Гласные буквы я, ё, ю, е в начале слова — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Гласные буквы я, ё, ю, е в начале слова

2017-09-30 675
Гласные буквы я, ё, ю, е в начале слова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Русский алфавит.

! Слова состоят из звуков. Слова мы можем не только произносить, но и писать. Когда мы пишем, то звуки речи обозначаем буквами.

Звуки - произносим и слышим, буквы - пишем и видим.

Русский алфавит содержит 33 буквы. Две из них, Ь и Ъ - звуков не обозначают. Остальные буквы обозначают один или два звука. Каждая буква имеет своё место и своё название.

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж

а бэ вэ гэ дэ е ё жэ

 

Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн

зэ и и краткое ка эль эм эн

Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх

о пэ эр эс тэ у эф ха

Цц Чч Шш Щщ Ъ Ыы

Цэ чэ ша ща твёрдый знак ы

 

Ь Ээ Юю Яя

Мягкий знак э ю я

 

Выполни задания

1. Спиши названия спортивных игр в алфавитном порядке.

Футбол, хоккей, городки, лапта, теннис, волейбол, баскетбол.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Запиши в алфавитном порядке имена одноклассников, которые сидят на первом ряду._______________________________________________________

________________________________________________________________________

Гласные звуки и буквы

 

Гласными называются звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая препятствие.

! Не путай звуки и буквы.

Гласных звуков 6: [а], [о], [э], [и], [у], [ы].

Гласных букв 10: а, о, э, у, ы, я, е, ё, ю, и.

 

Буквы Я, Ю, Е, Е обозначают два звука:

1) в начале слова: яма— [й’а] ма, юг— [й’у] г, ель— [й’э] ль, елка— [й’о] лка.

2) После гласной: маяк—ма [й’а] к, дают—да [й’у] т, поет—по [й’о] т.

3) После разделительных Ъ и Ь: друзья—дру з[ й’а], съел— с[ й’э] л.

 

 

Гласные звуки и буквы

[a]   а Звук [a] после твердых согласных обозначается буквой а Буква а показывает на твердость согласного звука
[a]   я Звук [а]после мягких согласных звуков обозначается буквой я Буквая показывает на мягкость согласного звука
[о]   о Звук [о]после твердых согласных звуков обозначается буквой о Буквао показывает на твердость согласного звука
[о]   ё Звук [о]после мягких согласных звуков обозначается буквой ё Букваё показывает на мягкость согласного звука
[у]   у Звук [у]после твердых согласных звуков обозначается буквой у Буквау показывает на твердость согласного звука
[у]   ю Звук [у]после мягких согласных звуков обозначается буквой ю Букваю показывает на мягкость согласного звука
[э]   э Звук [э]после твердых согласных звуков обозначается буквой э Букваэ показывает на твердость согласного звука
[э]   е Звук [э]после мягких согласных звуков обозначается буквой е Буквае показывает на мягкость согласного звука
[ы]   ы Звук [ы]после твердых согласных звуков обозначается буквой ы Букваы показывает на твердость согласного звука
[и]   и Звук [и]после мягких согласных звуков обозначается буквой и Букваи показывает на мягкость согласного звука

Море, гуси, клён, клок, крыша, сыр, нос, нёс, мир, мышь, брюки, пчела

 

Согласные звуки

 

Согласными называются звуки, при произнесении которых воздух встречает во рту препятствие. При произнесении согласных звуков слышится шум [х],[ф]или голос и шум[з],[н]. Согласных букв 21, а звуков гораздо больше, потому что есть твёрдые и мягкие согласные р→[р](руль), р→[р’](река).

 

Твёрдые и мягкие согласные

По твёрдости-мягкости большинство звуков образуют пары:[б]-[б’],[ф]-[ф’] и другие. Звуки[ж],[ш],[ц] всегда твёрдые. Звуки [й’],[ч’],[щ’] всегда мягкие.

 

1. Придумай и запиши слова, в которые начинаются на эти звуки.

[к] каша [к’] кепка

[л][л’]______________________

[с][с’]______________________

 

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки, образующиеся при помощи голоса, называются звонкими. Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называются глухими.

Парные Непарные

Звонкие: [б], [в], [г], [д], [ж], [з] [й’], [л], [м], [н], [р]

Глухие: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с] [х], [ц], [ч’], [щ’]

 

Согласный звук [й’]

Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласных букв, после ь, ъ обозначают два звука: [й’э],[й’о],[й’у],[й’а]. Буква И после гласных букв или после ь, ъ тоже обозначает два звука:[й’и]-соловьи-[салав’й’и], свои-[свай’и].

 

2.В каких словах «спрятался» звук[й’]? Над буквой, где спрятался этот звук, напиши с помощью транскрипции звуки, которые обозначаются этой буквой.

Воробьи, лает, юнга, герой, заявление, енот, чайка, юла, полёт, ёжик.

Запись слов с помощью транскрипции

Одно и то же слово можно записать буквами, а можно с помощью транскрипции, то есть так, как слово произносится. Значок транскрипции-[ ]: парад-[парат].

Смех - [см’эх] мех - [_________] _________________________

Ряд - [р’ат] лёд - [_________] _________________________

Еда - [й’эда] яма - [_________] _________________________

Вьюн - [в’й’ун] вьюга - [_________] _________________________

Маяк - [майак] мои - [___________] _________________________

Бег - [б’эк] лебедь - [_________] __________________________

Бегун - [б’игун] меховой - [________] __________________________

Ряды - [р’иды] мясной - [_________] __________________________

Большая буква в словах

 

-Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы: С ергей И ванович В асильев. -Клички животных пишутся с большой буквы: кошка М урка, щенок Б арбос. -Названия улиц, сёл, деревень, городов, рек, морей пишутся с большой буквы: улица С ибирская, село Е горово, город М осква, река Н ева, Ч ёрное море.

 

Весёлая «запоминалка»

Имена, фамилии, клички, города –

Все с заглавной буквы пишутся всегда.

Начинает буква важные слова:

И ванова А нна, Ш уя и М осква.

 

Выполни задания

1. Напиши свою фамилию и имя.

Моя фамилия_______________________, моё имя ___________________________.

2.Прочитай. Подчеркни имена, отчества, фамилии людей, клички животных.

Анна Ивановна Петрова работает ветеринаром. Она лечит животных. Дочь Анны Ивановны Юля помогает маме. Её любят собачки Булька и Тузик. Но самый лучший её друг - белая мышь Моня.

3. К каждому слову из верхнего столбика подберите фамилию, имя и отчество.

Космонавт_______________________________________________________________,

Композитор_____________________________________________________________,

Писатель________________________________________________________________,

Учёный__________________________________________________________________

Слова для справок: Юрий Алексеевич Гагарин, Иван Владимирович Мичурин, Пётр Ильич Чайковский, Александр Сергеевич Пушкин.

 

4. Допиши предложения.

Мы живём в городе __________________________________________________.

Школа находится на улице ________________________________________.

 

5. Напиши названия городов, в которых живут эти жители.

Москвичи - _______________, рязанцы - _______________, омичи - _____________,

Туляки - _______________, вологжане - ______________, калужане - ____________,

Новгородцы -___________________, костромичи_____________________________.

 

6. Исправь ошибки.

Город орёл – родина моей мамы. Хищная птица – Орёл. У никиты Чёрный карандаш. Летом я купался в чёрном Море. По небу плывёт Белое облако. В белом море много рыбы.

 

Сочетания ЖИ, ШИ

 

Сочетания ЖИ и ШИ пиши с буквой И. Написание буквы И после Ж и Ш- это орфограмма.

 

Весёлая «запоминалка»

В садах летают чи жи,

Прячутся в норках е жи,

Плавают в речках ер ши,

В камы ши уползают у жи

А на льдине жи вут мор жи

Ты только с буквой И пи ши

Все сочетанья ШИ и ЖИ!

 

Выполни задания

1.Обведи сочетания ЖИ и ШИ.

Широкого, шишки, живая, старший, жир, лыжи, лешие, у Алёши, рыжий, спешим, пересушили, пружина, жимолость, съёжились, жители, рушит, вскружит, животные, тишина, снежинка, пушистую, мышиная, хижина.

 

2. Найди слова с сочетаниями ЖИ-ШИ. Обозначь орфограмму.

Пушистых, верблюжьих, шила, сила, папаши, шифры, рыбачить, картошина, досушить, ошибками, мыльце, жителей, у Любаши, вишня, шины, машина, ландыши, вышивка, пеший, сибиряк, чижик, жилет, ожил.

 

3.Вставь букву И или Ы. Слова с ЖИ-ШИ подчеркни зелёным карандашом.

Ж_лищем, ковш_ка, р_нка, расш_ряло, ш_пела, _ва, кувш_нов, п_ск, ж_дкое, кр_жовник, рыж_х, о наш_вках, кр_льцо, ш_роко, сш_тым, ж_листый, пруж_ну, ж_вотом, яз_к, заш_тую, ж_знью, продаж_, х_трый, ж_лищам, расш_ряют, м_шь, младш_х, уж_н, наж_ли, ш_рма, р_ба.

4.Подберите подходящее по смыслу слово. Обозначь орфограмму.

Летучие ____________, душистые ________________, колючие _________,

Проворные ___________, цветные _________________, густые ___________.

Слова для справок: ёж, карандаш, мышь, ландыш, камыш, стриж.

5. Замените выделенное слово близким по значению.

Ароматный чай - _____________________________________

Просторные улицы - _________________________________

Толстый кот - _______________________________________

Мохнатые ели - ______________________________________

 

6. Вставьте в данные слова сочетания ЖИ или ШИ.

Малы___, эта____, гру____, ер____, лу____, _____тель, ма____на, о____бка.

Сочетания ЧА, ЩА

 

ЧА, ЩА пиши с буквой а. Например:пища, чайка
       
   
 


Написание буквы А после Ч и Щ- это орфограмма.

Весёлая «запоминалка»

Сочетанья ЩА и ЧА-

В словах пи ща и све ча,

Ку ча, гу ща, калан ча,

Ту ча, ро ща, саран ча,

Чаща, да ча и пе ча ть-

Нужно с буквой «а» писать!

Выполни задания

  1. Прочитай слова. Обведи сочетания ЧА, ЩА.

Чародейка, встречал, внучата, печальному, в часовне, обещание, печатают,

капризничаешь, частую, щавель, замечал, часами, чаю, чайник, хозяйничали, раскачать, прощай, качает, обозначает, соперничал, кочану.

 

2.Прочитай. Обозначь орфограмму ЧА, ЩА.

В Брянске, укрощали, извещаю, секретничала, чародеями, лентяйничать, подмечаю, подключаю, частоты, добряк, грача, венчание, облучают, зайчата, дощатые, гулять, жарища, сгущают, о скрипачах, площадь, о чаепитии.

 

3.Вставь букву а или я. Подчеркни сочетания ЧА-ЩА.

Куч_, ч_й, м_со, дымч_тый, пищ_, ч_сы, смущ_ть, свеч_, м_й, щ_вель,

ч_йник, встреч_, прощ_ние, обращ_ться, печ_ть, Сон_, пощ_да, Ол_, внуч_та, щ_дить, ч_сто, Алл_, тысяч_, крич_т, молч_т, ут_та, кач_ют, у ключ_, выруч_й, ст_к_н, саранч_, коч_н, ч_бан, перч_тки, нач_ло, м_гкий, уч_щиеся, галч_та, ч_стушка, перч_тки, мч_ться, м_стер, кор_га.

4.Вставь нужную букву, подчеркни зелёным карандашом слова с

сочетанием ЧА.

Встреч_, начал_, калош_, пуш_нка, ч_сто, ш_рокий, прич_л, ш_ть, щ_ка.

5.Подбери подходящее по смыслу слово. Обозначь орфограмму ЧА-ЩА.

Коровы___________. Сороки___________. Дятлы___________.

Мыши____________. Медведи____________. Петухи____________.

Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит, рычит.

6. К данным словам подбери слова, близкие по значению, с сочетанием

ЧА-ЩА. Написать их. Обозначь орфограмму.

Волшебник-__________________, горемычный-____________________,

нередко-_____________________, храбрец-________________________,

глушь-_______________________, жалеть-_________________________.

Слова для справок: чаща, чародей, часто, щадить, несчастный, смельчак.

Сочетания ЧУ, ЩУ

 

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У. Например: чудо, щука.
       
   


Написание буквы У после Ч и Щ - это орфограмма.

 

Весёлые «запоминалки»

 

«Щу ка, чу м, и щу, мол чу», - я слова у чу, у чу.

«Чу да щу, щу да чу», - я «пятёрку» полу чу.

Не сту чу и не кру чу, не вор чу и не кри чу,

А у чу, у чу, у чу все слова на ЩУ и ЧУ:

«Щу плый, щу риться, чу лан,

Щу ка, щу пальце, чу рбан».

 

Выполни задания

1.Обведи сочетания ЧУ, ЩУ.

Щучки, в чулке, оплачу, завучу, наточу, подключусь, гущу, укорочу, чудесные, в чуме, о щупальцах, чуткий, ощущаете, чудную, о щучьем, пощупала, чучело, сощурилась, перелечу, послащу, просвищу, щуки.

 

2. Найди слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ. Обозначь орфограмму.

Тюбиками, Борисовичу, включаться, забочусь, проскочу, добычу, рычу, прощупало, дочурки, лук, кубик, о люках, учует, скачу, полюбил, расчищу, пусто, тюленей, выучу, плюшки, щуплый, молчун, ключ, кольчуги, пощупаю.

 

3. Вставь букву У или Ю. Слова с чу-щу подчеркни зелёным карандашом.

Откруч_, см_глый, щ_плых, кр_чку, гл_шь, кост_м, щ_пают, ч_челам,

г_ляш, ч_лочки, с_ша, вытащ_, ч_ткость, поищ_, пл_с, ч_довище, пос_да, ч_б, печ_рка, ч_тьё, щ_рёнок, л_стра, захвач_, тащ_, вс_ду, хоч_, ч_жой, пл_щ, позолоч_, запрещ_, превращ_, гл_пость, отпущ_, тр_к, притащ_.

 

4. Измени выделенное слово так, чтобы оно отвечало на вопрос что делаю?

Искать грибы - __________________, крутить ручку - _______________,

учить уроки - ___________________, тащить санки - _______________.

 

5.Прочитай.Вставь пропущенные буквы.

Тащ_, не дотащ_, боюсь, что выпущ_.

Волки рыщ_т, пищ_ ищ_т.

 

6. К данным словам подберите слова близкие по значению. Обозначьте орфограмму ЧУ- ЩУ.

Внимательный - __________________, грязный - __________________,

Изумительный - __________________, скучаю - ___________________.

Слова для справок: ч_мазый, ч_десный, грущ_, ч_ткий.

Сочетания ЧК, ЧН.

 

Сочетания ЧК, ЧН пиши без Ь. Правописание ЧК, ЧН- это орфограмма

 

Весёлая «запоминалка»

То чн ый, сро чн ый,

Ли чн ый, ве чн ый,

Ску чн ый, шуто чн ый, серде чн ый

И му чн ой, и ре чн ой,

И обы чны й, и но чн ой -

Никогда в таких словах

Не пишите мягкий знак!

Выполни задания

1. Прочитай слова. Обведи сочетания ЧК, ЧН.

Ночка, речной, ночной, цветочки, уточка, ночник, сочный, ниточка, ёлочка, синичка, печка, отличный, уличный, полочка, белочка, птичка, встречный, колючка, печной, грибочки, ласточка, молочко, удачный, Леночка, Олечка.

 

2.Прочитай. Найди слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Обозначь орфограмму.

Сельский, горчичный, сочный, ельник, вечный, лавочка, больница, ёлочка, денёчки, бочка, деньки, щучка, минуточка, резьба, печка, срочный, польза, личный, вольная, чулочки, долька, дочка, стальной, пальчик, бабочка.

 

3.Вставь, где надо Ь. Слова с сочетаниями ЧК, ЧН подчеркни зелёным карандашом.

Медал_ка, л_дистая, оч_ки, палоч_ка, сеточ_ку, шпил_ка, брюч_ные,

водич_ка, мол_чание, бол_тун, мароч_ка, пал_мовое, щёточ_ка, тряпоч_ка, проточ_ные, выпеч_ка, тол_стый, улоч_ки, овеч_ки, булоч_ная, девоч_ки, ёл_ки, кошеч_ке, знач_ки, сливоч_ная, восточ_ные, веч_ные, аптеч_ные, лич_ные.

 

4. Запишите имена ласково.

Лена - __________________, Зина - ___________________________,

Оля - ___________________, Женя - __________________________,

Аня - ___________________, Рая - __________________________.

 

5.Выделенные слова измените так, чтобы в них появилось сочетания ЧК, ЧН.

Кормить белку - _______________________________________

Доброе сердце - ________________________________________

Красивая свеча - ________________________________________

Нарисовать собаку - _____________________________________

 

6. Найдите и исправьте ошибки. Спишите грамотно.

Яичьница, коньки, прозрачный, малчик, сталной, телефоньчик, гоньщик, ласточька, точка, барабаньщик, очьки, клеточька.

Весёлая «запоминалка»

Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцат ь, двадцат ь, десят ь, пят ь.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть получим ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками – угольки,

Банька в банку превратится –

Вот что может получиться,

Если будем забывать мягкий знак в словах писать!

Выполни задания

Ь-разделительный

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласного перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Например: платье, ружьё, ручьи, вьюга.

Весёлая «запоминалка»

Дере вья, су чья и ру чьи,

Чьи, пе рья, кры лья, воро бьи.

Се мья, и бра тья, и жи льё

Ска мья, и лис тья, и бе льё,

коло сья, вью га и ру жьё,

Варе нье, пье са и ко пьё -

В таких словах стою, дру зья,

Я перед Е, Ё, И, Ю, Я.

Выполни задания

 

1. Прочитайте слова. Подчеркните слова с ь-разделительным.

Осень, осенью, деньки, здоровье, стулья, мальчик, крылья, братья, окуньки, семья, окунь, льёт, деревья, огоньки, листья, вьюга, сосулька, вьюн, друзья, пьёт, платье, дочерью, угольки, заячьи, елью, перья, осень, волчьи, вьёт.

 

2.Запишите слова во множественном числе.

Крыло - ________, брат - __________, соловей - _____________,

Стул - __________, сучок - _________, муравей - _____________.

3. Запишите однокоренные слова с ь- разделительным.

Варить - __________, учить - _________, сидеть - ____________,

Уметь - ___________, солить - _________, гулять - ____________.

4. Ответьте на вопросы. Обозначьте орфограмму «ь-разделительный».

Когда загораются звёзды?_________________________________.

Чем заставили комнату?__________________________________.

Как заливается соловей?__________________________________.

Чем покрыли стол?_____________________________________.

Когда улетают лебеди?___________________________________.

5.Запишите слова в два столбика. Укажите условие выбора.

Письмо, пьют, коньки, семья, рыбьи, капельки, сильный, оладьи, колокольчик, певунья, просьба, хлопья, кольцо, ученье, скользко, Дарья, пальчик, жильё, ручьи, деньки, собачьи, крыльцо, цепью, льдина, Ульяна, беличьи, большой

 

   
   
   
   
   

СЛОГИ

Слоги – это звуки слова, которые мы можем произнести на одном дыхании, одним толчком воздуха. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов

1. Красным карандашом, обозначь все гласные буквы. Подчеркни слова, которые состоят из одного слога. Остальные слова раздели на слоги вертикальной линией.

Урок, погода, среда, стул, шарф, ковёр, язык, стол, окно, лён, мой, море, моя, май, свой, своя, Зоя, дом, ёлка, сыр, моё, имя, Аня, он, река, они.

 

2. Напиши слова в 2 столбика. По какому признаку распределишь? (Подсказка: красным карандашом обозначь гласные красным карандашом)

Мимоза, язык, глаза, зайка, заколка, волосы, голосок, змея, зима, знаки, носик, зеркало, заноза, загар, заря, ария, горы, узоры, морозы, утёнок.

   
   
   
   
   
   
   
   

Докажи условие выбора слов (в обоих столбиках, раздели слова на слоги вертикальной линией)

3. Придумай и напиши по 6 слов в три столбика. В первый столбик – слова, состоящие из одного слога, во второй – слова, состоящие из двух слогов, в третий – слова, которые состоят из трех слогов

                                   
     
     
     
     
     
     

Поставь в словах ударение

 

 

Ударение

В каждом слове один гласный произносится дольше других. Это ударный гласный. Остальные гласные звуки в слове безударные.

! В слове может быть только одно ударение. Знак ударения не ставится, если слово состоит из одного слога или в нём есть буква ё

1. Поставь в словах ударение. Напиши в 2 столбика.

Мама, рука, школа, стена, атлас, потом, парта, коза, доска, окно, окна, утка, тряпка, замок, мою

   
   
   
   
   
   
   

· Какие слова написали в оба столбика?

·Допиши по 1 слову в каждый столбик.

2. Раздели слова на слоги. Поставь ударение. Соедини слово со схемой.

Цыплёнок Бегемот Крокодил
Ягоды   Рубашка   Утёнок
Ботинки   Уточка   Килограмм
Косточка Сантиметр Палочка
Километр   Радуга   Суббота
Дедушка   Работа   Гусёнок
Перенос Бабушка Музыка
Кормушка   Тракторист Машина
Переход   Слонёнок   Чтение
Пение   Колесо   Прогулка

3. Прочитай слова

Подчеркни слово с правильным ударением

 
 


работали

говорили индюшонок
работали говорили индюшонок
работали говорили индюшонок
работали говорили индюшонок

 

Перенос слова

 

-Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: пар-та, пе-нал. - слог из одного слога не переносится: шёл, день, пой. - Слог из одной буквы не переносится: иду, Зоя, Оля. -Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую. Переносить надо только так: эта-жи, ра-дио. -Букву й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: чай-ник. -Букву Ь нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: паль-чик, конь-ки. - Слова с удвоенными согласными надо переносить так: рус-ский, жуж-жит. - При переносе соблюдай границу между приставкой и корнем! Переноси: раз-го-во-рил-ся, пе-ре-прыг-нул, подъ-ём-ник, по-дру-жил-ся.

 

Выполни задания

1.Прочитай. Подчеркни слова, которых нельзя перенести.

Вяз, ясень, сосна, тополь, клён, ива, липа, ели, ёлки, берёза, кедр.

 

2. Измените слова по образцу. Напишите их, разделяя для переноса.

Образец: гараж – га-ражи, гара-жи.

Девочка - _____________________________, стриж - _______________________,

Портфель - ____________________________, юноша - _______________________,

Удочка - ______________________________, камень - ______________________,

Поставь во всех словах ударение.

3. Вертикальной линией разделите слова на слоги. Запишите разделяя на слоги для переноса.

Илюша - ________________, жаркие - ________________, ягода - _______________,

Осина - _________________, озёра - ______________, учитель - ________________,

Охотник - _______________, платье - _____________, гостья - __________________.

 

4. Запишите слова, разделяя их для переноса.

Лужайка - _______________, ручейки - _______________, чайки - ______________,

Скамейка - _______________, стройка - _______________, стайка - _____________,

Россия - _________________, перрон - ________________, хоккей - _____________,
коллектив - _______________, Юлия - ________________, огоньки - _____________,

Осенью - _________________, массаж - _______________, Алёша - _____________.

 

5. Раздели на слоги для переноса слова с приставками. Выдели приставку.

Пробежать - ______________, запрятать - _____________, заплакать - ___________,

Разлетелись - _______________, погреться - _______________, подЪём - _________,

Присниться - ________________, поехать - _______________, слететь - __________,

Дослушать - _________________, ожить - ________________, поход - ___________,

Поглядеть - _________________, доплатить - ______________, запись - __________,

Покрасить - _________________, оттащить - ______________, принёс - __________,

Прибрежный - _______________, запел - _______________, перелил - ____________.

 

Части речи

Имя существительное

Слова, которые называют предметы, явления природы, людей, животных и отвечают на вопросы кто? что? – имена существительные.

! Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?

(что?)тетрадь, карандаш, метель, роса.

! Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?

(кто?)мальчик, курица, бабочка, щука.

Выполни задания

1. Запиши в два столбика.

Машина, человек, дерево, тополь, дедушка, мышь, метель, девочка, окунь.

Кто? Что?
   
   

! Существительные бывают собственные и нарицательные.

Собственные – географические названия, имена людей, клички животных.

2. Подчеркни имена собственные.

Река Ангара, город Одесса, мальчик Слава, гора Эльбрус, попугай Петруша.

! Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода.

! Имена существительные изменяются по числам

Имя прилагательное

Слова, которые называют признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какое? – имена прилагательные.

3. Прочитай. Найди имена прилагательные и подчеркни волнистой линией.

Чудесная погода, красный бант, яркое солнце, бегает по берегу, зелёная трава, идёт быстро, маленький воробей, высоко прыгает, высокий дом.

Глагол

Слова, которые называют действие и отвечают на вопросы что делать? чтосделать? что делал? что сделал? что сделает? что будет делать? – глагол.

4.Прочитай. Найди глаголы и подчеркни двумя чертами.

Трамвай, жёлтый, учится, пишет, осина, синеет, письмо, поёт, пение, смотрят, прочитали, осенний, улетает, учитель, учит, молодой, помолодел.

 

5.Прочитай. Имена существительные подчеркни одной чертой,

имена прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя чертами.

Старые часы тикают. Жужжит мохнатый шмель.

Лесной ручей журчит. Лежит волнистый туман.

Звенит весенняя капель. Чуткий камыш дремлет.

Слово и предложение

 

Предложение состоит из слов. В предложении выражается законченная мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

! Окончание служит для связи слов в предложении. Только в нужной формеслова составляют предложение.

1. Прочитай. Подчеркни только предложения.

Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.

 

По цели высказывания (для чего произносятся или пишутся) предложения делятся: 1)на повествовательные (рассказ, повествование) 2)на вопросительные (вопрос), 3) на побудительные (приказ, просьба).

2.Прочитай. Рядом с предложением напиши, какое оно по цели высказывания.

Как хорошо весной в лесу! (_______________________)

Приготовьтесь к уроку. (___________________________)

Мы пойдём завтра в гости? (_______________________)

В саду поют соловьи. (____________________________)

 

Предложения, которые произносятся с особым чувством, называются восклицательными. Предложения по интонации делятся на восклицательные (в конце ставится! – восклицательный знак) и невосклицательные.

! С интонацией восклицания могут произноситься любые предложения.

Повествовательные: Мы гордимся нашей Родиной!

Вопросительные: Ты не убрал свои вещи?!

Побудительные: Ребята, охраняйте природу!

Главные члены предложения

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения. Подлежащее обозначает, оком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что? Сказуемое показывает то, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает? что сделает?

! Подлежащее подчёркивается одной чертой, а сказуемое – двумя.

Остальные члены предложения являются второстепенными.

 

3. Прочитай. Подчеркни грамматическую основу предложения.

Пришла поздняя осень. Птицы улетели на юг. В лесу и в поле звери готовятся к зиме. Белка тащит в дупло орехи. Медведь готовится к спячке.

 

 

Неизменяемые слова

В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются ине имеют окончания. Они имеют одну форму.

Пальто метро пони радио кенгуру

Кино пианино шоссе желе какао

Кафе эскимо меню кофе такси

 

2. Прочитай. Подчеркни неизменяемые слова.

Вкусный кофе, фруктовое желе, передавали по радио, маршрутное такси, австралийский кенгуру, видели пони, играет на пианино, шёл по шоссе, московское метро, в новом пальто.

3. Поставь слова лиса, кенгуру,заяц, пони в нужную форму. Допиши.

Школьники видели______________________________________________________.

Детям читают о _______________________________________________________.

Ребята наблюдают за____________________________________________________.

 

Корень слова

Корень - это общая часть родственных слов. В корне заключён общий смысл всех однокоренных слов: мороз, морозец, морозный, заморозил, заморозки, морозильник. Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно большеоднокоренных слови посмотреть, какая часть в них является общей.

 

Выполни задания

1.Так же, как и у кустов, ряд, рядочек, рядовой, хор

Корень слова есть у слов. хор, хормейстер, хоровой,

Вы в словах его найдите зуб, зубной, зубок, зубастый,

И аккуратно обозначьте. цвет, цветок, цветной, цветастый.

 

2. Прочитай родственные слова, выдели корень.

гостиница, гость, гостить; черника, чёрный, чернота;

полёт, перелёт, прилетел, самолёт; лиса, лисонька, лисий, лисичка;

сад, садик, садовый, посадил; белый, беленький, белить;

гора, горный, пригорок; поход, ходили, выход, походка;

 

3. Прочитай, найди лишние слова. Вычеркни.

Борьба, борец, воевать, борются; водяной, водить, вода;

весёлый, радость, веселье, веселиться; лист, лисёнок, листочек, листок;

седой, сиденье, седина, поседел; пёс, песочный, песок;

запугать, распутица, путь, путник; белка, беленький, побелка.

 

4. Придумай и напиши однокоренные слова с указанным корнем.

Барабан

- тот, кто играет на барабане-_______________________________,

- бить, стучать в барабан-___________________________________,

- маленький барабан-________________________________________.

Вар

- ягоды, сваренные в сахаре-________________________________,

- тот, кто готовит пищу -___________________________________.

Час

-мастер по починке часов -__________________________________,

- солдат, стоящий на посту -_________________________________.

 

5. Выбери однокоренные слова. Запишите их в следующем порядке:

предмет, признак предмета, действие предмета.

Весна, зелень, белить, зеленеет, белила, зелёный, белый, нет зелени, белая.

Говор, голова, говорливый, говорит, рассказали, говорят.

Предмет признак предмета действие предмета
 
 
 

 

Что такое родственные слова и формы слов

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.308 с.