Организация службы методического сопровождения в детском саду — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация службы методического сопровождения в детском саду

2017-09-30 324
Организация службы методического сопровождения в детском саду 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В последние десятилетия все чаще обращается внимание на важность создания в образовательных учреждениях специальных корпоративных структур, реализующих задачи методической деятельности и оказывающих педагогам необходимую и качественную помощь и поддержку.

В детском саду мы можем встретить методическую службу. Ее основной целью становится привлечение различных субъектов образовательного процесса и представителей социальных партнеров к решению задач методической деятельности.

можно определить сущность понятия служба методического сопровождения – это корпоративная структура, объединяющая старшего воспитателя, педагогов, специалистов (логопедов, дефектологов, психологов, педиатров, врачей-специалистов), педагогов дополнительного образования, ученых, представителей социальных партнеров детского сада и направляющая свои совместные усилия на оказание качественной, своевременной, разносторонней помощи воспитателям в решении возникающих профессиональных трудностей и проблем.

В состав службы методического сопровождения может войти любой сотрудник детского сада, имеющий соответствующую квалификацию, способный качественно решать профессиональные задачи и готовый включиться в процесс оказания методической помощи и поддержки.

Координатором работы службы методического сопровождения выступает специалист, осуществляющий организацию методической деятельности в детском саду. Традиционно эти задачи решает старший воспитатель. Эта должность появилась в детских садах более 50 лет назад. 8 июля 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР № 1197 была утверждена должность педагога для групп раннего возраста. Должностными обязанностями специалиста являлись: «обслуживание детей ясельного возраста и руководство их воспитанием в яслях», позднее в 1965 году эта должность была переименована в должность воспитателя – методиста. Этот дошкольный работник выполнял функции помощника заведующей детским садом, составлял план методической работы учреждения на год, осуществлял оперативное планирование на месяц, руководил работой ясельных групп и оказывал необходимую помощь воспитателям в процессе их взаимодействия с педагогами групп детского сада, разрабатывал режим пребывания детей в группах совместно с медицинским работником, осуществлял помощь в организации игр и занятий, в составлении планов работы с детьми, в организации работы с родителями, участвовал в подготовке и проведении педагогических совещаний.

Четких обязанностей у воспитателя-методиста не было, однако, вся его миссия была направлена на оказание оперативной помощи и поддержки педагогам в решении их профессиональных задач.

Лишь в 1977 году были утверждены квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений», где впервые закреплялся правовой статус воспитателя-методиста. Согласно этому правовому акту воспитатель-методист должен был осуществлять руководство учебно-воспитательным процессом детского сада и ясли - сада, проводить контроль за выполнением «Программы воспитания и обучения в детском саду», за работой воспитателей, в рамках оказания помощи осуществлять только консультирование воспитателей, инструктировать на рабочем месте педагогов. К сожалению, с выходом этого документа деятельность специалиста методической службы стала более формальная и оторванная от воспитателей.

В 1984 году (согласно письму Минпроса РСФСР от 25.07 1984 № 190 «О введении в типовые штаты учреждений просвещения должности старшего воспитателя») должность воспитателя – методиста была переименована в должность старшего воспитателя. Это был значимы шаг для повышения качества методической деятельности: старший воспитатель переводился в разряд педагогических работников и должен был направлять свои усилия на работу с кадрами, повышать их квалификацию, создавать условия для результативной работы.

В 1990 году должность старшего воспитателя опять была переименована в воспитателя – методиста, а в 1993 году статус методиста был заменен на заместителя заведующего по воспитательной и методической работе. Это привело опять к изменению масштаба управления – переходу в административный блок - и уточнению спектра административных должностных обязанностей: осуществление методического руководства учебно-воспитательной деятельностью коллектива дошкольного учреждения, обеспечение и контроль выполнения программы воспитания и обучения в детском саду, обобщение инструктивно-методического материала по воспитанию и обучению детей, разработка предложений по повышению эффективности образовательного процесса и методической работы и т.д. к сожалению, такая административная нагрузка не позволяла методисту много времени уделять процессу оказания оперативной методической помощи и поддержки педагогам детского сада.

Модернизация системы дошкольного образования в 90-е года привела к тому, что должность методиста (воспитателя-методиста) постоянно изменялась: в 1996 году опять в штатное расписание вернули старшего воспитателя, а в 2004 году предложили руководителям детских садов самостоятельно решать какие специалисты важнее в детском саду: старший воспитатель или заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе. В результате в настоящее время мы можем встретить в дошкольном учреждении и одного и другого специалиста. Спектр профессиональных задач современного старшего воспитателя разнообразен и нацелен на оказание помощи и поддержки другим педагогам детского сада. Однако механизм оказания помощи, ее направления, методы и приемы, которыми может пользоваться старший воспитатель, там не описаны.

 

для организации методического сопровождения педагога в детском саду и координирования работы всех сотрудников службы методического сопровождения старший воспитатель должен быть готов к решению следующих групп задач:

Первая группа задач - Видеть педагога в образовательном процессе детского сада.

В рамках решения данной группы задач, старший воспитатель:

Во-первых, изучает возможности, потребности и интересы педагогов детского сада, а именно:

- Особенности профессиональной компетентности – степень готовности решать педагогические задачи: планировать и реализовывать мониторинг интегративных качеств личности ребенка, его достижений, успехов в той или иной образовательной области; проектировать индивидуальные образовательные маршруты детей, планировать работу группы в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию образовательного процесса в детском саду; осуществлять личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие с субъектами образовательного процесса; организовывать образовательное пространство группы для разных участников педагогического процесса; реализовывать процесс самообразования.

- Социально-психологические особенности педагогов - особенности психических процессов, ролевые позиции, которые они занимают в педагогическом коллективе, творческий потенциал, особенности характера, темперамента, наличие стрессовых ситуаций, синдрома выгорания и т.д.

- Потребности педагогов детского сада в получении новой информации: о специфике основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в учреждении, о способах проектирования образовательной программы группы; о содержании программы развития детского сада и направлениях работы педагогического коллектива в рамках реализации годового плана; о результативности деятельности всего учреждения и каждой группы в отдельности; о запросах и ожиданиях родителей, пользующихся услугами детского сада; об организации образовательного пространства для воспитателей и специалистов детского сада; о возможности использования ресурсов образовательного пространства учреждения в своей профессиональной деятельности;

- Интересы педагогов детского сада: наличие «любимого» направления в профессиональной деятельности воспитателя; возможности развития данного направления в группе, в деятельности всего детского сада (работа над методической темой, подготовка к аттестации на квалификационную категорию, участие в конкурсных программах учреждения, района города, региона, страны); выявление и изучение результативного педагогического опыта воспитателей и специалистов детского сада; обобщение полученных данных; определение перспектив использования выявленного опыта в практике работы учреждения; изучение досуговой деятельности педагогов (увлечения и хобби – музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство, проза, поэзия, флористика и т.д.), возможности использования специальных навыков и умений педагогов в деятельности детского сада;

Во-вторых, отслеживает характер изменений, происходящих с педагогами в ходе их профессиональной деятельности, а именно:

- особенностиразвития профессиональной компетентности воспитателей;

- изменения потребностей, интересов, возможностей, характер продвижений педагогов в своем профессиональном развитии.

В-третьих, оказывает помощь педагогу в организации процесса самообразования, в первую очередь помогает воспитателю определить:

- в решении каких профессиональных задач воспитатель добился определенных успехов, какие сложности и трудности наблюдаются у педагога;

- степень готовности воспитателя осуществлять процесс самообразования;

- какие источники самообразования в большей степени помогут специалисту повысить профессиональную компетентность, разрешить возникшие трудности и проблемы;

- каким образом воспитатель может использовать результаты самообразования в дальнейшей профессиональной деятельности;


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.