Зарождающаяся глобальная культура имеет средства распространения, рассчитанные как на представителей элиты, так и на широкие слои населения. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Зарождающаяся глобальная культура имеет средства распространения, рассчитанные как на представителей элиты, так и на широкие слои населения.

2017-09-10 271
Зарождающаяся глобальная культура имеет средства распространения, рассчитанные как на представителей элиты, так и на широкие слои населения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

П. Бергер

В получившем широкое признание международном исследовании, осуществленном учеными из разных стран и регионов мира под руководством известных американских ученых П. Бергера и С. Хантингтона, выявлены и подробно описаны эти группы, олицетворяющие глобальные культурные тенденции и распространяющие глобальные формы культуры. К ним относятся:

1. Глобальная экономическая элита;

2. Работники глобальных компаний;

3. Интеллектуалы и высокопрофессиональные специалисты, ориентированные на западные ценности;

4. Потребители глобальных брендов;

5. Участники общественных движений, отстаивающие ценности глобальной культуры.

Эти группы являются неоднородными и аморфными по своему составу и включают в себя как представителей элит, так и достаточно широкие массы населения в различных регионах мира. Каждая из них олицетворяет какое-либо из многочисленных направлений глобальной культуры. Рассмотрим подробнее их характеристики и специфический вклад в развитие культурной глобализации.

 

1. Глобальная экономическая элита — «давосская культура» (С. Хантингтон), включающая а) относительно немногочисленную группу бизнесменов, топ-менеджеров, экспертов, политиков высшего мирового уровня, б) группы специалистов высшей квалификации и руководителей, непосредственно задействованных в глобальных компаниях, а также инвесторов глобальных компаний, ориентированных на высокую мобильность капитала и его постоянную циркуляцию.

2. Относительно массовая группа специалистов, преимущественно молодых, ориентированных на бизнес и работу в глобальных компаниях, получившая название «яппи-интернационала» и характеризующаяся ориентацией на глобальные и западные принципы ведения бизнеса, а также ценности, нормы поведения, образ жизни (английский язык, Интернет, одежда, развлечения, путешествия и т.д.).

Эта группа нередко сочетает ориентации на глобальную культуру со следованием национальным и региональным культурным, мировоззренческим, религиозным ценностям и нормам, то есть становится одновременно и носителем тенденций культурного синтеза. Наиболее ярким примером такого синтеза выступают «конфуцианские торговцы» - молодые китайские бизнесмены, а также работники индийской высокотехнологической информационной индустрии, где большая часть служащих и программистов «в культурном смысле этого слова остаются индийцами, и в то же время добиваются успеха на глобальном рынке» (Шринивас Т. Свидание с судьбой». Индийский вариант культурной глобализации. — Многоликая глобализация… — С. 121.). Подобная неоднозначность делает менталитет этих людей подобным «ящику с инструментами», из которого извлекаются необходимые в данный момент для решения конкретных задач культурные парадигмы.

3. Ориентированная на западные ценности глобализированная интеллигенция — носительница «клубной культуры интеллектуалов» (П. Бергер). Она действует через академические структуры, международные фонды и неправительственные организации, межправительственные и международные учреждения и т.д. Содержанием деятельности глобального «клуба интеллектуалов» является активный поиск и создание по всему миру идей, ценностей и норм и правил поведения, выработанных западными, главным образом американскими интеллектуалами. Эти идеи и правила поведения становятся «универсальными общечеловеческими ценностями», а на самом деле – ценностями глобальной элиты. Представители этой группы социальных носителей глобализации тесно взаимодействуют с первыми двумя, представляющими бизнес-сообщество: корпорации нередко пользуются услугами высококлассных ученых (экономистов, социологов) для разработки стратегии компании, корпоративной культуры и т.д. Большое значение приобретают внедряемые западными и глобально ориентированными интеллектуалами стереотипы поведения и масштабные культурные тренды. Например, сформировавшаяся среди западной интеллектуальной элиты культура здорового образа жизни стала атрибутом глобальной корпоративной культуры, общезначимым социальным символом успеха и процветания.

Три описанные выше социальные группы носителей экономической глобализации тесно связаны с коммуникационным и координационным Центром глобализации и потому их ядром являются западные, по преимуществу американские бизнесмены и интеллектуалы.

4. Самой аморфной, но в тоже время и самой массовой социальной общностью, распространяющей процесс экономической глобализации, являются целевые аудитории так называемого «причастного потребления», то есть такого потребления товаров и услуг глобальных компаний, которое имеет смысл приобщения к более значимым и фундаментальным ценностям. Например, открытие первого ресторана МакДональдс в Москве сопровождалось массовым ажиотажем, подогреваемым не просто желанием попробовать гамбургер, а стремлением приобщиться к американскому, то есть глобальному, образу жизни, почувствовать себя причастным к общемировым нормам. Аналогично можно рассматривать моду на определенные виды одежды (например, джинсы), бытовой техники, парфюмерии и т.д. Очевидно, что здесь мы имеем дело не просто с расширением рынков продаж глобальных компаний, а, в первую очередь, с распространением глобальных социокультурных стереотипов.

Характерно, что после того, как определенный вид продукции и связанные с ним стереотипы поведения становятся привычными и обыденными, они утрачивают прежний смысл «причастного» потребления: большинство людей в современной России или в Китае носят джинсы потому, что это удобно, а не ради того, чтобы показать себе и всем окружающим свою принадлежность к особой социокультурной общности и приверженность особым ценностям. Аналогично, в МакДональдс заходят перекусить ради удобства, а не для приобщения к особому образу жизни.

5. Участники разного рода общественных движений — правозащитных, экологических, женских, молодежных, — как носители ценностей глобальной политической и гражданской культуры, глобального гражданского общества. Например, движение зеленых, ориентированное на глобальные экологические ценности, во всем мире стало одним из самых мощных агентов давления на корпорации, вынуждающего их отказываться от экологически опасных проектов, а также повышения их экологической ответственности. Деятельность зеленых способствует повышению экологической культуры населения различных регионов мира и тем самым способствует росту взыскательности широкой общественности к экологической политики бизнеса и государства. Подобным же образом действуют и другие массовые глобальные общественные движения: правозащитные, молодежные, женские и т.д.

 

Тема 2.4. «Глокализация и межкультурная коммуникация».

Глобализация не исчерпывается формированием универсальной общечеловеческой культуры. Она включает в себя и тенденцию усиления локальных культур и фактически предстает как глокализация (термин, производный от слов «г лобализация» и «локализация», был введен одним из виднейших теоретиков культурной глобализации Р. Робертсоном). Глокализация представляет собой сложное явление, несущее в себе противоречивые тенденции. Во-первых, это неразрывная связь глобального уровня бытия и его локальных проявлений, значимость которых повышается; во-вторых, это противопоставление локального глобальному и обострение противоречий между ними.

Глокализация как тенденция современного развития свидетельствует о том, что, во-первых, «общечеловеческие» ценности и образцы могут обретать бытие лишь в локальной форме, во-вторых, для обогащения совокупного опыта и прогресса человечества как единого сообщества ценен уникальный опыт локальных культур и жизненных миров.

 

«Глобализация не есть нечто автоматическое и одностороннее… Напротив, при главенствующей роли «g-word» речь повсюду может идти о новом усилении роли локального».

У. Бек Что такое глобализация?... — С. 86.

 

В геоэкономической парадигме Север-Юг наблюдается перераспределение производственного потенциала человечества по новым принципам: из развитых стран Запада, где он был сосредоточен в период модерна, он перемещается на Восток и Юг, где инвесторы находят более дешевую и в то же время уже достаточно квалифицированную рабочую силу. Соответственно, там же сосредоточена и значительная часть потребителей продуктов и товаров. Вместе с современными производствами по миру перемещаются не только производственные мощности и технологии, но и принципы управления, нормы деловой культуры, стереотипы поведения, стандартные ритмы жизни, воплощенные в продолжительности рабочего дня и чередовании труда и досуга и т.д. Именно в этом часто видят проявление глобализации. Однако реально производство в контексте локальной, специфической культуры неминуемо обретает особые черты, определяемые социокультурными качествами рабочей силы, сложившейся на протяжении многих столетий. Западные менеджерские технологии не применимы в условиях Востока и Юга без учета особенностей межличностных связей, специфики отношений вышестоящих и нижестоящих, исполнительской дисциплины, распределения ответственности, местной культуры труда, тщательности и качества выполняемой работы и т.д. Послевоенная модернизация Японии изначально протекала по заемным американским образцам, однако привела к выработке уникальной системы менеджмента. Трудоемкие производства в Южной Корее, Китае и Юго-Восточной Азии встраиваются в антропологический контекст «культуры риса», интеллектуальный потенциал древних индийской и китайской цивилизаций оказался широко востребован современной наукой, когда западное ratio уже не в состоянии выйти на новые познавательные горизонты.

Таким образом, то, что рассматривается как «глобальная хозяйственная культура» и представляется почти безупречным примером универсальности западных образцов хозяйствования, распространившихся по глобальным сетям на весь остальной мир, реально существует в формах конкретных, впитавших локальный колорит и специфику «глокальных» хозяйственных культур.

Другим аспектом описанной диалектики глобального и локального (глокализации) в современном мире является рост значимости локального опыта для человечества как целостного сообщества. Каждая мировая цивилизация и каждая этническая культура являются носителями ценнейшего опыта: или духовного восхождения на высшие ступени бытия, где осуществляется спасение — необходимое для человека наделение всей его жизни высшим смыслом, соотнесение индивидуального и преходящего со всеобщим и вечным, или адаптации к конкретным условиям бытия, где раскрывается цветущее многообразие человеческой повседневности, богатство душевных, психологических, физических, экологических, художественных практик.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.