Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Направления, формы и методы коррекционно-развивающей работы со школьниками из «группы риска»

2017-08-11 797
Направления, формы и методы коррекционно-развивающей работы со школьниками из «группы риска» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Развивающая работа - одно из наиболее важных и востребованных направлений работы психолога образования с детьми и подростками. В модели психологической коррекции школьников деятельность педагога и психолога, ориентированная на решение задач ребенка, рассматривается как приоритетная.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалистов включает следующие основные составляющие направления работы: непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком из «группы риска», которая предполагает его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования. Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с детьми, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.

Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями[6].

Основные направления можно привести в таблице:

Профилактико о просветительская работа:вэтом направлении педагог-психолог формирует потребность у родителей, учащихся, учителей в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития и в работе с ребенком.

Специально- психологическое Разработка и реализация психопрофилактических программ, направленных па повышение самооценки школьников, профилактику социального неблагополучия, снижение школьной тревожности и неуспешности, повышение социально-психологической адаптации к меняющимся условиям жизни
Социально- педагогическое Пропаганда здорового образа жизни в образовательном учреждении (Дни здоровья, турпоходы, летние лагеря, Зарницы) Разработка и реализация социально-педагогических целевых комплексных программ, направленных на профилактику аддиктивных форм поведения, правонарушений, беспризорности и безнадзорности
Медико-социальное Разъяснение родителям гигиенических правил и рационального режима для поддержания здоровья детей. Плановые беседы, лекции, семинары, видеопрезентации, классные часы по ведению здорового образа жизни, профилактики заболеваний, организации личной гигиены и охраны здоровья. Плановые совещания с педагогическим персоналом по организации мероприятий на тему медицинского просвещения, социально-правового обеспечения детства. Оценка эффективности проводимой профилактической, коррекционной, лечебной и реабилитационной работы на основании динамики показателей состояния здоровья детей (с учетом факторов риска)
Учебно- методическое Формирование интереса школьников к учебе через систему научных обществ учащихся, факультативных занятий, научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов Создание ситуации успеха на уроках Организация совместной продуктивной творческой деятельности на уроках и во внеклассной работе, обеспечение субъект-субъектного подхода к обучению и воспитанию
Организационно- воспитательное Привлечение детей разных групп риска к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни. Создание условий для самореализации в соответствии с потребностями и желаниями ребенка. Формирование коммуникативной среды для творческого взаимодействия всех участников образовательной ситуации: детей, родителей и педагогов

 

Психодиагностическая работа.

Проведение психодиагностических исследований позволяет проникнуть во внутренний мир ребенка, изучить эмоционально- волевую, личностную, познавательную сферы личности учащегося, определить учебную направленность, интересы, способности и возможности ребенка, его индивидуально-типологические особенности.

Специально- психологическое Количественная и качественная психологическая диагностика проблем школьного детства (в форме тестов, бесед, опросов, наблюдения) Подбор и расстановка педагогов, работающих с детьми, имеющими различные типы проблем. Углубленная психолого-педагогическая диагностика степени риска ребенка. Составление и ведение банка данных детей группы конкретного риска
Социально- педагогическое Формирование социального паспорта школы, класса. Социально-правовой патронаж па дому Анкетирование родителей с целью изучения морально-психологического фона семьи как фактора, воздействующего на личность ребенка
Медико- социальное Первичная медицинская диагностика (в форме медицинских осмотров, изучения медицинских карт, наблюдения за здоровьем ребенка) Формирование групп обучающихся, имеющих повышенный медико-социальный риск, для последующей коррекции и реабилитации Медицинский контроль за питанием, трудовым, физическим воспитанием, условиями организации учебного времени с целью поддержания здоровья
Учебно- методическое Анализ школьной документации учащихся (включая личные дела и «портфели достижений» школьников) Определение обученности и обучаемости каждого школьника Анализ результатов внутришкольного контроля с целью определения уровня учебной успешности по усвоению школьных дисциплин и выявления пробелов в знаниях
Организационно- воспитательное Определение интересов школьников Организация детей по клубам, кружкам, секциям по интересам. Определение уровня воспитанности, смыслоценностных установок ребенка Определение уровня основных личностных доминант и возможностей личностного роста детей. Определение роста общекультурных навыков у детей (стремление к здоровому образу жизни, опрятности, красоте, уважению к окружающим, компетентному общению и пр.)

Коррекционная работа.

Коррекция познавательной сферы, коррекция тревожности, страхов и депрессивных состояний, коррекция агрессивного поведения, тренинги общения, тренинги личностного роста, релаксационные тренинги

Специально- психологическое Реализация индивидуальных психолого-педагогических программ работы с ребенком конкретной группы риска. Тренинги для детей определенных групп риска. Тренинги для родителей, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений. Тренинги профессионального и личностного роста для педагогов. Тренинги взаимодействия родителей с детьми. Реализация специализированных коррекционно-развивающих программ с детьми, имеющими признаки социально-психологической дезадаптации, трудности в обучении и воспитании, высокий уровень школьной тревожности, неадекватную самооценку
Социально- педагогическое Организация системы питания детей группы риска в школе и дома. Реализация специальной программы работы с семьей группы конкретного риска. Индивидуальное сопровождение несовершеннолетних, стоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних, транслирующих девиантные, аддиктивные формы поведения
Медико- социальное Разработка и реализация коррекционных и реабилитационных программ школы, исходя из особенностей состояния здоровья детей, физического и психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, региональных и этнонациональных условий. Коррекция йододефицитного и витаминодефицитного состояния детей Крайнего Севера Индивидуальные (групповые) лечебно-оздоровительные мероприятия для детей и школьников с отклонениями в состоянии здоровья, осуществляемые в условиях медицинского кабинета (лечебная физкультура, корригирующая гимнастика и т. п.). Сопутствующий контроль за результатом
Учебно-методическое Системная работа по предупреждению неуспеваемости (дополнительные занятия, индивидуальная работа, разноуровневые задания) Организация факультативных занятий с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможносте детей. Программное и научно-методическое обеспечение деятельности учителя, работающего с детьми разных категорий риска. Коррекция календарно-методического планирования с учетом ликвидации пробелов в знаниях. Подготовка разноуровневых учебных заданий, корректирующих выявленные пробелы Отслеживание результатов коррекционной работы
Организационно- воспитательное Содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей в системе дополнительного образования. Организация и проведение с детьми разных групп риска плановых школьных тематических мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, культуру человеческих взаимодействий, индивидуальную самореализацию и формирование социальной ответственности, в том числе привлечение школьников к организации и проведению декад, марафонов, конкурсов, смотров, концертов и других мероприятий

 

Консультативная работа:

Влияние неблагоприятных условий семейного воспитания на формирование личности, стиль семейного воспитания, микроклимат класса и его влияние на формирование личности, стратегия поведения в конфликтной ситуации, помощь ребенку в снятии внутреннего напряжения, функциональные состояния личности (страхи, тревожность, агрессия, депрессия), одаренный ребенок в семье

Специально- психологическое Индивидуальное и групповое психологическое консультирование для педагогов, родителей, учащихся конкретной группы риска Подготовка печатной продукции по проблемам детей разных групп риска. Лектории для родителей по вопросам психологического просвещения и практики семейного воспитания
Социально- педагогическое Лекторий для родителей школьников разных категорий. Правовое консультирование детей и родителей. Семинары для педагогов по проблемам детей группы конкретного риска. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам организации жизни и обеспечения здоровья детей
Медико- социальное Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, родителей, детей по вопросам контроля за условиями обучения, питания, физического развития, психологического комфорта, с целью своевременного выявления факторов риска, связанных с нарушением здоровья школьников Консультирование администрации школы по вопросам соблюдения санитарных норм и выполнения гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях и устранения факторов риска
Учебно- методическое Научно-методическое сопровождение труда учителя Консультирование родителей по вопросам учебного плана, школьных программ, ЗУН Консультирование детей по выбору предпрофильных элективных курсов и профиля обучения Консультирование учащихся и педагогов для подготовки детей к конкурсам, смотрам, олимпиадам разного уровня
Организационно-воспитательное Консультирование детей по вопросам школьного самоуправления, индивидуальной самореализации по интересам в системе дополнительного образования школы и города. Плановая работа с классными руководителями по организации и проведению воспитательной работы с детьми внутри класса, школы, города, района Групповое и индивидуальное консультирование родителей по проблемам воспитания[11, 23].

Для решения задач коррекции используются методы: стимулирование позитивной мотивации - желание менять себя, свое поведение, строится на приеме оценки негативных последствий девиантного поведения (ребенка просят как можно подробнее рассказать, с конкретными примерами, как он реально пострадал от своего поведения, какой вред нанес своим близким и окружающим людям). Эффективным методом стимулирования позитивных изменений выступает групповая работа в значимой группе для школьника. Также используется методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него. Методы коррекции эмоционального состояния - арттерапия, игровая терапия. Отреагирование эмоций в социально-примлемой форме. Когнитивное переконструирование - изменение эмоционального восприятия и поведенческих реакций через изменение содержания установок, а также коррекция восприятия, интерпретации: идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей «я плохой», «меня нельзя любить». Методы прекращения нежелательного поведения (санкции) -договоренность сторон и действиях в случае нарушения свода правил, то есть стимулирование личной ответсвенности за свое поведение. Тайм-аут - физическое удаление школьника из среды, где негативное поведение может получить подкрепление. Ребенок заранее должен быть информирован о правилах и последствиях плохого поведения. Перед наказанием следует однократное предупреждение. Методы формирования позитивного поведения включает наиболее распространенный метод - это подкрепление: положительно-подкрепляющие и отрицательно-подкрепляющие, например, жетонный метод. Подкрепление должно быть индивидуально значимым, применяться сразу после желательного или нежелательного поведения, связь между поведением и подкреплением должна быть четкой. Методы саморегуляции - это обучение методам нервно-мышечной релаксации и стратегии самоконтроля: самонаблюдении за поведением и самоподкрепление. Рекомендации родителям - режим труда и отдыха, занятия спортом детьми, избегание физического наказания, использование похвалы и поощрения, оценка поведения, а не личности[7].


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.