Лекция 3. Категория бытия в философии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Лекция 3. Категория бытия в философии

2017-09-10 269
Лекция 3. Категория бытия в философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Категория бытия – фундаментальное понятие философии, основное понятие онтологии (от греческих слов "ontos" - сущее и "logos" — учение) – философского учения о бытии. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно, их существования, что задаёт миру исходную целостность и делает его объектом философского осмысления.

В "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И. Даля тер­мин "бытие" связывается с такими родственными ему словами, как "быть", "бывать", "существовать", "присутствовать", "наличествовать". Это, можно сказать, широкое значение слова "бытие".

Впервые категорию "бытие" ввели древнегреческие философы Парменид, Демокрит, Платон и Аристотель, которые понимали ограни­ченность утверждений о существовании мира "здесь" и "теперь" и стре­мились понять его как единство конечного и бесконечного, постоянного и меняющегося. Так, Парменид рассматривал бытие как неизменное, единое и неподвижное. Гераклит видел в нем мир, который развивается. Именно через эту категорию они определяли отношение человека к ок­ружающему миру, но сам мир видели по-разному.

Если Парменид и Гераклит под бытием понимали весь мир, то Демокрит отождествлял бытие с простыми, неделимыми физическими частицами - атомами. Для него бытие - это основа мира, а не весь мир. Множество, богатство мира Демокрит объяснял существованием беско­нечного множества атомов.

Платон под бытием понимал нечто вечное и неизменяемое, что может быть познано только разумом, а в результате свел бытие к бесте­лесному созданию - идее. Платон противопоставил чувственное бытие (мир реальных вещей) чистым идеям - бытию идей.

Аристотель преодолел платоновское противопоставление чувст­венного бытия и действительного бытия (бытия идей). Он отверг учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях, кото­рые не связаны с бытием отдельных вещей (чувственное бытие), и предложил различать разные уровни бытия (от чувственно-конкретного до всеобщего).

Взгляды древнегреческих философов на проблему бытия выяви­ли два разных подхода: в первом случае проблема бытия ограничива­лась самой природой (земной мир и космос), в другом подходе в опре­делении содержания и сущности бытия выявилась абсолютизация зна­ний об объективно-чувственном мире - вечных, бестелесных идеях. Но было и общее в этих взглядах - это разграничение бытия и небытия.».

Бурное развитие науки, техники и производства (XVII-XVIII вв.) отразилось и на понимании бытия, которое стало рассматриваться как материальная (вещественная) реальность, как природа, которая проти­востоит человеку и осваивается человеком в процессе его деятельности.Господство в этот период механики привело к тому, что сама природа (как бытие) трактовалась как сложная система, в которой происходят только механические изменения.

Развитие научных знаний, расширение и обогащение духовного мира человека выявили ограниченность физикалистских представлений о бытии. Прежде всего надо отметить рационализм Декарта, который много внимания уделял гносеологическим (познавательным) отношени­ям человека к миру. Особенно полное развитие этот новый подход к по­ниманию бытия получил в немецкой классической философии (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг). Так для Канта бытие - это не особенность вещей, а способ связи человеческих понятий и суждений. У Гегеля оно совпадало с начальным этапом развития идеального (абсолютной идеи), у Фихте - создавалась деятельностью человека. Шеллинг видел бытие в свободной духовной деятельности человека.

Признаком существования наделены предметы, процессы, свойства, отношения; при этом предметы и т.п. могут обладать как актуальным бытием, так и по­тенциальным (находиться "в возможности"). Того или иного события еще нет в реальности, но оно может возникнуть, как, к примеру, злако­вое растение из семени. Возможности так же, как актуальной действи­тельности, присущ признак существования. Этот же признак "быть" ("существовать") относится к ценностям, к ценностным отношениям, хотя это и не есть "предмет" сам по себе. Ценности - важная форма бытия (а не просто обладающая признаком существования).Все формы бытия базируются на предметном (вещественно-субстратном) бытии. Помимо этого, имеется бытие, производное от вещественно-субстратного бытия. Это – идеальное бытие,мир психического и духовного, мир духовно-социо-культурного. В дан­ном случае "идеальное" соотносимо с "материальным". В узком своем значении термин "бытие" часто совпадает с "мате­рией" и даже "природной и социальной реальностью". Философы гово­рят о "бытии" как определяющем "сознание"; "сознание" порождено "бытием" и отражает (вместе с тем в определенной мере и творит) "бытие".

Впервые онтология как учение о бытии обособляется в философии элеатов, противопоставлявших бытие небытию. Само понятие бытия развивалось Платоном, неоплатониками, Аристотелем и другими фило­софами.

Следует отметить, что наряду с подходом к бытию, ставившим лич­ность человека в зависимость от бытия (материального или идеального), имел место также подход, отправлявшийся в своем анализе бытия от субъекта, от личности познающего. Так, Дж. Беркли считал, что суще­ствование вещей состоит в их воспринимаемости (существовать – значит быть воспринимаемым); ина­че говоря, критерием бытия он ставил воспринимаемость вещей в ощу­щениях и восприятиях человека. Р. Декарт, родоначальник рационализ­ма, придерживался положения о всеобщем значении сомнения, ведущего к разумному отношению к реальности; его исходный принцип: "Я мыс­лю, следовательно, существую" ставил мышление перед бытием, т.е. требовал считать бытием только то, что отвечало требованию ясности и четкости мышления. ни

Понятие "бытие" является (при любой его трактовке) центральным, исходным в философском осмыслении мира.

Основные формы бытия. Различают несколько взаимосвязанных основных форм бытия: бытие вещей (предметов) первой природы и "второй природы", общества, человека и всего духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное и внеиндивидуализированное.

Под вещами понимаются отдельные предметы материальной дей­ствительности, которые имеют устойчивость существования. Природа выступает как совокупность вещей, всего мира в разнообразии его форм. В этом случае природа видится в более узком смысле слова- как объект естествознания. Она выступает как условие существования чело-

века и общества. В таком случае надо выделить естественную природу и созданную человеком, т.е. "вторую природу" - сложную систему, со­стоящую из множества машин, механизмов, фабрик, заводов, городов, полей, которые обрабатываются человеком, и т.д.

Духовный мир человека (и сам человек с его сознанием и само­сознанием) был включен в структуру бытия. Прежняя онтология бытия (отождествление бытия с природой) была отвергнута, а не заполнена духовным. В определенной мере такое видение проблемы бытия харак­терно и для некоторых современных философских систем. Так, экзи­стенциализм в раскрытии сущности бытия исходит из рассмотрения приоритета содержания сознания над материальным бытием. Особенно это видно во взглядах основателя экзистенциализма Кьеркегора, кото­рый считает, что предметное бытие выражает собою "ненастоящее существование" человека. Но заслугой экзистенциализма является то, что / он впервые поставил вопрос об ограниченности гуманизма в фундаменте научно-технической цивилизации. Положительным является и то, что экзистенциализм обосновал уникальность (единичность) каждого чело­века, что требует видеть и уважать в каждом человеке неповторимое существо, но при этом была отвергнута общественная сущность челове­ка. Педагогическая деятельность предполагает признание единства еди­ничности (уникальности) и общности человеческого в каждом человеке. Созданная В. И. Вернадским концепция ноосферы как раз и рас­считана на гармоническое единство "первой" и "второй природы" идею регулирования деятельности человека в природе, охрану окружающей среды.

Противоречивость и сложность отношений человека к природе связаны с единством в человеке биологического и социального, матери­ального и идеального (духовного). Первичная предпосылка бытия, су­ществования человека - биологическое и материальное: чтобы думать, надо обеспечить жизнь телу. Человек должен иметь пищу, одежду и жилье. Чтобы сберечь жизнь человека, надо сохранить экологический баланс его организма.

Материальное бытие людей непосредственно связано с их чувст­венно-духовным миром (эмоции, воля, психика, мысли). Вообще это единство тела и духа, мысли и эмоций - важнейшая сторона целостного. Духовное освоение человеком мира передается, как уже отмеча­лось, в наследство будущим поколениям, всему человечеству. Биологи­ческое может только в некоторой степени "отозваться" в детях, внуках и правнуках.

Обычно духовное подразделяют на индивидуализированное и внеиндивидуализированное (объективизированное). К первому относят- ся сознание индивида, ко второму- все формы общественного созна­ния.

Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культура- это сфера объективного духовного, общечеловеческие цен­ности. Красота, справедливость, истина. - примеры этих ценностей.

Учение о бытии дает представление о богатстве мира, но рас­сматривает разные формы бытия как находящиеся рядом, как сосущест­вующие. Единство мира при этом признается, но не выявляется основа, сущность этого единства. Это и привело философию к выработке таких категорий, как субстанция и материя.

 

Вопросы для самоконтроля

9. Как в философии называется наука о бытии?

10. Кто впервые ввел категорию "бытие"?

11. Какие формы бытия существуют в мире?

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.