Общество как целостная система. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общество как целостная система.

2017-09-30 312
Общество как целостная система. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция

Время: 2 часа

Вопросы лекции

1. Предмет и методы социальной философии.

2. Теоретические модели общества.

5. Общество как саморазвивающаяся система.

6. Основные сферы и социальная структура общества.

Конспект лекции

 

Вопрос 1. Предмет и методы социальной философии.

Понятие «социальное» употребляется в двух смыслах:

а) широком;

б) узком.

В широком – понятие«социальное» (от лат. socialis - общественный) обозначает:

а) все общество и созданный им мир, в отличие от природы, и происходящих в ней явлений;

б) все, что относится к социальным группам в отличие от того, что касается индивида и его качеств.

В узком – существование особой области общественных явлений (социальной среды), в которой решаются проблемы, затрагивающие кардинальные интересы людей (условий труда, жизненного уровня, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и т.д.).

Применительно к философии, определение «социальная» употреблено в широком смысле, т.е. философское осмысление сущности общества и происходящих в нем процессов.

Обществом в толковом словаре называют ту или иную форму коллективной человеческой жизни, основанной на совместном интересе. Само понятие «общество» может употребляться в двух смысловых значениях.

В широком смысле – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

В узком – исторически конкретный тип социальной системы (рабовладельческое общество, спортивное общество и т.д.).

Социальная философия использует понятие «общество» в широком смысле слова. Однако, общество изучает и социология (от лат. soci(etas) – общество) – наука об обществе.

Во второй половине ХХ века остро дискутировался вопрос соотношения социальной философии и социологии.

Выявилось три точки зрения:

1. Социальная философия равна всей социологии.

2. Социальная философия вне социологии.

3. Социальная философия есть общетеоретическая и методологическая часть социологии.

Большинство исследователей соглашаются с тем, что социальная философия – часть социологии, имеющая самостоятельный статус и изучающая общетеоретические проблемы жизни общества, в то время, как социология (в узком значении слова) исследует отраслевые проблемы (социология личности, социология революции, социология молодежи и др.), а так же методику проведения и обработки конкретных социологических исследований. Возникает вопрос: в каком отношении находится социальная философия с другими социальными науками?

Ее роль сводится к следующему:

во-первых, она стремится обозреть общественную жизнь в целом, а также обнаружить смысл существования всех общественных институтов;

во-вторых, она стремится разрешить проблему отношения личности и общества в общем плане, независимо от конкретных типов общества;

в-третьих, она исследует условия, при которых общество сохраняет свою целостность;

в-четвертых, она обеспечивает методологию научного познания общественной жизни, обобщает опыт социальных наук.

Итак, предметом социальной философии является общество как целостная саморазвивающаяся и самовоспроизводящая социальная система, во взаимодействии всех ее элементов и законов функционирования.

Социальная философия изучает:

во-первых, общество как целостную социальную систему;

во-вторых, законы ее функционирования и развития;

в-третьих, взаимодействие между собой различных обществ;

в-четвертых, практическую деятельность людей и их общественные отношения;

в-пятых, специфику типа связей индивидов в единое целое;

в-шестых, исторический процесс во взаимодействии его объективных и субъективных сторон, а также закономерности его развития.

Философское понимание общества включает в себя два главных признака:

1) общество есть обособившаяся часть природы;

2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, которые не сводимы к законам природы.

Познание общества (социума) отличается от познания других объектов. Это объясняется тем, что:

1) социум является самым сложным из объектов познания, так как представляет собой высшую форму движения материи;

2) в социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения, которые сами по себе значительно сложнее, многообразнее и противоречивее чем связи в природе;

3) в социальном познании общество выступает одновременно и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю и они же познают ее.

 

Основные методы познания:

а) включенное наблюдение – наблюдатель внедряется (как правило, инкогнито) в интересующий его социальный коллектив, ничем не отличаясь от других его членов, осуществляя процесс наблюдения изнутри. Оно носит созерцательный и поверхностный характер. С помощью наблюдения невозможно изменить объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса, воспроизводить его столько, насколько потребуется для завершенности наблюдения. Эти недостатки преодолеваются в эксперименте;

б) социальный эксперимент – вид деятельности, предпринимаемой в целях открытия объективных закономерностей функционирования элементов, составляющих социум и состоящий из активного воздействия на изучаемый объект (процесс), посредством специальных инструментов и приборов.

В результате эксперимента удается:

1) изолировать исследуемый объект (процесс) от влияния побочных, несущественных явлений и изучать его в чистом виде;

2) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных условиях;

3) планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях получения достоверного результата.

Особенности социального эксперимента:

во-первых, он носит конкретно-исторический характер;

во-вторых, он обладает меньшей степенью изоляции экспериментальной группы от контрольной группы (здесь невозможны такие надежные изолирующие устройства как вакуумные насосы, защитные экраны и т.п., применяемые в физическом эксперименте);

в-третьих, он предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники безопасности» в процессе его проведения. Метод проб и ошибок, используемый в физическом эксперименте здесь недопустим;

 

в) моделирование – метод научного познания, при котором исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте, а на его заменителе, сходном с ним в определенных отношениях. При изучении общества моделирование применяется в следующих случаях:

1) когда предмет недоступен для непосредственного изучения или вообще не существует (в прогностических исследованиях);

2) когда непосредственное изучение требует колоссальных затрат;

3) когда оно невозможно в силу этических соображений.

Модели при изучении общественных процессов бывают двух типов:

· материальные, т.н. выборочная совокупность, когда изучается не весь социальный объект, а выборочно (скажем, проводить анкетирование населения многомиллионного города немыслимо и нецелесообразно: нужны огромные финансовые и людские затраты. В таких случаях, изучение проводится на выборочной совокупности объектов);

· идеальные (мыслимые). В качестве модели выступает уже имеющийся исторический опыт, многие черты которого являются типичными и способны реализоваться в других странах;

г) метод исторических параллелей. В определенной степени он представляет собой модификацию общенаучного метода аналогии, но имеет свою специфику:

во-первых, аналогом изучаемого явления выступает не сам объект или процесс, которые уже не существуют и не могут быть воспроизведены, а знания о сходных прошлых событиях;

во-вторых, в историческом процессе нет полной повторяемости событий и явлений;

в-третьих, исторические аналоги более условны, их вероятностный характер усугубляется тем, что в протекании и исходе общественных событий огромную роль играет субъективный фактор – сознательная деятельность людей, которая не всегда адекватно может быть учтена в выводах по аналогии.

Метод исторических параллелей применяется, прежде всего, при обобщении прежнего исторического опыта в его сопоставлении с сегодняшним днем.

Достоверная картина исторического прошлого и настоящего возможна только при одновременном использовании всей системы методов социального познания, опираясь при этом на принципы:

· логичности;

· историзма.

 

 

Вопрос 2. Теоретические модели общества.

Современное понимание сущности общества, как особой формы целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, базируется на идеях и концепциях второй половины XIX в. Исходной позицией является понимание того, что общество выступает подсистемой объективной реальности. Земля – есть колыбель человечества, но жизнь на ней как и она сама, зависят от центрообразующего нашей системы – Солнца. В конце XIX в. австрийский геолог Э. Зюсс ввел в научный оборот термин «биосфера», обозначающий:

а) совокупность всех живых организмов;

б) среду их обитания (нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры).

Живые организмы отличаются от неживых способностью к обмену веществ, размножению, а также развитием на основе передачи наследственной информации и естественного отбора.

Биосфера образует целостную динамическую систему, которая находится в непрерывном развитии. Обществоявляется ее частью (подсистемой), тысячами нитей связанное с ней. В свою очередь, общество представляет собой также динамическую систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой и находится в постоянном развитии, причем это развитие носит динамичный характер. К тому же, общество есть иерархическая и многоуровневая система. Все вышесказанное обусловило наличие различных теоретических моделей общества, стремящихся объяснить причины, условия и закономерности объединения людей.

Систематизируя их, можно выделить ряд теорий.

1. Натуралистическая – человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и Космоса в целом. Внутри натуралистического взгляда, в свою очередь, можно обозначить три подхода, объясняющие закономерности объединения людей:

а) влиянием ритмов Космоса и солнечной активности (Л.Гумилев, А.Чижевский);

б) особенностями географической, природно-климатической среды (Шарль Монтескье, И.Мечников);

в) спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э.Уилсон, Р.Докинс и др.)

Общество в натуралистической теории рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек – как самое несовершенное живое существо, генетически отягощенное стремлением к разрушению и насилию.

2. Идеалистическая – сущность связей усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, духовных начал (единая государственная идеология или религия, которые выполняют роль скелета общественного устройства).

Пока «жива» идея – общество развивается и процветает, идея «умерла» - общество «развалилось». Таким образом, причина всех изменений в обществе – сознание людей или Мировой дух (Гегель). Делается вывод о главенствующей роли сознания и необходимости духовного совершенствования каждого человека.

3. Атомистическая общество есть сумма индивидов, связанных между собой договором, чтобы обеспечить выживание (Гоббс). В данной теории общество представляет собой механическое соединение индивидов, связанных условными связями.

4. Органистическая – общество предстает как целое, определенная система, структурированная особым образом на части, к которым оно не сводится. Отношение людей определяются соглашением (консенсусом). Социальное действие – есть результат человеческих действий, а не их намерений.

5. Материалистическая – ее суть в том, что объективные связи и основы развития общества усматриваются в развитии материального общественного производства. Таким образом, первооснову развития общества надо искать не в сознании, а в условиях жизни людей, которые в решающей степени обуславливают мотивы деятельности, поведения, а также желания, стремления и цели каждого человека. Из формы материального производства, по Марксу «… вытекает: во-первых, определенная структура общества; во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим».

6. В 80-е годы ХХ в. получают широкое распространение варианты теорий постиндустриального общества:

а) информационное (Е.Масуд, Дж. Нейсби);

б) сверхиндустриальное (О.Тоффлер);

в) технотронное (З.Бжезинский).

 

Вопрос 3. Общество как саморазвивающаяся система.

Социальная философия, пытаясь постигнуть простейшее образование социальной системы, так называемой «социальный атом» (по аналогии с физическим атомом или биологической клеткой), анализ которого позволил бы понять всю систему в целом, прошла ряд этапов. Вначале «социальным атомом» выступал индивид. Со временем пришло понимание, что в изолированном виде он не представляет собой социальное явление, и на его место была поставлена семья, которая на проверку, в структурном отношении, оказалась весьма сложным явлениям. Потом - родовая община (самое примитивное общество, оказавшееся тоже сложным явлением). И поиск «социального атома» зашел в тупик.

В середине ХIХ в. Карл Маркс в качестве первокирпичика социума обосновал идею общественных связей и складывающихся на их основе отношений между людьми.

«Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» - утверждал Маркс.

В ХХ в. Питирим Сорокин делает вывод близкий к выводу К. Маркса, обозначая социальные связи и отношения как значимое человеческое взаимодействие, выступающее родовым социальным явлением.

Таким образом, в обеих концепциях утверждается, что человек в ходе своей деятельности вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми. Поскольку эти мощные отношения порождены деятельностью, следовательно, они являются ее необходимой общественной формой.

Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами и внутри них. Поскольку человек включен в каждую из этих групп (этнос, класс, слой внутри класса, возрастная прослойка и т.д.), то он выступает в качестве универсального субъективного элемента и творца своих собственных общественных отношений.

Следовательно, общественные отношения представляют собой объективную реальность, независимую от воли и сознания людей производящих и воспроизводящих их в процессе своей действительности. Человек же есть совокупность соответствующих общественных отношений.

К. Марксу принадлежит заслуга разработки научной теории об обществе как социальной системе.

Социальная система – есть упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.