Составитель: учитель-логопед — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Составитель: учитель-логопед

2017-09-10 247
Составитель: учитель-логопед 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ярославской области

Институт развития образования

Методическая разработка

«ЭКСПРЕСС – ДИАГНОСТИКА РЕЧИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Составитель: учитель-логопед

Отдела диагностики и консультирования

МОУ ППМС «Центр помощи детям»

Бажанова Марина Витальевна

 

 

Ярославль, 2009

 

Трудности в овладении письмом.

Показатели: нечёткое знание букв алфавита; сложности при переводе звука в букву и

наоборот, при переводе печатной графемы в письменную; трудности звуко-буквенного

анализа и синтеза; чтение отдельных слогов с чётко усвоенными печатными знаками;

письмо под диктовку отдельных букв. Диагностируется в первом полугодии первого

года обучения.

 

Нарушения формирования процесса письма.

Показатели: смешения письменных и печатных букв по различным признакам;

Трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда; затруднения

при слиянии букв в слоги и слиянии слогов в слово; списывание письменными буквами

с печатного текста уже осуществляется, но самостоятельное письмо находится в стадии

формирования. Типичные ошибки в письме: написание слов без гласных, слияние

нескольких слов или же их расщепление. Диагностируется во втором полугодии

первого и начале второго года обучения.

 

Дисграфия.

Показатели: стойкие ошибки одного или разных видов. Диагностируется во втором

полугодии второго года обучения.

 

Дизорфография.

Показатели: неумение применять в письме орфографические правила по школьной

по школьной программе за соответствующий период обучения; большое количество

орфографических ошибок в письменных работах. Диагностируется на третьем году

обучения.

 

Обследование проводится индивидуально, в традиционной форме, с учетом программных требований.

Длительность диагностики составляет 20 – 30 минут. Данные обследования заносятся в бланк заключение, к которому прилагаются образцы письменных работ.

По результатам обследования выдается логопедическое заключение, в котором проанализировано состояние устной и письменной речи ребенка на данном этапе развития, даны рекомендации по коррекции и развитию речи ребенка.

Логопедическое обследование устной и письменной речи

Младших школьников.

(1 – 4 классы)

 

 

1.Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Отметить наличие и характер аномалий в строении.

- губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

- зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов).

- прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний)

- твердое небо (высокое узкое, плоское, расщелина, укороченное)

- язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)

 

Отклонения в строении артикуляционного аппарата выявляются визуально, т.е. логопед осматривает части артикуляторного аппарата снаружи и внутри.

 

II. Речевая моторика.

Состояние мимической мускулатуры.

Задания:

    • Поднять брови вверх («удивиться»)
    • Надуть щеки («толстячок»)
    • Втянуть щеки («худышка»)

 

Состояние артикуляторной моторики(выполнение движений по подражанию)

губы – «улыбка», «трубочка».

язык – широкий, узкий, вверх – вниз, «маятник»

 

Отметить следующие параметры движений:

- наличие или отсутствие движений;

-тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение).

- объем движения (полный, неполный)

- способность к переключению от одного движения к другому.

- замены движений

- добавочные и лишние движения (синкенезии)

- наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

 

III. Состояние дыхательной и голосовой функции.

Плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха.

Характеристика голоса

- громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)

- наличие или отсутствие носового оттенка

- модуляция глосса (наличие или отсутствие монотонности)

 

IV. Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи).

Темп (нормальный, быстрый, медленный)

Правильность употребления пауз.

Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - «Аркти», 1997

2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.- СПб., 2003

3. Воронова А.П. Нарушения письма у детей (методические рекомендации).- СПб., 1994

4. Воронова А.П.Диагностика, профилактика и коррекция письма у детей с нарушениями речи// научно-методический журнал Логопедия №1, 2004

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2003

6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.-СПб.,1997

7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и письма у младших школьников.- СПб., 2004

8. Логинова Е.В. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с ЗПР.-СПб., 2004

9. Логопедия. Учеб. для студ. дефектол. фак-тов пед. вузов / Под ред. Волковой Л.С. Шаховской С.Н. –М.,1998

10. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей; из опыта работы, учебное пособие.-СПб., 1995

11. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. / Компл. раб. мат-ов под ред. Семаго М.М.

12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст.- СПб., Речь, 2005

13. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003

14. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. М.,1985

15. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференциальный подход к проявлениям нарушения Письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ //научно-методический журнал Дефектология №5, 1988

16. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи детей для начальной и средней школы. М., 2001

17. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития.- М.,1995

18. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия», М., 1994

19. Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции детей с трудностями в обучении // научно-методический журнал Дефектология №1, 1995


Ярославской области

Институт развития образования

Методическая разработка

«ЭКСПРЕСС – ДИАГНОСТИКА РЕЧИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Составитель: учитель-логопед


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.