Склонение неодушевленных и одушевленных имён существительных мужского и женского рода с местоимениями и прилагательными. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Склонение неодушевленных и одушевленных имён существительных мужского и женского рода с местоимениями и прилагательными.

2017-09-30 795
Склонение неодушевленных и одушевленных имён существительных мужского и женского рода с местоимениями и прилагательными. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Склонение неодушевленных и одушевленных имён существительных мужского и женского рода с местоимениями и прилагательными.

 

Склонение имён существительных с местоимениями и прилагательными

1. Склонение неодушевленных имён существительных мужского рода с местоимениями и прилагательными.

 

2. Склонение одушевленных имён существительных мужского рода с местоимениями и прилагательными.

3. Склонение имён существительных женского рода с местоимениями и прилагательными (падежные формы в единственном числе).

 

Лексика

часть речи

род

имя существительное

Кто? Что?

учебник, человек

имя прилагательное

Какой? Какая? Какое? Какие?

толстый, высокий, русский

Личные местоимения - Притяжательные местоимения

я – мой, моя, моё

ты - твой, твоя, твоё

он, оно - его

она - её

мы - наш

вы - ваш

они - их

склонение – изменение слова по падежам

падеж - падежи

по падежам – дат. Падеж (3)

окончание - конец слова

основа

Одушевлённые существительные

человек, мужчина, мальчик, директор

Неодушевлённые существительные

стул, компьютер, карта, дом.

 

Склонение неодушевленных имён существительных мужского рода с местоимениями и прилагательными.

Упражнение 1. Просклоняйте прилагательные в косвенных падежах.

твердая основа основой к, г, х, мягкая основа

1. мой но в ый дом Доро г ой костюм Зим н ий день

2. моего -ого дома -ого -его

3. моему -ому дому -ому - ему

4. мой –ый дом (=1) -ой (= 1) -ий (= 1)

5. моим -ым домом - им - им

6. о моём -ом доме - ом - ем

* Прилагательные с основой на ж, ш с ударными окончаниями = как твердая основа, но –им в 5 падеже (большой).

* Прилагательные с основой на ж, ш с безударными окончаниями = как мягкая основа (хороший).

 

Упражнение 1.

Просклоняйте словосочетания: старый дом, большой успех, летний день, хороший ответ.

Упражнение 2. Ответьте отрицательно на вопросы по образцу.

О б р а з е ц: - Вы привезли на курсы русско-английский словарь?

- Русско-английский? Нет, я привёз/привезла русско-японский и японско-русский словарь.

1. Вы купили русско-немецкий разговорник?

2. Вы любите морские прогулки?

3. Это Ваша старая машина?

4. Вы любите русский балет?

7. Вы родились в большом городе?

8. Хотите горячий шоколад?

9. У Вас дорогой автомобиль?

10. Вы закончите университет в этом году?

Упражнение 3 Допишите окончания прилагательных в косвенных падежах.

О б р а з е ц: Я ещё не знаком с этим русск... праздником - Я ещё не знаком с этим русск им праздником.

1. Мама не говорила мне о сильн... переломе у отца.

3. На летн... солнце он получил солнечных ожог.

4. Ребёнку нужно чаще бывать на свеж... воздухе.

5. В будущ... году брат будет поступать в университет.

6. Он родился в больш... городе и никогда не жил в деревне.

7. Они уходили с поля с последн... лучом солнца.

8. Он бросил на фотографию последн... взгляд и быстро вышел из

комнаты.

Упражнение 4. Допишите существительные по образцу:

О б р а з е ц: Голубое, летнее, ночное... - Голубое, летнее, ночное небо.

Слова для справок: дерево, рассказ, фильм, шарф, платок.

Высокое, стройное, красивое... Мягкий, тёплый, пушистый... Смешной, интересный, короткий... Новый, захватывающий, увлекательный…

 

2. Склонение одушевленных имён существительных мужского рода с местоимениями и прилагательными.

Упражнение 1. Просклоняйте прилагательные в косвенных падежах.

твердая основа основа к, г, х, мягкая основа

1.И.п. мой нов ый директор русск ий студент последний покупатель

мой любимый человек близкий друг

2. Р.п. моего -ого директора -ого студента -его покупателя

3. Д.п. моему -ому директору - ому студенту - ему покупателю

4. В.п. моего –ого директора (=2) – ого студента (=2) – его покупателя (=2)

5. Т.п. моим -ым директором - им студентом - им покупателем

6. П.п. о моём -ом директоре - ом студенте - ем покупателе

 

* Прилагательные с основой на ж, ш с ударными окончаниями = как твердая основа, но –им в 5 падеже (большой человек).

* Прилагательные с основой на ж, ш с безударными окончаниями = как мягкая основа (хороший человек).

 

Упражнение 2. Просклоняйте словосочетания.

Старый друг, известный художник, молодой человек, большой человек, великий учёный, трехлетний ребёнок, хороший человек.

 

Упражнение 3. Ответьте на вопросы, употребляя прилагательные в косвенных падежах.

Это опытный (старый) врач.

От кого вы получили этот рецепт? Кому вы написали письмо? Кого вы хотите спросить о новом лекарстве? С кем нужно посоветоваться? О ком вы говорите?

Упражнение 4. Допишите окончания прилагательных в косвенных падежах.

О б р а з е ц: Я ещё не знаком с этим русск... праздником - Я ещё не знаком с этим русск им праздником.

1. Сестра приехала ко мне в гости с маленьк... ребёнком.

2. Она занимается с японск... студентом.

3. Он всегда обсуждает свои проблемы со старш... братом.

4. Я весело провёл отпуск с моим хорош... другом.

 

3. Склонение имён существительных женского рода с местоимениями и прилагательными (падежные формы в единственном числе).

твёрдая основа мягкая основа

1.И.п. нов ая дорога син яя юбка

2. Р.п. -ой дороги - ей

3. Д.п -ой дороге - ей

4. В.п. -ую дорогу - юю

5. Т.п -ой дорогой - ей

6. П.п. -ой дороге - ей

* Прилагательные с основой на ж, ш с ударными окончаниями = как твердая основа (большая комната).

* Прилагательные с основой на ж, ш с безударными окончаниями = как мягкая основа, но –ую в 4 падеже (хорошая погода).

Упражнение 1. Прочитайте. Обратите внимание на окончания.

1. Именительный Какая красивая блузка!

2. Родительный У меня никогда не было такой красивой блузки.

3. Дательный У меня есть туфли к такой красивой блузке.

 

4. Винительный Я обязательно куплю такую красивую блузку.

5. Творительный Я так хочу уйти из магазина с такой красивой блузкой.

6. Предложный Я хочу сфотографироваться в такой красивой блузке

Упражнение 2.

Просклоняйте словосочетания, используя даннуювыше схему.

- модная рубашка, дорогая рубашка, синяя рубашка, хорошая рубашка

- модная блузка, нарядная блузка, летняя блузка

- дорогая юбка, тёмная юбка, светлая юбка, зимняя юбка, хорошая юбка

 

Упражнение 4.

а) Поставьте личные местоимения в предложный падеж.

Я –

Ты –

Он –

Она –

Оно –

Мы –

Вы –

Они -

б) Ответьте на вопросы. Используйте местоимения, данные в скобках.

1. О ком они беседовали? (ты и он). 2. О ком говорится в письме? (она). 3. О ком они спорят (вы). 4. О ком ты думаешь? (мы). 5. О ком она будет всегда помнить (они).

Местоимения

Он – о нём Они – о них

Притяжательные местоимения

1 падеж - 6 падеж

м.р., ср.р ж.р.

мой, моё – о моём моя – о моей

твой – о твоём твоя – о твоей

его – о его её – о её

наш, наше – о нашем наша – о нашей

ваш, ваше – о вашем ваша – о вашей

их – об их

свой, своё - о своём своя- о своей

мн.ч. свои – о своих

Прилагательные в 6 падеже

М.р., ср.р. – ом, - ем

Ж.р. – ой, - ей

Упражнение 5. Закончите предложения, используя личные местоимения.

1. Вчера мы посмотрели новый спектакль и потом долго спорили …. 2. Где была Катя? Родители спрашивали о …. 3. Я хочу посмотреть Киев. Я много слышал о …. 4. Его жена сейчас работает за границей. Он часто думает о …. 5. Я давно не видела своих друзей, но я постоянно вспоминаю о …. 6. Мой сын мечтает отправиться в горы. В последнее время он часто расспрашивает о …. 7. Тема пресс-конференции – экономический кризис. Политики, экономисты и журналисты говорили на пресс-конференци о …. 8. Я хорошо знаю творчество Достоевского. Мне очень повезло: на экзамене мне достался вопрос о …. 9. Лариса любит ходить на концерты. Вчера она рассказала мне о …

 

Упражнение 6. Выразите возражение, используя образец.

О б р а з е ц: - Мне кажется, Вы говорили обо мне.

- Ну что Вы! Ничего подобного. Мы говорили о погоде.

1. Вы мечтаете о работе? 2. Журналист спрашивал об аварии? 3. Он думает об армии? 4. Этот писатель пишет о деревне? 5. Она написала о свадьбе? 6. Мальчик рассказывал о собаке? 7. Ольга говорит о женихе? 8. Вы думаете об отдыхе?

Я родился в январе

Упражнение 17. Сформулируйте вопросы, ответы на которые даны.

О б р а з е ц: - Когда ты родился?

- Я родился в апреле.

1. Я вышла замуж в феврале. 2. Летние каникулы будут в июле и августе. 3. Я пойду в отпуск в мае. 4. Учебный год в школах начнется в сентябре. 5. Она получит паспорт в январе. 6. Первый человек полетел в космос в двадцатом веке. 7. Снег выпал только в декабре. 8. Весна в России начинается в апреле. 9. Я поеду за границу в следующем году. 10. Мой сын родился в августе, а дочь в мае. 11. Я побывал в Японии в прошлом году. 12. Это событие произошло в позапрошлом веке. 12. Русский учёный Ломоносов жил и работал в 18 веке.

 

Упражнение. 18. Ответьте на вопросы.

1. Когда Ваш день рождения? 2. Когда вы приехали в Россию? (Две тысячи семнадцатый год). 3. Когда обычно катаются на лыжах? 4. Когда тает снег? 5. Когда в Екатеринбурге отмечается День города? (август). 6. Когда родился А.С. Пушкин (девятнадцатый век). 7. Когда вы поедете за границу? (будущий год). 8. Когда женился их сын (две тысячи пятый год). 9. Когда была зимняя Олимпиада в Сочи? 10. Когда умер русский писатель Солженицын? (август, две тысячи восьмой год). 11. Когда в вашей стране были последние выборы? (прошлый год). 12. Когда он вернулся из командировки (два дня назад)? 13. Когда дети приехали из летнего лагеря (прошлая неделя)? 14. Когда мы поедем на море? 15. Когда люди беззаботны? (детство). 16. Когда Наполеон напал на Россию? (тысяча восемьсот двенадцатый год).

 

Упражнение 19. Составьте диалоги по образцу.

О б р а з е ц: - Скажи, когда произошла русско-турецкая война?

- Точно не знаю, но думаю, что в восемнадцатом веке.

- Ты не прав! Не в восемнадцатом, а девятнадцатом веке.

Слова для справок: Великая Октябрьская революция (девятнадцатый век – двадцатый век); Великая Отечественная война (тысяча девятьсот сороковой год – тысяча девятьсот сорок первый год); первая промышленная революция в Европе (шестнадцатый век – семнадцатый век).

 

Упражнение 20. Расскажите о себе, отвечая на вопросы.

Когда вы родились? Где вы родились? Где живет ваша семья? Где живут ваши друзья? О чем вы говорите с друзьями? Когда вы начали изучать русский язык? Когда вы приехали в Россию. На чем вы приехали? Где вы бывали еще? Где находится Екатеринбург? На чем вы любите ездить? Где вы живете сейчас? На чем вы ездите обычно на учебу? О чем вы любите думать? О чем мечтаете? О чем вы любите читать? Когда вы поедете домой? О чем вы будете рассказывать дома? О чем вы хотите узнать в России? Где вы хотите работать и жить? Когда вы будете отдыхать? Где вы будете отдыхать?

 

 

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

1. Местоимения который употребляются для связи частей сложного предложения: Я встретил друга, с которым учился в институте.

2. Местоимения который, которая, которое, которые употребляются очень часто в сложном предложении как подлежащее или дополнение:

Я увидел студента. Он только что сдал экзамен. - Я увидел студента, который только что сдал экзамен.

Я подошёл к студенту. Он только что сдал экзамен. - Я подошёл к студенту, который только что сдал экзамен.

Упражнение 1. Из двух простых предложений составьте одно сложное, используя местоимение который.

О б р а з е ц: Вы видели новый французский фильм? Он получил на фестивале в Берлине главный приз. - Вы видели новый французский фильм, который получил на фестивале в Берлине главный приз?

1. Вы знаете мою подругу? Она учится на физическом факультете. 2. Где письмо? Оно лежало на столе. 3. Ты видел мою квартиру? Я купил её год назад. 4. Я поеду отдыхать в пансионат. Он находится в Татрах. 5. Ты знаешь эту девушку? Она приехала из Кореи.

 

Упражнение 2. Ответьте на вопросы, используя местоимение который.

О б р а з е ц: - Ты знаешь эту преподавательницу?

- Какую? -...

- Которая разговаривает с деканом.

1. - Я уже видел эту девушку.

- Какую девушку? -...

2. - Мне понравился этот фильм.

- Какой фильм? -...

3. - Мы были вчера на концерте.

- На каком концерте? -...

4. - Я не знаю этого парня.

- Какого парня? -...

5. - Я закончил писать сочинение.

- Какое сочинение? -...

6. - Я должен перевести текст.

- Какой текст? -...

7. - Я наконец дочитал книгу.

- Какую книгу? -...

8. - Я забыл принести словарь.

- Какой словарь? -...

 

Упражнение 3. Из двух простых предложений составьте одно сложное, используя местоимение который в нужном падеже. Помните, что падеж местоимений который и какой зависит от глагола-сказуемого в придаточном предложении.

О б р а з е ц: Я уже смотрел фильм. Ты рассказываешь о фильме - Я уже смотрел фильм, о котором ты рассказываешь (о котором - П.п.).

1. Мы идём в аудиторию. В этой аудитории будут наши занятия. 2. Мой друг купил мотоцикл. Об этом мотоцикле он давно мечтал. 3. Я знаю девушку. Эта девушка занимается дзю-до. 4. Мальчик нашёл котёнка. Котёнок сидел в траве у дома. 5. Я с удовольствием ем рыбу. Эту рыбу приготовила моя жена.

 

Упражнение 4. Вставьте местоимение который в нужном падеже.

О б р а з е ц: Он подошёл к машине – она стояла у подъезда – Он подошёл к машине, которая стояла у подъезда.

1. Декан знает всех студентов - учатся на нашем

факультете,

- получают стипендию,

- вы рассказываете,

- есть проблемы с

учёбой.

2. Я встретил девушку - понравилась мне с

первого взгляда,

- мечтал всю жизнь,

- не могу жить,

- хочу жениться.

3. У меня есть друг - зовут Сергей,

- я познакомился

ещё в школе,

- я помогаю по

физике,

- подрабатывает в

выходные дни на

рынке.

 

Упражнение 5. Дополните предложения.

1. Я дочитал роман, который...

о котором...

2. В нашей группе учится студентка, которая...

о которой...

в которой...

которую...

3. Мой друг купил машину, которая...

о которой...

в которой...

которую...

4. У меня появились проблемы, которые...

от которых...

с которыми...

 

Упражнение 6. Вставьте местоимение который в нужном падеже.

1. Друг,... я послал письмо, сразу ответил мне. 2. Экзамен,... мы долго готовились, показался нам лёгким.

3. Моя сестра работает на кафедре,... заведует известный учёный. 4. После ангины у брата началось осложнение,... привело к болезни сердца. 5. Вот журнал мод,... я обещала тебе принести. 6. Мы купили билеты на электричку,... отходит через 10 минут. 7. Проблема,... спорили все учёные, осталась нерешённой до сих пор. 8. Материал,... я пользовался при подготовке к докладу, я нашёл в новом журнале. 9. Экономист,... назначили директором банка, был молод, но имел хороший опыт работы в банках Германии.

10. Спортсмен,... я отстал на несколько секунд, занял первое место, а я - второе. 11. Операция,... нужна этому больному, стоит очень дорого. 12. Смелость и настойчивость - вот качества,... должны быть у каждого мужчины. 13. Мой брат,... подарили новую игрушку, разобрал её на части.

 

Сложное предложение со словом «который» в предложном падеже (6)

 

 

Склонение неодушевленных и одушевленных имён существительных мужского и женского рода с местоимениями и прилагательными.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.