимают сухую теоретическую информацию. История касается людей, поэтому лучше вести эмоциональное изложение, а не сухое. Если вам будет «по барабану», то школьникам тем более. Т.е. должна чувствоваться ваша заинтересованность. Помимо главных, привлекаются и неглавные исторические факты, картографические и хронологические сведения. Надо иметь в виду, что фактический материал, в зависимости от возраста может изучаться на эмпирическом (опытном) и теоретическом уровнях. При подготовке учителя к уроку истории важную роль отводят определению цели урока. Эти цели прописываются для каждого урока, для каждой темы. Цель – это мысленное предвосхищение результата деятельности. Какие цели бывают? Общеобразовательная, воспитательная и развивающая. При определении целей исходят из общепризнанного представления о ценностях, а также цели изучения истории. Цели бывают разные, могут быть глобальными, среднего диапазона действия и короткие, рассчитанные на каждый урок. В плане учитель записывает тему и цель урока. 1) Общеобразовательная цель подразумевает какие важнейшие знания формируются. Какие знания вы готовы передать ученикам. Что самое главное из содержания урока должны усвоить ученики? Повторение, закрепление, углубление знаний. 2) Воспитательные цели: каков вклад урока в воспитание нравственных, эстетических качеств личности: доброта, честность, целеустремленность, патриотизм, открытость. 3) Развивающая цель. Какие умения развиваются на основе оперирования материалом? Что необходимо развить? Например, научить составлять план, научить в логической последовательности изучать материал, формулировать вопросы и выводы. Цели могут повторяться, но полностью они не должны совпадать. Если вы в течение 10 тем пишете одни и те же воспитательные и развивающие цели, то к вам могут возникнуть серьезные вопросы. Для каждого конкретного урока должны быть свои воспитательные и развивающие цели. План-конспект урока: Он необходим на начальном этапе преподавательской деятельности учителя. Конспект нужен при подготовке к уроку, так как работа над ним помогает организовать учебный материал в его логической последовательности. Можно записывать план-конспект в тетрадь 48 листов. Можно на листы формата А-4. Конспект урока – это модель сценария урока. При составлении конспекта учитель выясняет, нужны ли ему проверка знаний и умений на уроке, изучение нового материала, закрепление, повторение, задание на дом, какова последовательность и расположение этих звеньев, сколько времени отводится на каждый этап. Это сценарий урока. Решение о методах и приемах работы учитель выбирает только после отбора содержания и планирования задач с учетом специфики класса и своего стиля работы. Учитель также учитывает состояние учеников, их возможное настроение, работоспособность, возможности кабинета истории, имеющееся время. Это все продумывается заранее, но для каждого класса рекомендуется составлять свой конспект. Надо иметь в виду, что наибольший объем информации усваивается в самом начале урока, первые 15 минут. Поэтому советуют давать изложение новой темы в начале урока. В конспекте учитель формулирует вопросы для опроса, записывает переход к началу изложения нового материала, выводы, формулировки, обобщения. Методика урока. Каким образом составляется план-конспект урока? Урок № ___. Тема урока: «_____». Цели урока. Обычно 3 цели: общеобразовательная:____ воспитательные цели _____, ____, ____ развивающие цели ______ Перечень оборудования: учебник, контурная карта, атлас, учебная картина, слайды с диапроекором, телевизор, учебный фильм. Содержание учебного материала. Вам надо определиться, когда будет проведена проверка домашнего задания: в начале урока или в конце. Проверка домашнего задания: вопросы…., устные или письменные, задания… Записывается, какой вид опроса будет: фронтальный, индивидуальный, смешанный, групповой. После проверки д/з план новой темы: I. Название общей темы. 1) ___ 2) ____ 3) ____ Смысловые цепочки. Основные даты. Не надо пересказывать весь параграф, а основные самые главные вещи, ссылки на страницы учебника, документа, цитаты. Ваш рассказ должен быть не более 20 минут. Т.к. весь урок занимает 40 минут. Вывод: обязательно должен быть, так как ученики могут не запомнить, о чем говорилось на уроке. Лучше всего вывод продиктовать, чтобы записали. Домашнее задание: параграф такой-то. Дать вопросы, на которые они должны будут знать ответы к следующему уроку. Пример плана-конспекта урока. Это реальный план. Урок 14. Тема: расцвет Киевской Руси и ее культура. Цели урока: Образовательная: на конкретном материале показать, что культура развивается со всей жизнь общества. Воспитательная: нравственно-эстетическая. Привить любовь к истории русской культуры, воспитать чувство прекрасного. Развивающая: используя рисунки главы 3 учебника, дать характеристику памятников культуры. Опираясь на материал главы 3, оценит значение Киевской Руси в истории нашей родины. Основные вопросы изучения нового материала: Русский город 11-12 веков. Зодчество, художественное ремесло, устное народное творчество, летописи. Культура ___ дано определение. План изложения материала. Беседа о развитии ремесла, живописи, архитектуры, работа с иллюстрациями учебника. Вопросы к классу: Что собой представляла культура Древней Руси? Каковы достижения материальной и духовной культуры древнерусской народности? Кто являлся основным творцом высокой древнерусской культуры? Вывод: историческое значение древнерусской культуры: 5 пунктов. Д/з. Есть более подробные развернутые планы-конспекты урока. на 10 страниц. Полный конспект урока обычно нужен при проведении открытых уроков. В идеале к каждому уроку нужно составлять конспект. Например: Тема «Победа русского флота в окончании Северной войны». Класс__, программа в соответствии с Госстандартом____, учебник ______, тип урока: комбинированный. Цели урока: образовательные: Установить, какое значение имели победы русского флота для исхода Северной войны? Рассмотреть условия заключения мирного договора в Ништадте. Выяснить, какое значение имели итоги Северной войны для дальнейшего развития России? Выяснить обстоятельства, ход и результаты каспийского похода. Воспитательные: на основе просмотренного диафильма «Сражение при Гангуте» вызвать чувство гордости за победы русского флота и чувство уважения к таланту русских полководцев. Развивающие: продолжить работы с учащимися по формированию умений работы с картой, анализировать сражение по плану, прослеживать причинно-следственные связи и формулировать и излагать точку зрения. Оборудование: диафильм «Сражение при Гангуте», карты ___, ____ иллюстрации в учебниках: стр. 201, гравюра ______…. литература: Тарле «Северная война», Павленко «Петр 1».
|
|
|
|
Лекция № 4 Методика преподавания истории 17 марта 2008 года Методы и приемы преподавания истории.
Основные приемы изложения фактов: повествование и описание. Я говорил, что есть различные приемы повествования, то есть устная материала. 1 прием. Повествование. Это сжатое сообщение или рассказ об исторических событиях. Речь идет о том, как учитель может излагать исторический материал. Есть разные приемы, начнем с самого простого. Как подается материал новой темы? Сразу приведу вам пример повествования. Это устная речь, учитель стал перед классом и начинает рассказывать. Пример из учебника: «После смерти Ивана Грозного и его сыновей прекратился их царский род, сменилось несколько царей, но продолжался голод и беспорядки. Сильно ослабло русское государство. Воспользовавшись этим, чужестранцы вторглись в русские земли, поляки даже оказались в Москве» и т.д. Это изложение фактического материала, повествование. Вторая разновидность изложения или повествования, это сюжетно – повествовательный рассказ. Это подробное эмоциональное повествование, имеющее определенный исторический сюжет, нередко отличающийся драматизмом. В основе рассказа нередко лежит конфликтная ситуация. Как театральное представление или литературный сюжет в основе которого лежит завязка, кульминация, развязка. Пример: это описание жестокости на пиру Ивана Грозного из книги Алексея Толстого «Князь Серебряный». Можно прочитать, а можно своими словами рассказать, все зависит от вашего умения владеть русской речью. Пример. «Князь встал и, следуя обычаю, и низко поклонился царю. Тогда все бывшие за одним столом с князем также встали и низко поклонились Серебряному в знак поздравления с царской милостью. Серебряный должен был каждого отблагодарить особым поклоном. Между тем стольник возвратился к царю и сказал ему, кланяясь в пояс: Великий государь, Никита-ста принял блюдо, челом бьет. Когда съели лебедей, и слуги возвратились попарно из палаты с тремя сотнями жареных павлинов, которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и сыром, блины, грибы, пирожки и оладьи. Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки с медами. Напротив Серберяного сидел один старый боярин, на которого царь держал гнев. Боярин предвидел себе беду, но не знал какую, и ожидал спокойно своей участи. К удивлению всех кравчий Федор Басманов из своих рук поднес ему чашу вина: Василий, великий государь жалует тебя чашею. Старик встал, поклонился Иоанну, выпил вино. А Басманов, возвратился к царю и донес ему: Василий выпил чашу, челом бьет. Все встали, поклонились старику. Дыхание его сперлось, он дрожал всем телом. Внезапно глаза его налились кровью, лицо посинело, и он грянулся оземь. Иван Васильевич сказал: «Боярин пьян, вынесите его вон». Шепот пробежал по собранию, а земские бояре переглянулись и потупили очи в свои тарелки, не смея вымолвить ни слова». Вот такая зрелищная сцена, с убийствами, с трагедией. Таким образом можно построить, если грамотно продумать, диалог или сюжетно-повествовательный рассказ. Это интересней, чем слушать просто, как поляки в Москву вошли. Сюжетно-повествовательный рассказ бывает в различных книгах. Я привел пример общего плана. Есть методы персонификации в рамках сюжетно-повествовательного рассказа. Персонификация – это олицетворение. Персонификация – это форма сюжетного повествования о действиях вымышленного человека. Берется собирательный герой и рассказываем о нем для того, чтобы показать типичного представителя того времени. Есть еще один прием в рамках сюжетно-повествовательного рассказа, называется драматизация. Это когда повествование ведется в виде диалогов двух людей, в ходе которого разрешается конфликтная ситуация и раскрывается сущность явления. Здесь необязательно, чтобы только учитель со своей стороны задействовал эти приемы. Методы драматизации могут быть использованы самими учениками, если заранее дать материал, чтобы они подготовились. В рамках изложения новой темы сами ученики могут эту тему преподнести в виде драматизации. Пример драматизации следующий. Здесь приведена мини-постановка во время изучения новой темы, связанной с рассмотрением законов Хаммурапи. Это история древнего мира, древний восток, 6 класс. Тем не менее здесь можно построить интересный урок. В рамках этой постановки действующие лица, это богач, раб, купец, глашатай, начальник стражи, воины и народ. Действие происходит на площади. Входит богач в сопровождении раба несущего огромный мешок. То есть лучше, чтобы было не 2 ученика, а много. Купец наблюдает за ними. Богач: «Сиди здесь (удар плетью) ничтожный раб, ты годишься для того, чтобы тебя оскорбили шакалы, сегодня ты получишь свои 200 ударов палкой, клянусь Тигром и Евфратом. (уходит) Купец: «За что так тебя любит твой хозяин, наверное ты очень ленив? Кстати куда ушел твой хозяин? Раб: он ушел к судье. Купец: он хочет судить тебя, ты провинился? Раб: «Нет. Хозяин хочет променять меня на собаку судьи. Он говорит, что от нее будет больше пользы, а если обмен не состоится, то хозяин снова изобьет меня». Купец: «Да, не легко тебе живется» и т.д. Это можно сказать театральная постановка. Она не сложная, главное продумать какой именно сюжет обыграть. Там далее обыгрывается сюжет в отношении рабства. Отныне по законам Хаммурапи нельзя превращать в раба своего соплеменника. Если этот раб здесь жил длительное время, родился на этой земле, то его нельзя в дальнейшем держать в рабстве. И далее тех, кого купили чужеземцы, те, что увезены были, они тоже могли вернуться и стать свободными. Такая тема обыгрывается, но в виде диалога. На самом деле не так уж сложно. Тут главное представить какую именно тему вы хотите раскрыть и придумать диалоги. Иногда сами дети могут придумать такие сценки. И благодаря этому можно всякие сюжеты закрепить. Я такие постановки не делал, а проводил всякого рода открытые уроки в виде судебного процесса. Когда с одной стороны были раскольники, а с другой никониане. Суд над ними происходил, каждая из сторон заранее готовилась, тщательно продумав свои аргументы. Был прокурор, адвокат и был суд. Выступали перед всей школой, школа не большая была. Мы заслушивали сначала обвинения, затем ответы сторон, что они в свою защиту могут сказать, затем адвокат заступался. И в дальнейшем проводилось голосование. Это тоже достаточно драматично было, вы сами понимаете, что на кону было, что та команда которая побеждает я ставил всем 5, которая проигрывает – всем 3. В результате я поставил тем кто победил 5, а 3 ставить не стал. Но для того, чтобы простимулировать активность я им сказал, что ничего хорошего не будет с теми, кто проиграет. Поэтому там чуть ли не до мордобоя дошло. Интересно то, что наиболее достойно выступали старообрядцы. У них была самая эмоциональная речь и больше всего контраргументов. Никониане слабенько выглядели, но вероятно суд вспомнил, как в действительности происходило в истории, и решили не менять ход истории. Сделали так, что в этом случае тоже никониане победили, хотя старообрядцы лучше выступали. Но старообрядцам это очень не понравилось. Я еще проводил викторины, типа брейн-ринга. Делил класс или несколько классов на отдельные команды, и заранее готовил большой список вопросов, но без вариантов ответов по большому пройденному материалу, это было 5-6 больших тем. В дальнейшем я предлагал вопросы. У них были капитаны, не было только кнопки, надо было руку поднимать. Чья команда набирала больше очков, та и побеждала. Это тоже вызывает сильный эмоциональный всплеск. Такие игры, открытые уроки тоже стимулируют активность. Проводил открытый урок, посвященный Дню снятия блокады, я показывал фрагменты из документальных фильмов, комментировал и там тоже были викторины. Там настолько некоторые заинтересовались, что один ученик из 6 или 7 класса принес всякие трофейные штуки времен великой отечественной войны. У него была фашистская каска, кобура от пистолета Макарова, гильзы, и все с удовольствие рассматривали. Так проводит занятия гораздо интересней, чем просто изложение материала, когда все можно потрогать. И все это связать с открытым уроком, либо урок, посвященный какой-то теме. Есть много и письменных заданий, которые стимулируют активность, творчество учащихся. Я сразу вспоминаю мой знакомы Александр Ильич Филюшкин нечто подобное устраивал здесь в университете в рамках судебного процесса над Андреем Курбским. Там тоже была сторона обвинения, защита, меня тоже приглашали в качестве эксперта. Еще был суд над Мазепой. Это не сложно, главное продумать цель всего этого и организовать, а в дальнейшем все идет по накатанной схеме. Это вообще очень полезная вещь и это можно начинать со школы. Я работал в одной частной школе, там была интересная практика спичей. Там в середине дня раз в недели спичи, то есть устные выступления учащихся этой школы разных классов, от младших до старших, по каким то жизненным темам. Например, какое-то высказывание было: Кто успел, тот и съел. Нужно было, чтобы ученик выступил и показал различные точки зрения на различные вопросы и свое решение. И в дальнейшем начиналось обсуждение. Мы не сами это придумали. Это наработан опыт в Америке и в Западной Европе, там это очень развито в школах, вот такие устные выступления. В дальнейшем есть разные выступления на уровне штатов, состязания по тому, как следует выступать. Помимо драматизации, есть метод образного повествования. Это другое большое направление – образное повествование. Образное повествование – содержит теоретические сведения и передает главные факты в бесконфликтной форме, без мордобоя. Обычно оно используется, когда описываются явление экономической и социальной жизни. Образное повествование обычно сопровождается записью всевозможных графиков и схем, способствующих более четкому пониманию отдельного вопроса. Пример. При образном повествовании описывается хлопчато-бумажное производство и его развитие в конце 18 века. Учитель говорит: «В конце 18 века стало развиваться х/б производство. Русские крестьяне быстро смекнули его секреты, станочек то не хитрый даром, что английский, и у нас в деревне такой же сделаем и не хуже. У себя в крепостном сельце Иваново в избе-светелке заводил он ручной станок, покупал бумажную пряжу и начинал ткать. Далее рисуется все это на доске схематично: деревня, станочек и крестьянин. Таким образом, к рассказу учителя появляется на доске пояснение в виде схемы – это образное повествование. Либо образное повествование может быть при изучении темы промышленного переворота в России. Здесь учитель рассказывает: «недалеко от Москвы во Владимирской губернии раскинулись вотчины графа Шереметьева, много сел, Иваново и другие. Здесь издавна еще в 16 веке крестьяне ткали холсты и полотна. И это сопровождает схематичным рисунком. Конспективное повествование. Конспективное повествование используется при изложении не главных фактов. Это лишенное образности перечисление фактов, их пространственных, временных и количественных характеристик. Конспективное повествование уместно, когда чертятся таблицы, для изучения войн, народных восстаний, политической жизни. В таком-то году такое-то событие внутренняя политика. В таком то году следующее событие, это конспективное повествование. Перечисление войн, мирных договоров заключенных после этих войн. Главные факты излагаются в виде конспекта либо виде хронологической таблицы, в виде плана. Информативное сообщение, применяется при перечислении фактов, дат, имен географических мест, взаимосвязанных с главным фактом урока. Это примерно, как конспективное повествование, но, как правило, отдельные подтемы тесно связанные с главной темой и перечисляется в виде дополнения, пояснения, либо раскрытия главной темы. Это мы говорим с вами о приемах повествования. Приемы описания. Приемы повествования и описания тесно связаны друг с другом, но имеют ряд различий. Приемы описания необходимы для раскрытия существенных деталей, признаков. То есть по сравнению с повествованием, описания имеют подчиненную роль. Они не имеют самостоятельной ценности. Описание не используется при закреплении каких-то фактов, скорее для более тх полноценного раскрытия, чтобы предать им больше образности. Для этого используется описание. Вспомогательная роль по отношению к повествованию играет описание. Приемы описания. 1) Картинное описание. Это прием устного изложения материала, когда происходит образное эмоциональное воспроизведение фактов в виде целостных картин. Его применяют для воссоздания картин природы, быта, географической среды, хозяйственной жизни. Приведу пример из своего учебника. Я помню, когда я был студентом, у нас читал Эдуард Давыдович Ленцер лекции по истории древней Греции. У него первые лекции были, где он описывал природу, население, которое там жило, острова, которые там находились. И его описания можно считать картиной, он описывал достаточно подробно. Вот пример из романа «Фараон» Болелава Пруса, тоже картинного описания. Описание Египта. «В северо-восточном углу Африки лежит Египет, родина древнейшей в мире цивилизации. За 3-4, даже 5 тысячелетий до нашего времени, когда обитавшие в средней Европе варварские времена еще носили шкуры и жили в пещерах, Египет уже был страной с высокоразвитым общественным устройством. Страной, где процветали сельское хозяйство, ремесла и литература. Но больше всего Египет прославился грандиозными инженерными работами и колоссальными сооружениями. Египет плодородная долина между двумя пустынями» и т.д., вот описание Египта. Далее описано где он расположен. «По мере удаления к северу стены коридора постепенно сужаются, а в 35 милях от Средиземного моря внезапно раздвигаются. И Нил, разбившись на несколько рукавов, выходит на широкую равнину.» Вот пример описания страны, говорится о географическом положении, о природе, и о людях, которые там живут. 2) Аналитическое описание. Когда описываются составные части, детали явления и их функциональное назначение. Когда передаются внешние признаки целостных образов. Как правило аналитическое описание используется при описании орудий труда, оружия, памятников архитектуры. Помимо устного рассказа учитель может чертить схемы, чертежи, демонстрировать макеты и модели. Пример: описание компаса. Учитель говорит: «Ни время, ни автор изобретения компаса в точности неизвестны. Уже в начале 13 века моряки стали пользоваться для ориентировки в море намагниченной иглой, которую вставляли в соломинку и опускали в чашку с водой. Во 2й половине 13 века моряк из южной Италии Флавио Джолли вставил намагниченную стрелку в особый прибор, годный для употребления во всякое время. Это и был прибор – компас». Можно начертить составные части этого компаса, потом как их расставляли сначала, а затем как усложняли. 3) Образная характеристика. Это характеристика типичных представителей общества изучаемого периода. Можно дать потрет купца, помещика, дворянина, феодала, короля. Пример описания крестьянина России 2й половины 19 века. Можно взять фотографию, либо она есть в учебнике, и описывать своими словами: «В большинстве своем роста среднего, с открытым взглядом, борода большая, окладистая. Волосы на голове длинные, стриженые в кружок. Мужчина сильный и крепкий. Женщины красивые, имеют здоровый вид. Во время сенокоса две женщины могли унести копну сена не менее 15 пудов. Мужчины во время работы на судах могли таскать грузы по 10-12 пудов. Хорошо переносили жару и холод. В тулупе нараспашку ходили мужчины в 30-градусный мороз. Крестьяне стремились к зажиточной жизни, к достатку, хотели иметь добротный дом, породистую скотину. Гордились хорошей лошадью и упряжью, нарядной одеждой. Нормой поведения считали взаимопомощь в труде. Презирали скупость, распутство, пьянство. На своем поле трудились с охотой, а о своей сохе любовно говорили: полюби Андреевну, будешь с хлебом». 4) Характеристика исторической личности. Если урок посвящен какому-то событию важному, и ключевую роль в этом событии сыграл какой-то человек, можно подробнее на нем остановиться и дать характеристику этого человека. Рекомендуется давать характеристику человека по определенному плану, чтобы дать более развернутую Катину и внутреннего мира этого человека и результатов его деятельности. План изложения характеристики исторической личности 1) Обрисуйте внешний облик исторического деятеля: черты лица, манеру держаться, говорить, одеваться. 2) Постарайтесь охарактеризовать признаки личности (ум, воля, отношение к окружающим) 3) Приведите наиболее яркие важные факты из жизни. 4) Сделайте вывод о вкладе личности в историю. Рассказ об историческом деятеле хорошо дополнять документальным материалом: портретами, фотографиями. Пример. Биография Алексея Григорьевича Орлова: Исполинская, пышущая здоровьем фигура графа Алихана, как его звали в Москве, его красивые греческие глаза, веселый беспечный нрав и огромное богатство привлекали в его гостеприимные хоромы все знатное и незнатное Москвы. Русак в душе, граф любил угощать гостей кулачными боями, борцами. Причем он сам мерялся силой, гнул подковы, завивал узлами кочергу, ловил за рога быка и потешал Москву особыми шутками. На смотры и свои парадные по придворному приему Алексей Григорьевич являлся с пышностью в золоте, алмазах и орденах. Между тем на гулянья в Париже выезжал среди чопорной, гонявшейся за ним знати, не только без пудры и в круглой мещанской шляпе, но даже в простом кафтане из серого и нарочито грубого сукна. 38-летний красавец-богатырь граф Алексей Григорьевич не только дома, но и на чужбине любил проводить время с голубями, до которых был страстный охотник. Граф за эти годы пополнел. Шея была чисто воловья, плечи как у Юпитера или бога Бахуса. А лицо так и веяло здоровьем. О вкладе личности в историю тут ничего не сказано. Он изображен как прожигатель жизни. И нет наиболее ярких фактов из жизни. Т.е. этот рассказ можно дополнить. Можно дать ученикам задание на дом: по этой памятке описать исторического деятеля. А потом заслушать на уроке. Интересно потом слушать. Даже описание внешности каждый расскажет по-своему. Могут быть задания-игры по историческим личностям. Например, игра: узнай исторического лидера. Изучение учебного исторического материала. Приемы изучения теоретического учебного материала. 1) Объяснение. Используется при изложении главных факторов и теоретического материала. Объяснение подразумевает, что ученикам сообщается сущность изучаемых явлений, и их значение уже в готовом виде. Учитель излагает причинно-следственные связи, раскрывает понятия во время урока. 2) Рассуждение. Применяется при выявлении причинно-следственных связей
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!