Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-09-10 | 1597 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Модели поведения людей в общении представляют собой обобщенные, схематически выраженные характеристики коммуникативных действий. В моделях поведения учителя находит выражение его социально-профессиональная позиция. В педагогической литературе можно встретить самые разнообразные типологии профессиональных позиций учителя. Интерес, на наш взгляд, представляет типология М. Талена (таблица 8). Им выделены следующие модели поведения учителей в педагогическом общении: «Сократ», «Руководитель групповой дискуссии», «Мастер», «Генерал», «Менеджер», «Тренер», «Гид».
Каждая модель поведения имеет определенные ролевые действия, которым следует педагог в процессе своего общения с учащимися. Вспомните известных вам педагогов и определите их модель поведения.
Таблица 8. Типология М. Талена
Название модели | Ролевые действия |
«Сократ» | - провоцирует педагогическое общение как цель взаимодействия взаимосвязанных дискуссий; - отстаивает непопулярные взгляды; - сознательно использует конфликт как механизм управления отношениями в общении; - организует перекрестный опрос учащихся; - формирует у учащихся навык защиты собственных позиций. |
«Руководитель групповой дискуссии» | - умело нейтрализует напряжение в общении; - блокирует конфликты в отношении с детьми и между ними; - владеет искусством психологического и социального применения различных позиций, взглядов; - учит демократическому стилю общения; - организует столкновения мнений. |
«Мастер» | - организует в каждом акте педагогического общения эффективную самопрезентацию; - стимулирует у учащихся подражание себе; - демонстрирует свои позиции и взгляды; - одобряет копирование своих отношений; - прекрасно владеет алгоритмом публичной речи. |
«Генерал» | - избегает всякого двойного смысла в речевых действиях и поступках; - подчеркнуто требователен; - жестко добивается послушания; - абсолютно уверен в своей правоте; - использует приемы типа «приказ» и требует автоматического подчинения. |
«Менеджер» | - определяет смысл и стиль деятельности учащихся; - индивидуально программирует деятельность учащихся; - поощряет инициативу и самостоятельность учащихся; - контролирует качество и оценивает конечный результат. |
«Тренер» | - формирует из учащихся коммуникативные группы как команды со строгой функциональноролевой дифференциацией; - четко определяет цели действий на каждый период общения; - жестко формулирует способы достижения поставленных целей; - организует педагогическое общение как совместную деятельность; - распределяет в группе учащихся коммуникативные роли в соответствии с индивидуальнопсихологическими особенностями личности; - стимулирует активность методами критической оценки. |
«Гид» | - подчеркнутая демонстрация энциклопедических знаний; - лаконичность в ответах; - эмоциональная сдержанность; - методичность в ответах на вопросы учащихся; - не допускает изменения личной дистанции. |
|
Психотехнология педагогического общения выделяет пять основных моделей. Такое выделение носит условный характер, так как в практике педагогического процесса чаще всего встречается комбинация рассматриваемых ниже моделей общения.
В таблице 9 представлены пять основных моделей педагогического общения: познавательная; экспрессивная; суггестивная; убеждающая; ритуальная.
Все названные модели педагогического общения строятся на принципах психологического равенства позиций учителя и ученика как партнеров в педагогическом процессе.
Рассмотренные модели общения далеко не полностью исчерпывают их многообразие. Однако их важно учитывать при анализе деятельности учителя, оптимизации процессов социального и психического развития личности учащихся.
|
Таблица 9. Модели педагогического общения
Модель общения | Цель | Условия | Формы воздействия | Технология организации |
Познавательная модель общения | передать информацию и расширить информационный фонд | учет познавательных возможностей партнеров по общению, их интеллектуальных способностей и установок на общение | урок; информационный обзор литературы; встреча со специалистом науки; диспут; аналитический обзор проблемы; учебная конференция | концентрация внимания; рационализация изложения материала; доказательность выдвигаемых положений; характеристика причинно- следственных взаимосвязей |
Экспрессивная модель общения | передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и побудить к действиям | опора на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоции на волю | рассказ о своих чувствах, связанных с предметом общения; мотивированный прием; оценочное суждение; анализ возможных последствий | краткость изложения; ситуативная обусловленность; яркость жестикуляции; демонстративный характер поз; интонирование голосом |
Убеждающая модель общения | вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформировать ориентации и устаки | опора на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру | торжественная речь; поздравление; напутствие; комплимент | опора на эмоциональный настрой партнера; учет критической позиции партнера; эмоциональ- отношение к предмету общения |
Суггестивная модель общения | оказать внушающее воздействие для изменения мотивации ценностных ориентаций и установок личности | некритичность отношений одного партнера общения к другому, внушаемость партнера | внушение через мотивационную сферу сознания; ссылки на авторитет; внушение через предупреждение | опора на суггестивные потенциалы партнера; формирование аттракции; интонационная стимуляция информации, управление эмоциональным состоянием |
Ритуальная модель общения | закрепить и поддерживать нормы отношений | художественно оформленная среда, канонизация действий | ритуальные акты, церемонии, обряды | опора на традиции; концентрация внимания на ценности ритуальных действий; театрализация поведения |
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!