Концепция Фридмана Шульц фон Туна — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Концепция Фридмана Шульц фон Туна

2017-08-07 4038
Концепция Фридмана Шульц фон Туна 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Фридман Шульц фон Тун предложил интересную коммуникативную модель. Большинство тренеров по коммуникации работают именно с его моделью, потому что она очень проста и наглядна. Шульц фон Тун видит преимущество этой модели в том, «что она позволяет классифицировать множество барьеров и проблем в общении и определить цели для тренировки коммуникативных способностей».

Фридман Шульц фон Тун, 1944-го года рождения, с 1975 рода - профессор психологии Гамбургского университета. Разработал программу понимания - критериальную модель понятности текстов. Его модель подробно изложена в труде «Четыре стороны сообщения». Шульц фон Тун считает, что искать один единственный, идеальный стиль общения нецелесообразно и ненужно. «Общение подобно дереву - материалу, из которого вырезают», - говорит он. Основой хорошего общения Шульц фон Тун считает двойное соответствие: соответствие как согласие с самим собой. Соответствие как согласие со спецификой ситуации и с причиной возникновения общения.  

 

Он представляет свою коммуникативную модель в виде квадрата со следующими сторонами:

1. Существо дела (предметное содержание): как я могу наиболее по­нятно сообщить о положении вещей.

2. Отношение (аспект отношений): как я общаюсь с близкими мне людьми.

3. Самораскрытие (аспект самовыражения): каждое сообщение – это сообщение о себе, определенное проявление его личности.

4. Призыв (аспект обращения): когда человек что-то говорит, он, как правило, хочет на что-либо повлиять.

В процессе общения люди подают друг другу много сигналов, которые влияют на принятие решений другими людьми. Например, к таким сигналам относятся запах, цвет и т.д. Влияние этих сигналов часто недооценивают, а при определенных обстоятельствах оно очень велико. Каждое сообщение всегда включает четыре аспекта: предметное содержание, самовыражение, отношение и обращение.

Предметное содержание

Деловой аспект подразумевает сообщение предметного содержания. Шульц фон Тун применяет гамбургскую программу понятности, которая была разработана в соавторстве с Р. Таушем. Это - критериальная модель понятности текстов. Она предусматривает четыре ключевых особенности понятного высказывания:

1. Простота: текст являет собой простое представление предметного содержания. Обстоятельства дела должны быть изложены интересно и конкретно, с помощью коротких предложений, общеупотребительных слов, понятных специальных терминов и наглядного описания на разговорном языке.

2. План: связующая нить изложения не должна теряться или прерываться; текст должен быть содержательным и последовательным. Необходимо отделять более важную информацию от менее важной с помощью особого подчеркивания более существенных фактов и внешней формы.

3 .Краткость/выразительность: текст или высказывание всегда должны содержать конкретную информацию, которая наиболее четко и понятно выражает основную мысль.

4. Стимулирование: текст должен быть интересным, увлекательным и читабельным. Чтобы он получился таким, можно, например, обращаться с вопросами, вводить короткие рассказы, которые помогут объяснить непонятное. Этого можно добиться также с помощью примеров, сравнений, метафор, вопросов или иллюстраций.

Самовыражение

В каждом предложении, которое человек говорит кому-то, он сообщает какую-то информацию о себе. В его высказываниях получатель может не только распознать предметное содержание, но и аспект отношений или аспект обращения. Он может также спросить, что заставило другого человека сообщить об этом. Кроме того, отправитель может так оформить эту сторону коммуникации, что создаст о себе определенное представление.

Отношение

Многие получатели очень чувствительны к этой стороне сообщений. Здесь отправитель проявляет свое отношение к получателю. При понимании аспекта отношений большую рольиграет восприятие невербального поведения. Если в аспекте самовыражения получатель выступает еще и как диагност, то здесь он - просто участник общения. С одной стороны, отправитель демонстрирует, как он определяет отношения между собой и получателем, а, с другой стороны, он выявляет свое представление о получателе. Аспект отношений состоит из двух составляющих: во-первых, «Я» - сообщение получателя («Так я представляю тебя») и, во-вторых, «Ты»-«Мы»-сообщение («Так я представляю наши отношения»).

Обращение

Каждой фразой отправитель хочет как-то привлечь получателя или повлиять на него. Это аспект обращения в сообщении. Обращение может быть эксплицитным (выраженным во вне) или имплицитным (подсознательным, невыраженным).

Вопрос для самопроверки:

Два человека сидят в автомобиле, стоящем перед светофором. Пассажир, сидящий рядом с водителем, говорит: «Эй, там зеленый!». Каковы в этом случае: предметное содержание, самовыражение, обращение, отношение?

Ответ:

· Предметное содержание – «светофор зеленый»

· Самовыражения – «я тороплюсь»

· Обращение – «дави на газ»

· Отношение – «тебе нужна моя помощь».

В дальнейшем именно от водителя зависит, на какую из сторон сообщения он обратит внимание. Возможно, он почувствует, что его опекают, услышит отношение и закричит «Ты ведешь или я?». Или он поймет самовыражение в этом сообщении и скажет: «Мы уже почти приехали». В то время как предметное содержание, прежде всего, апеллирует к разуму, отношение воспринимается сердцем.

Существуют не только четыре стороны сообщения, но и «четыре уха», которыми люди воспринимают сообщение.

Модель с «четырьмя ушами»

Сообщение можно воспринимать с четырех позиций, соответствующих его сторонам. Шульц фон Тун называет это моделью с четырьмя ушами» получателя, у которого есть по одному «уху» для приема каждой стороны сообщения. Каким «ухом» человек лучше слышит, иногда зависит от него самого, иногда - от ситуации. И все же каждый коммуникатор имеет свои привычки восприятия.

«Ухо – предметное содержание» Этим ухом воспринимается содержание сообщения. Конечно же, иногда можно уловить тон межличностного общения (например, в партнерских отношениях) или придать межличностному сообщению более объективный характер.

«Ухо – самовыражение». Этим «ухом» воспринимают, в какой личной ситуации кто-то что-либо говорит. Иногда между «ухом» - отношением и «ухом» -самовыражением возникает противоречие: «Он говорит это, потому что это касается меня, или в большей степени это касается его самого?» Дети до пяти лет еще не умеют этого различать. Они не могут представлять себя на месте других людей. Поэтому, например, чьи-то порывы гнева они всегда принимают на свой счет и не в состоянии понять, что причина их, возможно, - в напряженной ситуации в жизни другого человека. Однако при высокой восприимчивости к самовыражению возникает опасность повышенной иммунизации или психологизации. Так, любое высказывание получатель может воспринять «ухом - самовыражение» и сделать вывод, что отправитель высказывает критическое замечание, но оно не касается непосредственно получателя. Так можно защититься, иммунизировать себя от любой критики. Еще одна форма одностороннего восприятия - психологизация. Суть ее в том, что на каждое высказывание отправителя получатель дает ответ, в котором уклоняется от ответственности за что-либо, а на предполагаемую психологическую мотивацию другого человека реагирует отстраненно («Ты говоришь это только потому, что ты...»)

«Ухо - отношение». Партнер с развитым «ухом-отношение», все и сразу принимает на свой счет и любую информацию относит к себе. Получатель не распознает при этом особенности самовыражения в сообщении и не воспринимает стороны его предметного содержания.

«Ухо – обращение». Если у человека развито «ухо – обращение», то он всем и всегда старается угодить. Он смеется, когда кто-то шутит, даже если ему не смешно, только потому, что хочет соответствовать обращению шутника (отправителя). Это может принести к тому, что в дальнейшем он будет действовать ещеболее стереотипно, не учитывая своих собственных интересов и потребностей. При восприятии «ухом – обращение» всегда возникает конфликт между действием, направленным вовне (смеяться, даже если не смешно), и действием, направленным вовнутрь (не смеяться; сказать, что это была плохая шутка).

К тому же, при сильно развитом «ухе – обращение» можно все ставить подсомнение.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.