Рабочая классификация диктантов — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Рабочая классификация диктантов

2017-09-10 575
Рабочая классификация диктантов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предупредительным называется диктант, при проведении которого диктуемый учителем текст (иногда лишь трудные с точки зрения правописания слова) подвергается орфографическому разбору до записи учащимися (сначала объяснение, затем запись).

Предупредительный диктант используют после изучения той или иной темы, а также в тех случаях, когда учебный материал долгое время не повторялся.

При объяснительном диктанте сначала происходит запись диктуемого, а потом даются объяснения. Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материла, а также при повторении ранее пройденного.

По сравнению с предупредительным диктантом объяснительный требует от учеников большей самостоятельности.

Объяснительный диктант так же, как и предупредительный, может быть либо зрительным, либо слуховым.

Возможно сочетание предупредительного диктанта с объяснительным (диктант проводится как объяснительный, а ошибки на неизученные правила предупреждаются).

При проведении комментированного диктанта ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма.

Выборочным диктантом называют такой диктант, при котором дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста.

Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрированно насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию слов.

В начальной школе при выборочном диктанте записывают чаще всего отдельные слова.

Под свободным диктантом понимают такую запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.

Ценность свободного диктанта в том, что он способствует выработке навыка запоминания диктуемого, при проведении свободного диктанта у учеников развивается внимательность, сообразительность, логическая память.

Методика проведения этого вида диктанта такова: учитель сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую.

Творческим диктантом принято называть работу, состоящую в составлении детьми связного текста по опорным словам с последующей записью в тетрадях.

Творческим называют диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст, предварительно подвергая его изменениям.

Различают несколько видов творческого диктанта:

1. Творческий диктант со вставкой слов (распространение текста).

2. Творческий диктант с изменением слов, то есть с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указаниям учителя.

Образец работы над ошибками

1. Правописание устойчивых сочетаний.

жи – ши, ча – ща, чу – щу, ЧК – чн, нч, рщ, щн – нщ.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с этим же сочетанием.

Жи раф, жи вотное, жи знь, у жи, на жи вка, лу жи.

2. Правописание заглавной буквы в именах собственных.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов, являющихся именами собственными.

В олгоград, М осква, А нтон, Е лена, Е нисей, М урка.

3. Правописание предлогов со словом.

Выписать слово с предлогом, где допущена ошибка, между ними вставить слово или вопрос.

4. Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

5. Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых ударением.

Прописать слово на всей строке несколько раз.

л о пата л о пата л о пата л о пата л о пата

6. Правописание парных согласных.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, подобрать проверочное, дописать 2 слова с тем же парным согласным в слабой позиции.

яго д ка – яго ды

гла д кий – гла де нький

дож дь – дож ди к

7. Правописание мягкого знака.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, дописать 5 слов с мягким знаком в той же позиции.

Мел ь, ден ь, пен ь, кон ь, лос ь, дожд ь.

Или:

Ден ь ки, кон ь ки, пал ь то, дал ь ний, угол ь ки, хор ь ки.

Или:

Дерев ь я, лист ь я, бел ь е, Соф ь я, пер ь я, жил ь е.

8. Правописание слов с разделительным твердым знаком.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с разделительным твердым знаком.

9. Правописание удвоенных согласных.

Прописать слово на всей строке несколько раз.

а лл ея а лл ея а лл ея а лл ея а лл ея а лл ея

10. Правописание приставок.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с той же приставкой.

11. Правописание непроизносимых согласных.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, подобрать проверочное слово, дописать 2 слова на то же правило.

сер д це – сер де чко

ярос т ный – ярос ть

прекра сн о – прекра се н

12. Правописание мягкого знака после шипящих.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с шипящим на конце, указывая род.

ж. р. ж. р. м. р. м. р. ж. р. ж. р.
До чь, пе чь, черте ж, кли ч, мы шь, мело чь.

13. Правописание безударных окончаний имен существительных.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, в словосочетании с падежным вопросом, указать склонение, падеж.

14. Правописание о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с той же орфограммой, поставить ударение.

15. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, в словосочетании с вопросом.

16. Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, записать неопределенную форму глагола, указать спряжение.

17. Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, вместе с существительным, указать род.

18. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени перед суффиксом

Выписать слово, в котором допущена ошибка, записать неопределенную форму.

 


* Для учителя. Образец работы над ошибками по каждому орфографическому правилу указан в Приложении.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.