Тема: диагностика воспитанности. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема: диагностика воспитанности.

2017-09-30 414
Тема: диагностика воспитанности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Под воспитанностью традиционно понимают совокупность знаний о нормах поведения в обществе и умений применять эти знания во взаимоотношениях с окружающими людьми. Поскольку все, что касается поведения человека в социуме, его отношений к людям, характеризует нравственный мир личности, то, когда говорят о воспитанности, подразумевают именно нравственную воспитанность /С.Л.Фролова/

Воспитанность личности – важнейшая аксиологическая составляющая социальной сущности личности, система жизненных и поведенческих смыслов, значений, ценностей, желаний, отношений и выборов в поступках и жизни /Столяренко/.

Когда мы воспитываем и обучаем – мы передаем ценности /Н.Д.Никандров/.

 

Диагностику в педагогике определяют как педагогическую деятельность, направленную на изучение и распознавание объектов воспитания в целях управления ими.

Педагогическая диагностика связана со сбором, хранением, переработкой информации и использованием ее для управления учебно-воспитательным процессом. На основе диагностических исследований создаются прогностические модели воспитательных систем, способствующих «переводу учащихся с одного уровня воспитанности на другой».

Диагностика важна не сама по себе, а с целью коррекции воспитательной деятельности, направленной на формирование личностных нравственных идеалов.

Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности; разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания.

В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии (от лат. criterium — сравнение). Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).

 

Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые — с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

Есть еще общие критерии — для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива и частные критерии — для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели, а вторые — конкретные задачи воспитательного процесса.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме — суждениях, оценках, поступках, действиях личности и связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя — мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

 

В качестве основного критерия воспитанности мы рассматриваем нравственную устойчивость личности, или, по определению В.Э. Чудновского, «способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях свои взгляды и убеждения». Нравственная устойчивость определяет «автономизацию» человека в среде, умение противостоять ее негативным влияниям.

Н.Е.Щуркова рассматривает в качестве критериев воспитанности отношение к истине, добру, красоте. Среди основных показателей воспитанности она выделяет следующие: внешний вид ребенка; мимический и пластический образ; речь; поведение, складывающееся из отдельных поступков; избирательная деятельность; реакции на социальные явления; система его взаимоотношений с окружающими; качественность его предметной деятельности; идеалы.

Л.И.Божович, Т.Е.Конникова, З.И.Васильева, А.В.Зосимовский исходят из того, что главным критерием воспитанности является направленность личности.

Стержнем воспитанности, по мнению А.К. Марковой, является согласованность трех компонентов: нравственных знаний (знаний об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к самому себе); нравственных убеждений и мотивов, целей, отношений, смыслов - то, что из нравственных знаний принято учеником для себя как эталон; нравственных поступков и нравственного поведения.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.