Прогармма Воскресной учебно-Воспитательной группы при храме во имя святаго великомученника георгия победосца — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Прогармма Воскресной учебно-Воспитательной группы при храме во имя святаго великомученника георгия победосца

2017-08-24 323
Прогармма Воскресной учебно-Воспитательной группы при храме во имя святаго великомученника георгия победосца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГАРММА ВОСКРЕСНОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПРИ ХРАМЕ ВО ИМЯ СВЯТАГО ВЕЛИКОМУЧЕННИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОСЦА

2015-2016

2016-2017

Разработала: преподаватель

воскресной школы

Антонова Л.В.

 

 

2015-2016 УЧ. ГОД

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка

2. Введение в Закон Божий. По учебнику С. Куломзиной «Закон божий для самых маленьких»

3. Программа 1 класса «Храмоведение» на основе программы Воскресной школы «Вертоград» при Михаило-Архангельском храме г.Пущино

4. Программа 1 класса «Ветхий Завет» на основе программы Воскресной школы «Вертоград» при Михаило-Архангельском храме г.Пущино

5. Программа 2 класса «Иконостас» на основе программы Воскресной школы «Вертоград» при Михаило-Архангельском храме г.Пущино

6. Программа 2 класса «Новый Завет» на основе программы Воскресной школы «Вертоград» при Михаило-Архангельском храме г.Пущино

7. Программа развития Воскресной школы при Брянском Кафедральном Соборе

8. Учебно – методический комплекс

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНЯЯ ЗАПИСКА

Общие положения

Воскресная учебно-воспитательная группа религиозной организации Русской Православной Церкви – структурное подразделение религиозной организации Русской Православной Церкви (прихода, Патриаршего подворья, архиерейского подворья, монастыря, подворья монастыря), осуществляющее функции религиозной организации по обучению детей религии (основам православного вероучения), а также формированию умений и навыков, необходимых для православного христианина.

Целью деятельности воскресной учебно-воспитательной группы религиозной организации Русской Православной Церкви является приобщение воспитанников к Литургической жизни Церкви и формирование умений и навыков, необходимых для православно-христианского образа жизни.

 

Задачами воскресной учебно-воспитательной группы религиозной организации Русской Православной Церкви являются:

а) религиозно-нравственное обучение и воспитание детей;

б) всестороннее развитие личности воспитанников;

в) адаптация воспитанников к жизни в современном обществе.

Для достижения своих целей и задач школа осуществляет следующие виды деятельности:

а) проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности;

б) проведение дополнительных личностно- и социально – ориентированных занятий (трудовая, творческая, игровая деятельность), направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина;

в) проведение методической работы, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса, программ, форм и методов деятельности;

г) организация и проведение массовых мероприятий, создающих необходимые условия для совместного труда, отдыха детей и родителей (лиц, их заменяющих);

организация и проведение выставок и концертов.

 

Обучение в школе бесплатное, но по желанию родителей, они могут вносить посильную лепту в улучшение материальной базы школы.

 

Педагоги:

Духовник школы: иерей Александр Маркин

Антонова Любовь Владимировна, образование высшее педагогическое, окончила БГУ, стаж педагогической деятельности 21 лет; стаж работы в Воскресной школе 12лет; окончила Брянское духовное училище. В воскресной школе преподает: Храмоведение, Православный иконостас, Ветхий Завет, Новый Завет для младшей группы (5-8 лет), «Введение в Закон Божий»1класс для младшей группы (5-8 лет)

 

Кормина Марина Владимировна, образование высшее педагогическое, окончила БГПИ, стаж педагогической деятельности 28 лет; стаж работы в Воскресной школе 1 год; студент БДУ, 1 курс. В воскресной школе преподает: Храмоведение, Православный иконостас, Ветхий Завет, Новый Завет для старшей группы (9-16 лет)

Система обучения

Прием в Воскресную школу

В школу могут быть зачислены дети, принявшие Святое Крещение или готовящиеся к нему.

Зачисление в школу проводится по итогам собеседования с ребенком и его родителями (попечителями). По желанию родителей они могут посещать занятия вместе с детьми.

В школу могут быть зачислены дети в возрасте от 5 до 18 лет.

Срок обучения зависит от возраста ребенка, быстроты и качества усвоения материала и может варьироваться от 2 до 10 лет. По окончанию обучения детям выдаются свидетельства установленного образца

При зачислении в Воскресную школу родители соглашаются совместно с детьми принимать участие в воскресной детской Божественной Литургии. Дети совместно с родителями регулярно принимают участие в таинствах Исповеди и Причастия.

 

В семьях должен быть устроен молитвенный уголок, где ежедневно совершается совместно с ребенком молитвенное правило.

 

Ступени обучения

Младшая ступень.

В эту группу входят дети в возрасте от 5 до 6 лет, для начальной подготовки к православной жизни.

Средняя ступень

Ученики 7 - 10 лет, проходят предметное обучение по нескольким дисциплинам.

Старшая ступень

Ученики возрастом с 11 до 18 лет, проходят предметное обучение по нескольким дисциплинам.

Не зависимо от возрастной группы дети участвуют в беседах по ктехизации со священником.

 

Программа обучения

В Воскресной школе изучается ряд богословских дисциплин:

 

«Введение в Закон Божий»1класс

Храмоведение 1 класс

Ветхий Завет1 класс

Православный иконостас 2 класс

Новый Завет 2 класс

Беседы по ктехизации со священником.

Учащиеся школы должны принимать участие в Божественной Литургии и Церковных Таинствах: Исповеди (с 7 лет) и Евхаристии.

Учащиеся школы и их родители принимают активное участие в проведении фестивалей на праздники Рождества Христова и Пасхи, также дети принимают участие в мероприятиях, организуемых Отделом религиозного образования и катехизации Брянской Епархии

Ученики школы принимают участие в таких конкурсах рисунков как «Красота божьего мира», «Святые заступники Руси», также дети принимают участие в ежегодных олимпиадах по ОПК, организуемых Православным Свято-Тихоновским Университетом и Отделом религиозного образования и катехизации Брянской Епархии

 

В Воскресной школе широко используется такая форма обучения, как комбинированный урок, урок – экскурсия, в старших группах имеют место семинары, в младшей группе занятия проводятся в форме игры, большое место в младшей группе занимает продуктивная деятельность детей.

 

Для всех групп также предусмотрены плановые учебные экскурсии, паломнические поезди по святым местам Брянской епархии

Задачи обучения

Младшая ступень

Задача обучения состоит в том, чтобы ввести детей в практическую жизнь Церкви; познакомить с основными библейскими событиями, житием некоторых известных святых на уровне развития детей, в том числе и святых брянской земли; заложить основы православного мировосприятия; сформировать религиозные чувства; развивать творческие способности детей. Дети получают первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о Храме Божием.

Средняя ступень

Задача обучения в данной группе включает в себя закладывание основ православного мировоззрения и мировосприятия, помощь в овладении основными навыками в жизни «по совести», богослужебную жизнь на доступном уровне развития детей, воспитание нравственных чувств, формирование ценностных жизненных ориентиров, знакомство со Священным Писанием, с основами церковной жизни, изучение церковно-славянского языка, углубление понятий христианской нравственности, в продолжение знакомства детей с агиографией, в том числе и с житием святых земли Брянской. Дети продолжают принимать активное участие в практической жизни своего прихода.

 

Старшая ступень

Задача обучения в данной группе состоит в формировании целостной христианской картины мира, в формировании ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями, описанными в Ветхом и Новом Заветах, в углублении знаний, полученных ранее, расширении знаний в различных областях духовного образования, в введении дисциплины «История Христианской Церкви» (здесь особое внимание уделяется истории Брянского края), а также в подготовке детей для поступления в Духовные училища и семинарии. Учащиеся старших групп принимают активное участие в жизни прихода, по желанию детей и в качестве организаторов для младших ребят.

 

Период обучения

Начало занятий – первое воскресенье сентября, конец занятий – четвертое воскресение мая.

Учебные дни: воскресенье.

 

Каждый учебный день максимально может включать 3 урока по 30-40 мин для детей старших групп и 2 урока по 20-30 мин для детей младшей группы.

 

 

Отчисление

Ученик может быть отчислен по решению педсовета за нарушения правил поведения в воскресной школе.

 

Многочисленные пропуски занятий без уважительной причины, являются также поводом к отчислению из Воскресной школы.

 

Завершение обучения

По окончании каждой ступени и Воскресной школы, учащиеся проходят выпускные испытания по изучаемым дисциплинам, которые, принимается комиссией.

 

После успешного прохождения выпускных испытаний учащемуся выдается Свидетельство об окончании определенной ступени и Воскресной школы установленного образца.

Трапезная

Так как дети в дни занятий проводят в Воскресной школе достаточно большое время, поэтому организовано регулярное чаепитие детей.

 

Для организации питания предусмотрено обязательное дежурство родителей в трапезной.

 

Трапеза начинается и заканчивается молитвой.

 

Правила для учащихся

Учащиеся не должны пропускать занятия в Воскресной школе без уважительной причины.

 

Форма одежды учащихся должна соответствовать общепринятым нормам учащегося воскресной школы (девушки – юбка и косынка, юноши – отсутствие головного убора. Опрятный вид)

 

Учащиеся обязаны следить за чистотой помещения, где они занимаются и сохранностью вещей в занимаемом помещении.

 

Педагогическая деятельность

В обязанности преподавателя входит:

 

Обучение учащихся богословским дисциплинам и ведение журнала посещаемости и успеваемости по предметам.

 

Аттестация учащихся (каждый преподаватель по своему предмету проводит проверочные, контрольные работы).

 

Один раз в семестр проводится зачет по предметам, в конце года – экзамен для всех учащихся.

 

Участие в миссионерской деятельности.

 

Организация для учащихся паломнических и образовательных экскурсий и поездок.

 

Педагогический совет Воскресной школы разрабатывает учебную программу, по которой будет работать Воскресная школа.

 

Учебный план на текущий учебный год, план внеклассных занятий, а также план паломнических и учебных поездок утверждается на педагогическом совете школы.

 

Работа с родителями

1) Общая молитва пред приемом пищи и после приема пищи и т. Д.

- родители должны примером своей жизни воспитывать детей в духе православия: не сквернословить, хотя бы при детях; регулярно посещать богослужения и принимать участие в таинствах церковных

 

2) Привлечение род. комитета к организации урочной и внеурочной деятельности школы

 

3) Организация дежурства в трапезной

 

4) Помощь в организации и проведении открытых мероприятий

 

5) Помощь в изготовлении реквизитов и декораций к выступлениям

 

 

 

 

II. Введение в Закон Божий.

Игры и игровые ситуации

Ассоциации

Цель: проведение контроля достижений детей в виде игры; помочь детям понять и запомнить Библейский материал

Для игры требуется 3-10 человек. Один человек выходит, а остальные загадывают какое-нибудь слово или понятие из Библии, например Вифлеемская звезда. Угадывающий игрок заходит и начинает задавать каждому по очереди вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет".

Например:

это живое?

это деревянное?

это съедобное?

это имел Иисус?

сейчас мы может это иметь (видеть)?

Когда же, наконец, угадывающий игрок отгадает слово, то следующим угадывать идет тот, кому последнему был задан вопрос.

 

Библейский стих в жестах

Цель: проведение контроля достижений детей в виде игры; помочь детям понять и запомнить Библейский материал

Игра очень проста. Главное ее преимущество - она помогает учить Библейские стихи в увлекательной форме. Игру хорошо проводить в домашней группе и в воскресной школе. Могут участвовать от 3-х до 15-ти человек.

Каждый человек (или команда из нескольких людей, если вас много) получает листок с написанным в нем стихом. Через некоторое время игроки по очереди должны показать свой стих в жестах (жесты они придумывают сами), при этом стих должен проговариваться вслух. Можно также объяснить, как понимать этот стих и почему придумали те или иные жесты. Еще можно один и тот же стих дать двум командам. Их выступления сравниваются и оцениваются, чье лучше.

Для примера приведу, как можно жестами показать стих "Ибо так возлюбил бог мир, что отдал сына Своего Единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную." (Иоанна 3:16)

Ибо так возлюбил - два удара кулаком в районе сердца (когда мы влюблены, то сердце бьется у нас часто)

Бог - рука показывает в небо

мир - ладонь открыта, показываем вокруг себя

что отдал - двумя руками отрываем как будто что-то от груди

Сына Своего - рука как будто касается головы маленького ребенка

чтобы всякий - указательным пальцем показываем на одного, второго, третьего человека

верующий - складываем ладони, как для молитвы

в Него - опять показываем на небо,

не погиб - сначала указательным пальце показываем как "нельзя", потом показываем смерть - скрещенные руки на груди

но имел жизнь - щупаем пульс (пульс есть - значит человек жив)

вечную - символ вечности - замкнутый круг, рукой проводим круг в воздухе.

 

Обязательно проговорите место священного Писания, откуда взят стих. Стихи лучше всего подбирать такие, которые нетрудно показать. Предлагаю следующие:

Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. (Осия 6:6)

В начале сотворил Бог небо и землю. (Бытие 1:1)

Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим 6:23)

Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. (притчи 17:1)

Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. (Кол. 3:1-2)

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. (Откр. 3:20)

Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. (1 Иоанна 1:5)

Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иакова 2:26)

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа. (Матф. 28:19)

При хорошей тренировке можно усложнить игру. Пусть кто-то показывает стих (только хорошо известный), а другие отгадывают.

 

Одно слово

Цель: проведение контроля достижений детей в виде игры; помочь детям понять и запомнить Библейский материал

Играют 3-15 человек.

Загадывается один Библейский герой. Один игрок должен угадать его, а остальные помогают ему. Все по очереди говорят одно слово, которое связано с этим героем.

Например, загадано слово "Адам". Слова к нему могут быть такими: первый, грех, запрет и т.д. Следующим угадывать идет тот игрок, на чьем слове был дан правильный ответ.

 

Слово из Библии

Цель: проведение контроля достижений детей в виде игры; помочь детям понять и запомнить Библейский материал

Ведущий на доске рисует какое-нибудь слово, которое встречается в Библии. Игроки должны угадать то, что он нарисовал и вспомнить все истории, где это слово упоминается.

Например, слово "змей". Оно упоминается:

в истории о грехопадении человека

медный змей, которого сделал Моисей и т.д.

 

Чем они занимались?

Цель: проведение контроля достижений детей в виде игры; помочь детям понять и запомнить Библейский материал

Подготовьте список героев из Библии, занятия которых вам известны. Для этого вы можете использовать Библейский словарь. Назовите имя, и пусть желающий ответит на вопрос о его занятии. Можно также поделить игроков на группы.

Например:

1. Петр (рыбак)

2. Лидия (продавала одежду)

3. Павел (миссионер)

4. Дмитрий (серебряник)

5. Захария (священник)

6. Давид (царь, пастух)

7. Лука (врач)

8. Аввакум (пророк)

9. Исаия (пророк)

10. Закхей (сборщик налогов)

 

Предметные результаты изучения «Введения в Закон Божий»:

· понимание, что Бог есть Творец мира;

· знание о молитве: где, когда и как надо молиться, молитвы предначинательные, Молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастный стих, Тропарь Пасхи;

· представление о Церкви Христовой как доме Божием;

· представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа);

· знание Заповедей Божиих (обзорно);

· знание имен своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, в семье;

· умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило;

· умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;

· умение петь простые песнопения;

· умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению.

 

 

Пояснительная записка

Начинается курс со знакомства детей друг с другом, дети приучаются правильно и полностью называть свое имя, а через это устанавливать связь со своим небесным покровителем, учатся ему молиться. Поскольку традиция называния детей в честь святых была утрачена, Воскресная школа призвана помочь семье правильно определить день именин ребенка и родителей, пробудить интерес к изучению житий семейных святых. Для этого, ежегодно поздравляя ученика с его именинами, мы дарим ему открытку либо с кратким житием святого, либо с тропарем или кондаком, либо с поучением, как подражать святому, прославленному в этом лике (мученику, преподобному и т.д.)

На первых уроках мы призываем детей оценить красоту окружающего мира, чтобы понять, что такое гармоничное мироздание не могло возникнуть случайным образом, но появилось по воле Существа еще более Совершенного и Прекрасного, каковым является Бог. Говоря о венце творения, побуждаем ребенка задуматься о высоком предназначении человека и вытекающей отсюда истинной цели его жизни.

Разбирая свойства Божии, даем простейшие примеры троичности в природе, пытаясь на доступном для малышей языке дать понятие о Боге-Троице. Обучая детей правильно налагать крестное знамение, объясняем, что таким образом мы исповедуем веру в победу Сына Божия над грехом и смертью, которую Он одержал через Крест. Получение знаний о Боге в православном понимании невозможно без общения с Богом. Этому общению мы учим детей, давая им первые молитвы Пресвятой Троице, Богородице, Ангелу-хранителю, святым. Для детей из невоцерковленных семей это особенно важно, т.к. возможно, что это будут первые молитвы, которые помогут их семье приблизиться к церковной жизни. Обучая ребенка молитве за своих родных, живущих и уже почивших, мы решаем две задачи: учим помнить о своих близких, ибо нельзя любить Бога, не любя ближнего, и даем понятие о Церкви земной и Небесной, как о Едином Теле. Рассказ о таинствах в этом классе мы ограничиваем их перечислением, предлагаем раскрасить картинки с таинствами и выполнить несложное задание - отгадать, для какого таинства предназначен тот или иной богослужебный предмет (купель, Крест и Евангелие, чаша, венцы, елей и кисточка для помазания). Предметы помещаем в последовательности, предполагающей логическое следование таинств друг за другом.

Девять уроков отведено подробному знакомству с устройством православного храма. Рабочие Листы с этими уроками снабжены большим количеством схем, моделей, на которых детям предлагается подписать названия частей храма. Знакомя детей с богатой символикой храма, обращаем внимание на правила поведения в Доме Божьем.

Разбирая устройство иконостаса, мы выделяем в этом классе 2 темы: Праздничный ряд и Царские врата. Урок, посвященный Праздничному ряду иконостаса, превращается в очень краткий курс новозаветной истории, за один урок мы прослеживаем всю цепочку новозаветных событий от Рождества Богородицы до Ее Успения. Дети раскрашивают небольшие стилизованные изображения двунадесятых праздников. Поэтому мы назвали этот урок «Праздничный ряд иконостаса - священная история в красках».

Урок, посвященный Царским вратам, мы соединяем со знакомством детей с Библией. Разбирая символы евангелистов, изображенные на Царских вратах, подводим детей к теме «Евангелие. Священное Писание». Выход священника с Евангелием из Царских врата означает, что Сам Христос - Бог и Царь Вселенной проходит через эти двери. Кроме того, на Царских вратах изображается праздник Благовещения - день, когда Архангел сообщил Деве Марии, что у Нее родится Сын Божий - а это и есть та благая весть, которую записали евангелисты. Таким образом, проводим параллель между понятиями «Благая весть - Евангелие - Царские врата»: открываются Царские врата - и мы встречаемся с Господом, открываем Евангелие и тоже встречаемся с Господом. Этот урок мы проводим накануне Благовещения.

На уроке, приходящемся на начало Великого поста, рассказываем детям о том, каким задуман был человек Творцом, как человек нарушил этот замысел своим непослушанием и отпал от Бога, как любящий Бог пообещал вернуть человеку эту связь и как выполнил обещание, придя к людям, и как люди, не смотря на предупреждения пророков, не узнали своего Спасителя и предали Его страшной казни на Кресте, но Спаситель воскрес, восстановив этим союз с людьми. Вспоминая коротко все эти события, объясняем детям, что смысл Великого поста - это подготовка к главному празднику - Пасхе, и как нужно проводить пост.

Ко дню Торжества Православия нами приурочена тема «Почему мы почитаем иконы», которая включает рассказ о первой нерукотворной иконе Спасителя, о первом иконописце - апостоле Луке, о том, кто кроме Иисуса Христа изображается на иконах.

Крестопоклонная неделя дает нам повод поговорить о разных формах Креста, не забывая конечно о том, что Крест для нас - это напоминание о страданиях Господних, и что значит «нести свой крест». В связи с тем, что, как правило, учебный год заканчивается до праздников Вознесения и Пятидесятницы, рассказы об этих событиях мы объединяем в один урок, названный нами «От Пасхи до Троицы».

Завершаем курс изготовлением поделок к дню жен-мироносиц, призывая детей поздравить с этим праздником своих мам и бабушек.

Таким образом, в ходе первого года обучения дети получают первые представления о Боге-Творце, о событиях Священной истории, получают навыки общения с Богом через молитву, узнают о Доме Божьем, о Церкви как о единой большой семье, вводятся в круг церковной жизни через приобщение к постам и праздникам.

Желаем помощи Божией всем, кто захочет воспользоваться нашими методическими разработками.

Учебно-тематический план

Урок 1. Знакомство. Твое святое имя. Именины.
Урок 2. О мире. Мир- творение Божие. О Боге-Творце.
Урок 3. Свойства Божии.
Урок 4. Крестное знамение. Благословение священника.
Урок 5. О молитве. Виды молитвы.
Урок 6. Молитвы Пресвятой Троице. Славословие Пресвятой Троице. Трисвятое.
Урок 7. Отче наш. Иисусова молитва. Царю Небесный.
Урок 8. Об ангелах. Молитва Ангелу-хранителю. Поделка «Ангел».
Урок 9. Церковь земная и небесная. Молитвы за живых и усопших
Урок 10. Молитвы Богородице: Богородице Дево. Достойно есть
Урок 11. Церковные таинства.
Урок 12. О храме. О храмовом благочестии.
Урок 13. Устройство храма. Формы храмов.
Урок 14. Устройство храма. Форма и количество куполов.
Урок 15. Устройство храма. Части храма. Притвор, храм, алтарь, колокольня
Урок 16. Устройство храма. Алтарь.
Урок 17. Устройство храма. Престол.
Урок 18. Устройство храма. Жертвенник.
Урок 19. Иконостас. Праздничный ряд иконостаса - Священная история в красках
Урок 20. О Великом посте. О распятии и Воскресении Иисуса Христа.
Урок 21. Торжество православия. Почему мы почитаем иконы.
Урок 22. Крест любой формы - истинный Крест
Урок 23. Крестопоклонная неделя
Урок 24. Иконостас. Царские врата - Благая весть
Урок 25. От Пасхи до Троицы.
Урок 26. Пасхальная открытка. Готовим подарок на Пасху.
Урок 27. Поделка ко Дню жен-мироносиц.
Урок 28. День жен-мироносиц. (Праздничный урок, поздравление мам бабушек)

 

 

Пояснительная записка

Здесь мы подробно разбираем дни творения, излагая на простейшем уровне принятую современными богословами интерпретацию библейского Шестоднева. Бог по избытку любви сотворил из ничего материальный мир. Окружающий нас мир так гармоничен потому, что устроен по замыслу Существа еще более гармоничного и совершенного, каким является Бог. Важно, чтобы в сознании ребенка не возникло острых противоречий между «наукой» и «религией». Для этого, во-первых, «следует объяснить ребенку, что сфера науки - это изучение того, как произошло событие, а сфера религиозного знания - это понимание события. А во-вторых, показать, что в основу мироздания Богом были заложены Законы, вполне описываемые наукой.

Земля в начале была «безвидна и пуста» и благоукрашалась постепенно, от простого к сложному в течение шести творческих периодов. К участию в этом благоукрашении был призван и созданный по воле Бога и по Его образу человек. Но первозданный человек не смог противостоять закравшемуся в творение злу, чем нарушил Божественный замысел и обрек себя на рабство греху и смерти. Единственной надеждой оставалось ожидание обещанного Спасителя. И это ожидание мы наблюдаем в истории Израиля. По сути, история израильского народа есть не что иное, как действие Промысла Божия в этом народе, избранном Творцом для восстановления союза со всем человечеством. В нашем многонациональном обществе важно правильно объяснить детям понятие богоизбранности одного народа, показать, что единственной его заслугой была верность Истинному Богу - Создателю Вселенной. В этом было его единственное преимущество перед окружавшими его народами-язычниками. Разговор о появлении идолопоклонства дает возможность ответить на вопрос, который часто задают дети: «Почему в мире так много разных религий?». Детям этого возраста не рекомендуется пересказывать особо кровавые события ветхозаветной истории, тем не менее, невозможно избежать рассказов о Потопе, о Содоме и Гоморре и других наказаниях Божиих. Важно объяснить детям, что «наказание» Божие не есть возмездие более сильного за неповиновение более слабых, а «наказание» есть родительский наказ, научение. Наказание Божие также следует понимать как лечение, а в тех случаях, когда болезнь зашла чересчур далеко, врач вынужден применить хирургическое вмешательство, иногда необходимо удалить поврежденный орган, чтобы спасти весь организм. Именно таким образом мы объясняем детям, почему так строг был Отец Небесный к окружавшим Израиль народам - идолопоклонникам. История самого израильского народа показывает, что народ благоденствовал, когда был послушен Богу и посылаемым Им вождям, и Израиль попадал в руки врагов, как только забывал о Боге.

Высокие нравственные качества ветхозаветных праведников, безусловно, являются ориентиром для младшего школьника. Кротость Авеля, доверие Богу Ноя, вера и долготерпение Авраама, его готовность пожертвовать Богу самым дорогим, сильнейшее желание Иакова обладать благословением Божиим, прощение своих недостойных братьев Иосифом, мужественное перенесение любых тягот и благодарение Бога в любых испытаниях многострадального Иова, любовь Моисея к своему народу, храбрость Иисуса Навина, сила Сампсона, заключающаяся в его завете с Богом, покаяние Давида и воспевание им величия Творца, мудрость Соломона, строгое соблюдение отцовской веры Даниилом и тремя отроками - все это является прекрасным педагогическим материалом.

Эти образы конечно еще далеки до идеала, явленного нам в Новом Завете, но преподавая этот курс, мы памятуем о том, что, по слову апостола «закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал 3:24) и, погружаясь на уроках в историю ветхозаветного человечества, вместе с ним движемся к Тому, кто был главным предметом его чаяний.

Учебно-тематический план

Урок 1. Введение в библейскую историю. Бог есть любовь.
Урок 2. Сотворение мира невидимого - ангельского.
Урок 3. Сотворение мира видимого. Сотворение человека. Жизнь первых людей в раю.
Урок 4. Грехопадение. Последствия грехопадения и обетование Спасителя. Каин и Авель.
Урок 5. Потоп. Ноев ковчег. Столпотворение Вавилонское. Появление идолопоклонства.
Урок 6. Авраам. Гибель Содома и Гоморры.
Урок 7. Авраам и Исаак.
Урок 8. Исав и Иаков. Видение Иаковом таинственной лестницы.
Урок 9. 12 сыновей Иакова. Иосиф. Продажа Иосифа в Египет.
Урок 10. Многострадальный Иов.
Урок 11. Моисей. Рождение и призвание. Видение Неопалимой купины.
Урок 12. 10 казней Египетских. Исход евреев из Египта. Ветхозаветная Пасха.
Урок 13. Переход евреев через Чермное море. Чудеса при переходе из Египта в землю обетованную.
Урок 14. Синайское законодательство.
Урок 15. Заповеди любви к Богу
Урок 16. Заповеди любви к ближнему
Урок 17. Устройство скинии
Урок 18. 40-летнее странствование евреев по пустыни. Медный змий.
Урок 19. Вступление в землю обетованную. Разделение между 12 коленами
Урок 20. Судьи. Самсон. Пророк Самуил и царь Саул.
Урок 21. Царь Давид. Победа над Голиафом.
Урок 22. Царь Давид - псалмопевец.
Урок 23. Царь Соломон.
Урок 24. Разделение Еврейского Царства. Пророки. Пророк Исаия.
Урок 25. Пророк Илия.
Урок 26. Пророк Иона.
Урок 27. Вавилонский плен. Три отрока - в печи вавилонской.
Урок 28. Пророк Даниил. Даниил во рве львином

 

 

Пояснительная записка

Авторский курс «Православный иконостас» продолжает знакомить школьников с началами православной веры. «Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым». Иконостас - образ Церкви Небесной. Собрание верующих в храме как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. Иконостас раскрывает духовную сущность того, что совершается в алтаре. Именно поэтому мы попробовали на примере рассматривания многоярусного иконостаса - уникального явления в православной культуре - ввести детей в священную библейскую историю и как её продолжение - в историю христианской Церкви.

Основные темы, которые здесь рассматриваются - это двунадесятые праздники и лики святых. На первом уроке, вспомнив устройство храма, бегло знакомимся со строением иконостаса, для чего выдаем детям бумажную модель, которую в течение года мы будем с ними заполнять. На каждом уроке по усвоении темы мы будем вклеивать в нужное место иконостаса икону изучаемого праздника или святого. На первом же уроке мы вклеиваем икону Троицы и икону Спасителя. Далее курс построен таким образом, что, знакомясь с каждым новым образом в иконостасе, мы постепенно продвигаемся от сотворения мира до современной жизни Церкви.

Говоря об иконографии ангелов, мы рассказываем о сотворении «мира невидимого», об отпадении части ангелов и происхождении зла в мире. В качестве иллюстрации вклеиваем икону «Спас в Силах», изображающую Христа в окружении ангельских ликов, и икону Архангела Михаила в Деисусный ряд.

Рассматривая и вклеивая в праотеческий ряд иконы праотцев, мы рассказываем о сотворении «видимого мира» и человека, о грехопадении и обетовании Спасителя, подводим детей к тому, что праотцы - это те люди, из рода которых произойдет Спаситель, особо говорим о богоотцах Иоакиме и Анне.

В этом классе краткий экскурс в ветхозаветные события завершается рассказом о пророках. Коротко говорим о все большем отпадении согрешивших людей от Бога, о посылании к ним вождей для вразумления и памятования о Едином Боге, о Моисее и данных через него десяти заповедях. Для знакомства детей в этом возрасте с пророками мы выбрали личности Давида и Соломона. Вклеивая их изображения в пророческий ряд, обращаем внимание на икону в центре этого ряда. Образ Богородицы «Знамение» - именно Она является «предметом» всех пророчеств, Её награждали пророки всевозможными символическими эпитетами. Из всего многообразия пророческих образов Богоматери, мы выбрали два: «Кивот Завета» и «Вертоград заключенный». Последний не часто встречающийся прообраз выбран нами в связи с тем, что наша Воскресная школа носит название «Вертоград», и икону с таким названием мы изготавливали и украшали на уроках рукоделия вместе с детьми.

Следующий цикл уроков представляет собой краткий экскурс в новозаветную историю. На протяжении примерно девяти уроков мы разбираем праздничный ряд иконостаса. Вклеивая на каждом уроке одну или несколько икон двунадесятых праздников, последовательно знакомим детей с событиями годового церковного круга - от Рождества Богородицы до Ее Успения. На этих уроках используем прием «реставрации текста», даем детям стихи, посвященные двунадесятым праздникам, пропуская некоторые слова, которые дети должны вставить сами. Важно, чтобы это были ключевые слова. Например:

«А за храмом трехпрестольным

С бойким звоном колокольным

Ночью к_ _ _ _ _ _ _ (крестный) ход идет.

П_ _ _ _ (Пасха) - в небеса исход!»

Знакомство с двунадесятыми праздниками позволяет лишь проложить канву новозаветных событий на полотне библейской истории. Для детей этой возрастной группы мы сознательно сводим рассказ к минимуму, преследуя цель закрепить пока лишь последовательность событий, проследить связь ветхозаветной и новозаветной истории. В этом возрасте знания о пришествии в мир Спасителя будут восприниматься ребенком только в том случае, если они не будут отвлеченными, если они будут частью жизни семьи ребенка. Традиция Православной Церкви отмечать двунадесятые праздники в этом смысле очень ценная: вертеп на Рождество, вербочки на Вход в Иерусалим, куличи на Пасху, березки на Троицу, яблоки на Преображение - все эти неотъемлемые атрибуты народно-церковной культуры обогащают детский опыт переживания евангельских событий.

Другая сторона церковной жизни - православный пост. Этой теме естественно посвящен урок, приходящийся на время Великого поста. Объяснив назначение поста, останавливаемся на ключевых моментах Святой Четыредесятницы: Прощеное воскресение - Покаянный канон Андрея Критского - Торжество Православия - Крестопоклонная неделя - Лазарева суббота - Вербное воскресение.

В курсе Храмоведения урок, посвященный первому знакомству с евангельской историей, у нас назывался «Иконостас - священная история в красках». Через год мы проводим урок «Иконостас и Библия. Иконостас - священная история в красках. Библия - священная история в слове».

Мы рассказываем детям о том, как раньше люди, придя в храм и рассмотрев росписи на стенах, иконы в иконостасе, могли увидеть всю историю Божественной любви. Как Бог сотворил наш мир и как не дал людям окончательно погибнуть после того, как люди не послушались Его.

Но если и<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.