Античная философия. Классика, эллинизм — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Античная философия. Классика, эллинизм

2017-09-10 607
Античная философия. Классика, эллинизм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

 

1. Жизнь и учение Сократа.

2. Философия Платона – источник всей европейской философии.

3. Аристотель как систематизатор философского знания Античности.

4. Эллинизм: эпикурейцы, стоики, скептики.

 

Эссе и сообщения:

1. Сократ-символ европейской философии.

2. Учение Платона об идеях.

3. Основные идеи метафизики Аристотеля.

4. Философский скептицизм. История и современность.

5. Сущность и судьба учения Плотина.

 

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. В чем смысл высказывания Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого»?

3. За что классик немецкой философии Г. Гегель назвал Сократа «этически безупречной личностью»?

4. Что такое «эйдосы» Платона?

5. Почему Платону не удалось реализовать теоретическую модель «идеального государства» на практике?

6. В чем смысл мифа о пещере Платона?

7. Что означают приписываемые Аристотелю слова «Платон мне друг, но истина дороже»?

8. Почему философ Диоген жил в бочке?

9. Чем отличаются удовольствие и наслаждение эпикурейцев от современных представлений о них?

10. Чего больше содержит философский скептицизм: позитивного или негативного?

 

Основные понятия:

Благо − вершина иерархии мира идей Платона.

Майевтика (с. греч. повивальное искусство, родовспоможение) название-сравнение, которое использовал Сократ для объяснения своего метода – искусства извлекать скрытое в каждом человеке знание путем наводящих вопросов.

Метафизика – так назвал философские труды Аристотеля Андроник Родосский, т.е. первофилософия, размышления о том, что находится после (физики).

Метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов, средств познания и освоения действительности.

Материя (по Аристотелю) – то, из чего состоят вещи, их субстрат и потенция, возможность принять любую форму.

Мера – важнейшаякатегория античной философии, всей культуры, гармоническое единство качественной и количественной определенности вещи, явления.

Форма – сущность (эйдос) отдельного, единичного предмета, неразрывно связанная с материей, актуализация потенции материи.

Эйдос (идея ) – целостная сущность вещей.

Эманация (лат.) – истечение, выделение чего-либо из более сложного.

Энтелехия (с. греч. осуществленность) – внутренняя сила и результат, актуализация возможности, цели.

Список рекомендуемой литературы:

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.

2. Лега В.П. Лекции по истории западной философии / В.П. Лега. [Электронный ресурс]. – Портал «Родон». – Режим доступа: http://www.rodon.org/lvp/lpizf/

3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: учеб. пособие / А.Н. Чанышев. - М., 1981.

4. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. - М.: Мысль, 1979.

5. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

 

 

методические рекомендации

 

Вершины своего развития греческая философия достигла в V-IV вв. до н.э. Отсюда название этапа – «классический» (с лат. образцовый). Классика отличается долговременностью в силу того, что схватывает сущностное, главное. В древнегреческой философии она связана с учениями афинских философов: Сократа, его ученика Аристокла, вошедшего в историю с прозвищем Платон (с греч. широкий) и ученика Платона Аристотеля.

Каждый из этих мыслителей внес в философию свой, ставший образцом для европейских философов вклад. Так, Сократ открыл наиболее значимую философскую тему, человека; разработал новый метод исследования, который, по аналогии с профессией своей матери-повитухи, он называл «майевтикой» − умением искусно-иронично задавать вопросы, провоцируя собеседника, сомневаться в собственных представлениях о чем-либо и начать самостоятельное мысленное движение − сравнивать и находить общее и отличное в вещах и явлениях. Наконец, Сократ стал образцом для подражания, поскольку следовал теоретическим принципам в практической жизни, не изменив им даже перед лицом смерти. Такими установками философа были убежденность в существовании общей для всех людей истины и необходимости следовать ей (в обществе это означает неукоснительное исполнение законов, даже если они несправедливы).

Главной особенностью учения Платона является универсальность. Философ рассмотрел комплекс проблем, в котором органично сочетались, дополняя друг друга, онтологические, гносеологические, космологические, этические, эстетические, социальные… вопросы. Это дало основание английскому философу А. Уайтхеду спустя две с половиной тысячи лет сказать, что вся западная философия есть лишь многочисленные примечания к философии Платона.

Вслед за знакомством с философскими основными идеями Платона, среди которых следует обратить особое внимание на их онтологическое ядро, учение об эйдосах (идеях) − умопостигаемом, иерархически устроенном мире идеальных сущностей вещей и явлений с Благом на вершине − далее следует изучить вклад в философию самого одаренного ученика Платона, Аристотеля. «Образцовость» основателя новой, после платоновской академии, философской школы, ликея, многогранна. Она состояла и в том, что он стал первым историком и систематизатором всего научного и философского знания античности, а также в том, что все философские и научные изыскания мыслителя отличала не только глубина, но и тщательная, скрупулезная проработка. Наконец, следует отметить заслуги Аристотеля в разработке законов последовательного, доказательного мышления − логики, а также этики добродетелей и политической философии.

Знакомясь с эллинистический периодом античной философии, необходимо учесть, что это был хотя и самый длительный по времени, но все же период ее угасания. Не последнюю роль здесь сыграла политическая нестабильность греческих полисов, ликвидация их демократического политического устройства, свободы слова, начавшаяся с завоеваний Александра Македонского и завершившаяся подчинением их Риму. С одной стороны, греческая философия распространилась по всей империи, а с другой, постепенно утратила свой творческий потенциал. Это привело к размышлениям о средствах духовного выживания индивида и пристальному вниманию к этическим и антропологическим проблемам. По-разному, оригинально их решали представители главных школ эллинизма: эпикурейцы, стоики и скептики.

Завершая знакомство с античной философией периодом эллинизма, нельзя упустить кратковременный ее всплеск, связанный с именем философа Плотина, с его учением о Едином, ставшим связующим переходным мостиком в новую, христианскую философию средневековья.

 

 

Т е м а 4


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.