Порядок морфологического разбора глагола — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Порядок морфологического разбора глагола

2017-08-26 344
Порядок морфологического разбора глагола 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2) Начальная форма (неопределённая форма).

3) Постоянные признаки:

вид; спряжение.

4) Непостоянные признаки:

время;

лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени);

род и число (если глагол в прошедшем времени)

5) Синтаксическая роль в предложении.

 

Образец морфологического разбора глагола

Над цветком летает пёстрая бабочка.

 

Устный разбор

1) Летает — глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делает?»

2) Начальная форма — летать.

3) Постоянные признаки: несовершенный вид; I спряжение.

4) Непостоянные признаки: настоящее время, 3-е лицо, единственное число.

5)В предложении является сказуемым: бабочка (что делает?) летает

Письменный разбор

1) Летает — гл. (что делает?), действие предмета

2) н.ф. — летать.

3) несов. в.; I спр.

4) в н.в., в 3-е л., в ед. ч.

5) сказуемое: бабочка (что делает?) летает

 

 

 

 


1. Определить время, лицо и число глагола.

2. Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом – ть определить спряжение (та ять, свет ить ).

3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

 

I спряжение II спряжение

 

-ешь -ишь

-ет -ит

-ем -им

-ете-ите

-ут (-ют) -ат (-ят)

 

Глаголы-исключения II спряжения

 

Глаголы на –еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть,

зависеть, терпеть, вертеть;

глаголы на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.

 

 

Глаголы-исключения I спряжения

 

Брить, стелить

 

 

 


Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание и

предложение.

Разбор предложения.

Ø Определи предложение:

1) По цели высказывания: повествовательное (содержит сообщение);

побудительное (побуждает к действию);

вопросительное (содержит вопрос);

 

2) По интонации: восклицательное; невосклицательное;

 

3) По наличию главных членов: простое или сложное;

 

Грамматическая основа:

подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)

 

4) По наличию второстепенных членов:

распространённое или нераспространённое;

 

Второстепенные члены предложения:

- дополнение (падежные вопросы)

- обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда?)

- определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)

 

Наличие однородных членов.

Ø Подчеркни главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Ø Разбери группу подлежащего.(Ставь вопрос от подлежащего к второстепенным членам предложения)

Ø Разбери группу сказуемого. (Ставь вопрос от сказуемого к второстепенным членам предложения)

Ø Поставь вопрос от второстепенного члена к другому

второстепенному члену предложения.

Ø Укажи части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз.

Ø Выпиши словосочетания.

Образец письменного разбора:

пр. сущ. гл. сущ. с. сущ.

 
 
От петуха летели пыль и пух. и.

(Повеств., невоскл., прост., распр., с однород. чл.)

летели (от кого? откуда?) от петуха

 

пр. сущ. гл. прил. сущ.

В тени росли душистые ландыши. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

ландыши (какие?) душистые

росли (в чём? где?) в тени

 

 


     
Имя существительное. (кто? что?)   Подлежащее (Им.п. кто? что?)    
Имя прилагательное. (какой? чей?)   Сказуемое (что делает? что сделает? каков?)  
Имя числительное. (сколько? какой по счёту?)   Дополнение (вопросы косвенных падежей - всех, кроме Им.п.)  
Местоимение (вопросы предыдущих частей речи)   Определение (какой? чей? какой по счёту?)  
Глагол (что делает? что сделает?)   Обстоятельство (где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?)  
Наречие (как? где? когда?)     Примечание:  
Подлежащее и сказуемое- главные члены предложения.   Дополнение, определение и обстоятельство второстепенные члены предложения.   Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.  
Предлог (в на, у, около, по, за и др.)    
Союз (и, а, но, или, либо и др.)    
Частица (не, ни, бы, же, ли и др.)    
Междометие (ах, ой, ох, ну и др.)    

 

 

 


СКЛОНЕНИЕ существительных (изменение по падежам) СПРЯЖЕНИЕ глаголов (изменение по лицам и числам)
1 склонение:сущ. м. и ж.р. с окончанием в И.п. –А, -Я(яблонЯ, юношА) I спряжение:все глаголы, на –АТЬ, -ОТЬ, -ЕТЬ -УТЬ, -ЫТЬ и 2 глагола на –ИТЬ (брить, стелить) В личных безударных окончаниях эти глаголы имеют гласная Е!
2 склонение:сущ.м.р. с нулевым окончаниеми ср.р.с окончанием–О, -Е(стол,полЕ)     II спряжение:все глаголы на–ИТЬ(кроме брить, стелить),4 глагола на–АТЬ и 7 глаголов на–ЕТЬ (Гнать, держать, дышать и слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть!) В личных безударных окончаниях эти глаголы имеют гласная И!
3 склонение:сущ.ж.р.,оканчивающиесяна –Ь (речЬ, рожЬ)

 

 


 

 


– раздел науки о языке, который изучает значение слова.

 

Термин Произношение и значение Пример
синонимы разные по звучанию, но близкие по значению Бегемот-гиппопотам
омонимы одинаковые по звучанию, но разные по значению Лук (для салата)- лук (для стрельбы)
антонимы разные по звучанию и противоположные по значению Холодный-горячий

 

 

 

 


Чтобы составить план текста, нужно:

1. Разделить текст на законченные по смыслу части.

2. Определить основную мысль каждой части.

3. Озаглавить каждую часть текста.

 

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Тема объединяет предложения в тексте.

 

Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать

автор.

Тема и основная мысль связаны между собой.

 

Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или

основную мысль.

 

 

 


1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём говорится в тексте.

 

2. Найди в тексте слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.

 

3. Выучи текст наизусть. Обрати внимание на точное употребление слов в словосочетаниях.

 

4. Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая каждое слово.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.