Корень слова. Однокоренные слова — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Корень слова. Однокоренные слова

2017-09-10 317
Корень слова. Однокоренные слова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; формулировать определения однокоренных слов и корня слова; различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов; осуществлять последовательность действий при выделении в слове корня; работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

Знакомство со шмуцтитулом «Состав слова» (учебник, с. 73): чтение названия раздела, рассматривание схемы, где даны части слова, чтение названий частей слова и нахождение их на рисунке в слове подснежники, определение, чему будем учиться при изучении данного раздела и с какой частью слова уже знакомы.

Чтение темы «Корень слова», познавательной задачи урока: «Что такое корень слова?» (учебник, с. 74). Обсуждение целей урока.

Уточнение представлений об однокоренных словах и их признаках: 1) имеют общую часть с одним и тем же значением; 2) близки по значению, однако это разные слова, так как каждое из них имеет своё лексическое значение.

Наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Выполнение заданий (учебник, упр. 130, с. 74). Чтение рубрики «Вспомните!». Подбор примеров однокоренных слов (учебник, с. 74).

Уточнение представлений о понятии корень слова, его признаках. Выполнение заданий (учебник, упр. 131, с. 74).

Работа с определением корня. Обобщение: «Почему корень — главная значимая часть слова?» Формулирование учащимися определение корня.

Упражнение в распознавании групп однокоренных слов и выделении в них корня (учебник, упр. 132, с. 75). Обобщение: 1) однокоренные слова могут быть одной частью речи (масло, маслице) и разными частями речи (масло, масляный, маслить); 2) корень в родственных (однокоренных) словах пишется одинаково (за исключением корней с чередующимися гласными и согласными в корне).

Обсуждение алгоритма определения корня в слове «Как найти в слове корень?» (учебник, с. 75). Выделение последовательности действий при определении корня в слове (определить значение слова, подобрать к нему однокоренные слова, выделить в них общую часть, которая и будет корнем слова).

Выполнение заданий (учебник, упр. 133, с. 75). Работа со словарём «Однокоренные слова» в учебнике (с. 149).

Упражнение в определении значения однокоренных слов с помощью подбора однокоренного слова (модельер — тот, кто изготовляет модели одежды; языковед — учёный по языковедению (науке о языке) и др.).

Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Какие слова называют однокоренными? Почему корень — главная значимая часть слова? Как найти корень в слове? Что надо знать о написании корня в однокоренных словах?»

Домашнее задание

Выполнить задания в «Рабочей тетради» (упр. 98, 99, с. 41).

 

УРОК 2

Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу

Целевые установки урока: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре; работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования; работать с памяткой 5 «Как разобрать слово по составу», обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей; различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с синонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова; анализировать модели состава слова и подбирать слова по этим моделям; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

Проверка домашнего задания. Заслушивание составленных текстов по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

Воспроизведение знаний об основе и значимых частях слова. Выполнение заданий в «Рабочей тетради» (упр. 123, с. 49): из одной основы состоят слова Гиппопо, Лимпопо, основа в этих словах равна корню, окончания в этих словах нет.

Постановка познавательных задач урока: «Что такое словообразование? Как разобрать слова по составу?» Обсуждение целей урока.

Работа с рубрикой «Страничка для любознательных» (учебник, с. 96): знакомство со «Словообразовательным словарём» и расположением в нём слов. Выяснение значения слов: словообразовательный, словарь. Показ «Школьного словообразовательного словаря русского языка» (автор А. Н. Тихонов).

Работа с форзацем учебника «Словообразование». Выяснение значения слова словообразование; определение, при помощи каких значимых частей образовались новые слова от слов школа, жёлтый, берёза. Выполнение письменного задания (учебник, упр. 180, с. 96).

Знакомство с памяткой 5 «Как разобрать слово по составу» (учебник, с. 146), определение последовательности учебных действий при разборе слова по составу. Выполнение разбора слов (учебник, упр. 181, с. 96).

Упражнение в соотнесении слова и его схемы (модели), выбор слов, соответствующих каждой схеме, с обоснованием правильности отбора (учебник, упр. 183, с. 97).

Коллективная устная работа и запись слов по вариантам: слова, соответствующие первой (второй, третьей) схеме.

Упражнение, формирующее умение различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с синонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова: выполнение заданий учебника (упр. 182, с. 96).

Итог урока. Ответы на вопросы и выполнение задания учителя: «Как разобрать слово по составу? Проверьте себя! Определите последовательность действий при разборе слова повозка или собеседник».

Домашнее задание

Выполнить письменное задание учебника (упр. 184, с. 97) и «Рабочей тетради» (упр. 126, с. 50).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.