ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ



ТЕМА 10 ВОСПИТАНИЕ.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

 

 

ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

 

Воспитание.

А. воспитание в широком социальном смысле

совокупность воздействий всех общественных институтов, обеспечивающихпередачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.)

ЭТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ НУЖНО ЗНАТЬ

 

Воспитание – это процесс целенаправленной контролируемой социализации (посредством семейного, религиозного, школьного воспитания)...

Фактически воспитание здесь отождествляется с социализацией.

Б. воспитание в широком педагогическом смысле — целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;

 

В. воспитание в узком педагогическом смысле — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений, отношений;

Г. воспитание в еще более узком значениирешение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного качества и т.д.)

Различные определения воспитания

1 Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие – развитие их индивидуальности, самореализация личности /Маленкова/.

 

2 Воспитаниепроцесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей /Смирнов С.А./.

 

3 Воспитание – это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов /Н.И.Болдырев/.

 

4 Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем /Л.Н.Толстой/.

 

5 Воспитание есть усвоение общезначимого социального опыта /Ю.К.Бабанский/.

 

 

6 Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности /Х.Й.Лийметс/.

 

7 Воспитаниепроцесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций /пед. словарь 1988г./.

 

8 Воспитание – это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы.

Воспитание во всех проявлениях служит формированию нравственности. Суть воспитания – формирование отношений к окружающему миру (Маленкова).



 

++++++++++++

 

По институциональному признаку выделяют

семейное,

школьное,

внешкольное,

конфессиональное (религиозное),

воспитание по месту жительства (общинное), а также

воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).

 

++++++++++++++

 

ПАРАДИГМЫ ВОСПИТАНИЯ

 

В процессе теоретического обоснования и объяснения природы воспитания выделяют три основные парадигмы, представляющие определенное отношение к социальным и биологическим детерминантам.

 

1 Парадигма социального воспитания (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье) ориентируется на приоритет социума в воспитании человека.

Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого.

 

2 Сторонники второй, биопсихологической парадигмы (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, К. Роджерс, А. Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияний последнего.

 

3 Третья парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания (3.И. Васильева, Л.И. Новикова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский).

 

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ

 

1. Зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества.

 

2.Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности.

 

3. В.Леви: чем сильнее наше воспитательное давление, тем меньше мы узнаем о подлинной жизни и внутреннем мире ребенка.

 

4. Ребенок нормально развивается в организуемой в процессе воспитания деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния (радости, счастья, одухотворенности, жизнерадостности, хорошего настроения, уверенности в любви и уважении окружающих, чувства защищенности).



 

5. Воспитательный процесс эффективен, если ребенок в нем воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами и недостатками, со всеми трудностями роста и противоречиями, со всей системой его многообразных отношений к окружающему миру.

 

6. /Закон/ параллельного педагогического действия: «В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые помимо своего жизненного значения не имели бы значения воспитательного» (И.Ф.Козлов).

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

 

- руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению воспитательного процесса.

 

- основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы воспитательного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

 

*Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию.

*Принцип опоры на положительное в воспитаннике.

*Принцип гуманистической направленности воспитания.

*Принцип стимулирования активности личности.

*Принцип культуросообразности/Маленкова/

*Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.

*Принцип восприятия и приятия воспитанника таким, каков он есть /Маленкова/.

*Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью воспитанников с развитием их инициативы и самостоятельности.

*Принцип целостного подхода в воспитании.

*Принцип сотрудничества, партнерства в воспитании.

*Принцип эстетизации детской жизни.

*Принцип связи воспитания с жизнью.

*Принцип подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться /А.С.Макаренко/.

*Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей в организации воспитательного процесса.

ТЕМА 11 ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

 

Цель воспитания

некий идеал, к которому стремится общество.

Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.

 

Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

 

Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций.

 

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ

 

Античный мир. Целью воспитания должно быть воспитание добродетелей.

Платон отдает предпочтение воспитанию ума, воли и чувств.

Аристотель говорит о воспитании мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

 

Ян Амос Коменский: «должна быть твердо установленная троякая цель воспитания: 1 - вера и благочестие; 2 - добрые нравы; 3 - знание языков и наук".

 

Дж. Локк: главная цель воспитания - сформировать джентльмена - человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно».

 

Ж.Ж.Руссо: «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника)".

 

 

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ (ИДЕАЛ) СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

 

Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

 

 

Современная педагогическая практика руководствуется ДВУМЯ ОСНОВНЫМИ КОНЦЕПЦИЯМИ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ:

- прагматической;

- гуманистической.

 

1 Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания».

Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

 

2 Гуманистическая концепция исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

+++++++++++++++++++++++++

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

 

Традиционно выделяемые направления воспитательной работы:

- умственное,

- нравственное,

- трудовое,

- физическое

-эстетическое;

 

- патриотическое (гражданское),

- правовое,

- экономическое,

- экологическое.

 

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ:

* Н.М. ТАЛАНЧУК:

 

Цельвоспитаниязаключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.

 

Основу содержания воспитательного процесса составляет совокупность социальных ролейи соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребен­ку в том или ином возрасте.

КОНЦЕПЦИЯ О.С.ГАЗМАНА

 

Идеальная цель воспитания – формирование гармоничной всесторонне развитой личности.

/идеальная цель недостижима. Ее нужно оставить в качестве маяка/

Реальная цель воспитания

дать каждому школьнику базовое образование и культуру

и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общества, государственной власти.

 

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ (О.С.Газман):

 

Базовая культура есть некоторая целостность, включающая в себя минимальное (оптимальное) наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих ей развиваться в гармонии с общественной культурой (то есть, не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад).

 

Основу СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ составляют приоритетные направления базовой культуры:

 

* культура жизненного самоопределения,

* культура семейных отношений,

* экономическая культура и культура труда,

* политическая, демократическая и правовая культура;

* интеллектуальная культура,

* нравственная культура,

* культура общения;

* экологическая культура,

* художественная культура,

* физическая культура.

 

Центральное звено базовой культуры

культура жизненного самоопределения. Это главное системообразующее понятие, характеризующее процесс полноценного проживания жизни.

Научиться жить – значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней.

 

Выделяются 4 сферы самоопределения (содержание формирования мировоззрения): человек, общество, природа, интегративные продукты человеческой деятельности.

 

Анализируя основные сферы деятельности воспитателя /задачи/, О.С.Газман выделяет:

- здоровье ребенка,

- нравственность,

- способности /умственные, трудовые, художественные, коммуникативные/.

 

Эти задачи он решает, создавая ребенку условия для того, чтобы он успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой), в общении, в сфере бытия (образ жизни, материальная и предметно-эстетическая среда).

ТЕМА 12

ПОДРОБНЕЕ

Эстетическое воспитание

процесс формирования способности восприятия, понимания и создания прекрасного в жизни и искусстве.

 

Задачи

1 формирование способности выделять в жизни, искусстве, своем собственном внутреннем мире эстетические свойства, образы.

 

2 воспитание способности испытывать эстетические чувства, эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к проявлениям прекрасного в действительности и искусстве.

 

3 сформировать потребность, нужду в эстетических переживаниях, в общении с художественными ценностями, а в идеале — и потребность в художественном творчестве.

 

4 формирование устойчивого эстетического вкусаспособности оценивать произведения искусства, а также проявления прекрасного в быту, труде, во взаимоотношениях людей, а также в своих собственных мыслях и делах.

 

МЕТОДЫ

Реализация этих задач требует использования системы методов эстетического воспитания, которые подразделяются на две основные группы.

 

Методы, нацеленные на выявление эстетических компонентов, содержащихся в самой окружающей нас действительности. Эти методы реализуются в процессе тесного общения с природой, произведениями искусства, тесно связаны с методами умственного, нравственного и трудового воспитания.

Особую роль в их реализации имеет изучение гуманитарных дисциплин, особенно литературы, музыки, живописи;

 

Другая группа методов связана с созданием оптимальных условий для свободного художественного развития людей, проявления заложенных в них эстетических способностей, умений выражать свое мироощущение, в том числе и с помощью беспредметных образов, абстрактных художественных построений, не связанных с непосредственным отражением реальной действительности.

Достоинства этих методов обосновываются с помощью установок о том, что главным источником наших эстетических представлений являются наши внутренние структуры и потенции.

Этот комплекс методов эстетического воспитания особенно активно используется на Западе.

 

СРЕДСТВА

ФОРМЫ.

 

Внешкольные:

Посещение музеев, концертов... /восприятие/

Посещение кружков, студий (театральных, хореографических, цирковых...), школ (художественных...) /творчество/

 

Внутришкольные:

Уроки литературы, музыки, живописи, истории... /восприятие/

Уроки технологии (декоративно-прикладное искусство), физкультуры; кружки (театральный и др.) /творчество/

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Нравственность- это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, регулирующие индивидуальное поведение человека.

 

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы.

Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

 

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями.

В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

 

Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

 

Нравственное воспитание– процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Нравственное воспитание- это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности.

 

Результатомнравственного воспитания является нравственная воспитанность.

Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.

 

Специфика процесса нравственного воспитания:

ñ обусловлена его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника;

ñ своеобразие его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики;

ñ включенность в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания.

 

Нравственное воспитаниеличности ребёнка – одна из самых важных задач школы.

И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности...

 

Задача нравственного воспитаниясостоит в том, чтобы

социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка,

такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

 

 

И эта сила исходит изнутри.

 

ПОЭТОМУ,

... Нравственность должна восприниматься как очевидная прерогатива сильных, проявление силы, а не слабости.

Сильный человек может совершить дурной поступок (поэтому он и сильный),

Пример

 

! ФОРМЫ, сопутствующие использованию методов формирования сознания:

 

Беседа

 

Лекция

 

Диспут, дискуссия

 

Рассказ на этическую тему

 

Притча

 

Общественное мнение

Приучение

Упражнения

Поручения

Пример

 

Соревнование

 

Соперничество

 

Состязание

 

Поощрение

 

Создание ситуации успеха

Поддержка

Показ перспектив

Авансирование доверия

Одобрение

 

Наказание

 

Осуждение

Критика

 

 

+++++++++++++++++++++++++++

 

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ- это

- предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.

- предметы среды или жизненная ситуация, преднамеренно включенные в воспитательный процесс.

 

Виды деятельности как средство воспитания: учение, общение, труд, игру.

 

 

К средствам воспитания относятся также:

• знаковые символы;

• материальные средства;

• способы коммуникации;

• мир жизнедеятельности воспитанника;

• коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

• технические средства;

• культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

 


ЛИДЕРЫ В КОЛЛЕКТИВЕ

 

А.

Формальные (назначаются);

неформальные (выдвигается снизу).

 

Б.

Лидер – организатор,

лидер – творец,

лидер – борец,

лидер – дипломат,

лидер – утешитель.

 

В. Эмоциональный лидер,

деловой лидер,

информационный лидер,

универсальный лидер.

 

++++++++++++++++

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С КОЛЛЕКТИВОМ

 

Педагогическая организация жизни коллектива должна осуществляться путем моделирования в нем особенностей того общества, в котором все мы хотим жить, и поведения его членов как граждан такого общества.

 

МЕТОДИКА РАБОТЫ С КОЛЛЕКТИВОМ (В КОНТЕКСТЕ РАССМОТРЕНИЯ ЕГО КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ)

/педагогические действия, приемы, условия, обеспечивающие полноценную жизнь детского воспитательного коллектива/.

 

1 Закон параллельного действия — воспитывает не столько педагог, сколько члены коллектива, коллективистские отношения

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ АЛГОРИТМОВ

 

Совместное планирование.

ñ Общие сбор (общее собрание, слет делегатов) - «старт», на котором составляется план общего дела или целого периода жизни (с помощью вопросов-задач типа: Что и для кого сделаем? Когда? Где? Кому лучше участвовать? С кем вместе сделать? Кто будет ведущим?);

ñ конкурс на лучшие предложения по плану, на лучший проект дела;

ñ анкеты предложений (Что ты хотел бы сделать? И т.п.);

ñ разведка дел и друзей — предварительная и массовая (по таким, например, маршрутам, как «класс», «библиотека», «малыши», «микрорайон», «родная природа», «далекие друзья»;

ñ «молнии» с предложениями к плану (для обсуждения).

 

Текущая организаторская деятельность:

ñ работа советов дел (из представителей всех первичных объединений и друзей дела);

ñ работа командиров сводных объединений добровольцев;

ñ текущая разведка дел и друзей;

ñ десант совета коллектива в отстающие классные коллективы для совместной ударной работы, обучения на совместном опыте;

ñ «молнии», стенные, радио-, световые, «живые» газеты, посвященные ходу выполнения плана;

ñ общий сбор (общее собрание) «по тревоге», на котором обсуждаются экстренные вопросы текущей жизни;

ñ смотры дружбы между классными и школьными коллективами для взаимного контроля, оценки работы, обмена опытом;

ñ чередование творческих поручений мини-группам, каждая из которых по очереди, в течение двух недель, организует и осуществляет один из видов повседневной заботы о своем классе и окружающей жизни («хозяева класса» или «вахтенные», «друзья книги», «затейники», газетчики» - выпуск стенной газеты, «физорги», «цветоводы» или «друзья природы», «журналисты» - выпуск устного журнала, «мудрейшие» или «смекалистые» - выпуск ребусника или проведение викторины и т.д.)

 

Совместное обсуждение и оценка сделанного:

ñ общий сбор (общее собрание) — огонек, на котором (сначала по первичным коллективам, а потом сообща) обсуждаются итоги проведения дела или периода жизни (по вопросам-задачам такого типа: Что нам удалось и почему? Что не удалось и почему? Какие уроки извлечем на будущее?);

ñ анкеты оценки (Что больше всего понравилось? Почему? Чему научились? Чему и кого научил сам? И т п.);

ñ «монии», стенные, радио-, фото-, световые, «живые» газеты, посвященнын итогам сделанного;

ñ линейки с творческими рапротами;

ñ общий сбор (общее собрание), на котором сначала по первичным коллективам (или по классам), а затем — сообща обсуждаются итоги жизни в истекшем периоде и составляется план дел на новый период.

 

Предварительная работа воспитателей.

На этой стадии орпределяется роль данного ТД в жизни детского объединения; выдвигаются конкретные воспитательные задачи, которые будут решаться; намечаются различные варианты дела, которые будут предложены для примера и на выбор воспитанникам; начинает строиться перспектива возможного ТД — в установочной (стартовой) беседе с воспитанниками, во время разведки дел и друзей, которую проводят микрогруппы по разным, сообща выбранным маршрутам.

Совместное планирование ТД.

Оно происходит на общем сборе макрогруппы или на сборе, который составляет план общей жизнги этого объединения на очередной период, или на специальном сборе-старте, на котором планируется только данное ТД.

Воспитанники и их старшие товарищи сначала по мини-группам (в старших классах — по творческим бригадам, в средних и младших — по звеньям), а затем сообща решают такие вопросы-задачи: для кого провести это дело (на радость и пользу кому)? Как лучше его провести? Кому участвовать — всему объединению, или отдельным (по желанию) микрогруппам, или сводной бригаде добровольцев? С кем вместе? Кто будет руководить — совет объединения, или специальный совет дела из представителей всех микрогрупп, или командир сводной бригады? Где лучше провести это дело? Когда?

Ведущие общий сбор (ими могут быть и взрослые, и сами ребята) ставят вспомогательные вопросы, сопоставляют разные мнения, проят их обосновать, подхватывают и развивают наиболее интересные, полезные предложения, а в конце сбора сводят их воедино и — в случае необходимости — организуют выбор совета дела или командира сводной бригады.

Совместная подготовка дела.

Руководящий орган данного ТД уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника. Каждая микрогруппа (или сводная бригада) готовит свой добрый сюрприз, а старшие друзья направляют эту работу и помогают воспитанникам «по секрету».

Проведение ТД.

Главным для воспитателей, как руководителей и ведущих участников творческого дела — возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.

Совместное подведение итогов ТД.

Общий сбор участников проведенного дела.

Сначала по микрогруппам (где каждый высказывает свое мнение). А потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения ТД (Что было хорошо? Что нам удалось из намеченного? Благодаря чему? Как будем относиться к недостаткам и ошибкам? Что не получилось? Почему?) и к урокам на будущее: (Что нам стоит использовать дальше? Превратить в традицию? Как действовать по другому?)

Участие каждого воспитанника в оценке ТД обеспечивается и другими средствами — беседами или анкетами (с такми, например, вопросами: Что нового ты сделал? Узнал? Чему научился? Чему научил товарищей?, стенгазетой или линейкой с творческими рапортами.

Воспитатели подводят итоги выполнения собственно воспитательных задач на совещании педагогов, участвовавших в данном ТД, на совещании родительского актива (старших друзей микрогрупп) или на родительском собрании.

Ближайшие последействия ТД.

Выполняются решения, которые были приняты общим сбором; вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микрогруппам, задумывается новое ТД и т.д.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

Можно ли рассматривать в качестве критериев воспитанности послушание и исполнительность, вежливость и культуру поведения, дисциплинированность и ответственное отношение к учению, общественную активность?

- Можно ли свести воспитанность к внешним проявлениям этикета?

- Можно ли решить проблему субъективизма при оценке воспитанности личности?

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ ВОСПИТАННОСТИ (Н.Е.Щуркова).

Ситуации поведенческого выбора. Примеры: «Кто хочет?» /совершить какой-либо поступок, достойный Человека?/; «Акт добровольцев»; «Альтернативный выбор» из двух вариантов поведения, исключающих друг друга.

Опросник. Примеры: «Что люблю – что ненавижу»; «Мои социальные роли»; «Кому хочу блага» /здесь, после того, как ученик называет тех, кому он хочет блага, он, вместе с педагогом, размышляет, что для этого нужно сделать, и почему это до сих пор не сделано/; «Много ли мне нужно для счастья?»; «Как длится мой день?».

К опросникам относятся и анкеты в виде вопросов или суждений со шкалой оценок.

Сочинение /темы следует выбирать парадоксальные, затрагивающие внутренний мир ребенка. Примеры: «Навстречу мне идет человек», «Кого считать глупым?», «Вижу себя в будущем», «Чего не могу простить»/, “Мой идеал»; автобиография; письменный анализ собственного поведения /пример: «Почему я так поступил все-таки?»/.

Тесты, связанные с решением задач, проблем аксиологического плана. /По сути, речь идет о проективных тестах/.

Примеры тестов:

Дать комментарий к рисунку сюжетного или символического содержания с трудно определимым смыслом. Исходный вопрос: «Что это значит?».

«Я – позиция»: рисуется геометрическая фигура и по отношению к ней располагается «Я» респондента.

Ассоциативный тест: записать в свободном порядке и свободном расположении вокруг данного слова все, что придет в голову. /похожий вариант: говорить на тему данного слова в течение 1–2 минут/.

Незавершенный рассказ – завершить.

Прерванный диалог – дать ответную фразу.

Недописанный тезис. Пример: «Самое главное в жизни человека – это…»; «Хорошая жизнь – это…».

Ранжирование: расположить данные слова в порядке значимости.

Фантастический выбор. Примеры: «Золотая рыбка». Чего попросишь, если поверишь в ее волшебные силы? Цветик-семицветик: отрывай мысленно лепестки – чего просишь для себя? Волшебная палочка…

 


 

Диагностика воспитанности /Г.К.Селевко/

5 -7 класс

Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________

Долг и ответственность
Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

Бережливость

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.
Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.
Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).
Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

Дисциплинированность

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.
Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.
Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).
Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

 

Доброта и отзывчивость

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.
Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .
Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

 

Честность и справедливость

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.
Честно сознаюсь, если что-то натворил.
Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.
Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

Простота и скромность

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.
Понимаю, что человека уважают не за деньги.
Иногда люблю похвастаться.
Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

Культурный уровень

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.





Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.078 с.