Диссертация как квалификационная научная работа — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Диссертация как квалификационная научная работа

2017-09-30 658
Диссертация как квалификационная научная работа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Слово «диссертация» в переводе с латинского на русский язык означает исследование, рассуждение. Диссертация такого рода могла носить не только вид научной монографии, но и научной статьи. Такие научные труды отражают результаты научного исследования, которые затем представляют на публичное обсуждение и защиту с целью получения определенной научной квалификации (ученой степени).

Система публичной защиты письменных сочинений на научные темы с целью получения научной квалификации стала складываться еще в средние века. В открывающихся в тот период университетах их преподаватели готовили специальные научные труды, которые позже стали называться диссертациями. Появились и особые ученые степени. Ученая степень доктора наук впервые стала присуждаться Болонским университетом в 1130 году. Парижский университет стал ее присуждать в 1231 году.

В начале диссертации выполнялись в рукописном виде, а их публичная защита проходила в форме устной дискуссии. В XVI веке стали появляться печатные диссертации. В дальнейшем это стало общепринятым правилом, а сами диссертации обрели статус квалификационной научной работы.

Уже в XVI веке стали применять определенные требования к самостоятельной подготовке научных трудов. Соискатель ученой степени должен был опубликовать научную статью и разослать ее всем заинтересованным ученым. Это положило начало информированию научной общественности о научных разработках, представленных к защите в виде диссертаций.

В России защита письменных диссертаций была введена после учреждения Московского императорского университета в 1755 году. В 1791 году этому университету было предоставлено право присуждения ученой степени доктора медицины, а в 1803 году указом императора в России были введены три ученые степени: кандидата, магистра и доктора наук.

Для получения каждой из этих ученых степеней устанавливались устные и письменные экзамены, после сдачи которых соискатель должен был публично защитить диссертацию на заседании факультета. В процедуре защиты должен был обязательно выступить один официальный оппонент. В 1804 году количество таких оппонентов увеличилось до трех.

В 1819 году было разработано и утверждено «Положение о производстве в ученые степени», которое устанавливало четкий порядок сдачи экзаменов, защиты диссертаций и присуждения ученых степеней. Согласно этому положению, при экзамене на звание магистра и доктора была учреждена публичная защита диссертаций и разработана ее процедура. Магистерскую диссертацию с этого времени раз решалось представлять помимо латыни и на русском языке. Докторской диссертации эта демократическая мера не коснулась.

В 1837 году было утверждено «Положение об испытаниях на ученые степени», согласно которому упрощался экзамен для будущих докторов и разрешалось выполнение диссертаций не только на латинском, но и на русском языке.

В 1864 году принимается новое «Положение об испытаниях на звание действительного студента и на ученые степени», которое предусматривало правила присуждения ученых степеней кандидата, доктора и магистра. Для получения каждой степени требовалось подготовить и публично защитить диссертацию.

Университетским уставом в 1884 году ученая степень кандидата наук была отменена. Это мотивировалось тем, что кандидатская диссертация не отвечала требованиям серьезного научного исследования. С этого времени в России присуждались только две ученые степени - магистра и доктора наук, а сами диссертации на соискание этих степеней стали представляться к защите только в печатном виде, что исключало необходимость публиковать автореферат диссертации, однако требовалось приложение к ней в виде тезисов объемом не более четырех страниц.

Защита докторских и магистерских диссертаций имела сходную процедуру. Она проходила на заседании факультета, в котором могли принять участие все члены совета факультета, а также все желающие. Для защиты диссертации назначались два официальных оппонента, как правило, из числа профессоров данного факультета. Оппоненты из других университетов не приглашались. Официальными оппонентами могли быть даже преподаватели, не имеющие ученой степени, на соискание которой представлялась диссертация. После выступления оппонентов могли выступать все желающие (это правило действует и сейчас).

За магистерскую диссертацию факультет имел право присуждать степень доктора. Для этого требовалось единогласное голосование. Решение факультета о присуждении степени утверждалось ученым советом университета, и соискателю выдавался диплом магистра или доктора наук.

Магистры наук в России получали право на чин IX класса при поступлении на гражданскую службу, могли быть зачислены на должность экстраординарного профессора университета, могли подавать прошение о зачислении в потомственные почетные граждане. Магистры получали такие же академические знаки, как и доктора, только серебряные, а не золотые.

Таким образом, степень магистра имела в России весьма высокий научный статус, а сами магистерские диссертации носили характер серьезных научных трудов, многие из которых послужили основой целых научных направлений.

После революции 1917 года Декретом Совнаркома РСФСР существовавшие ученые степени были ликвидированы. В 1934 году ученые степени кандидата и доктора наук были восстановлены. Степени магистра наук не было. Она была восстановлена лишь в 1993 году.

Ученые степени по результатам защиты диссертаций до 1938 года присуждались квалификационными комиссиями, организованными при наркоматах, АН СССР, республиканских и отраслевых академиях.

В 1937 году определен перечень отраслей наук, по которым производится защита диссертаций. Право утверждения докторских диссертаций передано Высшей аттестационной комиссии (ВАК). В 1945 году для защитивших диссертации были введены единые дипломы, выдаваемые ВАКом.

В настоящее время в России действует Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России, сайт httr//vak.ed.gov.ru), которая руководствуется приказами Министерства образования и науки Российской Федерации: от 10 декабря 2013 г. № 1139 «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации», «Об утверждении Положения об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации» от 25.12.2013 г., № 1339, а также «Положением о присуждении ученых степеней» и «Положением о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». Именно эти положения и определяют основные требования к докторским и кандидатским диссертациям (ВАК России - это федеральный орган исполнительной власти, удостоверяющий в государственном порядке квалификацию научных и научно-педагогических работников во всех областях науки, техники, образования и культуры).

За рубежом, в этом отношении, нет такой строгой и стройной системы, как у нас. И правительство в это дело не вмешивается, и Высшей государственной аттестационной комиссии нет, и положений, и инструкций поменьше. Правда, самодисциплина там, как правило, выше и самоответственность тоже. Университеты обладают возможностью самостоятельно присуждать «собственные» ученые степени.

Со степенями и званиями там все проще: нет ни кандидатов, ни доцентов. Правда, доктора и профессора есть. Но их доктор философии - это что-то вроде нашего отечественного кандидата наук. Поэтому наши кандидаты, вырвавшись за рубеж или вступая в контакты с иностранными учеными на родной земле, тут же называют себя докторами.

Начинающих ученых у них называют бакалаврами и магистрами, последние, как и у нас, тоже должны готовить диссертацию. По полноте знаний статус доктора может повышаться и тогда соискателя величают: доктор биологии, доктор медицины и т.д. Доцентов у них нет. А профессора бывают разных рангов: младшие, просто профессора и старшие или полные (по признанию заслуг).

В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Эта степень является не ученой, а академической, поскольку она отражает, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику.

Общие требования к магистерским диссертациям до 16 сентября 2003 г. были определены «Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации», утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 10 августа 1993 г. №42. Прием и реализацию основных образовательных программ подготовки магистров, а также организацию и проведение итоговой государственной аттестации по ним регламентируют приказы Минобразования России от 14 сентября 1999 г. № 286 «Об утверждении макетов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и требований (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников», от 29 декабря 2012 г. № 273 - «Федеральный закон об образовании», от 14 января 2003 г. № 50 «Об утверждении Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти», от 25 марта 2003 г. № 1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации».

Кому открыт путь в науку

 

Для ищущих путь к ученой степени необходимо овладевать набором знаний, необходимых для преодоления этого пути, в том числе знаний о том, как надо выполнять и защищать диссертационную работу.

Предположим, что под воздействием собственных убеждений и интересов, или агитации родителей, родных и знакомых, наслышавшись о преимуществах научного счастья, вы одержимы желанием стать ученым. Однако вас сдерживает неуверенность в своих способностях и возможностях. Либо в силу незнания методики и технологии прохождения аспирантуры, подготовки и защиты диссертации вы сомневаетесь в том, что вам доступны научные вершины, и страшитесь неизведанных путей.

Отбросьте прочь подобные сомнения! «Не боги горшки обжигают» и не гении диссертации пишут. Это делают рядовые обычные люди средних, а иногда и ниже средних способностей. Способности распределены более или менее равномерно, поскольку почти все рождаются одинаково талантливыми. Все дело не в прирожденных способностях, а в усердии. Именно усердие и настойчивость и есть способность. Недаром говорят: «Один процент таланта и девяносто девять процентов терпения - вот вам и гений». А один процент таланта есть практически у всех. Что же до талантов и гениев, которые иногда (крайне редко) все-таки встречаются, то они настолько выделяются из общей массы претендентов на ученую степень, что им незачем доказывать свою исключительность диссертациями. Диссертации талантливые люди все же защищают, но чаще всего уже став признанными учеными или будучи близкими к тому.

Ну, а как же быть с укоренившимися представлениями, суть которых выражена в популистских лозунгах: «Путь в науку - только одаренным», «Мы ищем таланты»? Наличие подобных утверждений - неизбежные издержки научного приукрашательства, свойственного не только ученым, но и многим просто несведущим людям. Не исключено, что и сами ученые, уже прорвавшиеся в науку, усиленно насаждают подобные «страшилки», чтобы возвеличить себя, подчеркнуть свое собственное достоинство. Надо также иметь в виду, что бравурные восклицания по поводу того, что наука - обитель только для исключительных, избранных людей, заимствованы в основном из арсенала журналистов, телерепортеров и разных публицистов, крайне далеких от науки, имеющих смутное представление о подлинном облике, пружинах и действии механизма научного продвижения. Кому вообще нужна исключительность в стране и в системе, где главный принцип - уравнительность?

Заметим к тому же, что талант часто проявляет себя неожиданно, отдельные гениальные ученые плохо преуспевали в школе и в институте. Почему же не исходить из предположения, что и вы относитесь к этой когорте?

Следует помнить, что важнейшая предпосылка творческой деятельности - полная внутренняя свобода личности, умение отрешиться от стереотипов - типизированных программ действий и мыслей в стандартных ситуациях, способность посмотреть на проблему с новой, непривычной стороны. Таким образом, творчество связано с инакомыслием, а также с умением терпеливо относиться к чужому мнению, пусть и отличающемуся от собственного.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.