Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи

2017-09-30 702
Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Логопед напоминает детям о видах интонации и задает вопрос: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопросительная и восклицательная интонации; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию предложений и поднять карточку с соответствующим грамматическим знаком.

Примерный текст:

Сорока и мышь

Мышка-трусишка, ты треска боишься?
Ни крошечки не боюсь.'
А громкого свиста?
Ни капельки не боюсь!
А страшного рева?
Нисколечки не боюсь!
А чего же ты боишься?
Да тихого шороха.

Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

II ЭТАП. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

— формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;

— дифференциация интонационных структур в экспрессивной речи.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения для развития силы и высоты голоса, постепенного расширения диапазона голоса, развития его гибкости, модуляции.

УПРАЖНЕНИЯ

Для развития силы голоса

1. Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса):

У—— У АУ—— АУИ—— УЗО——
О——О АИ—— ОУИ—— УЗА——
А——А ОИ—— ОУА—— АЗУ——
И——И УА—— УЭИ—— УЗУ——
Э——Э      
З——З      

2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция — шепот — тихо — громко):

О О О О А А А А И И И И Э Э Э Э У У У У В В В В З З З З АУИ АУИ АУИ АУИ ОУИ ОУИ ОУИ ОУИ ОУА ОУА ОУА ОУА ЭУИ ЭУИ ЭУИ ЭУИ АВА АВА АВА АВА АЗА АЗА АЗА АЗА

3. Ослабление голоса (громко — тихо — шепот — беззвучная артикуляция):

У У У У О О О О А А А А И И И И Э Э Э Э В В В В З З З З Ж Ж Ж Ж

 

ОУ ОУ ОУ ОУ АИ АИ АИ АИ ОИ ОИ ОИ ОИ ЭУ ЭУ ЭУ ЭУ УЖИ УЖИ УЖИ УЖИ ОУИ ОУИ ОУИ ОУИ АЗА АЗА АЗА АЗА ЭУИ ЭУИ ЭУИ ЭУИ АВА АВА АВА АВА

4. Ослабление голоса, но без паузы:

УУУУ ЗЗЗЗ АУАУАУАУ УУУУ ЗЗЗЗ АУАУАУАУ

5. Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе:

УУУУУУУ ЗЗЗЗЗЗЗ
АЗААЗААЗААЗААЗААЗААЗА
УЖУУЖУУЖУУЖУУЖУУЖУУЖУ

6. Усиление голоса с увеличением длительности звучания:

А—А—А—А У—У—У—У О—О—О—О И—И—И—И Э—Э—Э—Э АУ—АУ—АУ—АУ ОИ—ОИ—ОИ—ОИ УА—УИ—УИ—УИ АУИ—АУИ—АУИ—АУИ ЭУА—ЭУА—ЭУА—ЭУА

7. Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:

А—А—А—А УИ—УИ—УИ—УИ
У—У—У—У ОА—ОА—ОА—ОА
О—О—О—О АУИ—АУИ—АУИ—АУИ
И—И—И—И ЭОА—ЭОА—ЭОА—ЭОА
Э—Э—Э—Э ОУИ—ОУИ—ОУИ—ОУИ

8. Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса:

1 2 3 4 5

9. Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса:

5 4 3 2 1

10. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:

понедельник, вторник — беззвучная артикуляция;

среда, четверг — шепот;

пятница, суббота — голос средней силы;

воскресенье — громко;

суббота, пятница — голос средней силы;

четверг, среда — шепот;

вторник, понедельник — беззвучная артикуляция.

Произнесение предложений с изменением силы голоса:

мама ушла домой.

мама ушла домой.

11. «Эхо».

Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Дети первой группы произносят слова громким голосом, дети второй группы — тихим. Затем группы меняются ролями.

В лесу кричу: «Ау! Ау!

А мне в ответ: «Ау! Ау!»

Горе кричу: «Ау! Ау!»

Гора в ответ: «Ау! Ау!»

12. «Игра на пианино».

Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с текстом.

Ударяй тихонечко: стук — стукстук (тихо),

И тогда услышишь ты нежный звук (тихо).

Ударяй, сильнее: стукстук —стук (громко),

И тогда услышишь громкий звук (громко).

13. Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.

А совавсе ближе, ближе (голосом средней силы),

А совавсе ниже, ниже (голосом средней силы)

И кричит (громко)

В тиши ночной (тихо):

Поиграй, дружок, со мной! (громко)

(С. Маршак)

Была (голосом средней силы)

тишина, тишина, тишина... (тихо)

Вдруг (громче)

грохотом (еще громче)

грома (громко)

сменилась она (голосом средней силы).

И вот уже дождик (голосом средней силы)

тихонько (очень тихо) —

ты слышал? (тихо)

Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы).

(А. Барто)

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок (тихо).

Но подул вдруг ветерок —

Закружился наш снежок (громче).

Пляшут все пушинки.

Белые снежинки (громко).

 

Сто ребят и сто девчат

Все лежат и все молчат (очень тихо).

Ты лежишь и я лежу... (тихо)

Муха села мне на палец

И спросила: «Вы проспались?» (громко)

Пальцем муху я ловлю... (громко)

Засыпаю (тише).

Сплю (тихо).

Вдруг все громче голоса:

«Ой, оса! Летит оса!

Вон у Витьки на носу!

Ну, ловите же осу!» (громче)

Все несутся за осой,?

Витя прыгает босой.

Сто ребят и сто девчат

Все хохочут и кричат.

Настоящий тихий час! (громко)

Улетела прочь оса.

И замолкли голоса (тише).

Сто ребят и сто девчат

Все лежат и все молчат (тихо).

Тихо тикают часы.

Это сон насчет осы?

Я осу во сне ловлю...

Сплю... (очень тихо).

(А. Барто)

УПРАЖНЕНИЯ

Для развития высоты голоса

Развитие высоты голоса осуществляется с помощью подражания звучанию различной высоты, а также движений рук и графических изображений.

 
 

1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков.

 


2. Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух и
 
 

трех звуков.

 

 
 

3. Повышение и понижение голоса при произнесении слогов.

 
 

 

6. Проговаривание стихотворений с изменением высоты голоса.

Бьют часы,

Бьют часы: динъ ­ -дан ¯ -дон. ­

 

На дереве, на веточках

Воробышки сидят:

«Чирик ­ -чирик, ¯ чирик ­ -чирик, ¯

Чирик ­ -чирик» ¯ — кричат.

 

Бежал ручей по камешкам —

Бежал, ¯ бежал, ¯ бежал. ¯

Потом в глубокой лужице

Лежал, ­ лежал, ­ лежал. ­

 

Дали туфельку слону, ­

Взял он туфельку одну ­

И сказал: «Нужны пошире, ¯

И не две, а все четыре» ¯

(С. Маршак)

7. «Вопрос — ответ».

Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

Ну, Весна, как дела? (высоко)

У меня уборка, (низко)

Для чего тебе метла? (высоко)

Снег мести с пригорка, (низко)

(О. Высотская)

Это кто? Это кто

По дороге скачет? (высоко)

Это наш озорной

Непоседа-мячик, (низко)

 

Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор? (высоко)

Вот невежливый вопрос:

Это собственный мой нос! (низко)

 

Был сапожник? (высоко)

Был. (низко)

Шил сапожки? (высоко)

Шил. (низко)

Для кого сапожки? (высоко)

Для пушистой кошки, (низко)

 

Почему корова эта

Маленького роста? (высоко)

Это жеребенок.

Это жетеленок, (низко)

(А. Шибаев)

8. Пропевание знакомых мелодий без слов с изменением высоты голоса.

9. Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в такой последовательности: 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале; 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.