Особенности организации учебного процесса — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности организации учебного процесса

2017-09-10 216
Особенности организации учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ.. 4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 5

ПРОГРАММА КУРСА.. 10

10 класс. 10

11 класс. 20

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.. 33

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ТЕКСТОВЕДЕНИЮ.... 58

РЕКОМЕНДАЦИИ* ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ... 65

5 КЛАСС.. 65

6 КЛАСС.. 66

7 КЛАСС.. 67

8 КЛАСС.. 68

9 КЛАСС.. 69

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 74

 


 

 

ПАСПОРТ

 

Настоящая программа предназначена для 10–11 классов (базовый уровень) общеобразовательных учебных заведений (среднее общее образование).

Базовый курс обеспечивает потребность обучающихся в изучении других предметов и получении высшего образования в тех областях, где не предъявляются высокие требования к владению лингвистическим аппаратом. Базовый курс сформирован как продолжение курса основной школы и имеет общеобразовательный характер со значительным вниманием к интеллектуальному и общекультурному развитию обучающихся. Содержание программы реализует актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

При обучении русскому языку как средству общения в 10-11 классах используется коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает: обучение средствам языка; обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, грамматическим, пунктуационным); обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (рецептивных — аудировании и чтении, продуктивных — говорении и письме); обучение умениям и навыкам общения на языке.

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных стилей и жанров. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений, лингвистических-миниатюр и другие творческие задания.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение русскому языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Программа для общеобразовательных учреждений Донецкой Народной Республики (10-11 классы, базовый уровень) предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время представленный курс русского языка для старшей школы обладает самостоятельностью и целостностью.

Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была чётко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе.

Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объём и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, т. е. в первую очередь навыков правильного письма, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.

Предлагаемая программа в процессе изучения русского языка гарантирует формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на различных видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Программа реализует системно-деятельностный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности обучающихся и формирования системы лингвистических знаний, ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождён­ного языкового чутья и речемыслительных способностей обучающихся, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей. Системно-деятельностный подход в обучении, направленность на трёхсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения русскому языку в 10 – 11 классах.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции русского языка. Текст, будучи центральной единицей обучения, становится объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящён.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:

· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

· дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

· освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2) закрепить и углубить знания обучающихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

3) закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

4) совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;

5) обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах использования;

6) развивать и совершенствовать способность обучающихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

7) формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

· понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения шкального образования;

· осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

· достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

ü владение разными видами чтения;

ü адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

ü способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

ü овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

ü умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

ü способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

ü умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

ü умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

ü способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

ü владение различными видами монолога и диалога;

ü соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

ü способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

ü умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

ü применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

ü коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

ü проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

ü понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

ü осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Изложение

Материалом для изложения может быть

ü текст, который читается учителем;

ü предварительно проработанный текст;

ü самостоятельно прочитанный материал из газеты, журнала;

ü эпизод кинофильма или телепередачи;

ü рассказ другого человека об определённых событиях, народных традициях и др.

Когда материал читается непосредственно перед контрольной работой, объём текста (ориентировочно) составляет предложенное в таблице количество страниц.

 

Требования к объёму изложений

Примерный объём текста 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
Подробное изложение (количество слов) 100-150 150-200 200-250 250-350 350-450 450-540 540-700

 

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Объём текста для сжатого или выборочного изложения должен быть в 1,5-2 раза больше, чем объём текста для подробного изложения. Если для контрольной работы используются другие источники, то материал подбирается так, чтобы объём изложения мог быть в пределах нормы, предлагаемой для определённого класса.

Сочинение

Материалом для сочинения могут быть:

ü тема, сформулированная на основе предварительно обсужденной проблемы, жизненной ситуации, прочитанного и проанализированного художественного произведения; а также предлагаемые для отдельных учеников вспомогательные материалы.

Требования к объёму сочинений

Примерный объём текста 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
Классное сочинение (количество страниц) 0,5-1 1-1,5 1,5-2 2-2,5 2,5-3,5 3,5-4,5 4,0-5,0

 

К указанному объёму изложений и сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма обучающихся, их общего развития.

 


Критериями оценки содержания и композиционного оформления
изложений и сочинений являются:

Содержание Речевое оформление Грамотность
• соответствие содержания работы заявленной теме; • полнота раскрытия темы; • наличие фактических ошибок; • последовательность изложения. • разнообразие лексики и грамматического строя речи; • стилевое единство и выразительность речи; • число речевых недочётов. • Число допущенных ошибок: • орфографических; • пунктуационных; • грамматических.

 

За письменное высказывание выставляется одна отметка, которая является средним показателем набранных баллов за содержание и за языковое оформление. Например, если ученик за содержание письменной работы получил отметку «4», за ее языковое оформление – отметку «4», то итоговой оценкой за этот вид деятельности должна быть отметка «4». Если общая сумма баллов не делится без остатка, то итоговым баллом является целое число (меньшее из двух чисел). Например: если за содержание письменной работы поставлена отметка «5», а за языковое оформление – отметка «4», то итоговой будет отметка «4». Первая отметка (содержание и речь) не может быть положительной (выше отметки «2»), если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

 

Критерии оценивания сочинения

Отметка Критерии оценивания учебных достижений обучающихся
  Высокий уровень учебных достижений
«5» ü Обучающийся глубоко и аргументировано раскрывает тему, что свидетельствует об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; ü сочинение стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей.
  Достаточный уровень учебных достижений
«4» ü Обучающийся достаточно полно и убедительно раскрывает тему, обнаруживает хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; ü логично и последовательно излагает содержание; ü сочинение написано правильным литературным языком, стилистически соответствует содержанию; ü допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырех речевых недочётов.
  Средний уровень учебных достижений
«3» ü ставится за сочинение, в котором в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; ü обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; ü материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; ü в работе имеется не более четырех недочётов в содержании и пяти речевых недочётов
  Начальный уровень учебных достижений
«2» ü ставится за сочинение, которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; ü характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; ü отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
  Недостаточный уровень учебных достижений
«1» ü ставится за сочинение, совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; ü содержит большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Критерии оценивания изложения

Отметка Критерии оценивания учебных достижений обучающихся
  Высокий уровень учебных достижений
«5» ü Обучающийся самостоятельно строит последовательный, полный текст (при изложении – с учётом вида изложения), учитывает коммуникативную задачу, выражает своё мнение, сопоставляет его с другими мнениями на один и тот же предмет (при изложении – свою позицию с авторской), должным образом аргументирует разные точки зрения; работа отличается коммуникативной направленностью, богатством словаря, точностью в использовании синтаксических средств; однако есть отдельные недочёты в языковом оформлении. ü Обучающийся самостоятельно строит последовательный, полный текст (при изложении – с учётом вида изложения), учитывает коммуникативную задачу; выражает своё мнение, сопоставляет его с мнением своих одноклассников (при изложении – учитывает авторскую позицию), умеет связать обсуждаемый предмет с собственным жизненным опытом, подбирает убедительные доказательства для обоснования той или иной позиции с учётом необходимости решения определённой жизненной проблемы; работа в целом отличается богатством словаря, точностью словоупотребления и использованием синтаксических средств, стилистическим единством, грамматической правильностью. ü Обучающийся самостоятельно создаёт яркое, оригинальное по замыслу высказывание в соответствии с речевой ситуацией и адресатом речи; анализирует разные взгляды на один и тот же предмет, подбирает убедительные аргументы в пользу той или иной позиции, осознаёт необходимость использования той или иной информации для решения определённых жизненных проблем; работа отличается в целом богатством словаря, точностью словоупотребления, стилистическим единством, грамматической правильностью; фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. *
  Достаточный уровень учебных достижений
«4» ü Обучающийся, не опираясь на вспомогательные материалы, создаёт достаточно полный текст (при изложении – с учётом вида изложения); однако в работе есть отклонения от темы, недочёты в структуре и отборе основной и второстепенной информации; главная мысль выражена, но не аргументирована ее; удачно подобраны лексические и синтаксические средства (при изложении – используются авторские средства выразительности, образности речи), однако не всегда стилистически оправданно использованы синтаксические средства, допущены ошибки в языковом оформлении. ü Обучающийся самостоятельно строит достаточно полный текст (при изложении – с учётом вида изложения), придерживается требований к структуре высказывания; но в работе есть отклонения от темы и недочёты в соотношении основной и второстепенной информации; главная мысль выражена и определённым образом аргументирована; удачно подобраны лексические средства (при изложении – используются авторские средства выразительности, образности речи); однако не всегда стилистически оправданно используются синтаксические средства, допущены ошибки в языковом оформлении. ü Обучающийся самостоятельно строит последовательный, полный текст (при изложении – с учётом вида изложения); раскрывает тему, соблюдает требования к структуре высказывания; однако не учитывает соотношение основной и второстепенной информации; выражает главную мысль (при изложении – авторскую позицию) и убедительно аргументирует ее; удачно подбирает лексические средства (при изложении – использует авторские средства выразительности, образности речи); но не всегда стилистически оправданно использованы синтаксические средства, допущены отдельные ошибки в языковом оформлении.
  Средний уровень учебных достижений
«3» ü Обучающийся, опираясь на некоторые вспомогательные материалы, строит текст, однако не раскрывает тему (при изложении – значительно обедняет содержание); нарушает последовательность изложения; не различает основную и второстепенную информацию; подбор слов не всегда удачен (при изложении – не использована авторская лексика, делающая речь яркой, точной и выразительной), высказывание характеризуется однообразием синтаксических средств, есть ошибки в языковом оформлении. ü Обучающийся, опираясь на некоторые вспомогательные материалы, строит текст, неполно раскрывая тему, не учитывает соотношение основной и второстепенной информации; в отдельных случаях нарушает последовательность изложения; подбор слов не всегда удачен (при изложении – не использована авторская лексика со стилистической окраской), высказывание характеризуется однообразием синтаксических средств, есть ошибки в языковом оформлении. ü Обучающийся, опираясь на вспомогательные материалы, строит достаточно последовательный текст, раскрывает тему, хотя и не всегда учитывает соотношение основной и второстепенной информации; подбор слов не всегда удачен, высказывание характеризуется однообразием синтаксических средств, есть ошибки в языковом оформлении. Объём составляет менее 70% исходного текста.
  Начальный уровень учебных достижений
«2» ü Обучающийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов (слова, сочетания слов, рисунки, план и др.) строит лишь отдельные, не связанные между собой предложения; словарный запас, синтаксический строй высказывания бедны, есть ошибки в языковом оформлении. ü Обучающийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов, строит лишь отдельные фрагменты высказывания; словарный запас, синтаксический строй бедны, есть ошибки в языковом оформлении. ü Обучающийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов, строит высказывание, не составляющее завершенного текста, характеризующееся непоследовательностью изложения, пропусками фрагментов, важных для понимания мысли; словарный запас, синтаксический строй бедны, есть ошибки в языковом оформлении.
  Недостаточный уровень учебных достижений
«1» ü Обучающийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов (слова, сочетания слов, рисунки, план и др.), не строит высказывание; даже в отдельных, не связанные между собой предложениях есть ошибки в языковом оформлении; имеются отклонения от орфоэпических норм, неправильно интонированы предложения.

* Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается «1».

Оценивание языкового оформления
письменного монологического высказывания

При оценивании грамотности письменных изложений и сочинений учитывают:

ü ошибки, нарушающие речевые и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы;

ü ошибки, нарушающие стилистическое единство текста;

ü орфографические и пунктуационные ошибки.

Ошибки и недочёты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочёт».

Ошибка — это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя».

Недочёт — это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочёт — с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другим словами, недочёт — это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочёты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задачам речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают её, не раскрывают отношение автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения.

Речевыми недочётами можно считать:

ü повторение одного и того же слова;

ü однообразие словарных конструкций;

ü неудачный порядок слов;

ü различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что обучающийся не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.

Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений

Фактические ошибки Логические ошибки
В изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей. · нарушение последовательности в высказывании; · отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями; · неоправданное повторение высказанной ранее мысли; · раздробление одной микротемы другой микротемой; · несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей; · перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); · неоправданная подмена лица, от которого ведётся повествование, к примеру, повествование ведётся сначала от первого, а потом от третьего лица.
В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имён собственных, мест событий, дат.

 

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочёты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на лексические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

ü употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшимина них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

ü неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

ü нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

ü употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

ü пропуск, недостаток нужного слова, например: Серёжа смирно сидит в кресле, закутанный белой простынёй, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

ü стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался всё ближе и ближе.

 

Речевые ошибки в построении текста:

ü бедность и однообразие синтаксических конструкций;

ü нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

ü стилистически неоправданное повторение слов:

ü неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

ü неудачный порядок слов.

 

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

ü неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

ü неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

ü смешение лексики разных исторических эпох;

ü употребление штампов.

 

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Грамматические ошибки помогают учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет оучающийся.

Механизм исправления ошибок

В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

· учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам обучающийся (ошибки в работах обучающихся начального и среднего уровня учебных достижений исправляются учителем);

· все ошибки выносятся на поля, при оценивании группируются;

· при проверке изложений и сочинений отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и грамматические;

· проверив диктант, изложение или сочинение учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывает количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок; в изложениях, сочинениях ошибки группируются по схеме.

4. Работа над ошибками осуществляется в рабочих тетрадях и оценивается на усмотрение учителя. В этом случае делается запись: «Работа над ошибками» или «Коррекционное задание». Проверяется обязательно.

Русский язык

1. Русский язык. Диагностика результатов образования к УМК «Русский язык. 5 класс» под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Учебно-методическое пособие. 5 класс.

2. Русский язык. Методическое пособие. 5 класс. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.

3. Русский язык. Орфография. Рабочая тетрадь кучебнику «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 5 класс

4. Русский язык. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку к учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 5 класс. Львов В.В.

5. Русский язык, 5 класс, Тематическое планирование по Баранову М.Т., Ладыженской Т.А., 5 часов

6. Русский язык, 5 класс, Технологические карты, Часть 1, Цветкова Г.В., 2014

7. Русский язык, 5 класс, Технологические ка


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.