Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?

2017-08-24 1465
Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Д.И. Фонвизина неутомимо ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны. В своей комедии он показывает столкновение двух взглядов на воспитание и образование: патриархального - это Простакова, Скотинин и, как результат их деятельности, Митрофан; и передового, просветительского, представителями которого являются Стародум, Правдин, выразителем идей которых выступают Милон и Софья.
Простакова с гордостью говорит, что она "не так воспитана", то есть она считает, что женщина не должна уметь ни читать, ни писать. Того же самого взгляда придерживается и Простаков, ее муж, и Скотинин, который тоже "от роду ничего ни читывал". Но даже они начинают понимать, что времена меняются, и без образования уже нельзя обойтись. Конечно, дворянский титул позволит получить какой-нибудь чин, но пробиться в высшее общество вряд ли даже он поможет, поэтому они заставляют Митрофана учиться, нанимают ему учителей. Но и это герои делают на свой лад, то есть формально. Митрофан не просто невежда, не знающий абсолютно ничего и не желающий ничему учиться, он еще и злобный, грубый, жестокий и бессердечный человек. Этот герой вырос бездушным эгоистом, совершенно не уважающим ни мать, ни, тем более, отца. И Стародум абсолютно прав, говоря, что это и есть "злонравия достойные плоды". Только такие люди и могут получиться при подобной системе воспитания.
В противовес Митрофанушке, Фонвизин создает положительный образ молодого человека, воспитанного в прямом смысле слова, честного, благородного, образованного. Это молодой офицер Милон. Фонвизин вкладывает в этот образ определенную идею, ведь он искренне верит, что такие люди могут по-настоящему служить своей родине. И в этом он совершенно прав.
За такую систему воспитания и ратовал Фонвизин, о ней высказывался устами Стародума. А результатом должно было стать появление прогрессивных, образованных молодых людей, способных сделать Россию самым передовым государством.________________________________________________

 

 

Каковы представления Г.Р. Державина о сущности поэтического творчества?

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник». Творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов неисчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом:

…И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

В “Памятнике” Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед “родом славянов” и отечественной литературой:

…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

В стихотворении «Памятник»

Державин ут­верждает, что сила поэзии могущественнее даже законов природы, и свою заслугу, как поэта, видит сохранении жизни, в поэзии человеческого достоинства и справедливости. На поэта он смотрит как на служителя и поборника истины; в заслугу себе ставит искренность, душевность: «сердечную простоту» своих стихов и свое гражданское мужество; «забавный русский слог», новый языковой стиль, позво­ляющий расширить рамки тогдашней поэзии, насытить ее русской речью._____________________

 

«Бедная Лиза», анализ повести Карамзина

История создания

Повесть «Бедная Лиза» опубликована в 1792 году в «Московском журнале», который издавал Карамзин. Писателю всего 25 лет. Именно «Бедная Лиза» сделала его популярным.

Карамзин не случайно отнёс действие повести в окрестности Симонова монастыря. Он хорошо знал эту окраину Москвы. Сергиев пруд, по преданию вырытый ещё Сергием Радонежским, стал местом паломничества влюблённых пар, его переименовали в Лизин пруд.

Литературное направление

Карамзин – писатель-новатор. Он по праву считается основателем русского сентиментализма. Читатели приняли повесть восторженно, потому что общество давно жаждало чего-то подобного. Предшествовавшее сентиментализму классицистическое направление, в основе которого было рациональное, утомило читателей поучениями. Сентиментализм (от слова чувства) отражал мир чувств, сердечную жизнь. Появилось множество подражаний «Бедной Лизе», своеобразная массовая литература, которая была востребована читателями.

Жанр

«Бедная Лиза» - первая русская психологическая повесть. Чувства героев раскрываются в динамике. Карамзин даже изобрёл новое слово – чувствительность. Чувства Лизы ясны и понятны: она живёт своей любовью к Эрасту. Чувства Эраста более сложны, он сам их не понимает. Сначала он хочет полюбить просто и естественно, как он читал в романах, потом обнаруживает физическое влечение, которое разрушает платоническую любовь.

Проблематика

Социальная: сословное неравенство влюблённых приводит не к счастливой развязке, как в старых романах, а к трагедии. Карамзин поднимает проблему ценности человека независимо от сословной принадлежности.

Моральная: ответственность человека за тех, кто ему доверяет, «нечаянное зло», которое может привести к трагедии.

Философская: самоуверенный разум попирает естественные чувства, о которых в начале 18 века говорили французские просветители.

Главные герои

Эраст - молодой дворянин. Его характер прописан разносторонне. Эраста нельзя назвать негодяем. Он просто слабохарактерный юноша, который не умеет противостоять жизненным обстоятельствам, бороться за своё счастье.

Лиза – крестьянская девушка. Её образ не прописан так подробно и противоречиво, остаётся в канонах классицизма. Автор сочувствует героине. Она трудолюбива, любящая дочь, целомудренна и простодушна. С одной стороны, Лиза не хочет огорчать мать отказом выйти замуж за богатого крестьянина, с другой - покоряется Эрасту, который просит не говорить матери об их отношениях. Лиза думает прежде всего не о себе, а о судьбе Эраста, которого ждёт бесчестье, если он не отправится на войну.

Мать Лизы – старушка, живущая любовью к дочери и памятью об умершем муже. Именно о ней, а не о Лизе, Карамзин сказал: «И крестьянки любить умеют».

Образ автора-рассказчика – это связующее звено между героями и читателями. Он сочувствует героям, горюет вместе с ними, но никого не осуждает.

Сюжет и композиция

Хотя внимание писателя сосредоточено на психологии героев, для сюжета важны и внешние события, которые приводят героиню к гибели. Сюжет повести незамысловат и трогателен: молодой дворянин Эраст влюблён в крестьянскую девушку Лизу. Их брак невозможен из-за сословного неравенства. Эраст ищет чистой братской дружбы, но сам не знает своего сердца. Когда отношения перерастают в интимные, Эраст охладевает к Лизе. В армии он проигрывает в карты состояние. Единственный способ поправить дела – жениться на богатой пожилой вдове. Лиза случайно встречает Эраста в городе и думает, что он полюбил другую. Она не может жить с этой мыслью и топится в том самом пруду, возле которого встречалась с любимым. Эраст осознаёт свою вину и страдает до конца своей жизни.

Основные события повести занимают около трёх месяцев. Композиционно они оформлены рамкой, связанной с образом рассказчика. В начале повести рассказчик сообщает, что описанные у озера события случились 30 лет назад. В конце повести рассказчик снова возвращается в настоящее и вспоминает на могиле Лизы о несчастной судьбе Эраста.

Стиль

В тексте Карамзин использует внутренние монологи, часто слышен голос повествователя. Пейзажные зарисовки гармонируют с настроением героев и созвучны событиям.

Карамзин был новатором в литературе. Он был одним из создателей современного языка прозы, приближенного к разговорной речи образованного дворянина. Так говорят не только Эраст и рассказчик, но и крестьянка Лиза и её мать. Сентиментализм не знал историзма. Жизнь крестьян очень условна, это какие-то свободные (не крепостные) изнеженные женщины, которые не могут обрабатывать землю и покупают розовую воду. Цель Карамзина была показать чувства, равные для всех сословий, которые не всегда может контролировать гордый разум.

«Недоросль», анализ комедии Фонвизина

Замысел комедии «Недоросль» возник у Дениса Фонвизина в 1778 году, а четыре года спустя он представил пьесу своим друзьям. Но путь произведения на сцену оказался тернистым. В Петербурге и Москве комедию сразу ставить отказались. Цензоры испугались некоторых смелых реплик.

В сентябре 1782 года пьесу рискнул поставить Вольный Российский Театр на Царицыном лугу. Успех был ошеломительный. Правда, эта смелость стоила театру закрытия, но было уже поздно – комедия Фонвизина приобрела огромную популярность. С тех пор пьеса не сходит со сценических площадок.

«Недоросль» вызвал серьезное недовольство Екатерины II. Фонвизину не позволили больше опубликовать ни одного произведения, даже перевод на русский язык трудов римского историка Тацита.

Название комедии связано с указом Петра I, согласно которому дети дворян, не получившие образования, не имеют права служить и вступать в брак. Таких молодых людей и называли «недорослями». Считалось, что они не готовы к взрослой сознательной жизни.

Основные проблемы, которые поднимает в комедии автор: порочное воспитание и разложение дворянства в условиях крепостного строя. Воспитание, по мнению Фонвизина, определяет нравственный облик молодого поколения. Доверяя своих детей неграмотным крепостным нянькам, недоучившимся дьячкам и сомнительным иностранцам, дворянское сословие погружается в пучину невежества, тупости, стяжательства и безнравственности. Скотинины и Простаковы способны воспитывать только Митрофанушек.

Фонвизин на простых примерах показывает, что помещики в большинстве своем забыли не только о дворянской чести, но даже о человеческом достоинстве. Вместо служения интересам страны, они не соблюдают ни нравственные, ни государственные законы.

Особую остроту комедии придает случайная победа сил добра. Если бы Правдин не получил предписание взять имущество Простаковых под опеку, а из Сибири вовремя не вернулся бы Стародум, все могло закончиться далеко не так благополучно.

Комедия «Недоросль» построена по законам классицизма. Здесь только одна сюжетная линия, одно место действия и все события происходят в течение суток. Но в пьесе проявляются и некоторые черты реализма: достоверное изображение быта, далекие от схематичности персонажи, отдельные элементы драмы. Фонвизин создал новый жанр – социально-политическую комедию. В центре сюжета, вопреки канонам классицизма, находится не любовная интрига, а острый социальный конфликт.

Пьеса состоит из пяти действий. В первом автор знакомит нас с основными персонажами, происходит завязка сюжета – письмо от Стародума, в котором Софья названа богатой наследницей. Кульминация наступает в пятом действии, когда Правдин зачитывает письмо о переходе имения Простаковых под его опеку. Развязкой становятся последние слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!»

В «Недоросли» показаны практически все сословия Российского государства. Здесь есть крепостные Тришка, Палашка и Еремеевна, помещики Простаковы и Скотинин, офицер Милон и отставной сержант Цыфиркин, чиновник Правдин, священнослужитель Кутейкин. Согласно традициям классицизма, все действующие лица четко разделены на отрицательные и положительные, а их имена указывают на основные черты характера. Правдин олицетворяет справедливость, Стародум – мудрость и мораль, а фамилии Вральман и Скотинин понятны даже ребенку.

Отрицательные и положительные персонажи комедии создают пары-антагонисты: «дети» – Митрофан и Софья, «женихи» – Скотинин и Милон, «главные» – Простакова и Стародум, «помощники главных» – Простаков и Правдин, «учителя» – бескорыстный Цыфиркин и жадный Кутейкин.

Госпожа Простакова – наиболее яркий комедийный образ. Злобная, хитрая, наглая и чрезвычайно деятельная помещица постоянно ругается и бьет слуг. Простакова стремится все прибрать к рукам, единовластно распоряжается не только крепостными, но и родными. Ее муж – бесправное существо, которое не смеет и шагу ступить без приказа жены. Простакова распространяет свою власть на всех, у кого не хватает сил дать ей отпор: Софью, Скотинина, учителей. Главный девиз помещицы: «Что захотела, поставлю на своем».

Героиня слепо любит единственного сына и на все готова ради его блага. Простакова бросается с кулаками на брата, защищая Митрофанушку, заботится, чтобы «дитятко» хорошо питалось и не утруждало себя науками. Она принимает за сына все решения, оберегает его от малейших неприятностей, калеча судьбу юноши.

При таком воспитании совершенно неудивительно, что сын растет трусом, бездельником, обжорой и хамом. Невежество и тупость Митрофана заставляют сквозь смех ужаснуться: какое будущее у страны, где подрастает такое поколение? При этом «недорослю» хватает ума манипулировать своей деспотичной мамашей и вызывать умиление отца. Он, как и мать, понимает только власть сильного, может прикинуться любезным, воспитанным, любящим, благодарным. Но только Простакова теряет свою власть, любимый сынок грубо ее отталкивает.

На фоне ярких образов отрицательных персонажей положительные Стародум, Правдин, Милон, Софья выглядят бледно и невыразительно. Но они необходимы для развития сюжета, динамики событий. В то же время эти действующие лица говорят от имени самого автора. Их поучительные беседы показывают правильный путь честного человека, объясняют истинные обязанности дворянина и правила семейной морали.

Противопоставление мира Простаковой и Стародума наиболее четко видно в их отношении к образованию. Помещица сама не умеет читать и сыну своему говорит: «Не учись этой дурацкой науке!» Стародум получил прекрасное образование и называет воспитание «залогом благосостояния государства».

Фонвизин – большой мастер слова. Каждый его герой имеет свою языковую характеристику. Простакова сыплет грубыми и простонародными выражениями. Свободно и красиво говорят Стародум, Софья, Правдин. Речь Митрофана и Скотинина, как и речь крепостных, – бедна, примитивна. Словарный запас Кутейкина богат церковнославянскими словами, а отставной сержант Цыфиркин щеголяет военным жаргоном. Безграмотность немца Вральмана передана его характерным косноязычием.

Название пьесы, а также имя Митрофана еще при жизни автора стали нарицательными. Мы и сегодня вспоминаем о «Тришкином кафтане», упоминаем другие крылатые фразы из замечательной социальной сатиры Фонвизина.

 

«Горе от ума», анализ комедии Александра Сергеевича Грибоедова

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», по сути, единственное произведение автора, не только законченное, но и ставшее всемирно известным. Более ранние произведения либо неизвестны, либо являются пародийными, ученическими. А это произведение ставит Грибоедова в один ряд с другими известными драматургами: Н. Гоголем, Д. Фонвизиным, А. Пушкиным.

На первый взгляд, пьеса написана в духе классицизма: есть герои-антагонисты, сюжет раскрывает борьбу двух претендентов на руку одной героини. Главное, что отличает классицистическое произведение, — три единства: места (все происходит в доме Фамусова), времени (с момента появления Чацкого до отъезда проходят сутки) и действия (все действие разворачивается вокруг Софьи). Но Грибоедов вносит значительные изменения в жанровые особенности пьесы, нарушив почти все законы классицизма.

Комедия начинается ложью. В доме Фамусова все отношения построены на лжи, служащей орудием притворства (как у Молчалина) или принимающей вид добродетели (как у Фамусова). Софья, дочь Фамусова, вынуждена скрывать свою любовь к «безродному» секретарю Молчалину, ведь отцу нужен жених «с звездами и чинами». Молчалин притворяется, будто любит Софью, из карьерных соображений. Глава дома скрывает от дочери все, что противоречит репутации добропорядочного главы семейства.

И в такой атмосфере всеобщего обмана появляется главный герой — Александр Андреич Чацкий. Три года назад он бежал от этой непомерной скуки «ума искать». «Дым Отечества» и нежные чувства к Софье возвращают его в Москву. Три года не бывавший в столице, он ждет изменений, но все оказывается прежним: все те же увлечения, те же лица, та же скука, от которой бежал. Почему же Чацкий теперь остается? Ответ прост: он видит перед собой не девочку-подростка, а барышню, которая в семнадцать лет «расцвела прелестно». И он остается в надежде вызвать ответное чувство у Софьи.

К тому же Чацкий замечает, что Фамусов обеспокоен его появлением. Поняв, что молодой человек готов свататься, он ставит условие: тот должен навести порядок в делах, пойти служить, а самое главное — не быть гордецом. В качестве достойного примера Павел Афанасьевич приводит дядю Максима Петровича, причем речь Фамусова больше напоминает нападение, и Чацкому невольно приходится обороняться: он произносит свой первый монолог о глупости фамусовского общества, вызвавший у отца Софьи панический страх перед революционным настроением юноши.

Чацкий наивно считает, «век минувший», век «покорности и страха», уже прошел, но опровержением этой мысли становится появление полковника Скалозуба. И снова сдержанность изменяет Чацкому. Он потрясен: его отдают на суд Скалозубу? Его монолог «А судьи кто? …» рожден протестом против этого. Но прозрение еще не пришло к пылкому юноше. После падения с лошади Молчалина и последовавшего за этим обморока Софьи ему бы догадаться, в кого влюблена его подруга детства, но волнение за Софью не позволяет ему правильно воспринять происходящее.

У Чацкого, по признанию самого героя, «ум с сердцем не в ладу». Ум подсказывает, что нужно разорвать все отношения с фамусовским обществом, но сердце требует любви Софьи. Вот только благородный ум Чацкого не может признать факт влюбленности девушки в ничтожество — Молчалина. Он расспрашивает Софью, что привлекает ее в этом человеке. Выясняется, что он «уступчив, скромен, тих». Чацкий уверяет себя, что она шутит: нельзя за это любить человека. А узнав от Молчалина о его идеалах и жизненных стремлениях, влюбленный юноша делает роковой для себя вывод:

С такими чувствами, с такой душою
Любим! … Обманщица смеялась надо мною!

Однако Софья строит свою жизнь по общепринятым образцам, в соответствии с принятой в обществе Москвы моралью. Для светской дамы нужен «муж-мальчик, муж-слуга», и Молчалин подходит на эту роль. Чацкий попал в точку, определив главную черту характера своего соперника: «Ведь любят нынче бессловесных». Да, Софья за это и любит, но в устах Чацкого для нее это звучит как оскорбление. Поэтому она так легко совершает подлость, распустив на балу сплетню про то, что Чацкий якобы сошел с ума.

Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себя примерить?

Почему же сплетня так быстро распространилась среди гостей Фамусова и ни у кого не вызвала даже сомнения? С первого появления на сцене герой привлекает зрителя своей прямотой суждений, нетерпимостью к лжи, пылкостью. Он «умен, остер, красноречив», но слишком нетерпелив. И если у зрителя это нетерпение вызывает лишь улыбку, то представители высшего света Москвы оскорблены. Чацкий отверг их жизненные принципы, и это вызывает раздражение общества, которое так легко вылилось в распространение сплетни о сумасшествии Чацкого.

Каждый из гостей назвал собственную причину помешательства, но «оригинальнее» всех оказался Фамусов. Он увидел корень зла в образованности:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина…

Появление Чацкого вызывает у гостей испуг, но тот настолько подавлен духом «пустого, рабского, слепого подражания», что, разразившись очередным монологом о «французике из Бордо», не замечает, как его объявили сумасшедшим. Но его гнев для гостей Фамусова непонятен, они путают высокие идеи со скандальностью и в ужасе разбегаются. Так бал становится кульминацией конфликта «века нынешнего» и «века минувшего». Но впереди еще развязка — ночь прозрений.

Софье предстоит узнать, насколько низок любимый Молчалин, Чацкий будет потрясен предательством Софьи, узнав, что именно она пустила слух о его помешательстве. Фамусов убедится, что дочь, «как мать ее, покойница», «уж где-нибудь с мужчиной».

Каждый из героев испытает свой «мильон терзаний». Но если Чацкий навсегда покинет Москву, так легко принявшую его за сумасброда, сказав на прощанье свой последний монолог, обличавший «мучителей толпу», то положение Софьи кажется более трагичным. Она отвергла Чацкого, разочаровалась в любимом человеке, осталась игрушкой в руках разгневанного отца, грозящегося сослать «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

Прав ли Чацкий, уверенный, что она помирится с Молчалиным? Сможет ли Софья пережить обиду и примириться с московским кругом, избрав себе в мужья «низкопоклонника и дельца»? Эти вопросы остаются без ответа. Но читателю понятно, насколько трагична судьба девушки, острый ум которой сталкивается с догмами общества. Так название комедии «Горе от ума» имеет отношение и к Чацкому, и к Софье. Такая неоднозначность образов свидетельствует о несоответствии их традициям классицизма.

«Капитанская дочка», анализ повести Александра Сергеевича Пушкина

Во время работы над «Историей Пугачева» у Пушкина возник замысел произведения на ту же тему. Первоначально героем повествования должен был стать дворянин, который перешел на сторону бунтовщиков. Но со временем Пушкин изменил концепцию произведения. За три месяца до смерти он завершил рукопись «Капитанской дочки». Повесть была анонимно опубликована в 1836 году в журнале «Современник».

В кратком эпилоге к «Капитанской дочке» Пушкин указал, что получил записки Гринева от его внука, а от себя добавил лишь эпиграфы. Такой прием придал повествованию документальную достоверность и одновременно показал, что позиция главного героя может не совпадать с позицией писателя. Учитывая тематику романа и сложные отношения Пушкина с властями, это было не лишней предосторожностью.

Александр Сергеевич считал произведение исторической повестью, но по многим литературным характеристикам «Капитанская дочка» достойна претендовать на роман. Жанр повествования можно назвать семейной хроникой или биографией главного героя – Петра Андреевича Гринева. Рассказ ведется от его имени. Завязка сюжета происходит в первой главе, когда семнадцатилетний Петруша отправляется служить в Белогорскую крепость. В повести есть две кульминации: захват крепости пугачевцами и обращение Гринева к самозванцу за помощью. Развязка сюжета – помилование героя императрицей.

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева – основная тема произведения. Серьезное изучение Пушкиным исторических материалов помогло создать яркую картину крестьянского бунта. Масштабность событий, жестокая и кровавая война показаны с подкупающей достоверностью.

Пушкин не идеализирует ни одну из сторон конфликта. Грабежи и убийства, по мнению автора, не имеют оправдания. В этой войне нет победителей. Пугачев понимает всю безнадежность своей борьбы, а офицерам просто претит воевать с соотечественниками. В «Капитанской дочке» пугачевский мятеж предстает национальной трагедией, беспощадным и бессмысленным народным бунтом.

Осуждает герой и беспечность властей, в результате которой Белогорская крепость оказалась не готова к защите, а Оренбург был обречен на долгую осаду. Петр сочувствует изуродованному башкирцу, участнику восстания 1841 года, которое было жестоко подавлено. Гринев выражает популярную оценку событий, а не «официальный» взгляд императорской власти, чью сторону представляет.

Пугачев – единственный реальный персонаж. Его характер сложен и противоречив. Самозванец ведет себя непредсказуемо, как стихия. Он может быть грозным и властным, но в то же время веселым и плутоватым. Пугачев жесток и скор на расправу, но проявляет иногда благородство, мудрость и рассудительность.

В образе народного предводителя мифологические черты органично сочетаются с точными реалистическими деталями. Пугачев – центральная фигура произведения, хоть и не является его главным героем. Встреча Гринева с главарем бунтовщиков становится судьбоносной. Все основные события в жизни молодого офицера связаны теперь с этим человеком.

Характер главного героя показан в развитии. В начале произведения Петр Гринев – шестнадцатилетний юноша, который бездельничает и гоняет голубей. По образованию и воспитанию он ассоциируется с известным Митрофанушкой. Отец Гринева понимает, что отправлять молодого человека в Петербург глупо. Вспомним, как ведет себя Петруша на постоялом дворе в Симбирске: игра на деньги, вино, грубость по отношению к Савельичу. Если бы не мудрое решение отца, столичная жизнь быстро превратила бы героя в мота, пьяницу и азартного игрока.

Но судьба уготовила молодому человеку суровые испытания, которые закалили характер Гринева, пробудили в его душе честность, чувство долга, отвагу, благородство и другие ценные мужские качества.

Петру не раз перед лицом смерти пришлось делать нравственный выбор. Он так и не присягнул на верность Пугачеву, даже под угрозой пыток и с петлей на шее. Но Гринев покидает осажденный Оренбург для спасения своей невесты, нарушая воинский устав. Он готов взойти на эшафот, но не допускает мысли о том, чтобы втянуть в судебное разбирательство любимую женщину. Верность слову и твердость характера Петра Гринева, его мужество и неподкупная искренность вызывают уважение даже у бунтовщиков.

Антипод Гринева – Алексей Швабрин. Он получил неплохое образование, умен, наблюдателен, отважен, но эгоистичен и вспыльчив. Швабрин совершает предательство не столько из-за страха за свою жизнь, сколько из желания поквитаться с Гриневым и добиться своей цели. Он клевещет на Машу, жестоко обращается с ней, доносит на Петра. Алексей с удовольствием злословит о жителях крепости даже тогда, когда не имеет от этого никакой выгоды. Честь и доброта для этого человека – пустой звук.

Образ верного слуги Савельича выписан Пушкиным с особой теплотой и долей юмора. Старик трогательно заботится о «молодом барине» и его имуществе, готов отдать жизнь за своего господина. При этом он последователен в действиях, не боится отстаивать свое мнение, называть самозванца вором и разбойником и даже требовать от него возмещения убытков. У Савельича есть гордость и чувство собственного достоинства. Старик оскорблен подозрениями Петра в том, что доносит на Гринева отцу, а также грубым письмом барина. Преданность и честность простого крепостного создают резкий контраст с подлостью и вероломством дворянина Швабрина.

Немало испытаний выпадает и на женскую долю героини романа – Маши Мироновой. Добрая и немного наивная девушка, выросшая в крепости, сталкивается с обстоятельствами, которые могут сломить более сильного и храброго человека. В один день Маша лишается родителей, оказывается в руках жестокого врага, тяжело заболевает. Швабрин старается запугать девушку, запирает ее в чулане, практически не кормит. Но трусиха Маша, которая падает в обморок от выстрела пушки, проявляет удивительную решительность и стойкость. Любовь к Гриневу придает ей стойкости во многих поступках, особенно в рискованной поездке в Петербург. Именно Маша умоляет императрицу о помиловании своего жениха и спасает его. Этого не решились сделать ни отец, ни мать Гринева.

Для каждого персонажа Пушкин находит особую манеру речи в соответствии с его характером, социальным положением и воспитанием. Образы героев, благодаря этому, получились живыми и яркими. В сравнении с «Капитанской дочкой», по мнению Гоголя, другие повести – «приторная размазня».

 

«Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя

В 1835 году Гоголь начал сочинять комедию «Ревизор», сюжет которой подсказал ему Пушкин. В начале 1936 года состоялась премьера пьесы в Москве и Петербурге. Однако Гоголь продолжал вносить коррективы в текст произведения вплоть до 1842 года, когда была завершена окончательная редакция.

«Ревизор» – пьеса совершенно новаторская. Гоголь впервые создал социальную комедию без любовной линии. Ухаживания Хлестакова за Анной Андреевной и Марией Антоновной скорее пародия на высокие чувства. В комедии нет также ни одного положительного персонажа. Когда писателя упрекали в этом, он отвечал, что главный положительный герой «Ревизора» – смех.

Необычна и композиция пьесы, поскольку в ней нет традиционной экспозиции. С первой же фразы Городничего начинается завязка сюжета. Финальная немая сцена также немало удивила театральных критиков. Ранее никто не использовал такой прием в драматургии.

Классическая путаница с главным героем приобретает у Гоголя совершенно иной смысл. Хлестаков не собирался выдавать себя за ревизора, он какое-то время сам не мог понять, что происходит. Просто считал: уездное начальство заискивает с ним только потому, что он из столицы и модно одет. Окончательно открывает глаза щеголю Осип, уговаривая барина уезжать, пока не поздно. Хлестаков не стремится обмануть кого-либо. Чиновники обманываются сами и втягивают мнимого ревизора в это действо.

Сюжет комедии построен по замкнутому принципу: пьеса начинается с новости о приезде ревизора и заканчивается таким же сообщением. Новаторство Гоголя проявилось и в том, что в комедии нет второстепенных сюжетных линий. Все действующие лица завязаны в одном динамичном конфликте.

Несомненным новшеством явился и сам главный герой. Впервые им стал глупый, пустой и ничтожный человек. Писатель так характеризует Хлестакова: «без царя в голове». Характер героя наиболее полно проявляется в сценах вранья. Хлестаков столь сильно вдохновлен собственным воображением, что не может остановиться. Он нагромождает одну нелепицу за другой, даже не сомневается в «правдивости» своей лжи. Игрок, мот, любитель приударить за женщинами и пустить пыль в глаза, «пустышка» – таков главный герой произведения.

В пьесе Гоголь затронул масштабный пласт российской действительности: государственная власть, медицина, суд, образование, почтовое ведомство, полиция, купечество. Писатель поднимает и высмеивает в «Ревизоре» множество неприглядных черт современной жизни. Здесь поголовное взяточничество и пренебрежение своими обязанностями, казнокрадство и чинопочитание, тщеславие и страсть к сплетням, зависть и наушничество, хвастовство и глупость, мелочная мстительность и тупость… Чего только нет! «Ревизор» – настоящее зеркало российского общества.

Необычна для пьесы и сила сюжета, его пружина. Это страх. В России XIX века ревизию проводили чиновники высокого ранга. Поэтому приезд «ревизора» и вызвал в уездном городке такую панику. Важный человек из столицы, да еще с «секретным предписанием», привел местное чиновничество в ужас. Хлестакова, который никоим образом на проверяющего не похож, легко принимают за важное лицо. Любой проезжающий из Петербурга вызывает подозрение. А этот две недели живет и не платит – именно так, по мнению обывателей, и должен вести себя человек высокого ранга.

В первом действии обсуждаются «грешки» всех собравшихся и отдаются распоряжения по «косметическим» мерам. Становится понятно, что никто из чиновников себя виноватым не считает и ничего менять не собирается. Лишь на время будут выданы чистые колпаки больным и подметены улицы.

В комедии Гоголь создал собирательный образ чиновничества. Государственные служащие всех рангов воспринимаются как единый организм, поскольку близки в своем стремлении к стяжательству, уверены в безнаказанности и правильности своих действий. Но каждый персонаж ведет свою партию.

Главный здесь, конечно, городничий. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский на службе тридцать лет. Как человек хваткий, он не упускает выгоду, что сама плывет в руки. Но в городе полный беспорядок. На улицах грязь, арестантов и больных отвратительно кормят, полицейские вечно пьяны и распускают руки. Городничий тягает за бороды купцов и дважды в году празднует именины, чтобы получить больше подарков. Деньги, отпущенные на строительство церкви, исчезли.

Появление ревизора сильно пугает Антона Антоновича. А вдруг проверяющий не берет взяток? Видя, что Хлестаков деньги берет, городничий успокаивается, старается ублажить важное лицо всеми средствами. Второй раз Сквозник-Дмухановский пугается, когда Хлестаков хвастается своим высоким положением. Тут ему становится страшно попасть в немилость. Сколько же дать денег?

Забавен образ судьи Ляпкина-Тяпкина, который страстно любит псовую охоту, берет взятки борзыми щенками, искренне считая, что это «совсем другое дело». В приемной суда творится полный кавардак: сторожа завели гусей, по стенам развешена «всякая дрянь», заседатель постоянно пьян. А сам Ляпкин-Тяпкин не может разобраться в простой докладной записке. В городе судью считают «вольнодумцем», так как он прочитал несколько книг и говорит всегда высокопарно, хотя и совершенные глупости.

Почтмейстер искренне недоумевает, почему нельзя читать чужие письма. Для него вся жизнь – интересные сюжеты из писем. Особенно понравившиеся корреспонденции почтмейстер даже оставляет у себя и перечитывает.

В больнице попечителя богоугодных заведений Земляники также царит беспорядок. Пациентам не меняют белье, а врач немец ничего не понимает по-русски. Земляника подхалим и доносчик, не прочь облить грязью своих товарищей.

Привлекает внимание комичная пара городских сплетников Бобчинского и Добчинского. Для усиления эффекта Гоголь делает их похожими внешне и дает одинаковые имена, даже фамилии персонажей отличаются всего одной буквой. Это совершенно пустые и бесполезные люди. Бобчинский и Добчинский заняты только собиранием сплетен. Таким образом, им удается оказаться в центре внимания и почувствовать свою значимость.

Начав писать «Ревизора», Гоголь пообещал Пушкину: «Клянусь, будет смешнее черта». Свое обещание Николай Васильевич сдержал. Николай I, посмотрев комедию, заметил: «Всем досталось. А мне больше всего».

«Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Над этим произведением Николай Васильевич Гоголь работал 17 лет. По замыслу писателя грандиозный литературный труд должен был состоять из трех томов. Сам Гоголь не раз сообщал, что идею произведения ему предложил Пушкин. Александр Сергеевич был также одним из первых слушателей поэмы.

Работа над «Мертвыми душами» шла сложно. Писатель несколько раз менял концепцию, переделывал отдельные части. Только над первым томом, который был опубликован в 1842 году, Гоголь трудился шесть лет.

За несколько дней до смерти писатель сжег рукопись второго тома, от которого уцелели лишь черновики первых четырех и одной из последних глав. Третий том автор так и не успел начать.

Поначалу Гоголь считал «Мертвые души» сатирическим романом, в котором намеревался показать «всю Русь». Но в 1840 году писатель серьезно заболел, а исцелился буквально чудом. Николай Васильевич решил, что это знамение – сам Творец требует, чтобы он создал нечто служащее ду


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.