Особенности мотивации спортивной деятельности на различных этапах достижений спортивного мастерства ,ее формирование. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности мотивации спортивной деятельности на различных этапах достижений спортивного мастерства ,ее формирование.

2017-08-23 354
Особенности мотивации спортивной деятельности на различных этапах достижений спортивного мастерства ,ее формирование. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, имеющими различное значение на каждом этапе достижения спортивного мастерства. на начальном этапе важно выявить причины прихода в спорт. Выбор вида спорта часто обусловлен внешними, случайными обстоятельствами. Мотивация характеризуется диффузностью, неопределенностью и неустойчивостью. Мотивы: а) эмоциональная привлекательность физических упражнений (в основе- естественная потребность в движениях); б) долженственная (по настоянию родителей); в) мотивы, связанные с условиями среды (близость секции…); г) стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья…); д) стремление к самоутверждению (желание быть не хуже других…); е) социальные установки (мода на спорт, семейные спортивные традиции. Этап углубленной тренировки (специализации) характеризуется устойчивым интересом к виду спорта, проявлением способностей к нему и стремлением к их развитию. Целью занятий спортом становится не только удовольствие от самого процесса, но и достижение высоких результатов, как следствие затраченного труда. Мотивы: а)интерес к виду спорта; б)собственно соревновательный мотив (естественное желание померяться силами); в)стремление к самоутверждению, спортивному достижению; г) общественные мотивы (долга, коллективности, патриотизма…); д)потребность в совершенствовании физических и психических качеств. Этап высшего спортивного мастерства характеризуется стремлением поддержать и развить свои достижения, умножить престиж и славу в спортивном мире, содействовать своими успехами прославлению города, страны, способствовать развитию данного вида спорта, обеспечить свое материальное благополучие. Мотивы: а)достижения успеха и избегания неудач; б)соперничества и соревновательной борьбы (особенно в видах спорта, где присутствует физический контакт); в)самосовершенствования; г)спортивного общения; д)материального и морального стимулирования (поощрения, призы, материальные блага). Этап завершения спортивной деятельности характеризуется снижением спортивных результатов, пресыщением спортивной деятельностью (физическая и психическая усталость), «эмоциональным выгоранием» спортсменов. Возникает противоречие между желанием закончить активные выступления и нежеланием потерять материальные блага, свой престиж и связи со снижением спортивных результатов. Мотивы: морально-волевые (психологическая усталость, потеря перспективы улучшения результата, возраст, состояние здоровья, травмы…); эгоистические ( желание уйти непобежденным, конкуренция товарищей по команде, отношения с тренером… ); бытовые (вступление в брак, рождение ребенка, финансовые затруднения, отношения в семье.

Формирование мотивации имеет два механизма, в рамках которых воздействие может осуществляться следующими путями: *Первый- воздействие на эмоционально-познавательную сферу. Формируются убеждения, интересы и положительные эмоции, изменяется система ценностей и отношений к действительности (путем сообщения определенных знаний).*Второй- воздействие на деятельную сферу. Через специально организованные условия деятельности, хотя бы избирательно, удовлетворяются те или иные потребности, а затем через целесообразно оправданное изменение характера деятельности укрепляются старые, формируются новые, необходимые потребности. Для эффективного формирования мотивации спортсменов важно два момента. 1. Стимулирование представляет собой побуждение человека извне, целью которого является превращение внешнего побуждения во внутреннее, т.е. мотив. Виды стимулирования: положительное, отрицательное, моральное, материальное. 2. Поэтапное подключение мотивов по мере развития спортсмена. На начальном этапе приоритетным должно быть проявление склонностей и развитие интересов в сфере спорта (процессуальных мотивов). Только они могут «закрепить» в спорте детей и подростков, которые часто приходят туда под влиянием случайных побуждений. Этому служат: спортивная ориентация, содержательность и эмоциональность тренировок, рассказы тренера о спорте и спортсменах, психологический климат в группе.

 

14.Психологическая система видов спорта и соревновательных упражнений.

Современный спорт представлен большим количеством его видов, соревновательных упражнений, входящих в отдельные виды спорта, а также разнообразием содержательной и процессуальной сторон спортивной деятельности (биомеханической, энергетической, средовой и психологической). Т.Т.Джамгаровым (1979) разработана классификация видов спорта и соревновательных упражнений на основе установления различий в некоторых заданных правилами условиях соревнований, определяющих главные психологические особенности соревновательной деятельности спортсменов (команд) в разных видах спорта. В качестве критерия в приведенной систематике избрано взаимодействие спортсменов в процессе соревнований, которое выступает в двух основных формах: по отношению к противнику – в форме противоборства (соперничества), по отношению к партнерам- в форме взаимодействия (сотрудничества). Это определило два аспекта рассмотрения параметров взаимодействия спортсменов. Первый аспект- противоборство (непосредственное и опосредствованное) соперников или команд. * Непосредственное противоборство характеризуется пространственно-временным единством взаимодействия противоборствующих сторон. Проявляется при жестком, физическом и условном контактах. * Опосредствованное противоборство характеризуется поочередностью выполнения соревновательных упражнений (акробатика, прыжки на батуте и др.). Во всех случаях непосредственного и опосредованного противоборства между соперниками имеется и психологический контакт. Причем для опосредованного противоборства этот контакт является единственной формой взаимодействия соперников в процессе соревнования. Второй аспект- взаимодействие партнеров в команде, которое в зависимости от вида спорта и предусмотренных правилами условий может протекать в четырех различных формах. * Совместно-взаимосвязанная деятельность - характеризуется объединением и взаимодополнением усилий как для повышения эффективности своих действий, так и для противодействия команде противника. * Совместно- синергическая деятельность - проявляется в строгой синхронизации движений. * Совместно- последовательная деятельность (эстафеты)- заключается в быстроте прохождения каждым спортсменом своего отрезка дистанции и правильности передачи эстафеты. * Совместно- индивидуальная деятельность - характеризуется состязанием один на один с соперником, одновременно с несколькими, или выступлением поочередно. Однако результат каждого спортсмена рассматривается не только в плане индивидуального достижения, но и команды в целом.

15.Психологические основы физической подготовки спортсмена (по виду спорта)

Физическая подготовка (ФП) «направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей- силовых, скоростных, координационных, выносливости…»(Ю.Ф.Курамшин,2003). Психологической основой ФП является формирование понятий, представлений о физических качествах, выработка специализированных восприятий. Для формирования физических качеств необходимо осознать его структуру, совершенствовать психические процессы и свойства личности, а также управлять психическими состояниями. В развитии физических качеств большое внимание уделяется сенситивным периодам Физические качества с точки зрения психологии могут быть раскрыты так: Быстрота - отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа, ритма и амплитуды движения, способность управлять временными параметрами движения. Быстрота включает в себя: а)минимальное время начала действия в ответ на раздражитель (латентное время двигательной реакции); б)скорость отдельного движения(элементов техники); в)темп (скорость чередования повторяющихся элементов движений-шагов в беге) и ритм двигательного действия (соотношение отдельных частей движения по времени- ритм разбега в прыжках…). Сила - отражение особенностей предельных, распределенных и дозированных мышечных усилий (МУ). Предельные МУ имеют место там, где спортсмен полностью проявляет свои силовые возможности (например, при поднятии штанги). Сознательное управление предельными мышечными усилиями затруднено, т.к. они ограничиваются функциональными возможностями. Дозированные МУ требуют строгой дифференцировки в их проявлении, обеспечивают точность двигательных действий спортсмена- броска и передачи мяча, удара в боксе и укола в фехтовании. Распределенные МУ проявляются при выполнении разнообразных физических упражнений (например в плавании. Выносливость -отражение величины и продолжительности мышечных напряжений и волевых усилий, развиваемых спортсменом в условиях длительного выполнения двигательных действий. Совершенствование выносливости происходит в процессе упражнений, вызывающих утомление, усталость при формировании положительного отношения к работе. Координационные способности (КС) -отражение координационной сложности задания, точности и времени его выполнения. КС обеспечивают быстрое и точное овладение новыми движениями, перестройку двигательной деятельности в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. КС занимают особое положение, имеют разнообразные связи с другими физическими качествами и проявляются только во взаимодействии с ними, а потому носят наиболее комплексный характер.

16.Психологические основы технической подготовки спортсмена.

Под тех­ни­че­ской под­го­тов­кой в спор­те ча­ще все­го по­ни­ма­ют про­цесс обу­че­ния осно­вам тех­ни­ки дейс­твий, вы­пол­ня­емых в со­ре­вно­ва­ни­ях или слу­жа­щих средс­тва­ми тре­ни­ров­ки, а так­же со­вер­шенс­тво­ва­ния из­бран­ных ва­ри­ан­тов спор­ти­вной тех­ни­ки. Пси­хо­ло­ги­че­ской осно­вой освое­ния и со­вер­шенс­тво­ва­ния дви­га­те­ль­ных на­вы­ков слу­жит об­ра­зо­ва­ние, диф­фе­рен­ци­ров­ка и по­сле­ду­ющая ди­на­ми­ка вре­мен­ных услов­ных свя­зей в моз­го­вых струк­турах. При этом пси­хи­че­ские ме­ха­ни­змы обес­пе­чи­ва­ют осо­знан­ныйха­рак­тер дейс­твий, по­ско­ль­ку в спор­те ча­ще все­го тре­бу­ет­ся до­ста­точ­но об­шир­ные и глу­бо­кие зна­ния, чет­кие пред­став­ле­ния о тех­ни­ке дви­га­те­ль­ных дейс­твий, со­зна­те­ль­ный кон­троль за вы­пол­не­ни­ем дейс­твий, по­дот­чет­ность дейс­твий со­зна­нию, воз­мож­ность обес­пе­че­ния вто­ро­си­гна­ль­но­го управ­ле­ния дви­же­ни­ями. Спор­тив­ные пе­да­го­ги зна­ют как ве­ли­ко зна­че­ние ис­по­ль­зо­ва­ния точ­ной тер­ми­но­ло­гии. Да­же тог­да, ког­да кон­троль со­зна­ния мо­жет по­ме­шать ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­но­му вы­пол­не­нию дви­же­ния с мак­си­ма­ль­ной бы­стро­той или точ­но­стью, тем не ме­нее, воз­мож­ность яс­но­го осо­зна­ния и де­та­ли­за­ция дви­же­ний воз­мож­на и та­кие за­да­чи не­ред­ко ста­вят­ся. В этих слу­ча­ях ис­по­ль­зу­ет­ся сло­ве­сный об­раз, по­стро­ен­ный на це­лом ря­де пер­во­си­гна­ль­ных воз­буж­дений. Фор­ми­ро­ва­нию и по­сле­ду­юще­му раз­ви­тию дви­га­те­ль­ных на­вы­ков в спор­те при­су­ща вы­со­кая сте­пень точ­но­сти дви­же­ний. Точ­ность дви­же­ний не­об­хо­ди­ма спортс­ме­нам как в про­странс­твен­ном, так и во вре­мен­ном ас­пек­тах. При­ме­ра­ми не­обы­чай­но вы­со­ких тре­бо­ва­ний к точ­но­сти меж­мы­шеч­ной ко­ор­ди­на­ции, син­хрон­но­сти дви­же­ний во вре­ме­ни мы ви­дим в цик­ли­че­ских ви­дах спор­та, а тре­бо­ва­ния к пространственной точ­но­сти в раз­лич­но­го ви­да при­це­ль­ных со­стя­за­ни­ях. Од­на­ко ча­ще все­го тре­бу­ет­ся про­странс­твен­но-вре­мен­ная точ­ность. Не­пре­мен­ным и наи­бо­лее эф­фек­тив­ным средс­твом обес­пе­че­ния не­об­хо­ди­мой точ­но­сти изу­ча­емых и со­вер­шенс­тву­емых дви­же­ний яв­ля­ет­ся об­рат­ная связь: сроч­ная, лег­ко вос­при­ни­ма­емая ин­фор­ма­ция о наи­бо­лее су­ще­ствен­ных па­ра­ме­трах дви­жения. Не ме­нее важ­ной сто­ро­ной спор­тив­ных навыков яв­ля­ет­сяих устой­чи­вость и на­деж­ность. Ча­ще все­го в са­мом на­ча­ле освое­ния на­вы­ка ис­по­ль­зу­ют­ся не­ско­ль­ко упро­щен­ные, об­лег­чен­ные усло­вия, ко­то­рые впо­следс­твии по­сте­пен­но услож­ня­ют­ся эмо­ци­она­ль­ны­ми фак­то­ра­ми со­ре­вно­ва­ний, про­ти­во­дейс­тви­ем со­пер­ни­ков, по­год­ны­ми усло­ви­ями и мно­ги­ми дру­ги­ми фак­то­ра­ми. При этом спортс­мен в це­лом ря­де ви­дов спор­та дол­жен со­хра­нять бе­зо­ши­боч­ную схе­му дви­же­ния, точ­но вы­пол­нить тре­бу­емое дви­же­ние да­же при мно­го­чи­слен­ных и раз­но­об­ра­зных от­вле­ка­ющих воз­дейс­тви­ях, а ино­гда вы­пол­няя дви­же­ние на пре­де­ле про­яв­ле­ния фи­зи­че­ских ка­честв. Од­но­вре­мен­но долж­на со­хра­ня­ть­ся гиб­кость на­вы­ков, по­зво­ля­ющая адап­ти­ро­вать на­вык к из­ме­не­нию раз­ви­то­сти фи­зи­че­ских ка­честв, к спе­ци­фи­ке дейс­твий со­пер­ни­ка, из­ме­не­нию трас­сы и мно­го­му дру­го­му. В ре­зу­ль­та­те мно­го­лет­них тре­ни­ро­вок вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся уни­вер­са­ль­ная, об­щая при­спо­со­бля­емость на­вы­ка к са­мым раз­лич­ным усло­ви­ям тре­ни­ро­вок и со­ре­вно­ва­ний. При этом спортс­мен, об­ла­да­ющий та­ким свойс­твом на­вы­ка, ис­пы­ты­ва­ет зна­чи­те­ль­но ме­нь­шие пси­хи­че­ские на­груз­ки, тра­тит ме­нь­ше не­рвной энергии.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.