Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема: «Исторический портрет Ивана Грозного».

2017-09-10 495
Тема: «Исторический портрет Ивана Грозного». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

1. Рождение, детство, отрочество. Венчание на царство.

2. Первый период правления. «Избранная Рада» и ее реформы.

3. Восточное направление внешней политики 1550-х гг.

4. Ливонская война. Причины, этапы, ход военных действий, последствия.

5. Сущность опричнины и ее смысл.

6. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

7. Последние годы жизни Ивана IV. Смерть царя.

8. Посмертная судьба Ивана Васильевича: память народная, споры историков о его личности.

 

*Дискуссия: Можно ли князя Андрея Курбского считать предателем?

*Дискуссия: Что служит идеалом власти для князя Андрея Курбского и царя Ивана Васильевича Грозного?

* Задание: Составить схему государственного управления Русским государством в середине XVI в.

 

Литература.

а) основная:

Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник. 4-е изд., перераб. И доп. М.: Юрайт, 2008. - 712 с.

 

источники:

1. Российское законодательство X-XX веков. В 9-ти тт. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. с. 97-177 (Судебник 1550 г.)

2. «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским» // Хрестоматия по древнерусской литературе. – М., 1974 (или электронный ресурс)

 

б) дополнительная:

1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. Л., 1988.

2. Аракчеев В.А. Кормление и земские миры: к вопросу о географии и хронологии реформы 1551-1556 гг. // Отечественная история. 2007. № 6. С. 39-50.

3. Володихин Д.М. Опричные полководцы // Родина. 2008. № 6. С. 48-53.

4. Забытый источник о России эпохи Ивана Грозного // Отечественная история.1999 № 1. С. 132-144.

5. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. Очерки социально-экономической и социально-политической истории России XVI в. М., 1960.

6. Зимин А.А. Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М.,1982.

7. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. Л.В. Милова. М. МГУ,2006. Глава 12

8. Карамзин Н.М. Предания веков. - М.,1988. С. 547-636.

9. Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти тт. Т 2. М., 1988, лекции из «Курса лекций по русской истории» XXVIII-XXX. С. 147-187.

10. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1990.

11. Кобрин В.Б. Опричнина. Генеалогия. Антропонимика: Избранные труды. М., 2008.

12. Костомаров Н.И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, кн. 1. М., 1990. С. 457-519.

13. Де Мадариага, И. Иван Грозный. Первый русский царь. М., 2007.

14. Павлов А.П. Судьба самодержавия и земства в России XVI в. (опричнина Ивана Грозного) // История России: народ и власть. СПб., 1997. С. 203-244.

15. Павловский И.В. Западник на русском троне. О некоторых направлениях политики Ивана Грозного // История и историки. Вып. 2. М., 2007.

16. Свак Д. Русский Самсон? (к вопросу об оценке исторической роли Ивана IV) // Отечественная история. 1999. №5. С.174-180

17. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1981.

18. Скрынников Р.Г. Царство террора. Спб., 1992.

19. Усачев А.С. Образ Ивана Грозного в средневековой Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. №3. С. 94-103.

20. Филюшкин А.И. Андрей Михайлович Курбский. Просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному. СПб., 2007.

21. Филюшкин А.И. История одной мистификации: Иван Грозный и «Избранная рада». М., 1998.

22. Царь Иоанн Грозный. Личность и судьба. М., 2005.

23. Шмидт С.О. У истоков Российского абсолютизма. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1996.

Семинарское занятие № 19.

Тема: «Процесс закрепощения крестьян в XIV-XVI вв».

1. Положение крестьян в конце XIV-XV вв. на примере:

а) Уставной грамоты митрополита Киприана Константино-Еленинскому монастырю (1391 г.).

б) Псковской судной грамоты XV в.

2. Положение крестьян по Судебнику 1497 г.

3. Судебник 1550 г.: положение холопов и крестьян (сравнить с Судебником 1497 г.).

4. Изменения в положении крестьян в конце XVI в.: причины закрепощения. Указная и безуказная теория.

 

* Вопросы для обсуждения:

- что такое «заповедные годы»?

- в чем заключаются причины введения «заповедных лет» на территории Московского государства?

- при каких обстоятельствах вводятся «урочные годы»?

 

Литература.

а) основная:

Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник. 4-е изд., перераб. И доп. М.: Юрайт, 2008. - 712 с.

 

источники:

1. Нагаев А. С., Огнев В. Н. Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII в. М., 1991. Тема 5 (№№ 24, 25, 31, 32).

2. Российское законодательство X-XX веков. В 9-ти тт. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 5-173.

 

б) дополнительная:

3. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991. С. 191-198.

4. Алексеев Ю.Г. Судебник Ивана III. М., 2003.

5. Аракчеев В.А. «Заповедные годы» на Северо-Западе России: историография, источники, методы исследования // Отечественная история. 2004. №3. С. 8-140.

6. Веселовский С.Б. Село и деревня в Северо-Восточной Руси XIV-XVI вв. М.-Л., 1936.

7. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. Очерки социально-экономической и социально-политической истории России XVI в. М., 1960.

8. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. Л.В. Милова. М. МГУ,2006. Глава 13. с. 408-413

9. История СССР с древнейших времен до наших дней. В 12-ти тт. Т. 2. М., 1966. с. 65-72, 108-112, 127-131, 144-151, 162-164, 166.

10. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. М., 1985.

11. Петрухинцев Н. Н. Причины закрепощения крестьян в России в конце XVI в. // Вопросы истории. 2004. № 7.

12. Флоря Б.Н. Об установлении «заповедных лет» в России // Отечественная история. 1999. №5. С. 121-124.

13. Шапиро А.Л. Русское крестьянство перед закрепощением. Л., 1987

14. Шевченко М.М. История крепостного права в России. Воронеж. 1981.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Семинарское занятие – это практическое занятие, суть которого заключается в активном обсуждении вопросов, касающихся учебного материала, данного на лекциях и усвоенного студентами в процессе самостоятельной работы.

По своему назначению семинарское занятие, в процессе которого обсуждается та или иная научная проблема, способствует:

- углубленному изучению определенного раздела дисциплины;

- закреплению знаний, полученных на лекционных занятиях;

- отработке методологии и методических приемов познания;

- выработке аналитических способностей, умения обобщения и формулирования выводов;

- приобретению навыков использования научных знаний в практической деятельности;

- выработке умения кратко, аргументировано и ясно излагать обсуждаемые вопросы;

- осуществлению контроля преподавателя за ходом обучения.

На семинарских занятиях выносятся на обсуждение:

1. узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки студентов;

2. вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения.

3. дискуссионные проблемы, обсуждение которых следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.

Основное внимание на семинарских занятиях по курсу «История России (с древнейших времен до 1598 г.)» уделяется критическому разбору исторических источников, их сопоставлению и определению степени достоверности содержащейся в них информации. Необходимые для подготовки к семинару источники указываются в списке обязательной литературы к каждой теме занятия. Так же на практических занятиях применяется широкая работа с научной литературой, ознакомление с различными методологическими концепциями.

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводном занятии.

Формы работы на семинарах могут быть самыми разными в зависимости от задач, поставленных преподавателем и уровня подготовки студентов к тем или иным видам занятий. На семинарских занятиях по курсу «История России (с древнейших времен до 1598 г.)» используются следующие формы работы:

- развернутая беседа;

- проблемная дискуссия;

- подготовка и обсуждение докладов;

- диспут;

- коллоквиум и др.

Развернутая беседа на практическом занятии предполагает подготовку студентов по каждому вопросу плана с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы. На каждое занятие готовятся ответы на 3-5 вопросов (тема, которая рассчитана на 2 занятия - состоит из 6-8 вопросов). Время основного ответа – 8-10 минут, затем следует обсуждение, в котором участвует вся аудитория (примерно 5-7 минут). Развернутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступления отдельных студентов по некоторым дополнительным вопросам. Но подобные сообщения выступают здесь в качестве не основы для обсуждения, а лишь дополнения к уже состоявшимся выступлениям.

Доклады на семинарское занятие готовятся студентами по заранее предложенной тематике. Кроме общих целей учебного процесса, подготовка докладов способствует развитию у студентов навыков научной, творческой работы, воспитывает у них самостоятельность мышления, стремление к поиску новых идей и фактов.

В процессе работы над докладом студенту необходимо уметь пользоваться справочной и научной литературой, имеющейся на кафедре истории и в библиотеке института; по мере необходимости следует обращаться за консультациями к преподавателю. Работа над докладом включает в себя следующие этапы: 1) ознакомление с темой доклада по рекомендованной преподавателем литературе; 2) изучение источников, научной и справочной литературы; 3) составление развернутого плана; 4) написание конспекта доклада; 5) подготовка наглядного материала или презентации (необходимо учесть, чтобы они соответствовали тексту выступления); 6) прочтение доклада с учетом времени выступления (не более 12 минут) и возможных вопросов к докладчику.

На одно занятие может выноситься на обсуждение не более 2-х докладов продолжительностью 8–12 минут. Иногда кроме докладчиков по инициативе преподавателя или по желанию самих студентов назначаются содокладчики и оппоненты. Важно, чтобы каждый студент был готов выступить в качестве содокладчика или оппонента. Предпочтительным является не чтение текста доклада, а устное выступление студента своими словами, используя текст доклада в качестве вспомогательного материала. Доклады рекомендуется сопровождать наглядным материалом или компьютерной презентацией. После завершения выступления докладчика ему задаются вопросы. Затем начинается обсуждение доклада. В заключении преподаватель отвечает на все вопросы, затронутые, но не разрешенные во время обсуждения доклада. Руководитель дополняет и подводит итоги всей работы, оценив не только доклад и устное выступление автора, но и всех студентов, принимавших участие в его обсуждении.

На занятиях предполагается самая разнообразная тематика докладов. Она может совпадать с формулировкой вопроса в плане семинарского занятия или отражать лишь одну его сторону, связанную с практическим значением проблемы. Часто в качестве тем для докладов используются биографии исторических личностей, так же часть докладов посвящена региональной тематике (историческому развитию Подмосковья и города Коломна). Примерные темы докладов приводятся в планах семинарских занятий (см. * Доклад).

Проблемная дискуссия на семинаре предполагает обсуждение по наиболее сложной, неоднозначной теме. Необходимо участие всех присутствующих на занятии в дискуссии, направленной на закрепление и углубление изученного материала, с доступной для каждого конкретного студента интенсивностью. Цель семинарского занятия, проводимого в форме дискуссии, должна быть такой, чтобы ее достижение знаменовало собой формирование каких-то важных личностных черт - убеждений, взглядов, умения аргументировано выступать, анализируя и оценивая исторические события и факты с позиции современной науки.

На одном занятии предлагается обсуждение 1–2-х дискуссионных проблем. Время обсуждения – 15–20 минут. Примерные темы дискуссий приводятся в планах семинарских занятий (см. * Дискуссия).

Диспут как элемент обычного семинара имеет ряд достоинств. Он может быть вызван преподавателем в ходе занятия или заранее планируется им. Полемика возникает подчас и стихийно. При участии в полемике студенты формируют у себя находчивость, быстроту мыслительной реакции и, главное, отстаиваемое, в ходе диспута мировоззрение, складывается у них как глубоко личное.

Занятия в форме коллоквиума призваны активизировать и актуализировать работу студентов по истории России с древнейших времен до конца XVI века, сформировать цельное представление об указанном периоде (подробнее об организации коллоквиума смотрите далее).

Подготовка к семинарскому занятию требует от учащихся довольно высокого уровня самостоятельности в работе с литературой – умение работать с несколькими источниками, осуществить сравнение того, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, сделать собственные обобщения и выводы. В процессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории. Обязательным для студентов является ознакомление со всей рекомендованной литературой. Особое внимание в ходе самостоятельной работы следует уделить новейшим монографическим исследованиям и статьям в ведущих исторических журналах (таких как: «Российская история», «Вопросы истории», «Древняя Русь. Вопросы медиевистики», «Родина» и др.). По мере подготовки к занятию студент должен делать записи по каждому из предложенных вопросов и необходимые выписки из литературы в свободной форме. Наличие конспекта на занятии является обязательным.

Особое внимание при подготовке к семинарам студентам следует уделить работе с картой. Учащимся необходимо знать основные географические (моря, реки, озера, проливы, горы, возвышенности) и исторические объекты (соседние народы и государства, торговые пути, славянские племенные союзы, города, удельные княжества, земли, места сражений, направления походов и т.п.), связанные с историей нашего государства. Студент должен уметь объяснять устно, не глядя на карту, местоположение указанных объектов, а также уметь находить и показывать их на карте.

Подготовка к семинарскому занятию включает в себя самостоятельное выполнение студентами следующих видов деятельности:

- проработка конспекта лекций по теме занятия (при этом, ответ студента на семинаре не должен повторять лекцию);

- изучение рекомендованных источников и литературы,

- составление конспекта первоисточников, учебной и специальной литературы;

- подготовка ответов на вопросы к семинарскому занятию, поставленные преподавателем (указываются в плане);

- выполнение необходимых дополнительных заданий (примерные вопросы заданий приводятся в планах семинарских занятий (см. * Задание);

- составление понятийно-терминологического словаря;

- работа с картой.

При подготовке к семинарским занятиям студентам необходимо иметь в виду следующее:

1. Посещение семинарских занятий обязательно. В случае пропуска семинара по уважительной причине студенту необходимо в течение семестра отработать пропущенную тему на консультации (предоставить преподавателю необходимые конспекты и выполненные задания);

2. Готовность к семинарскому занятию включает в себя:

- знание всех вопросов плана семинара;

- готовность выступить по любому из вопросов;

- готовность принять активное участие в обсуждении всех вопросов семинара;

- готовность предоставить преподавателю конспекты, выполненные задания, таблицы, схемы и другие материалы, отражающие результаты самостоятельной работы студента с литературой до семинара и в ходе его проведения;

3. В ходе практического занятия студент:

- внимательно слушает преподавателя и своих сокурсников;

- обращает внимание на то, чтобы при ответах на вопросы не было повторений;

корректно отмечает, какие недочеты, ошибки были допущены в выступлениях сокурсников;

- по ходу занятия делает записи основных выводов в свободной форме.

В ходе семинара каждый студент опирается на свои конспекты, сделанные на лекции, собственные выписки из учебников, первоисточников, статей, другой литературы, на словарь по данной теме. В конце каждого семинарского занятия преподавателем подводятся итоги работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КОЛЛОКВИУМУ

 

Коллоквиум представляет собой вид учебно-практического занятия, на котором происходит совместное обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем. Как правило, на студенческих коллоквиумах обсуждаются отдельные части какой-либо конкретной темы, раздел одного из занятий, чтобы понять правильность его усвоения учащимися и избежать недопонимания важнейших вопросов. Данная форма занятий нередко охватывает всевозможные вопросы и темы из изучаемого курса, не включенные в темы практических и семинарских учебных занятий. Одновременно коллоквиум - это и форма контроля, разновидность массового опроса, позволяющая преподавателю в сравнительно небольшой срок выяснить уровень знаний студентов по конкретной проблеме.

Коллоквиум обычно проходит в форме дискуссии, в ходе которой студентам предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться обосновывать и защищать ее. Аргументируя и отстаивая свое мнение, студент в то же время демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал.

Таким образом, коллоквиум - это такая форма учебных занятий, которая предполагает обязательное активное участие всех присутствующих.

Для проведения коллоквиума преподаватель заранее (за 1 месяц) знакомит учащихся с вопросами, которые будут вынесены на совместное обсуждение и предлагает список литературы для подготовки, объясняет форму проведения занятия, а также оценивания результатов работы студентов. В течение семестра проводится 2-3 коллоквиума.

Предлагаемый примерный список тем для коллоквиума хронологически охватывает период с середины I тысячелетия н.э. до конца XVI века. Темы сформулированы в виде отдельных проблем, которые студенту необходимо раскрыть и всесторонне осветить.

ПРИМЕРНЫ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОЛЛОКВИУМА

1. Особенности этногенеза славян

2. Ранние письменные источники о славянах

3. Феодализм в Европе и на Руси: историческое сравнение

4. Монгольское иго и его влияние на развитие русского государства

5. Становление независимой русской церкви (середина XV в.)

6. Кружок реформаторов: Избранная Рада.

7. Опричнина: политика террора или разумного государственного строительства.

8. Было ли крепостное право в России в конце XVI века?

9. Земские соборы XVI века.

10. Система управления русским государством в конце XV – XVI вв.

11. Вооруженные силы русского государства в XVI в.

12. Средневековое сознание.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.