Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков

2017-09-30 696
Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Буква Ь (мягкий знак) звука не обозначает. Мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко. Например: конь, деньки

 

Весёлая «запоминалка»

Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцат ь, двадцат ь, десят ь, пят ь.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть получим ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками – угольки,

Банька в банку превратится –

Вот что может получиться,

Если будем забывать мягкий знак в словах писать!

Выполни задания

Ь - показатель мягкости в конце слова

1. Вставь нужные по смыслу слова.

Юра________сливу. В лесу растёт _________. (ель, ел)

У Юли___________. Тётя, _____________ рыбу! (жарь, жар)

 

2. Вставь, где нужно Ь. Обозначь орфограмму.

Маз_, стол_, кисел_, рис_, рыс_, куст_, осен_, хлеб_, голуб_, учител_, лос_.

 

3. Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Много - один. Много - один Много - один

Звери - ___________. Медведи - _____________. Кони - __________.

дожди - ___________. Площади - ____________. Дни - ___________.

Рыси - ____________. Тетради - _____________. Лоси - __________.

гвозди - ___________. Журавли - _____________. Олени - __________.

 

Ь – показатель мягкости согласных в середине слова

4. Измени слова так, чтобы мягкий знак был в середине слова.

Пузырёк - ______________, уголёк - _____________, хорёк - ___________,

Пенёк - ______________, зверёк - ______________, денёк - ______________,

 

5. Допиши подходящие по смыслу слова с Ь в середине слова.

Жаркие____________, Маленький______________, указательный___________.

 

6. Вставь, где надо, Ь.

Доржен_ки, бол_шая, бул_ка, корол_ки, пес_ня, крол_чата, Олен_ка, фиал_ка, сел_ское, дал_ний, Кос_тя, пал_цы, рыбал_ка, суд_ба, вешал_ка.

Ь-разделительный

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласного перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Например: платье, ружьё, ручьи, вьюга.

Весёлая «запоминалка»

Дере вья, су чья и ру чьи,

Чьи, пе рья, кры лья, воро бьи.

Се мья, и бра тья, и жи льё

Ска мья, и лис тья, и бе льё,

коло сья, вью га и ру жьё,

Варе нье, пье са и ко пьё -

В таких словах стою, дру зья,

Я перед Е, Ё, И, Ю, Я.

Выполни задания

 

1. Прочитайте слова. Подчеркните слова с ь-разделительным.

Осень, осенью, деньки, здоровье, стулья, мальчик, крылья, братья, окуньки, семья, окунь, льёт, деревья, огоньки, листья, вьюга, сосулька, вьюн, друзья, пьёт, платье, дочерью, угольки, заячьи, елью, перья, осень, волчьи, вьёт.

 

2.Запишите слова во множественном числе.

Крыло - ________, брат - __________, соловей - _____________,

Стул - __________, сучок - _________, муравей - _____________.

3. Запишите однокоренные слова с ь- разделительным.

Варить - __________, учить - _________, сидеть - ____________,

Уметь - ___________, солить - _________, гулять - ____________.

4. Ответьте на вопросы. Обозначьте орфограмму «ь-разделительный».

Когда загораются звёзды?_________________________________.

Чем заставили комнату?__________________________________.

Как заливается соловей?__________________________________.

Чем покрыли стол?_____________________________________.

Когда улетают лебеди?___________________________________.

5.Запишите слова в два столбика. Укажите условие выбора.

Письмо, пьют, коньки, семья, рыбьи, капельки, сильный, оладьи, колокольчик, певунья, просьба, хлопья, кольцо, ученье, скользко, Дарья, пальчик, жильё, ручьи, деньки, собачьи, крыльцо, цепью, льдина, Ульяна, беличьи, большой

 

   
   
   
   
   

СЛОГИ

Слоги – это звуки слова, которые мы можем произнести на одном дыхании, одним толчком воздуха. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов

1. Красным карандашом, обозначь все гласные буквы. Подчеркни слова, которые состоят из одного слога. Остальные слова раздели на слоги вертикальной линией.

Урок, погода, среда, стул, шарф, ковёр, язык, стол, окно, лён, мой, море, моя, май, свой, своя, Зоя, дом, ёлка, сыр, моё, имя, Аня, он, река, они.

 

2. Напиши слова в 2 столбика. По какому признаку распределишь? (Подсказка: красным карандашом обозначь гласные красным карандашом)

Мимоза, язык, глаза, зайка, заколка, волосы, голосок, змея, зима, знаки, носик, зеркало, заноза, загар, заря, ария, горы, узоры, морозы, утёнок.

   
   
   
   
   
   
   
   

Докажи условие выбора слов (в обоих столбиках, раздели слова на слоги вертикальной линией)

3. Придумай и напиши по 6 слов в три столбика. В первый столбик – слова, состоящие из одного слога, во второй – слова, состоящие из двух слогов, в третий – слова, которые состоят из трех слогов

                                   
     
     
     
     
     
     

Поставь в словах ударение

 

 

Ударение

В каждом слове один гласный произносится дольше других. Это ударный гласный. Остальные гласные звуки в слове безударные.

! В слове может быть только одно ударение. Знак ударения не ставится, если слово состоит из одного слога или в нём есть буква ё

1. Поставь в словах ударение. Напиши в 2 столбика.

Мама, рука, школа, стена, атлас, потом, парта, коза, доска, окно, окна, утка, тряпка, замок, мою

   
   
   
   
   
   
   

· Какие слова написали в оба столбика?

·Допиши по 1 слову в каждый столбик.

2. Раздели слова на слоги. Поставь ударение. Соедини слово со схемой.

Цыплёнок Бегемот Крокодил
Ягоды   Рубашка   Утёнок
Ботинки   Уточка   Килограмм
Косточка Сантиметр Палочка
Километр   Радуга   Суббота
Дедушка   Работа   Гусёнок
Перенос Бабушка Музыка
Кормушка   Тракторист Машина
Переход   Слонёнок   Чтение
Пение   Колесо   Прогулка

3. Прочитай слова

Подчеркни слово с правильным ударением

 
 


работали

говорили индюшонок
работали говорили индюшонок
работали говорили индюшонок
работали говорили индюшонок

 

Перенос слова

 

-Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: пар-та, пе-нал. - слог из одного слога не переносится: шёл, день, пой. - Слог из одной буквы не переносится: иду, Зоя, Оля. -Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую. Переносить надо только так: эта-жи, ра-дио. -Букву й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: чай-ник. -Букву Ь нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: паль-чик, конь-ки. - Слова с удвоенными согласными надо переносить так: рус-ский, жуж-жит. - При переносе соблюдай границу между приставкой и корнем! Переноси: раз-го-во-рил-ся, пе-ре-прыг-нул, подъ-ём-ник, по-дру-жил-ся.

 

Выполни задания

1.Прочитай. Подчеркни слова, которых нельзя перенести.

Вяз, ясень, сосна, тополь, клён, ива, липа, ели, ёлки, берёза, кедр.

 

2. Измените слова по образцу. Напишите их, разделяя для переноса.

Образец: гараж – га-ражи, гара-жи.

Девочка - _____________________________, стриж - _______________________,

Портфель - ____________________________, юноша - _______________________,

Удочка - ______________________________, камень - ______________________,

Поставь во всех словах ударение.

3. Вертикальной линией разделите слова на слоги. Запишите разделяя на слоги для переноса.

Илюша - ________________, жаркие - ________________, ягода - _______________,

Осина - _________________, озёра - ______________, учитель - ________________,

Охотник - _______________, платье - _____________, гостья - __________________.

 

4. Запишите слова, разделяя их для переноса.

Лужайка - _______________, ручейки - _______________, чайки - ______________,

Скамейка - _______________, стройка - _______________, стайка - _____________,

Россия - _________________, перрон - ________________, хоккей - _____________,
коллектив - _______________, Юлия - ________________, огоньки - _____________,

Осенью - _________________, массаж - _______________, Алёша - _____________.

 

5. Раздели на слоги для переноса слова с приставками. Выдели приставку.

Пробежать - ______________, запрятать - _____________, заплакать - ___________,

Разлетелись - _______________, погреться - _______________, подЪём - _________,

Присниться - ________________, поехать - _______________, слететь - __________,

Дослушать - _________________, ожить - ________________, поход - ___________,

Поглядеть - _________________, доплатить - ______________, запись - __________,

Покрасить - _________________, оттащить - ______________, принёс - __________,

Прибрежный - _______________, запел - _______________, перелил - ____________.

 

Части речи

Имя существительное

Слова, которые называют предметы, явления природы, людей, животных и отвечают на вопросы кто? что? – имена существительные.

! Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?

(что?)тетрадь, карандаш, метель, роса.

! Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?

(кто?)мальчик, курица, бабочка, щука.

Выполни задания

1. Запиши в два столбика.

Машина, человек, дерево, тополь, дедушка, мышь, метель, девочка, окунь.

Кто? Что?
   
   

! Существительные бывают собственные и нарицательные.

Собственные – географические названия, имена людей, клички животных.

2. Подчеркни имена собственные.

Река Ангара, город Одесса, мальчик Слава, гора Эльбрус, попугай Петруша.

! Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода.

! Имена существительные изменяются по числам


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.