Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-09-30 | 10603 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Для знакомства участников между собой необходимо применить упражнения, которые обеспечивают обмен информацией друг о друге. Существуют общепринятые процедуры знакомства на тренинге, которые сводятся к определенному набору действий.
Алгоритм знакомства членов тренинговой группы может быть следующим:
1. Каждый участник по кругу сообщает группе имя (свое имя, его конкретный вариант или псевдоним), под которым он хотел бы находиться в данной группе.
2. Следующий участник сначала называет имя предыдущего, а затем свое.
3. Каждый участник по кругу повторяет имена всех. Если возникают трудности, то группа ему помогает.
4. Каждый участник по кругу называет свое имя и черту характера, которую он ценит в людях, а также черту характера, которая его отталкивает (как вариант свою положительную и отрицательную черты.) Перед тем как рассказать о себе, каждый повторяет информацию предыдущего участника.
5. Тренер обращает внимание участников на возможности слушания других, понимания и запоминания их информации. Затем анализируются причины непонимания и забывания. Они связаны с большой концентрацией внимания на себе в неопределенной ситуации. Напряжение участника возрастает в момент, когда очередь доходит до него и спадает, когда он «выступил». Эмоциональное напряжение и эгоцентрическая позиция препятствуют восприятию информации о других.
В ходе данного набора упражнений тренер может предлагать участникам сообщить минимум информации о себе в ограниченном времени, например за 50 секунд. Можно также задать определенную тематику высказываний (жизненное кредо, как ты дошел до такой жизни, почему ты здесь и т.д.). Обычно тренер стремится выявить информацию по следующим направлениям: ожидания от тренинга; опасения, связанные с занятиями; личные характеристики, ценности, любимые занятия. Часто группе предоставляется возможность задавать вопросы выступившему участнику.
|
Углубляет знакомство модифицированное тестирование «Кто я?». Одноименный тест М. Куна в оригинале предлагает испытуемым дать 20 ответов на задаваемый вопрос в том порядке, в каком они приходят в голову. На тренинге количество ответов сокращается до 10 и оформляется на листах, которые можно прикрепить к груди. Далее участники свободно перемещаются и знакомятся со списками друг друга. Важным процессом после этой процедуры является обсуждение, направленное на обобщение информации, выделение важных реакций при восприятии участниками друг друга (удивления, недовольства, нежелания говорить и др.).
Предлагаемый алгоритм знакомства рекомендуется для немногочисленных групп с нечетным количеством людей (7–9 человек).
Для групп, больших по количеству участников (12–15 и более), возможно, более эффективным является вариант знакомства, при котором вначале организуется работа в микрогруппах (2–3 участника). В течение ограниченного времени (5 минут) участникам, поделенным на микрогруппы, предлагается в свободной беседе обменяться информацией друг о друге, изобразить ее графически и затем представить друг друга в группе, объясняя рисунки.
Существуют различные авторские подходы к процедуре знакомства и введения в тренинг. И. В. Вачков предлагает следующий набор игр для данной стадии тренинга.
Вариант I. «Баранья голова»:
Цель игры – запоминание имен, снижение эмоционального напряжения.
Инструкция ведущего (для группы ранее незнакомых друг с другом людей).
Представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий - имена двух предыдущих и свое и т. д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова» – конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.
|
Процедура «Баранья голова» может использоваться как разогревающая игра в начале каждого нового дня работы: при этом к своему имени каждый участник добавляет каждый раз еще по одному слову или словосочетанию, например, на темы «Моя мечта», «Мое самое большое достоинство», «Предмет моей гордости» и т. п. Помимо того, что участники в результате выполнения упражнения получают много дополнительной информации друг о друге, происходит хорошая тренировка памяти.
Заметим, что в этой игре не следует предлагать такие темы, как «Мой недостаток» или «Моя главная жизненная проблема». Многократное повторение участниками имен друг друга в сочетании с называнием проблемы приобретает значение коллективного внушения и закрепления этой связи не только в голове самого участника, но и в головах всех остальных. Поэтому гораздо лучше, если многократно прозвучат имена и достоинства людей и произойдет «якорение» на позитиве.
Вариант II. «Наши имена». Ведущий предлагает всем участникам группы встать в круг. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя в той форме, которая ему самому особенно нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает за этим.
Вариант III. «Имя – движение». Участники группы, как и в предыдущих вариантах, по очереди произносят свои игровые имена, но сопровождают их определенным движением рук, может быть, характерным для себя жестом. Затем все хором называют имя очередного участника и повторяют его жест.
Вариант IV. «Взаимные презентации».
Инструкция ведущего.
Сейчас мы разобьемся на пары. Дается десять минут на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:
|
· чего я жду от работы в тренинге;
· что я ценю в самом себе;
· предмет моей гордости;
· что я умею делать лучше всего.
После этого организуется работа в парах. Если в группе незнакомые люди, то в этой игре можно предоставить участникам самим выбрать себе партнера. Ведущему лучше зафиксировать для себя, какие образовались пары (как показывает опыт, в таких ситуациях люди интуитивно выбирают тех, кто по многим параметрам – включая биографические данные! – имеет с ними сходство). Спустя десять минут ведущий дает дополнительные инструкции.
Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. В течение одной минуты – строго одной минуты, не больше и не меньше! – стоящий говорит, играя роль сидящего. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная на выступление минута. Таким образом, ваша задача – построить свою презентацию так, чтобы она длилась точно шестьдесят секунд. После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться и вынужден будет все время молчать.
Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например:
Какие качества ты наиболее ценишь в людях?
Что ты считаешь самым отвратительным?
Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?
Назови твое самое заветное желание.
Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т.п.
Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трем аспектам – способности учитывать время при презентации, способности верно и сжато передать полученные от партнера сведения о нем и способности «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию. Можно использовать следующие вопросы:
|
· оцени успешность твоей презентации своего партнера;
· что ты чувствовал, когда твой партнер не сумел уложиться в отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута)?
· удалось ли твоему партнеру верно изложить сведения о тебе? Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?
· правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?
Примеры раскрепощения и снижения эмоционального напряжения, перехода на неформальный уровень взаимодействия (ледоколы)
Приемы раскрепощения предполагают сокращение психологической дистанции между участниками тренинга, проявление личностного интереса друг к другу. По нашему мнению, этому способствуют упражнения, обладающие тремя основными характеристиками:
· более глубоким информационным обменом о личностных проявлениях;
· физическим контактом;
· положительным эмоциональным фоном, совместно испытанным удовольствием.
В собственной практике на первом тренинговом занятии мы с успехом применяем упражнение «Психологический рост» (20 минут), предполагающее физический контакт членов группы между собой.
Участникам предлагается закрыть глаза и молча построиться по росту. При этом они вынуждены для ориентировки прикасаться друг к другу. Тренер может провоцировать участников прикасаться друг к другу собственными действиями. Далее участники открывают глаза и вносят коррективы. Тренер побуждает участников проверить, правильно ли они стоят, не надо ли их передвинуть.
Далее группе предлагается модификация упражнения – построиться по дате рождения, цвету волос, активности, общительности и т. п. Это подвижное упражнение вызывает мобилизацию, интерес участников друг к другу, сокращение физической дистанции и, как следствие, психологической.
Аналогом данной игры является игра К. Фопеля «Без слов».
Без слов, 15 минут.
Это очень веселая, полная юмора игра. Участники должны выстроиться в ряд по размеру обуви. Звучит тривиально, и Вы, возможно, решите, что задание это бессмысленно. Но проведите этот эксперимент и посмотрите, что будет в конце. Часто простые задания доставляют группе наибольшее удовольствие.
К тому же при выполнении этого задания необходимо соблюдать два правила: все играют с закрытыми глазами и не разговаривают друг с другом. Это усложняет задачу, одновременно делая упражнение более эффективным. Игра выявляет индивидуальные особенности поведения участников, что делает нашу жизнь разнообразнее и пробуждает нашу творческую энергию. Поэтому упражнение может послужить группе хорошим импульсом для развития. Об этом Вы можете сказать в начале эксперимента:
|
1. Игроки встают в шеренгу, плечом к плечу. Раздайте всем повязки или попросите закрыть глаза.
2. Придумайте «легенду», например: «Некто проник в кухню здания, в котором проводится конференция. Полиция обнаружила отпечатки следов. Через четверть часа прибыл комиссар полиции и решил проверить, не совпадают ли эти следы с размером ботинок кого-нибудь из присутствующих. Чтобы облегчить работу комиссару, вся группа должна выстроиться в ряд по размеру обуви. Разговаривать запрещается».
3. Отметьте, что это задание требует сообразительности и концентрации.
4. Когда группа справится с заданием, скажите участникам, сколько времени ушло на это. Затем задайте следующие вопросы:
· Понравилось ли мне принимать участие в этом упражнении?
· Что меня поразило?
· Насколько дружелюбной была установка, с которой группа работала над заданием?
· Что вы делали, чтобы все-таки решить поставленную задачу?
· Какую роль взял на себя каждый?
· Кто был зачинщиком, кто дурачился, кто организовывал процесс, кто его контролировал и т. д.?
Не менее эффективным является упражнение «Контакт глазами»
(25–30 минут). Оно выполняется в парах и предполагает несколько этапов:
1) участники молча смотрят друг на друга одну минуту (в засвисимости от целей тренинга, время может быть большим);
2) участники по одной минуте расспрашивают друг друга о событиях прошлого (о детстве);
3) участники по одной минуте говорят о текущих событиях своей жизни.
По истечении трех этапов тренер предлагает участникам представить своего партнера по упражнению как в кругу друзей, используя такой речевой оборот: «Рекомендую. Это Нина, она (следует характеристика на основе полученной информации в ходе упражнения). Прошу любить и жаловать».
Описанные выше упражения предполагали организацию активности малознакомых между собой людей в большей степени на основе индивидуальных проявлений. Следующее упражнение предполагает активную групповую работу.
«Отпуск» (20–25 минут). Упражнение «Отпуск» связано с мечтами об отдыхе и создает непринужденную эмоциональную атмосферу. В зависимости от численности группы может проводиться как в общей группе (при численности до 10 человек), так и в микрогруппах, если группа многочисленная. Членам группы предлагается обсудить в подробностях где, как и сколько времени они именно этим составом будут проводить ближайший отпуск. Затем членам группы предлагается письменно ответить на вопросы. В случае, если группа работала в подгруппах, то вопросы составляются внутри подгрупп, и тогда игра приобретает соревновательный оттенок. Тренер может предложить свои вопросы. Группа набирает балл в том случае, если все ее члены одинаково ответили на вопрос. Анализируется, при каких условиях это возможно (внимательно слушать друг друга, быть активным в групповом взаимодействии).
Два приведенных ниже упражнения К. Фопеля способствуют интенсификации информационного обмена между участниками группы.
«Любопытство» (30 минут).
К. Фопель рекомендует проводить это упражнение на начальном этапе работы с группой для более глубокого знакомства. Оно привносит в группу атмосферу хорошей соревновательности, так что в людях просыпается давно забытое любопытство.
1. Участники находят себе партнера, с которым они хотели бы познакомиться поближе. (В группах, где участники хорошо знают друг друга, можно выбирать того, кого хочешь лучше понять.) Пары садятся за стол, приготовив стопку карточек и карандаш.
2. Задание партнеров состоит в том, чтобы за следующие 15 минут найти друг в друге как можно больше сходств и различий, каждое из которых надо записать на отдельной карточке. Сравнивать можно все: семейное положение, хобби, профессию, личные качества, жизненную позицию, темперамент и т. д. Различия должны быть объяснены как можно четче, например: Ханс много говорит на людях, а Моника предпочитает разговор с глазу на глаз.
3. Затем группа собирается вместе. Участники считают, сколько карточек у них получилось, и рассказывают, что нового они узнали о своих партнерах и каким образом изменилось их восприятие этого человека. Пара, у которой оказалось наибольшее количество карточек, начинает свой рассказ первой. Соответственно пара с наименьшим количеством карточек говорит последней.
Замечания.
Вы можете кратко подвести итоги, спросив:
· Что было легче – находить сходства или различия?
· Удовлетворены ли вы общением с партнером по паре?
· Доставила ли мне удовольствие такая совместная работа?
· Испытывали ли вы в какой-то момент противоречивые чувства?
«Группа как зеркало», 45 минут.
Каждому человеку нужно чувствовать ответную реакцию других. Это помогает нам многое узнать о других людях: какого они о нас мнения, что они в нас подметили, чем мы можем их порадовать или привлечь, а чем вызвать раздражение или разозлить. Мы получаем больше информации о нашем партнере, можем лучше понимать его реакции и, естественно, задаваться вопросом, могли бы мы здесь и сейчас вести себя как-то иначе. Группы начинают лучше работать, когда участники готовы поделиться своим мнением друг о друге – легко, непринужденно и по возможности с юмором. Это упражнение пробуждает любопытство и создает атмосферу легкости. Члены группы должны уже относительно хорошо знать и уважать друг друга.
Материалы:
Понадобится стопка карточек.
1. Участники садятся в круг. Положите в середину круга стопку карточек. Из этой стопки каждый берет столько карточек, сколько он хочет. Каждый мысленно обращается к кому-нибудь из членов группы, затем записывает это обращение на карточке. Написанное должно выражать то личное впечатление, которое сложилось у него о другом человеке. Фразы должны быть сформулированы примерно следующим образом:
• я вижу, что у тебя почти всегда серьезное лицо,
• мне нравится твой смех,
• я думаю, что ты считаешь, что никогда не ошибаешься,
• я бы с большим удовольствием работал вместе с тобой.
2. Объясните участникам, что фразы, начинающиеся с «я», лучше воспринимаются, чем фразы, начинающиеся с «ты». На карточках не надо писать, кто автор той или иной фразы, также не нужно писать, к кому та или иная фраза относится.
3. Исписанные карточки перемешиваются и кладутся текстом вниз на середину стула, который стоит в центре круга. Кто-нибудь подходит и берет карточку. Он читает ее про себя и передает ее тому члену группы, которому, по его мнению, подходит данная фраза. Тот, кто получил карточку, читает фразу вслух, формулируя ее так: «Карл (это тот человек, который дал ему карточку) полагает, что у меня почти всегда серьезное лицо». Теперь все остальные, включая и получателя карточки, высказываются по этому поводу. Следует поощрять различные мнения.
4. Затем получатель карточки или любой другой вытаскивают следующую карточку, и все повторяется. Затем тренер подводит итог, в котором особое внимание уделяет вопросам о том, что вызвало удивление, было неожиданным.
Методы, используемые в спт
В тренинге возможно использование множества методических средств, активных групповых методов. Их условно объединяют в три основных блока:
а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов их практики, анализ ситуаций морального выбора...);
б) игровые методы (дидактические и творческие методы, деловые (управленческие) игры, ролевые (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригры (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);
в) сензитивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и воспитания себя как психофизического единства). См. подробнее следующие вопросы.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!