Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-08-23 | 785 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
1. Витальные потребности, присущие человеку как представителю биологического вида. Это потребность в пище, воде, сне, продолжение рода, в защите от внешних опасностей и т.п. Сюда же относится и важнейшая потребность в экономии сил, побуждающая затрачивать на достижение цели минимум усилий. Потребность в экономии сил инициирует изобретательность и совершенствование технологии, но может приобрести самодовлеющее значение и обернуться ленью.
2. Социальные потребности в собственном смысле (поскольку социально обусловлены все потребности человека). Мы имеем в виду потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением и любовью со стороны других людей. Чрезвычайно важна потребность следования нормам, принятом в данном сообществе, без соблюдения которых любое подобное сообщество в принципе оказалось бы невозможным. Эту потребность Гегель выделил в особую группу, обозначив ее как потребность в религии, хотя в более широком смысле ее следовало бы назвать потребностью в идеологии, нормирующее удовлетворение биологических, социальных и духовных потребностей.
3. Идеальные потребности, наиболее ярким представителем которых является потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Эта же потребность в частности, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.
Витальные и социальные потребности, кроме того, делятся на две подгруппы, которые условно можно назвать потребностями «для себя» и «для других». Идеальные потребности такого разделения не имеют, поскольку потребность познания удовлетворяется истиной, а она одна.
|
Потребности представляют сегодня стратегический центр всего комплекса наук, занятых изучением человека. Без точного знания этих потребностей, их происхождения, их формирования, трансформации, взаимодействия друг с другом, с сознанием и неосознаваемыми проявлениями деятельности мозга, с эмоциями и волей трудно рассчитывать на решение таких задач, как научно обоснованное воспитание, предотвращение асоциального поведения, профилактика психических и психоматических заболеваний.
Развитие потребностей
Потребности в совести, морали - отличают человека от животных. Потребности можно разделить на два главных вида: эгоистических и социальных.
Для материалистически мыслящего ума духовное есть сочетание идеальной потребности познания и творчества с социальной потребностью «для других». Подобное определение наиболее полно и точно соответствует тому содержанию, которое каждый из нас интуитивно вкладывает в понятие «духовность», «великодушие», «душевные качества», «душа».
В определенный момент человек заметил, что, помимо нужды в пище, одежде, жилище и женщине (мужчине), он наделен тягой к новому, неизведанному, красивому, к сочувствию и ласке, то есть к тому, что нельзя взять в руки, силой отнять у собрата, закопать в землю на черный день. Вот в этом-то неуловимом, невещественном и нуждается в отличие от тела душа.
Уникальное творческое «я» обрело своего носителя в виде вклада в общечеловеческую культуру: «Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет...» Заметьте: не на небесах, не в виде «астрального тела», о котором склонны потолковать и нынешние мистики, - «в заветной лире», то есть в деянии, в изобретении, просто в доброй памяти людей.
Следует помнить, что для человека преграда - это отнюдь не одни лишь внешние препятствия, но и конкурирующие потребности. Например, потребность быть здоровым приводит человека к необходимости закаляться, но потребность избегать неприятных ощущений мешает ему становиться под холодный душ. В этом случае победа одной из «конкуренток» будет определяться не только ее собственной силой, но и волей, по отношению к которой соперничающая потребность есть препятствие, «внутренняя помеха».
|
Людей отличает потребность - стремления к комфорту, под которым, как правило, подразумевается достижение максимума жизненных благ (прежде всего обильной и вкусной пище) при минимальной затрате усилий (основное - как можно меньше двигательной активности). Это, как раз то, что в наибольшей степени подрывает здоровье человека. И только разум и воля помогают человеку отказаться от лишней пищи и заставить себя больше двигаться (например, заняться спортом).
Опыты показали, что если человека полностью лишают притока новых впечатлений, удовлетворяя при этом все его физические нужды (питание, удобная постель, температурный комфорт), у него в такой информационно-обедненной среде очень быстро возникают тяжелейшие нервно-психические расстройства.
Под влиянием воспитания, жизненного опыта, текущих событий у человека складывается определенная система его потребностей, составляющая «ядро» личности.
Хорошей пробой на обнаружение главенствующей потребности является предоставление свободы выбора поступка. В момент выбора становится очевидным, какой мотив, какая потребность занимает ведущее положение в структуре личности.
Поскольку разум способен управлять волей, овладеть страстями и инстинктами, моральность (разумность, мудрость) определяется степенью возвышения личности над данным от рождения «природным» началом. И это открывает нам путь к бесконечному совершенствованию. А примером нам могут служить такие великие люди как Сократ, Эйнштейн и др.
Известна умеренность великого философа в потреблении, известно равнодушие его к материальному достатку. Кажется «мелочи быта», всего лишь каприз, причуда характера, но и в этом проступала суть его жизненной позиции. Убеждая сограждан следовать только необходимому, Сократ боролся с идеалом тривиального благополучия софистов, заботившихся об удовлетворении не общественных интересов, а только собственных потребностей.
А. Эйнштейн также отличался непритязательностью житейских запросов, что объяснялось стремлением максимально освободиться от повседневности, от гнета всевозможных мелочей и условностей, мешающихся сосредоточится на главном. «Ведь мы - рабы миллиона вещей, а наша рабская зависимость все возрастает». Ничто так не способствует развитию потребностей, как отсутствие способностей.
|
Кроме чисто материальных, существуют потребности делающие человека человеком, обеспечивающие тот самый «личностный рост», приостановка которого чревата чрезмерным зацикливанием на материальных благах. И первая среди них - потребность в труде. Известный английский писатель Самюэль Смайлс говорил: «Если бы труд был уничтожен, нравственная смерть постигла все человечество. Не труд, а леность - проклятие человека».
И все же вряд ли кто будет отрицать тот факт, что для многих труд остается тяжелой необходимостью. По-видимому, потребность в труде должна сочетаться со свободой выбора.
Именно отсутствие увлеченности, интереса чем бы то ни было - лежит в основе пьянства, наркомании и прочих человеческих пороков. Только возвращение в общество таких человеческих потребностей, как стабильность и справедливость, может стать ключом к решению многих проблем. Если появится надежда на справедливость, люди перенесут все другие лишения и трудности - такое уже не раз бывало в нашей истории...
Внутренняя шкала человеческих ценностей базируется на естественных потребностях, но их «ранжирование», преобладание одних над другими, определяется воспитанием - в семье, в школе, самовоспитанием. У одних вся жизнь уходит на потребление материальных благ, другие довольствуются малым, но открывают для себя мир высоких увлечений. Одни следуют естественным потребностям в правде и справедливости, другие удовлетворяются двойными стандартами: одна, правда, для своих, другая - для всех остальных.
В каждой жизненной ситуации какие-то потребности выступают на передний план, а какие-то остаются в тени. Конечно, у человека, идущего по пустыне, доминирующее желание вызывает жажда, а наивысшее счастье - оазис на горизонте. Во время настоящего голода трудно думать о чем бы то ни было, кроме еды. Но для многих потребность в еде (даже в нормальной жизни) оказывается едва ли не основной, и совсем не обязательно у людей с ограниченными материальными возможностями, скорее - наоборот. Сначала - еда без всяких ограничений (сколько «влезет»), потом борьба с последствиями переедания с помощью сложных и дорогих систем снижения веса и только для того, чтобы, похудев, начать все сначала.
|
Примером в сказанном может послужить наша «знать». В печати появилось сенсационное сообщение: «ЧУБАЙС ОБЪЯВИЛ ГОЛОДОВКУ!» Из солидарности за ним последовала вся новорусская «элита». Нет, не против невыносимых условий жизни трудящихся. Зажрались. Стало тяжело таскать брюхо. Печать сообщает, сбросили вес: Чубайс - 15 кг, Черномырдин - 12 кг, Лесин - 30 кг, Боос - 15 кг, Кириенко, Швыдкой - по 10 кг. Рекорд побил депутат Думы Макаров - 73 кг! Отсюда их отношения к голодовкам трудящихся - пусть голодают, полезно для здоровья.
Во всем нужна золотая середина (недаром же ее так называют). Ужасен вынужденный голод. Но не менее ужасно для нашего организма - переедание. Известный американский психолог Абрахам Маслоу в книге «Мотивация и личность», предупреждает об опасности отсутствия меры. «Материальное изобилие (то есть удовлетворение потребностей низших уровней), - пишет он, - может послужить предпосылкой для возникновения таких патологических явлений, как скука, эгоизм, чувство элитарности, «заслуженного превосходства», приостановка личностного роста».
Потребность в чуде, мечте заложена в каждом из нас. Простую бытовую сказку или историю читать или слушать будет не всякий, но если она повествует о чудесах, хотя бы вроде золушки, то захватит внимание многих. Сама по себе эта потребность безобидная, но она часто соединяется с игрой или жадностью. И тогда превращается в одну из губительнейших страстей человеческих.
Это, наверное, наиболее эксплуатируемая посредниками потребность. Её эксплуатируют цыгане, привокзальные лохотронщики, различные лотереи, игральные автоматы, казино. Но больше всего власть имущие, посредством различных партий - разводят народ до состояния лохов.
Но не все люди подвержены обману, не все лохи. Чем же они отличаются от остальных людей? Это, как правило, люди зрелые, живущие по простым правилам, и никаких особых секретов у них нет. Они живут по законам разума. Они просто не играют на деньги, не тратят их на лотереи. Не верят в халявный крупный выигрыш, куш, который может свалиться именно на них. И не важно от кого это исходит, - от уличного лохотронщика или лохотронщика Чубайса, - который пообещал по две «Волги» за каждый ваучер.
Потребность в подражательстве играет огромную роль на всем протяжении человеческой жизни. Ребенок с детских лет начинает подражать своим родителям в своих играх, поведении - это очень сильно влияет на его воспитание, в положительную или отрицательную сторону. Позже у ребенка могут появиться кумиры на стороне. Он может захотеть быть как любимый артист или певец. В СССР кумирами детей были полярники, летчики, космонавты. Прославлялись и трудовые профессии. Теперь во главу угла ставятся деньги - понятно, что ориентиры поменялись, к сожалению. Даже став вполне взрослым и самостоятельным, человек продолжает брать с кого-то пример, как правило стоящего выше него по иерархической лестнице. Это может быть начальник предприятия, завода или президент страны.
|
Близкую поведенческую реакцию можно выразить такими словами как: «а я как все» или «все так делают». Например, возмущенный родитель спрашивает свое чадо: «Почему ты куришь?» На что сын или дочь отвечает: «Все так делают и Васька с Колькой, и Наташка». Тут пример берется, и оправдываются поступки, взятием примера с поведения большинства, известного оправдывающемуся. Эта потребность - быть как все, не выделяться, остается у большинства на всю жизнь.
Я часто ругаюсь со своей матерью, которая давно уже пенсионерка, но не потеряла дурную привычку, выносить мусор на улицу и высыпать его прямо на дорогу. Правда, раньше, при советской власти, никто себе такого позволить в нашем совхозе не мог, могли и оштрафовать, да и моральные принципы еще работали. Теперь тормозов никаких нет, и каждый поступает в меру своей воспитанности. Вот многие и высыпают мусор прямо на дорогу, перед своим домом и моя мать, оправдываясь, говорит, что все так делают.
Я ей говорю, что люди у нас разные, не только свиньи. Некоторые поддерживают порядок у своего дома, сажают цветы. Почему же ты берешь пример со свиней, а не с хороших людей? На этот вопрос вразумительного ответа получить не удается.
Конечно, наведение порядка в стране, каждый должен начинать с наведения порядка на своем месте. Только вот места у нас у всех разные. Большинство из нас, даже при всем желании, не сможет нагадить дальше своей улицы. А меньшинство из нас гадят на всю страну - своими действиями, поступками. А вывод простой - сверху нужно начинать наводить порядок, чтобы большинство подхватило.
Тяга людей к справедливости, состраданию вовсе не является чем-то аномальным, скорее наоборот - человечество пришло к осознанию этих базовых ценностей в результате эволюционного развития. В качестве примера приводится эксперимент, проведенный в одном из лондонских детских садов. Малышам, разделенным на несколько пар, дано простое задание: один из детей, получив десять шоколадных медалек, должен разделить их с товарищем. Поначалу в детях срабатывал частнособственнический инстинкт - они старались дать второму ребенку меньше шоколадок, оставляя себе большую часть. Психологи предложили вторым участникам эксперимента оценить подобное поведение, причем, если они соглашались с дележом, шоколадки оставались у детей, если нет, шоколадки отбирались у обоих участников. И абсолютно все дети, обделенные своими напарниками, предпочли вовсе остаться без шоколада, но не потакать обманщикам. А когда исследователи предложили вновь разделить шоколадные медальки, наученные горьким опытом дети, уже честно делили шоколадки поровну. Такое поведение устроило напарников, и оба участника в итоге получили свой шоколад. Опыт демонстрирует тягу людей к социальной справедливости, которая стала необходимым экспериментом существования людского сообщества. Дети на каждом шагу ощущают разницу между бедными и богатыми, которая очень ранит чувство справедливости, а оно - врожденное.
Исходя из этого наблюдения, мы можем заключить, что сознание реформаторов и олигархов находится на примитивнейшем уровне, когда развит только хватательный рефлекс в ущерб всем остальным. И подобная модель поведения будет непременно отвергнута обществом - таковы законы природы. Потребность во взаимоподдержке должна срабатывать на подсознательном, инстинктивном уровне. Подобное поведение наблюдается и в животном мире. Власть должна удовлетворять самые элементарные потребности людей: в еде - питье, одежде, жилье, медицинском обслуживании.
Чтобы выжить, и людям, и животным надо поддерживать друг друга в трудные моменты, что в принципе расходится с западным постулатом «каждый сам за себя».
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!