Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-09-10 | 425 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Развитие зрительного восприятия исследовалось у детей—пациентов нейрохирургической клиники [25; 51], а также у детей с задержкой психического развития и неравномерностью развития ВПФ [39; 1]. Больше работ посвящено исследованию зрительно-пространственных функций, однако их рассмотрение выходит за рамки данного пособия. Важный вклад в понимание организации зрительного восприятия как системы внесли исследования психофизиологов, изучавших биоэлектрические реакции — вызванные потенциалы (ВП) и связанные с событиями потенциалы (ССП) — при предъявлении сенсорных стимулов и перцептивных задач [7; 55; 16].
Имеющиеся данные отчетливо показывают, что становление высокоспециализированной системы компонентов зрительного восприятия — длительный процесс.
У новорожденных, по данным нейрофизиологов, ответ на вспышку света регистрируется строго локально в зрительной проекционной области. Незрелый зрительный аппарат может обеспечить восприятие движущихся объектов и биологически высокозначимого объекта — лица матери (даже сразу после рождения младенцы предпочитают лицеподобные маски другим стимулам, не похожим налицо). К трем месяцам созревание мозгового субстрата, идущее под влиянием зрительного опыта, ведет как к объединению структур зрительной коры в систему, так и к вовлечению в зрительную функцию непроекционных областей коры. Включение моторных отделов связано прежде всего с глазодвигательными процессами. Теменная кора становится структурной основой «скрытого внимания», которое возникает на фоне фиксации взора и направлено не на обнаружение объекта, а на его анализ и запечатление. С развитием задней ассоциативной зоны связывают возможность запоминания зрительной информации, выработку эталонов, идентификацию изображений.
|
У детей 3—4 лет зрительные ответы стабильно регистрируются также во всех областях коры. При этом конфигурации основного комплекса ответа в задних отделах идентичны — заднеаесоциа-тивные структуры дублируют сенсорные операции проекционной коры.
У детей 6—7 лет в отличие от детей 3—4 лет вызванные потенциалы проекционной и заднеассоциативной областей уже различаются и зависят от характеристик стимула. Проекционная кора включается преимущественно в первичный анализ физических характеристик, таких, как яркость, цвет, наличие контраста, контур, тогда как заднеассоциативная — в анализ сложных признаков, которые формируются под влиянием зрительного опыта. В отдельные операции зрительного восприятия у детей 7 лет и в особенности 9—10 лет специализированно вовлекаются лобные доли, принимающие участие в оценке значимости стимула и его классификации.
У подростков 13—14 лет на начальных стадиях полового созревания обнаруживается снижение произвольной регуляции зрительного восприятия. Взрослая картина механизмов зрительного опознания с четким вовлечением и задних и передних отделов обнаруживается с 16—17 лет [16].
Что касается латеральной организации зрительных процессов,
то и нейропсихологические, и нейрофизиологические исследова
ния одинаково указывают на бблыдую роль правого полушария в
раннем детском возрасте и усиление роли левого полушария в
ходе формирования зрительных функций. ъ..г-
В период новорожденности именно в правом полушарии отмечено превалирование ВП на вспышку света и наличие реакции усвоения ритма [66]. У детей--дошкольников 5—7 лет, по данным О.А.Красовской, нарушения предметного гнозиса носятя более выраженный характер и чаще встречаются при поражении право-го полушария [25]. Эти нарушения проявляются в трудностях узнавания реалистических изображений и сюжетных картин по типу фрагментарности восприятия и элементов игнорирования левой части зрительного поля. Особенно отчетливы данные нарушения при поражении задних отделов правого полушария, хотя и поражения лобно-височных областей приводят к грубым нарушениям зрительного восприятия.
|
У детей 5-^7 лет с левосторонними поражениями мозга обычно не наблюдается выраженных гностических расстройств. Имеющиеся трудности обнаруживаются главным образом при предъяви лении наложенных и перечеркнутых схематических изображений. Для детей типичны оптико-мнестические нарушения в виде забывания названий зрительно предъявляемых предметов и изображений. При этом не обнаруживается существенных различий при локализации очага в передних или задних отделах.
У детей 8—10 лет и 11 —13 лет возрастает значение левого полушария в зрительном восприятии, происходит четкое увеличение частоты и степени выраженности оптических нарушений при поражении темённо-затылочных отделов левого полушария. При поражениях правого полушария усиливается также роль задних отделов.
У подростков 14—15 лет частота и выраженность зрительных дефектов при поражении правого и левого полушарий становятся примерно равными [25].
У взрослых, по данным Я. А. Меёрсона, нарушения зрительного предметного гнозиса несколько чаще наблюдаются при поражении левого полушария.
Э. Г. Симерницкая [51] отмечала у группы детей (от 6 до 16 лет) большую выраженность расстройств зрительного гнозиса при поражении правого полушария. Частота нарушений восприятия реалистических и схематических изображений была практически одинаковой при правополушарных поражениях, тогда как при лево-полушарной локализации доминировали трудности опознания схематических изображений. Характер ошибок опознания был также различен. В случаях правополушарных поражений замены были более далекими, называемый объект часто не имел ничего общего с предъявленным объектом: например, при предъявлении перечеркнутых фигур кувшин был назван «хлебом», лампа — «трубой», «свечой», «розеткой с вазой»; бабочка — «лентой», «грушей», «репой». В 30 % случаев было обнаружено левостороннее игнорирование.
Мы вернемся к анализу ошибок позже, а сейчас обратимся к вопросу о наличии холистической и аналитической стратегий восприятия у детей. Ряд исследователей предполагают, что межполу-шарные различия в способах переработки информации являются врожденными и отчетливо проявляются уже в дошкольном возрасте. Именно латеральными различиями в стратегиях переработки объясняют разное выполнение детьми с локальными поражениями мозга заданий на иерархические фигуры (буквы или буквопо-добные знаки большого размера состоят из букв малого размера). По данным Дж.Стайл и Д.Тал [71], дети с правополушарными поражениями мозга усиленно используют сохранный аналитический (локальный) способ и потому запоминают и воспроизводят преимущественно маленькие буквы, искажая большие, тогда как дети с левополушарными поражениями воспроизводят главным образом большие буквы. Аналогичная диссоциация наблюдается у детей с синдромами Вильямса и Дауна: первые рисуют маленькие буквы, вторые — большие [64]. ■ -.
|
В работах Д.А.Фарбер и сотрудников [55; 16] высказывается мнение, что правополушарной стратегией дети владеют от рождения, а левополушарной овладевают к 16—17 годам, когда уве-
личивается роль лобных областей (особенно левой) 8 реализации заключительных этапов восприятия. Можно согласиться с авторами, что левополушарная стратегия имеет более длительный период созревания, Но их утверждение».что в возрасте 6—7 лет левое полушарие функционирует подобно правому [16, с. 93], противоречит приводимым ими же экспериментальным данным. Уже у дошкольников, а еще больше — у детей 11 — 13 лет, предъявление стимулов в правое поле зрения (левое полушарие) ведет к значительному увеличению числа симметричных, т.е. внутрикатегори-альных, замен, отражающих наличие иерархии признаков [55]. У взрослых при предъявлении стимулов в правое поле зрения, т. е. левому полушарию, такие ошибки доминируют (Леушина и др., 1985), Можно думать, что зрительные категории, как и вербальные, проходят длительный путь развития, и что более локальное левое полушарие анатомически лучше приспособлено для катепк риальной переработки стимулов и исходно работает несколько иначе, чем правое полушарие.
|
Итак, рассмотренные нами данные литературы отчетливо подтверждают представления о системной и динамической («хроно-генной», по терминологии Л.С.Выготского [11, с. 173]) организации зрительно-предметного восприятия и латеральных разлив чиях в механизмах переработки зрительной информации. Таким образом, методики, направленные на диагностику развития зрительно-вербальных ФУНКЦИЙ,ДОЛЖНЫ бЫТЬ ЧуВСТВИТелЬНЫ И КИХ; возрастным изменениям, и к особенностям их латеральной организации. Поскольку предлагаемые ниже методики исследования развития зрительно-вербальных функций предназначаются и обычным детям, и детям группы риска по когнитивному развитию встает вопрос об оправданности использования нейропсихологических методик для исследования таких детей. Иными словами, до описания методик необходимо рассмотреть вопрос, как теоретически и экспериментально обосновывается применение нейропсихологических методик для исследования детей в норме ив пограничных к норме состояниях. Ответу на этот вопрос посвящена следующая глава.
ГЛАВА 2
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!