Обоснование необходимости разработки концептуальных основ идеологии — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Обоснование необходимости разработки концептуальных основ идеологии

2017-09-10 175
Обоснование необходимости разработки концептуальных основ идеологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В странах мирового сообщества   В Республике Беларусь  
1. Необходимость разработки новой пара­дигмы устойчивого общественного развития, сохранения окружающей среды для будущих поколений.   1. Необходимость теоретико-концептуального осмысления и обоснования политико-экономического и социального развития молодой суверенной Республики Беларусь, ду­ховных ценностей, разделяемых народом. Объективная логика современного этапа отечественного развития.  
2. Приоритет общечеловеческих ценностей и необходимость гуманизации всех сфер жиз­недеятельности как факторов преодоления социальных контрастов и противоречий.   2. Приоритет созидательного мировоззрения. Идеология — это «иммунная система», защищающая об­щество от внутренних и внешних угроз. Реализация прав и свобод человека в соответствии с нормами междуна­родного права.  
3. Формирование единого информационного пространства, глобализация коммуникативных систем, развитие Интернет-технологий.   3. Необходимость вхождения в единое мировое информа­ционное и образовательное пространство.  
4. Преодоление противоречий между демок­ратическими институтами, неправительствен­ными организациями и правящей националь­ной элитой, интересами элитных и неэлитных групп общества.   4. Развитие демократии, становление правового госу­дарства, формирование гражданского общества как ос­нов эффективного государства устойчивого развития.  
5. Формирование транснациональных кор­пораций, подчиняющих своим национальным интересам страны мира,   5. Исчерпаемость административно-управленческих ре­сурсов и разработка инновационной системы управления.  
6. Поляризация политических сил, противо­стоящих монополярности.   6. Формирование идеологии многовекторной внешней политики.  
7. Обострение противоречий между развиты­ми и развивающимися странами.   7, Обеспечение стабильности социальной системы, кон-солидированности общества в контексте его социальной стратификации.  
8. Духовный кризис всех социальных слоев общества и поиск выхода из него. Конфликт ценностей поколений.   8. Изменение ценностных ориентации различных социаль­ных групп общества. Укрепление духовно-нравственных основ в общественной жизни. Проблемы социализации молодого поколения.  
9. Исчерпаемость невозобновляемых источ­ников энергии.   9. Модернизация материально-технической базы. Разви­тие традиционной и альтернативной энергетики.  
1 0. Развитие новой экономики информацион­ных и высоких технологий.   10. Сохранение и совершенствование интеллектуального потенциала, обеспечивающего развитие новых информа­ционных технологий.  
1 1. Глобализация мировой экономики.   1 1. Необходимость привлечения зарубежных инвестиций для развития отечественного производства, вхождение в мировой рынок.  
1 2. Необходимость сбалансированности ин­тересов в современном мире.   1 2. Упреждение конфронтации, обеспечение социального согласия и культуры консенсуса в обществе.  

Структура мировоззрения

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Знания, идеалы, ценности, интересы, убеждения,

Верования, принципы, оценки, нормы, установки,

Определяющие отношение человека к миру и выступающие

В качестве ориентиров и регуляторов его поведения.


 


Идеалы

Представление о

совершенстве, которое,

будучи высшей целью и

образцом, определяет

способ мышления и деятельности человека, общественного класса.


Знания

Проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании

человека в виде

представлений, понятий,

суждений, теорий.


Ценности

Значимые явления и

процессы реальной

действительности,

материальные и духовные

блага, которые

соответствуют интересам

людей.


Убеждения

Чувственно воспринятое и пережитое субъектом

знание, ставшее

побудителем его действий и

поступков.


Нормы

Образцы, стандарты

деятельности, правила

поведения, выполнение

которых ожидается от члена

какой-либо группы или

общества и поддерживается

с помощью санкции.


Принципы

Фундаментальные базисные

положения, в которых

отражаются и обобщаются

сущностные стороны

познавательной и

практической деятельности

человека.


 


Оценки

Способы определения ценности

конкретным субъектом (классом,

группой, личностью).


Социальные установки

Субъективные ориентации

индивида как члена группы

(общности, общества) на те или

иные ценности, предписывающие

определенные социально принятые

способы поведения.


Мировоззрение, будучи основой идеологии, обладает способностью наде­лять смыслом действия индивидов, социальных групп в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывать к жизни определенную практику.

Основу идеологии как мировоззрения составляют базисные целевые ценно­сти общества. Базисными определяются ценности, которые являются нормативны­ми для данного типа культуры или социальной системы.

Общепризнанными базисными целевыми ценностями общества являются: со­циальный мир, свобода, солидарность и справедливость, которые включают в себя;

• ценности социального порядка (социальной системы), придающие стабиль­ность, равновесность социальной системе, предусматривающие взаимную ответственность гражданина и государства во имя всеобщего блага: ответ­ственность государства, за создание условий для свободного и достойного развития личности и ответственность граждан за неукоснительное исполне­ние обязанностей, возлагаемых на них обществом;

• ценности экономического порядка, придающие эффективность и динамику развития экономической системе, справедливость распределения матери­альных благ на основе: порядка собственности (равенство и разнообразие форм собственности и их эффективность); порядка валютной системы (ста­бильность, конвертируемость); порядка конкуренции (соревнование; анти­монопольное законодательство, добросовестная конкуренция и реклама); порядка трудовых (экономических) отношений (социальное партнерство); порядка внешнеэкономических отношений (многовекторность);

• ценности равенства, обеспечивающие равные условия и возможности для всех;

• ценности свободы, ускоряющие тенденции развития духовно-нравственного потенциала общества;

• ценности социального развития, ориентирующие на развитие интеллекту­ального потенциала.

Социальный порядок предполагает: во-первых, организованность обществен­ной жизни, упорядоченность социального действия, социальной системы; во-вто­рых, совокупность существующих в данном обществе институтов и способов их воздействия на социальную жизнь; в-третьих, условия существования, при которых формируются, поддерживаются и совершенствуются различные образцы социаль­ной организации. Он придает стабильность и предсказуемость развитию.

Ценности социального порядка характеризуют степень цивилизованности общества, уровень политической культуры его граждан, общества в целом, вклю­чающие в себя всю совокупность позиций, ценностей, образцов поведения, кото­рые затрагивают взаимоотношения власти и граждан. Речь идет, во-первых, об интериоризованных (то есть освоенных субъектом, ставших его внутренним досто­янием) ценностных, нормативных и мотивационных ориентациях, которыми руко­водствуются граждане в своей жизни и в оценке деятельности государственно-управленческих структур. Во-вторых, акцент переносится на уровень культуры вла­ствования, характеризующий отношение государственно-управленческих струк­тур, институтов к членам общества. Это, прежде всего, ценности и основанные на них нормы, определяющие характер и границы властного воздействия на граж­дан; уровень соответствия фактического функционирования власти нормативному должному. В-третьих, выполнение важнейшей миссии человека: привести мир в по­рядок, внести в него лад, гармонию, восстановить нарушенное единство мирозда­ния, распавшуюся связь времен, ценность человеческой души, преодолеть разрыв


между человеком и природой, поднять ее стихийное развитие на уровень управля­емой эволюции.

Обеспечение социального порядка ориентировано на поддержание стабиль­ности социальной системы как важнейшего фактора сохранения государствен­ного суверенитета и унитарной формы государственного устройства Республики Беларусь.

Экономический порядок определяет развитие производительных сил обще­ства, модернизацию и реконструкцию реального сектора экономики, а также со­здание новых высокотехнологичных производств на основе современных дости­жений науки, технологий и менеджмента. Важнейшей ценностью экономического порядка является интеграция науки, образования и производства. Экономический порядок призван обеспечить динамику в направлении высокого уровня оплаты труда на основе новых и высоких технологий. Реальный источник роста благосос­тояния — это создание высокоэффективных производств, требующих соответству­ющего уровня образования и профессиональной квалификации. Большой вклад в решение этих задач могли бы внести хорошо подготовленные эксперименты, свя­занные с развитием альтернативной экономики, направленные на комплексное решение триединой задачи: чистое и дешевое продовольствие, недорогая и во­зобновляемая энергия, экологически безопасная среда обитания человека. В ка­честве таких пилотных проектов способны выступить многофункциональные экоси­стемы, технопарки и технополисы.

Социальное равенство — один из основных идеалов демократического об­щества. Оно характеризует положение индивидов, социальных групп и слоев в обществе, обеспечивает одинаковое отношение к средствам производства, рав­ные гражданские права, равные возможности доступа к социальным и культурным ценностям, ресурсам, необходимаv. для достойного существования.

Ценности свободы обеспечивают возможность человека поступать в соответ­ствии со своими желаниями, интересами и целями, на основе принципа верховен­ства права, сообразуясь с ценностными установками общества. Реализация этой ценности в обществе должна обеспечивать свободное развитие каждого челове­ка как условие свободного развития всех членов общества.

Социальное развитие предусматривает решение актуальных демографичес­ких, национальных, миграционных и образовательных проблем, важнейшими из которых являются воспроизводство трудовых ресурсов и подготовка конкурентос­пособных кадров на рынке труда. В белорусском обществе должны быть созданы необходимые политические, экономические и социокультурные условия, которые позволили бы обеспечить всестороннее развитие личности, формирование ее граж­данских, нравственных и профессиональных качеств. В докладах ООН "О челове­ческом развитии" подчеркивается, что человеческое развитие есть процесс рас­ширения возможностей выбора. Параметры выбора меняются со временем, но бесспорным является формирование физических возможностей человека — дол­гая здоровая жизнь, знания и навыки, и тот результат, который из этого можно извлечь для досуга, продуктивной деятельности и активной культурной, социаль­ной, политической жизни.

Идеология белорусского государства, содержание которой составляют ба­зисные ценности, включает основные идеологические взгляды, коренящиеся в со­циальной памяти — особом социальном механизме, эталонах поведения, прове­ренных временем и соответствующих идеалам белорусского общества. Этот ме­ханизм обеспечивает связь между современными образцами деятельности и пове­дения людей (во всех сферах — экономической, политической, социальной, куль­турной) и образцами, сложившимися на предыдущих этапах развития общества,


закрепленных в традициях, культуре, менталитете, самобытности, историческом прошлом нашего народа. Ретроспективный анализ нашего Отечества позволяет учесть уроки прошлого и представить реальные перспективы развития белорус­ского общества. Необходимо осознание того, "что это наша земля, что это наш народ, что мы здесь веками, тысячелетиями жили. У нас своя вера. <...> Мы эту землю должны защитить и передать своим детям. Вот такая житейская идеология"*. В основе ее лежат базисные ценности личности. При этом следует отметить, что базисные целевые ценности общества и личности диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Перспективы развития белорусского общества и государ­ства зависят от ценностных ориентации всех социальных групп общества и их реализации в общественных отношениях. Важнейшими социальными институтами, формирующими ценностные ориентации граждан, являются семья, национальная система образования, молодежные организации, политические партии, референ­тные группы, средства массовой информации и др.

Базисные ценности личности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей, соотнесения их с окружающей средой обитания. В систему базисных ценностей личности могут входить:

• мировоззренческие ценности (гражданственность, гуманизм, патриотизм, коллективизм, социальная справедливость, веротерпимость);

• смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жиз­ни);

• общественного признания (трудолюбие, профессионализм, социальный ста­тус и т. д.);

• универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, се­мья, родственники, образование, квалификация и т. д.);

• межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность, вза­имопомощь, социальная опека);

• демократические (свобода слова, совести, государственный суверенитет, уважение прав человека и законов государства и т. д.}.

При этом общечеловеческие ценностные ориентации исходят из духовно-нрав­ственного плюрализма, свободы выбора, идеалов и мировоззрения, признания человека, его жизни. Свободы и достоинства признаны высшей общественной ценностью, "мерой всех вещей". И поэтому вполне закономерно, что ООН делает акцент на так называемом развитии человеческого потенциала. В качестве его оценки применяется индекс развития человеческого потенциала. Его главные показатели — ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности среди взрослого населения, уровень доступности образования, валовой национальный продукт на душу населения по паритету покупательной способности.

В соответствии с концепцией идеологии общественного развития в основе которой находятся базисные ценности, могут разрабатываться программы дея­тельности институтов образования и воспитания, субъектов хозяйствования и ор­ганов управления различных уровней, а также общие и целевые государственные программы.

Государственная программа — это установление того, какие цели государ­ства и общества должны реализовываться в их практической деятельности. В Рес­публике Беларусь такой целевой программой может являться программа станов­ления эффективного государства, устойчивого общественного развития.

О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных орга­нов. Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2003. С. 30.



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.