Организация методической деятельности в детском саду — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация методической деятельности в детском саду

2017-09-30 517
Организация методической деятельности в детском саду 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Литературные источники

1. Абрамова И.Г. Игротехнические приемы. Рекомендации для организации игровых занятий в школе. – СПб.: Образование, 1992. 44с.

2. Абсалямова А.Г. Управление дошкольным образованием: Программа специализации для студентов дошкольного отделения Института педагогики Башкирского государственного педагогического университета, обучающихся по специальности: - 030900 – дошкольная педагогика и психология. Уфа, Вагант, 2005. – 36с.

3. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: Зарождение, осмысление, воплощение: практическая методология решения педагогических задач.- СПб.: СпецЛит, 2000. – 223с.

4. Алферова Л.В. Организация методической работы в образовательном учреждении на основе проблемно-ориентированного анализа // Завуч, 1998. - № 3- с. 124 – 140.

5. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М.: Изд-во АСТ, 2000. – 393 с.

6. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 2003. – 452с.

7. Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: контрольно-диагностическая функция. М., 2004. 32с.

8. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. М., 2000. 80с.

9. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991. С 45.

10. Белая К.Ю. Методическое обеспечение системы дошкольного образования в Москве //Дошкольное воспитание. – 1997. - №2 с.25-31.

11. Белая К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию воспитательно-образовательной работы. М., 1998. 76с.

12. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение. М., 2004.56с.

13. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М., 2003. 75с.

14. Белая К.Ю. Система управления дошкольным образовательным учреждением: Автореф. Дисс…руд.пед.наук. – М., 1998. – 19 с.

15. Бережнова Л.Н. Сопровождение учителя при решении проблем модернизации образования // Модернизация общего образования на рубеже веков. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – с. 122-128.

16. Богданова Р.У. Введение в профессию: методист - специалист по образовательным технология. СПб., 2000. – 44с.

17. Богословский В.И. Теоретические основы научного сопровождения образовательного процесса в педагогическом университете: Автореф. Дис. Д. пед. наук. — СПб., 2000. — 35с.

18. Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующая детским садом. – М., 1985. – 87с.

19. В помощь заведующему детским садом / Под ред. Волковой А.А – М.: Учпедгиз, 1949. – 78 с.

20. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М., 1990.

21. Васильева Е.Ю. Обучение молодого учителя стилю педагогического общения в системе повышения квалификации: Автореф.дисс…канд.пед.наук.-Петрозаводск, 1995.-21с.

22. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М., 2003. -89с.

23. Волобуева Л.М., Газина О.М., Фокина В.Г. Организация работы методиста детского сада. М., 1990. – 80 с.

24. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования, 1995. № 2. – с. 17.

25. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. – Вып. 6. – М.: Инноватор, 1996. – С.10-38.

26. Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. – М., 1995. – 123 с.

27. Гогоберидзе А.Г. Образование студента: Задачник по самодиагностике и самоинформированию. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. – 204с.

28. Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М., 2004. – 75 с.

29. Демурова Е.Ю. Из дневника заведующей детским садом. – М.: Учпедгиз, 1958. – 143 с.

30. Демурова Е.Ю., Островская Л.Р. О руководстве детским садом. – М.: Просвещение, 1973. – 19 с.

31. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. М., 1997.- 85 с.

32. Детский сад: книга для заведующей / Под ред. О.И. Соловьевой. – М.: Просвещение, 1961. – 324 с.

33. Долженко Ю. Краевой институт – муниципальным методическим службам // Народное образование. 1999.- №7-8.- с.47-55.

34. Дошкольное образование в России // сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов, - М., Издательство АСТ. – 1997.

35. Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2003. – 657 с.

36. Езопова С.А. Формирование личностно-профессиональной готовности студентов к деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Автореф. Дисс. руд.пед.наук. – С-Пб., 1999 – 16 с.

37. Езопова С.А., Полякова М.Н., Таратухина М.С. Лицензирование дошкольных образовательных учреждений разных видов: Методические рекомендации. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 54 с.

38. Жуковский И.В. Методическая служба и профессионализм учителя //Официальные документы в образовании, 1999. - № 19 с. 15 – 20.

39. Жуковский И.В. Формирование адаптивной системы управления методической службой образования в городе: Автореф. Дисс… руд. Пед. Наук. М., 1999. – 17 с.

40. Зверев С.М., Кондратьев Е.Б., Зверева Г.А. Игровые формы повышения квалификации кадров.- М.: Знание, 1989.-78с.

41. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., переработанное и дополненное М.: Новая школа, 1997. – 320 с.

42. Зорина А.И., Сергеева З.А. Детский сад (в помощь организаторам детских садов). – М.: Учпедгиз, 1956. – 32 с.

43. Иваненко М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства. Автореф. Дисс. Канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005.

44. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях: Книга для учителя М., 1999.- 64 с.

45. Институт дошкольного образования. – Петербург, 1920. – 18 с.

46. История дошкольной педагогики: Учебное пособие /под ред. Л.Н. Литвина. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 352 с.

47. Как организовать выставку по дошкольному воспитанию для населения. – М. – Л.: Государственное издательство, 1929. – 23 с.

48. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы /Под ред. Оверчук Т.И. М., 2002.

49. Кожокарь В.П. Взаимосвязь подготовки и повышения квалификации организаторов дошкольного образования Автореф. Дисс… руд.пед.наук. М., 1991. – 18 с.

50. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под ред. Шипицыной Л.М., Хилько А.А., Галлямовой Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлевой Н.Н.- СПб.: Речь, 2003.

51. Контроль функционирования и развития ДОУ/ Авт.-сост.: Корепанова М.В., Липчанская М.И. М., 2003.

52. Кочнева Л.Н., Буйлова С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей – М.,Владос,2001

53. Крылова Н. Деятельностный портрет методиста //Народное образование, 1999,- №7-8

54. Кутузова И.А. Дошкольная методическая служба Санкт-Петербурга. Исторические вехи и современные реалии // Дошкольное воспитание 2003, - №5 с. 12-17.

55. Кутузова И.А. Методические аспекты повышения качества образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга // Качество дошкольного образования: состояние, рудиров, перспективы. – М., 2002. – с. 193-200.

56. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. – Новгород, 1998. – 90 с.

57. Лебедева С.С. Организационно-педагогические проблемы управления детским инновационным учреждением. – С-Пб., 1996. – 44 с.

58. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Оценка качества управления дошкольным образовательным учреждением на муниципальном уровне. СПб., 2003. 35 с.

59. Лебедева, Л.М. Маневцова Управление инновационными ДОУ в условиях социального партнерства. С-Пб.,Детство-Пресс, 2003

60. Маневцова Л.М., Лебедева С.С. Самоанализ деятельности руководителя как фактор повышения качества управления ДОУ. СПб., 2003. 56 с.

61. Маневцова Л.М., Ноткина Н.А., Вдовина Е.С. Подготовка специалиста в области управления дошкольным образованием в условиях многоуровневой системы педагогического образования // Непрерывное педагогическое образование. Вып. 11. – С-Пб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1995. – с. 186 – 191

62. Методическая деятельность: словарь-справочник, /под научной редакцией канд. пед.наук Е.В.Титовой., Л., 1991

63. Методическая работа в школе: организация и управление /под ред. Бабанского Ю.К. М.1991.

64. Методическая работа: опыт научного исследования. М., 2002.

65. Н.С. Голицына Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении – М., 2004

66. Немова Н.В. Управление методической работой в школе //Сентябрь, 1999.

67. Никитин Э. Федеральная система повышения квалификации: проблемы и перспективы развития //Народное образование, 1999,- №7-8

68. Образование студента. Теоретические и практические аспекты проблемы развития субъектной позиции в условиях педагогического ВУЗа: Монография / под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: НИИ Химии СпбГУ, 2001. – 309с.

69. Овечук Т.И. Основные направления совершенствования качества дошкольного образования в РФ// Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. – М., 2002. – с. 9-15.

70. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988. – 750 с.

71. Панфилова А.П. Игротехничский менеджмент: интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала/учебное пособие.- СПб., 2003.- 536с.

72. Паршукова И.Л. Методист ДОУ как организатор исследования и развития ребенка: Автореф. Дисс… руд. Пед.наук, - С-Пб., 1999. – 16 с.

73. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография / Под ред. А.П. Тряпицыной. ― СПб.: Образование, 1995.

74. Пенькова Л.А. О критериях оценки эффективности методической работы в ДОУ//Диагностика и мониторинг в сфере образования. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции – М.: Педагогическое общество России, 2006. С. 317-321.

75. Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. Доклады, протоколы, резолюции. – М., 1921.

76. Поздняк Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением: Спецкурс. – М.: АПО, 1994. – 76 с.

77. Поздняк Л.В. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования: Автореф. Дисс…руд.пед.наук. М., 1984. – 16 с.

78. Поздняк Л.В. Спецкурс: Основы управления дошкольным образовательным учреждением. М., 2000.

79. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., 2000.

80. Полянский М.С. Психолого-педагогическое сопровождение как компонент общей программы модернизации образования в России // Модернизация общего образования на рубеже веков. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – с. 128- 131.

81. Профессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных учреждений и учителей /под ред. М.М.Поташника. М., 1997.

82. Работа районного дошкольного методкабинета. – Наркомпрос РСФСР – Учпедгиз, 1935 – 64 с.

83. Районная методическая служба (опыт, поиск, находки) /под ред. Кричевского В.Ю. С-Пб., 1998. 57 с.

84. Руссия Л.Г. Организация коллективного планирования в детском саду: Автореф. Дисс… руд.пед.наук. – М., 1985 – 16 с.

85. Сериков В.В. Личностный подход в образовании, концепция: Монография. ― Волгоград: Перемена, 1994. ―150 с.

86. Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ. М., 2003.- 40 с.

87. Скоролупова О.А. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении. М., 2004.

88. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом ВУЗе: научно-методическое пособие/отв. Ред. Л.Н. Бережнова, В.И. Богословский, В.В. Семикин. – СПб.6 изд.РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.-158с.

89. Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания / Под ред. Комаровой Т.С. – М.: АПН СССР, 1981, - 324 с.

90. Справочник по дошкольному воспитанию. Основные законодательные и инструктивные документы. Изд. 2-е, исправ. И допол. – М.: Просвещение, 1967. – 471 с.

91. Спружа Р.Я. Планирование педагогической работы детского сада: Автореф. Дисс… канд.пед.наук. – М., 1984. – 18 с.

92. Тертьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами: Учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – 368 с.

93. Тихеева Е.И. Детский сад: его значение и оборудование. – Петербург, 1920. – 215 с.

94. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М., 2001.- 284 с.

95. Троян А.Н. Функция педагогического анализа в управлении работой дошкольного учреждения: автореф.дисс…руд.пед.наук, 1983. – 17 с.

96. Урвант Я.М. Качество методической работы //Народное образование, 1998.

97. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении/пособие для руководителей ДОУ. М.,2003.

98. Шамова Г.И. Управление образовательными системами: Учебное пособие для Вузов/Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин; под ред. Т.И. Шамовой.- М.:Гумм.Изд.центр ВЛАДОС, 2001.-319с.

99. Шамова Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991.

100. Юсфин С.М. Договор как средство гуманизации отношений в процессе педагогической поддержки ребенка: Автореф. Дисс…канд.пе.наук, М.: ИПИ РАО, 1996. 20 с.

101. Юсфин С.М., Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. – М.:МИРОС, 2002.-208 с.


102.

организация методической деятельности в детском саду

 

Четко прослеживается несколько подходов к определению содержания методической деятельности. Остановимся на них более подробно:

Первый подход, - функциональный (Л.М. Маневцова, С.С. Лебедева, Р.Я. Спружа, А.Н. Троян, Л.В. Поздняк и др.). Здесь единицей методической деятельности становится функция. Традиционно можно выделить такие функции как: планирование, организация, руководство, контроль, координация методической работы. Но многие авторы эти функции дополняют или конкретизируют. Так в работах В.С. Основина функции делятся на общие и специальные; А.Н. Троян дополнила уже имеющийся перечень функций функцией педагогического анализа.

Очень подробно функции воспитателя-методиста описаны в работах Л.В. Поздняк. Она выделяет:

­ Целевые функции (социально-политическую, функцию коммунистического воспитания (в соответствии с идеологической обстановкой в период работы автора – 1984 год); организационно-методическую функцию, направленную на организацию методической работы в ДОУ);

­ Процессуальные функции, способствующие реализации целевых (планирование, организация, руководство, контроль и координация);

Идеи Л.В. Поздняк были поддержаны Л.М. Маневцовой. В ее работах была представлена квалификационная характеристика методиста дошкольного учреждения и следующие группы функций этого специалиста:

­ Педагогические функции, включающие в себя информационную, исследовательскую, гностическую, коммуникативную, воспитывающую, обучающую функции; Данная группа функций отражала деятельность старшего воспитателя в направлении повышения квалификации педагогов, организации процесса самообразования, обеспечения непрерывности профессионального образования.

­ Управленческие функции, где были представлены контрольно-диагностическая, планово-прогностическая и организационно-педагогическая функции, способствующие оптимизации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Выделение функций позволяет четко определить основные действия специалиста по методической работе, выделить их последовательность, но не конкретизирует содержание этих действий (что контролируем?, кем руководим?, что планируем?). ответить на заданные вопросы помогает второй подход.

Второй подход ( А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина и др.) делает акцент на основных направлениях методической работы.Мы можем выделить такие направления как:

· организация работы с передовым педагогическим опытом;

· подготовка и проведение педагогических совещаний и заседаний педагогических советов;

· организация работы методического кабинета;

· повышение квалификации педагогов детского сада;

· организация опытно-экспериментальной работы в детском саду;

· мониторинг педагогического процесса учреждения;

· обеспечение информационной открытости педагогического процесса детского сада.

Четкость и конкретика направлений работы старшего воспитателя делает этот подход самым популярным в дошкольных учреждениях.

Третий подход объединяет идеи двух предыдущих подходов и позволяет раскрыть алгоритм работы старшего воспитателя по реализации каждого из направлений методической деятельности. Например, при организации работы методического кабинета старший воспитатель планирует его работу, организует деятельность педагогов в методическом кабинете, отслеживает эффективность его работы, вносит необходимые коррективы в содержание и организацию деятельности кабинета. Аналогичным образом можно рассмотреть каждое направление методической деятельности.

Рассмотренные нами подходы к определению содержания методической деятельности не раскрывают главного - как старшему воспитателю помочь конкретному педагогу в решении педагогических задач, как оказать ему профессиональную поддержку, как создать условия для эффективной работы каждого воспитателя.

Ответить на выделенные вопросы поможет рассмотрение содержания методической деятельности с позиции компетентностного подхода.

В чем его очевидное преимущество? В возможности привнести в методическую деятельность личностно-ориентированную направленность, учитывать особенности каждого воспитателя в процессе оказания ему профессионально-методической помощи и поддержки. Появление компетентностного подхода позволяет рассматривать деятельность старшего воспитателя как процесс решения методических задач, в первую очередь направленных на оказание помощи воспитателям и специалистам ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает привлечение педагогов к реализации актуальных направлений работы учреждения.

Давайте рассмотрим те профессиональные задачи, которые решает старший воспитатель в современном детском саду.

Первая группа задач – диагностическая - позволяет видеть педагога в образовательном процессе детского сада;

Вторая группа задач – направлена на оказание помощи воспитателю в проектировании индивидуального маршрута профессиональной деятельности в контексте решения приоритетных задач детского сада; Третья группа задач – раскрывает особенности организации старшим воспитателем процесса взаимодействия педагога с субъектами образовательного процесса, с представителями социальных партнеров детского сада в процессе реализации своего маршрута;

Четвертая группа задач – обеспечивает организацию образовательного пространства детского сада для успешной реализации воспитателем индивидуального маршрута профессиональной деятельности.

Пятая группа задач – позволяет старшему воспитателю обеспечить непрерывный процесс самообразования, обогащать профессиональную компетентность.

Для более подробного ознакомления с содержательным наполнением каждой группы профессионально-методических задач обратитесь к приложению № 4.

Итак, решая подобные профессиональные задачи, старший воспитатель обеспечивает возможность организации методической деятельности, реализуя основные принципы личностно-ориентированного подхода (учет профессионального и жизненного опыта педагога, возможность выбора направлений помощи, создание условий для активизации потенциала воспитателя, стимулирование его на непрерывность процесса самообразования) и используя такой способ ее организации как методическое сопровождение. Выделенный способ позволяет обозначить алгоритм оказания помощи и поддержки каждому воспитателю детского сада.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.