Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индустриализация ведущих стран Запада (Франция, США, Германия)

2017-09-30 595
Индустриализация ведущих стран Запада (Франция, США, Германия) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Германия: соперничество с Англией и заимствование английских технологий

К 1850 году длина ж/д достигла 3 тыс. км. За 15-20 лет длина путей увеличилась в 3,5 раза (самые высокие темпы роста в Европе). Примерно половина железных дорог была построена по инициативе государства. Немецкая модель развития рыночной экономики сильно отличается от английской модели. В ней большую роль играет государственная власть. Заводы Фридриха Круппа. Революция 1848 года привела к подъёму индустриализации. Пруссия не пошла по пути развития только лёгких отраслей промышленности, она параллельно развивала ещё и тяжёлые отрасли. Этот параллелизм наблюдался с 1830-1840х годов. Дополнительно: Особенности немецкой индустриализации: - Ситцевая индустриализация (быстрый производственный цикл мелких отраслей) Также, немцы показывали более прогрессивную культуру развития индустриальной системы с опорой на обе отрасли промышленности (лёгкую и тяжёлую): модель двух секторов индустрии (параллельное развитие легких и тяжелых отраслей промышленности). Возникновение союза совпадает с началом индустриализации в Германии, включающей в себя заимствования из Англии (использовали английскую технику). Германия стремилась превзойти Англию и преуспела в этом, даже хлопчатобумажная промышленность выдержала конкуренцию с Манчестером. Хотя вплоть до 50-х годов индустриальное строительство в немецких землях не выходило из начальной стадии, быстро росло железнодорожное строительство, оно стимулировало развитие экономики, т.к. благодаря ему Германия осуществляла закупки в других странах. Специфические черты железнодорожного строительства: более половины дорог было построено под влиянием государства => сильное влияние государственной власти. Железнодорожное строительство стало коньком государственного бизнеса, это было связано с тем, что во время милитаризации надо было перевозить солдат, оружие.

Особенности французской индустриализации: После промышленной революции конкуренция в промышленности возросла. В 50-е - 60-е годы 19 века произошло укоренение индустриальной системы (заложило основу экономики, связано с машиностроением). Также во Франции произошло оживление тяжелой промышленности. По времени это совпало с усилением давления Англии на Францию, французское правительство пошло на уступки: конвенция 1860 года между Францией и Великобританией, последствия которой лишили Францию мощного потенциала, который только начал зарождаться.

Из интеренета: Завершение промышленного переворота произошло во Франции только в 60-е гг., т.е. значительно позже, чем в Англии) Сложившаяся к XIX в. структура французского буржуазного общества не способствовала промышленной революции. Во французской экономике главную роль играли не промышленники, как в Англии, а банкиры, чья экономическая политика исходила исключительно из стремления к высокому учетному проценту, непосильному для среднего предпринимателя. Поэтому в стране с изобилием банков не развивался крайне необходимый для производства промышленный и сельскохозяйственный кредит.

Не способствовала промышленному переворту и внешняя политика Франции. Особенно тяжелые экономические последствия для французской промышленности имели континентальная блокада Англии, упорно проводимая Наполеоном. Предпринятая с целью подорвать промышленность, Англии и создать благоприятные условия для монополии на континенте французских товаров, она оказалась разорительной для Франции. Страна лишилась английских машин и металлоизделий, важнейших видов сырья (особенно хлопка и индиго - главного красителя для хлопчатобумажных тканей), что серьезно задержало промышленный пер еворот. В 1800 г. во французской промышленности работало всего 15 паровых машин, тогда как в английской - более 300.

К тому же специфическое производство значительной части французских мануфактур (предметы роскоши, дорогая мебель и убранство и пр.) значительно труднее поддавались механизации, чем рассчитанные на широкий рынок отрасли английской промышленности. Весьма уступала английской и французская инженерная мысль. Все же в 1830-1840 гг. механизация текстильного производства началась, стала развиваться благодаря 'железнодорожному строительству и тяжелая промышленность. Число паровых двигателей увеличилось р это двадцатилетие более чем в 7 раз, длина железнодорожной сети -более чем в 9 раз, добыча угля и выпуск чугуна, переработка хлопка - более чем в 2 раза, но сами объемы производства были слишком незначительными.

Завершение промышленной революции во Франции произошло в 50-60 гг. Проводившая активную внешнюю политику империя Наполеона III широко предоставляла специальный кредит для развития тяжелой промышленности. С 1850 по 1870 гг. количество паровых двигателей во французской промышленности увеличилось с 5 до 25 тыс., добыча каменного угля' - \,4 до 13,2 млн. т., производство чугуна - с 0,4 млн. т. до 1 млн. т., железнодорожная сеть - с 3 до 18 тыс. км. Оживилась Французская инженерная мысль. На всемирной выставке 1851 г. Лондоне французская техника заняла второе место после английской.

Развитие индустрии способствовало урбанизации страны. Была сведена перестройка Парижа, который именно в те годы получил свое современное лицо и навсегда стал признанным центром мирового туризма. Однако к концу 1860 г. из 3 млн, промышленных рабочих Франции 60% продолжало работать на мелких предприятиях и мастерских. Металлургические заводы Шнейдераи Крезо, считывающие в 1870 г. около 10 тыс. рабочих, можно рассматривать как исключение. В стране все еще преобладала легкая промышленность (в основном производство модных товаров). В XIX в. Франция так и не смогла превратиться в индустриальную страну. К 70-м гг. из 15,2 млн. самодеятельного населения Франции 7,2 млн. было занято в сельском хозяйстве, млн. - в промышленности, 1 млн. - в торговле, 1,3 млн. - в домашнем хозяйстве.

США: Среди североамериканских колоний Англии по типу хозяйства заметны три группы. В южных колониях (Мериленд, Вирджиния, Северная и Южная Каролина и Джорджия), с огромными массивами плодородной земли, образовались крупные плантации (рис, табак, индиго), обслуживаемые трудом негров-рабов, ввозимых из Африки (в конце XVIII в. здесь насчитывалось 900 тыс. рабов). Северные (Нью-Гемпшир, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут, известные под общим названием Новой Англии) и центральные (Нью-Йорк, Нью-Джерси, Делавар, Пенсильвания) колонии, представляли собой ареал свободных фермерских хозяйств. В Северной Америке переселенцы нашли разнообразное промышленное сырье. Прежде всего это огромные лесные массивы, послужившие сырьевой базой развития лесообработки и судостроения. В конце XVIII в. 1/3 судов английского флота была построена в американских колониях. Значительная часть населения занималась морским рыболовством. Широкое распространение овцеводства дало возможность развивать шерстяные мануфактуры. В конце XVIII в. североамериканские колонии могли уже полностью обойтись собственными шерстяными тканями. Мощные залежи железной руды обусловили развитие металлургии и металлообработки. Уже в середине XVIII в. американский чугун широко ввозился в метрополию. В целом, однако, экономика будущих Соединенных Штатов имела аграрный характер.

(Своеобразный комплекс сложился в прибрежных районах, где процветало производство спиртных напитков, особенно рома патоки с островов Вест-Индии. Американские купцы вывозили ром в Африку для спаивания негритянских вождей, которое за бесценок продавали им своих подданных. Их увозили в Африку и перепродавали плантаторам. На вырученные деньги снова покупалась патока.)

Промышленный переворот: Естественно, экономическое развитие американских колоний сопровождалось возникновением серьезных противоречий с метрополией. Колонии не устраивала политика Англии, старавшийся превратить их в свой аграрно-сырьевой придаток. Эти противоречия привели к войне, которая закончилась полной Победой колоний и возникновением нового государства Соединенных Штатов Америки. В результате национально-освободительной борьбы американского народа против колониального гнета в стране установился буржуазно-демократический общественный строй.

Образование США создало благоприятные условия для промышленного переворота, который завершился в первой половине XIX в. Механические прялки и ткацкие станки появились в Америке в 1789 г. Английские законы запрещали вывоз чертежей машин, однако, узнав, что в Америке объявлена премия за изобретение ткацкой машины, английский рабочий-эмигрант Плейтер по памяти составил нужный чертеж. Через год в Америке заработала первая текстильная фабрика, а через 50 лет - потребление хлопка на фабриках США возросло более чем в 22 раза. Однако широкое внедрение паровых двигателей началось только с 40-х гг. XIX в. ("виновато" обилие водной энергии, поскольку водяной двигатель был сравнительно дешевым. Очень важную роль в ходе промышленного переворота в США ради железные дороги. За 1830-1850 гг. произошел более чем 5-кратный прирост железнодорожной сети. В 1807 г. по реке зон уже ходил пароход. Механизация транспорта вызвала усиленный рост металлургии и добывающей промышленности. первую половину XIX в. производство чугуна выросло в 12 раз, а добыча угля - в несколько тысяч раз. К середине XIX в. в США было собственное машиностроение, в частности, большие заводы паровых двигателей (Нью-Йорк, Пенсильвания и пр.).

Одной из особенностей промышленного переворота в США было активнейшее участие отечественной инженерной мысли (главные изобретения середины XIX в. - швейная машина Зингера, револьвер Кольта, ротационная типографская машина, электромагнитный телеграф Морзе - во многом изменили повседневную жизнь людей), а также быстрое развитие сельскохозяйственного машиностроения, вызванное потребностями свободного фермерского хозяйства. В 40-50-е гг. в США созданы отличные механические сеялки, молотилки, сенокосилки и т.д. Особенно большую роль сыграли жатвенная машина Маккормика и комбинированная молотилка с веялкой Хейрема.

За полвека объем экспорта и импорта США возросли соответственно в 3,7 и 4 раза, но к середине XIX в. в американском экспорте еще превалировало сырье и сельскохозяйственные продукты - кожа, шерсть, хлопок. США в основном придерживались протекционистской политики. Это была доктрина капиталистов Севера, а южные плантаторы занимали фритредерские позиции - они нуждались в дешевых промтоварах.

Вопрос №17


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.