Структура корпоративных информационных систем, основные функции и задачи — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Структура корпоративных информационных систем, основные функции и задачи

2017-08-07 478
Структура корпоративных информационных систем, основные функции и задачи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

http://5fan.ru/wievjob.php?id=26799

(здесь еще и обо всем, что было ранее)

«Теория информационных процессов и систем» Информационные системы. Основные понятия. Корпоративные информационные системы. Структура КИС. Информационная система (ИС) – это прикладная программная система, предназначенная для сбора, хранения, поиска и обработки текстовой и/или фактографической информации. Подавляющее большинство ИС работает в интерактивном режиме, т.е. в режиме диалога с пользователем. В общем случае типовые программные компоненты ИС включают: диалоговый ввод-вывод, логику диалога, прикладную логику обработки данных, логику управления данными, операции с файлами и/или БД. Можно выделить три наиболее существенных фактора, оказавших влияние на развитие ИС в последние годы: 1. новый подход к программированию: с конца 90-х годов ООП фактически вытеснило модульное; методы построения объектных моделей непрерывно совершенствуются. Внедрение ООТехнологий программирования существенно сокращает сроки разработки сложных ИС, упрощает их поддержку и развитие; 2. развитие сетевых технологий: локальные ИС повсеместно вытесняются клиент-серверными и многоуровневыми ИС; 3. развитие сети Интернет: появилась возможность работы с удаленными подразделениями, возможность обслуживания покупателей через Интернет, возможность использовать Интернет-технологии в интрасетях предприятия (так называемые интранет-технологии). Корпоративная ИС (КИС) – это совокупность специализированного программного обеспечения и вычислительной аппаратной платформы, Fна которой оно установлено. На развитие КИС также влияют многие факторы: 1. развитие методик управления предприятием (т.е. теории и практики менеджмента); 2. постоянное наращивание мощности и производительности компьютеров; 3. развитие сетевых технологий и систем передачи данных; 4. интеграция компьютеров с разнообразным оборудованием и др. Структура КИС В составе КИС можно выделить две относительно независимые составляющие: 1. компьютерную инфраструктуру организации, т.е. совокупность сетевой, телекоммуникационной, программной, информационной и организационной инфраструктур. (Эта составляющая называется корпоративной сетью.) 2. взаимосвязанные функциональные подсистемы, обеспечивающие решение задач организации. Первая составляющая отражает структурную сторону любой ИС. Это основа для интеграции функциональных подсистем, полностью определяющая свойства ИС. Требования к компьютерной инфраструктуре едины и стандартизованы, методы ее построения хорошо известны и проверены на практике. Вторая составляющая относится к прикладной области и зависит от специфики задач предприятия. Эта составляющая полностью базируется на первой и определяет прикладную функциональность ИС. Требования к функциональным подсистемам сложны и часто противоречивы, т.к. выдвигаются специалистами из различных прикладных областей. Однако в конечном счете именно эта составляющая важнее, т.к. именно для нее и строится компьютерная инфраструктура. Взаимосвязи между двумя составляющими ИС достаточно сложны. С одной стороны, обе составляющие в определенном смысле независимы. Например, организация сети и протоколы для обмена данными между компьютерами абсолютно не зависят от того, какие программы планируется использовать на предприятии для организации бухучета. С другой стороны, составляющие в определенном смысле зависят друг от друга. Функциональные подсистемы в принципе не могут существовать без компьютерной инфраструктуры. В то же время компьютерная инфраструктура сама по себе достаточно ограничена, поскольку не обладает необходимой функциональностью. Очевидно, невозможно эксплуатировать распределенную ИС при отсутствии сетевой инфраструктуры. Таким образом, разработку ИС целесообразно начинать с построения корпоративной сети как наиболее важной составляющей, опирающейся на апробированные промышленные технологии и реализуемой в разумные сроки в силу определенности в постановке задачи и в предлагаемых решениях. Корпоративная сеть создается на многие годы, капитальные затраты на ее разработку и внедрение настолько велики, что практически исключают возможность переделки существующей сети. В отличие от корпоративной сети функциональные подсистемы изменчивы по своей природе, т.к. в предметной области деятельности организации изменения происходят постоянно. Функциональность ИС зависит от организационно-управленческой структуры организации, распределения функций, финансовых технологий, технологии документооборота и других факторов. Разработку и внедрение функциональных подсистем можно выполнять постепенно. Например, сначала внедрить систему финансового учета, систему управления кадрами и т.п., а затем переходить к другим областям. Классификация информационных систем. ИС можно классифицировать по разным признакам. Рассмотрим наиболее часто используемые способы классификации. 1. Классификация по масштабу По масштабу ИС подразделяются на следующие группы: одиночные, групповые, корпоративные. Одиночные ИС реализуются, как правило, на автономных ПК (сеть не используется). Такая ИС может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих одно рабочее место. Подобные приложения создают с помощью так называемых настольных (локальных) СУБД. Наиболее популярные локальные СУБД: Clarion, Clipper, FoxPro, Paradox, dBase, Microsoft Access. Групповые ИС ориентированы на коллективное использование информации и чаще всего строятся на базе локальной вычислительной сети. При разработке таких приложений используют серверы БД (SQL -серверы). Наиболее популярные SQL -серверы: Oracle, DB 2, Microsoft SQL Server, InterBase, Sybase, Informix. Корпоративные ИС ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для них характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или многоуровневая архитектура. При разработке таких ИС можно использовать те же серверы БД, что и при разработке групповых ИС. Однако в крупных корпоративных ИС наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB 2 и Microsoft SQL Server. Для групповых и корпоративных ИС существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранности данных. Эти свойства обеспечиваются поддержкой целостности данных, ссылок и транзакций в серверах БД. 2. Классификация по сфере применения По сфере применения ИС подразделяются на следующие группы: системы обработки транзакций, системы принятия решений, информационно-справочные системы, офисные системы. Транзакция – это последовательность операций над базой данных, рассматриваемых СУБД как единое целое. Системы обработки транзакций по оперативности обработки данных делятся на пакетные ИС и оперативные ИС. В ИС организационного управления преобладает режим оперативной обработки транзакций для отражения актуального состояния предметной области в любой момент времени, а пакетная обработка занимает незначительную часть. Для таких систем характерен регулярный поток простых транзакций, выполняющих роль заказов, платежей, запросов и т.п. Важными требованиями для них являются высокая производительность обработки транзакций и гарантированная доставка информации при удаленном доступе к БД по телекоммуникациям. Системы поддержки принятия решений представляют собой тип ИС, в которых с помощью довольно сложных запросов производится отбор и анализ данных в различных разрезах: временных, географических и по др. показателям. Информационно-справочные системы представляют собой широкий класс систем основанных на гипертекстовых документах и мультимедиа. Наибольшее развитие такие ИС получили в сети Интернет. Офисные ИС предназначены для перевода бумажных документов в электронную форму, для автоматизации делопроизводства и управления документооборотом. 3. Классификация по способу организации По способу организации групповые и корпоративные ИС подразделяются на следующие классы: системы на основе архитектуры клиент-сервер, на основе многоуровневой архитектуры, на основе Интернет/интранет-технологий. 3.Архитектура информационных систем. 1. Централизованная обработка данных 2. Файл-серверная распределенная обработка данных 3. Клиент-серверная двухуровневая распределенная обработка данных 4. Клиент-серверная трехуровневая распределенная обработка данных 5. Клиент-серверная многоуровневая распределенная обработка данных: трехуровневая клиент-серверная архитектура при наличии в сети нескольких серверов приложений и серверов БД. 4.Области применения и примеры реализации информационных систем. Области применения и примеры реализации ИС Рассмотрим наиболее важные задачи, решаемые с помощью ИС. 1. Бухгалтерский учет. Это классическая область применения информационных технологий и наиболее часто реализуемая сегодня задача. Во-первых, ошибка бухгалтера может стоить очень дорого, поэтому очевидна выгода использования возможностей автоматизации бухгалтерии. Во-вторых, бухучет легко формализуется, так что разработка систем его автоматизации не является технически сложной. Однако это весьма трудоемко, т.к. к системам бухучета предъявляются повышенные требования в отношении надежности и максимальной простоты и удобства в эксплуатации. 2. Управление финансовыми потоками. Внедрение ИТ в управление финансовыми потоками также обусловлено критичностью этой области управления предприятия к ошибкам. Неправильно построив систему расчетов с поставщиками и потребителями, можно спровоцировать кризис наличности даже при налаженной сети закупок, сбыта и хорошем маркетинге. 3. Управление складом, ассортиментом, закупками. Можно автоматизировать процесс анализа движения товара, тем самым отследив и зафиксировав те 20% ассортимента, которые приносят 80% прибыли. Подобный анализ позволяет также ответить на главный вопрос: как получить максимальную прибыль при постоянной нехватке средств? 4. Управление производственным процессом. Это очень трудоемкая задача. Основные механизмы здесь – планирование и оптимальное управление. Автоматизированное решение задачи УПП дает возможность грамотно планировать, учитывать затраты, оперативно управлять процессом выпуска продукции и т.д. 5. Управление маркетингом. Управление маркетингом подразумевает сбор и анализ данных о фирмах-конкурентах, их продукции и ценовой политике, а также моделирование параметров внешнего окружения для определения оптимального уровня цен, прогнозирования прибыли и планирования рекламных кампаний. 6. Документооборот. Это очень важный процесс деятельности любого предприятия. Отлаженная система документооборота отражает реально происходящую производственную деятельность и дает возможность администрации воздействовать на нее. Поэтому автоматизация документооборота позволяет повысить эффективность управления. 7. Оперативное управление предприятием. ИС, решающая задачи ОУП, строится на основе БД, в которой фиксируется вся информация о предприятии. ИС ОУП включает в себя массу программных решений автоматизации бизнес-процессов на предприятии. Важнейшее требование к таким ИС – гибкость, способность к адаптации и развитию. 8. Предоставление информации о фирме. Развитие сети Интернет привело к необходимости создания корпоративных серверов для предоставления информации о предприятии. Практически каждое уважающее себя предприятие имеет свой web-сервер, который решает целый ряд задач. Среди них две основные задачи: создание имиджа предприятия и разгрузка справочной службы компании. 5.Проект. Классификация проектов. Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре. Можно выделить следующие основные отличительные признаки проекта как объекта управления: 1. изменчивость; 2. ограниченность конечной цели; 3. ограниченность продолжительности; 4. ограниченность бюджета; 5. новизна для предприятия; 6. комплексность; 7. правовое и организационное обеспечение. С точки зрения теории систем управления, проект как объект управления должен быть наблюдаемым и управляемым. Управляемость особенно актуальна в условиях неопределенности и изменчивости предметной области, которые характерны для проектов при разработке ИС. К важнейшим характеристикам проекта относятся технико-экономические показатели: объем работ, сроки выполнения, себестоимость, экономическая эффективность от реализации проекта, социальная и общественная значимость проекта. Классификация проектов Проекты можно классифицировать по различным признакам. Отметим основные из них. Класс проекта определяется по составу и структуре проекта. Обычно различают монопроект (отдельный проект, который может быть любого типа, вида и масштаба) и мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления). Тип проекта определяется по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект. Можно выделить пять основных типов проекта: технический, организационный, экономический, социальный, смешанный. Разработка ИС относится к техническим проектам, имеющим следующие особенности: главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных результатов; срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, но они тоже могут корректироваться. Масштаб проекта определяется размером бюджета и числом участников: мелкие проекты, малые проекты, средние проекты, крупные проекты. Можно рассматривать масштаб проекта в более конкретной форме – отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты предприятия. Основные фазы проектирования информационных систем. Каждый проект проходит в своем развитии определенные состояния. Совокупность ступеней развития проекта принято разделять на фазы (стадии, этапы). Можно выделить следующие фазы развития ИС: 1. формирование концепции; 2. разработка технического задания; 3. проектирование; 4. изготовление; 5. ввод системы в эксплуатацию. Понятие жизненного цикла информационных систем. Процессы ЖЦ ИС. Понятие жизненного цикла (ЖЦ) является одним из базовых понятий методологии проектирования ИС. ЖЦ ИС представляет собой непре-рывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании ИС и заканчивающийся в момент полного ее изъятия из эксплуатации. Существует международный стандарт, регламентирующий ЖЦ ИС – ISO/IEC 12207 (ISO – International Organization of Standartization, IEC – International Electrotechnical Comission). Стандарт ISO/IEC 12207 определяет структуру ЖЦ, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ИС. В соответствии с этим стандартом структура ЖЦ основывается на трех группах процессов: 1. основные процессы ЖЦ (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение); 2. вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, разрешение проблем); 3. организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого ЖЦ, обучение). Основные процессы жизненного цикла ИС Среди основных процессов ЖЦ ИС наибольшее значение имеют три: разработка, эксплуатация и сопровождение. Разработка ИС: включает в себя стратегическое планирование, анализ, проектирование и программирование. Иными словами, все работы по созданию информационного программного обеспечения (ПО) и его компонентов, т.е. оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов для тестирования программ, разработку материалов для организации обучения персонала и др. Эксплуатация ИС: эксплуатационные работы делятся на подготовительные и основные. Подготовительные: конфигурирование БД и рабочих мест пользователей, обеспечение пользователей эксплуатационной документацией, обучение персонала. Основные: непосредственная эксплуатация, локализация проблем, модификация ПО, развитие и модернизация ИС. Сопровождение ИС: выделение наиболее важных узлов ИС и определение для них критичности простоя, определение задач технического обслуживания (ТО), анализ имеющихся ресурсов для организации ТО (критерии: наличие гарантии на оборудование, состояние ремонтного фонда, квалификация персонала), подготовка плана организации ТО (этапы, сроки, затраты, ответственность исполнителей). Вспомогательные процессы ЖЦ ИС Среди вспомогательных процессов одно из главных мест занимает управление конфигурацией, позволяющее организовывать, учитывать и контролировать внесение изменений в различные компоненты ИС на всех стадиях ее ЖЦ. Организационные процессы ЖЦ ИС Техническое и организационное обеспечение проекта включает выбор методов и инструментальных средств для реализации проекта, разработку методов и средств испытаний ПО, обучение персонала. Обеспечение качества проекта связано с верификацией, проверкой и тестированием компонентов ИС. Верификация – это определение соответствия текущего состояния разработки, достигнутого на данном этапе, требованиям этапа. Проверка – это определение соответствия параметров разработки исходным требованиям. Тестирование – это определение различий между реальными и ожидавшимися результатами и оценка соответствия характеристик ИС исходным требованиям. Структура жизненного цикла информационных систем. Полный ЖЦ ИС включает в себя стратегическое планирование, анализ, проектирование, реализацию, внедрение и эксплуатацию. Можно разбить ЖЦ на ряд стадий. Это деление достаточно произвольно. Рассмотрим один из вариантов, предлагаемый корпорацией Software – одной из ведущих фирм на рынке программного обеспечения средств разработки ИС. Согласно методологии, предлагаемой Rational Software, ЖЦ ИС подразделяется на четыре стадии: начало, уточнение, конструирование, сдача в эксплуатацию. Границы каждой стадии определены некоторыми моментами времени, в которые должны быть достигнуты определенные ключевые цели. Начальная стадия: определяется область применения системы и граничные условия, идентифицируются все внешние объекты, с которыми должна взаимодействовать ИС, и все ее функциональные возможности; производится описание наиболее существенных функциональных возможностей ИС. Стадия уточнения: проводится анализ прикладной области, разрабатывается архитектурная основа ИС, описываются все функциональные возможности ИС. В конце стадии уточнения проводится анализ архитектурных решений и способов устранения главных элементов риска, содержащихся в проекте. Стадия конструирования: разрабатывается законченное изделие, готовое к передаче пользователю. Сдача в эксплуатацию: готовая ИС передается пользователю. Модели жизненного цикла информационных систем. Краткая характеристика. Модель ЖЦ ИС – это структура, определяющая последовательность процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении ЖЦ ИС, а также взаимосвязи между ними. К настоящему времени наибольшее распространение получили следующие две основные модели ЖЦ ИС: каскадная модель(модель «водопад» – waterfall) и спиральная модель. КМ предусматривает последовательную организацию работ. При этом основной особенностью является разбиение всей разработки на этапы, причем переход с одного этапа на следующий происходит только после того, как будут полностью завершены все работы на предыдущем этапе. Каждый этап завершается выпуском полного комплекта документации. Основные этапы разработки по КМ Можно выделить следующий ряд этапов разработки по КМ, практически не зависящих от предметной области: · анализ требований заказчика; · проектирование; · разработка; · тестирование и опытная эксплуатация; · сдача готового проекта. Спиральная модель (СМ) предполагает итерационный процесс разработки ИС. При этом возрастает значение начальных этапов ЖЦ таких, как анализ и проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путем создания прототипов. Каждая итерация представляет собой законченный цикл разработки, приводящий к выпуску внутренней или внешней версии изделия (или подмножества конечного продукта). От итерации к итерации версия совершенствуется, чтобы в конечном итоге стать законченной системой, удовлетворяющей всем требованиям заказчика. Таким образом, каждый виток спирали соответствует созданию версии программного изделия; на нем уточняются цели и характер проекта, определяется его качество, планируются работы следующего витка спирали. На каждой итерации углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта, в результате чего выбирается обоснованный вариант, который доводится до окончательной реализации. Каскадная модель ЖЦ ИС. Основные этапы разработки. Основные достоинства. Каскадная модель (КМ) характерна для классического подхода к разработке различных систем в любых прикладных областях. Для разработки ИС данная модель широко использовалась в 70-80-х годах. Каскадные методы проектирования хорошо описаны в отечественной и зарубежной литературе. Организация работ по каскадной схеме официально рекомендовалась и широко применялась в различных областях КМ предусматривает последовательную организацию работ. При этом основной особенностью является разбиение всей разработки на этапы, причем переход с одного этапа на следующий происходит только после того, как будут полностью завершены все работы на предыдущем этапе. Каждый этап завершается выпуском полного комплекта документации. Основные этапы разработки по КМ Можно выделить следующий ряд этапов разработки по КМ, практически не зависящих от предметной области: · анализ требований заказчика; · проектирование; · разработка; · тестирование и опытная эксплуатация; · сдача готового проекта. На первом этапе проводится исследование проблемы, четко формулируются требования заказчика. Результат этапа – техническое задание (ТЗ), согласованное со всеми сторонами. На втором этапе разрабатываются проектные решения в соответствии с требованиями, сформулированным в ТЗ. Результат этапа – комплект проектной документации, содержащей все необходимые данные для реализации проекта. Третий этап – реализация проекта. Здесь разрабатывается программное обеспечение (кодирование) в соответствии с проектными решениями, полученными на предыдущем этапе. Методы, используемые для реализации, принципиального значения не имеют. Результат этапа – готовый программный продукт. На четвертом этапе проводится проверка полученного программного обеспечения на соответствие требованиям ТЗ. Опытная эксплуатация позволяет выявить скрытые недостатки, проявляющиеся в реальных условиях работы ИС. Последний этап – сдача готового проекта. Главная задача этого этапа – убедить заказчика, что все его требования реализованы в полной мере. Этапы работы в рамках КМ называют частями проектного цикла системы, т.к. этапы состоят из многих итерационных процедур уточнения требований к системе и вариантов проектных решений. Основные достоинства каскадной модели: 1. на каждом этапе формулируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности. На заключительных этапах разрабатывается также пользовательская документация, охватывающая все предусмотренные стандартами виды обеспечения ИС: организационное, методическое, информационное, программное, аппаратное; 2. выполняемые в логичной последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения и соответствующие затраты. КМ изначально разрабатывалась для решения различных инженерных задач и не потеряла своего значения для прикладной области до настоящего времени. Кроме того, каскадный подход хорошо зарекомендовал себя и при построении ИС определенного типа. Имеются в виду ИС, для которых в самом начале можно точно и полно сформулировать все требования и предоставить разработчикам свободу выбора способа реализации. К таким системам относятся сложные расчетные системы, системы реального времени и ряд других. Каскадная модель ЖЦ ИС. Недостатки каскадной модели. Недостатки каскадной модели ограничивают ее применение при разработке ИС. Причем эти недостатки делают ее либо полностью неприемлемой, либо приводят к существенному увеличению сроков разработки и стоимости проекта. Основные недостатки каскадной модели следующие: 1. существенная задержка получения результатов; 2. необходимость возврата на предыдущие этапы; 3. сложность распараллеливания работ по проекту; 4. информационная перенасыщенность каждого этапа; 5. сложность управления проектом; 6. высокий уровень риска и ненадежности инвестиций. Задержка полученных результатов считается главным недостатком каскадной схемы. Этот недостаток проявляется в основном в том, что вследствие последовательного подхода к разработке согласование результатов производится только после завершения очередного этапа. Поэтому может оказаться, что разрабатываемая ИС не соответствует требованиям пользователей. Причем такие несоответствия могут возникать на любом этапе, т.к. искажения могут непреднамеренно вноситься и проектировщиками, и программистами в силу того, что они не всегда хорошо разбираются в тех предметных областях, для которых разрабатывается ИС. Кроме того, используемые при разработке ИС модели автоматизируемого объекта могут в силу различных причин устареть за время разработки. Это относится и к функциональной модели, и к информационной модели, и к проектам интерфейса пользователя, и к пользовательской документации. Необходимость возврата на предыдущие стадии является одним из проявлений предыдущего недостатка. Как правило, ошибки, допущенные на более ранних этапах, обнаруживаются только на последующих. Поэтому после проявления ошибки проект возвращается на предыдущий этап, перерабатывается и снова передается на следующую стадию. Как следствие, срыв графика работ и усложнение взаимоотношений между группами разработчиков, выполняющих отдельные этапы. Самое неприятное – это то, что недоработки могут обнаружиться не на следующем этапе, а позднее (например, на стадии опытной эксплуатации могут проявиться ошибки в описании предметной области). Это означает, что часть проекта должна быть возвращена на начальный этап. Спиральная модель ЖЦ ИС. Итерации. Преимущества и недостатки спиральной модели. 2 Спиральная модель (СМ) предполагает итерационный процесс разработки ИС. При этом возрастает значение начальных этапов ЖЦ таких, как анализ и проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путем создания прототипов. Итерации. Каждая итерация представляет собой законченный цикл разработки, приводящий к выпуску внутренней или внешней версии изделия (или подмножества конечного продукта). От итерации к итерации версия совершенствуется, чтобы в конечном итоге стать законченной системой, удовлетворяющей всем требованиям заказчика. Таким образом, каждый виток спирали соответствует созданию версии программного изделия; на нем уточняются цели и характер проекта, определяется его качество, планируются работы следующего витка спирали. На каждой итерации углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта, в результате чего выбирается обоснованный вариант, который доводится до окончательной реализации. Использование СМ позволяет осуществлять переход на следующий этап выполнения проекта, не дожидаясь полного завершения работы на текущем, т.к. незаконченную работу можно будет выполнить на следующей итерации. Главная задача каждой итерации – как можно быстрее создать работо способный продукт, который можно показать пользователям. Преимущества спиральной модели Спиральный подход к разработке ИС позволяет преодолеть большинство недостатков каскадной модели и, кроме того, обеспечивает ряд дополнительных возможностей, делая процесс разработки более гибким. 1. итерационная разработка существенно упрощает внесение изменений в проект при изменении требований заказчика; 2. при использовании СМ отдельные элементы интегрируются в единое целое постепенно, интеграция производится непрерывно, и поскольку она начинается с меньшего количества элементов, при ее проведении возникает гораздо меньше проблем (при использовании КМ разработки на интеграцию в конце проекта приходится до 40% всех затрат); 3. снижается уровень рисков. Это преимущество является следствием предыдущего, т.к. риски обнаруживаются во время интеграции. (В начале разработки проекта уровень рисков максимален, по мере продвижения разработки он уменьшается.) При использовании СМ скорость уменьшения рисков выше, чем при КМ. Это связано с выполнением интеграции уже на первой итерации, вследствие чего уже в начале разработки выявляются многие аспекты проекта (пригодность инструментальных средств и программного обеспечения, квалификация разработчиков и др.); 4. итерационная разработка обеспечивает большую гибкость в управлении проектом, давая возможность внесения тактических изменений в разрабатываемый проект. (Например, можно сократить сроки разработки за счет уменьшения функциональности системы или использовать в качестве составных частей ИС продукцию других фирм вместо собственных разработок.); 5. упрощается повторное использование компонентов (имеется возможность применять компонентный подход к программированию). Это обусловлено тем, что проще выявить общие части проекта, когда они уже частично разработаны, чем пытаться выделить их в начале разработки. Анализ проекта после нескольких начальных итераций позволяет выявить общие, многократно используемые компоненты, которые на последующих итерациях будут совершенствоваться; 6. СМ позволяет получить более надежную и устойчивую систему, т.к. ошибки и слабые места обнаруживаются и исправляются на каждой итерации. Одновременно можно корректировать критические параметры эффективности, что при использовании КМ выполняется только перед внедрением ИС; 7. итерационный подход позволяет оптимизировать процесс разработки за счет анализа, проводимого в конце каждой итерации. Проблемы использования спиральной модели Основная проблема при использовании СМ – определение момента перехода на следующий этап. Для ее решения необходимо ввести временные ограничения на каждый этап ЖЦ ИС. Иначе процесс разработки может превратиться в бесконечное совершенствование уже сделанного. При итерационном подходе полезно следовать принципу «лучшее – враг хорошего». Поэтому завершение итерации должно производиться строго в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. Планирование работ обычно проводится на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков. Методология и технология создания ИС. Основные задачи и требования. Методология создания ИС заключается в организации процесса построения ИС и обеспечения управления этим процессом, чтобы гарантировать выполнение требований к системе и к характеристикам процесса ее разработки. Основными задачами, решение которых должна обеспечивать методология создания КИС, являются следующие: · обеспечение создания ИС, отвечающих целям и задачам предприятия и соответствующих предъявляемым к ним требованиям по автоматизации деловых процессов; · гарантия создания ИС с заданными параметрами в заданный срок в рамках оговоренного бюджета; · простота сопровождения, модификации и расширения системы; · возможность использования в создаваемой ИС разработанных ранее средств информационных технологий (ПО, БД, компьютеров, телекоммуникаций). Методологии, технологии и инструментальные средства проектирования (CASE-средства) составляют основу проекта любой ИС. Методология реализуется через конкретные технологии и поддерживающие их стандарты, методики и инструментальные средства, которые обеспечивают выполнение процессов ЖЦ ИС. Основное содержание технологии проектирования составляют технологические инструкции, состоящие из описания последовательности технологических операций (ТО), условий, в зависимости от которых выполняются эти операции, и описания самих операций. Технологию проектирования можно рассматривать как совокупность трех составляющих: 1. заданной последовательности выполнения ТО проектирования; 2. критериев и правил для оценки результатов выполнения ТО; 3. графических и текстовых средств для описания проектируемой ИС. Каждая ТО должна обеспечиваться следующими материальными и информационными ресурсами: · данными, полученными на предыдущей операции (или исходными данными), представленными в стандартном виде; · методическими материалами, инструкциями, нормативами и стандартами; · программными и техническими средствами; · исполнителями. Результаты ТО должны представляться в стандартном виде. Технология проектирования, разработки и сопровождения ИС должна удовлетворять следующим общим требованиям: 1. поддержка полного ЖЦ ИС; 2. обеспечение достижения целей разработки ИС с заданным качеством и в заданные сроки; 3. обеспечение возможности декомпозиции проекта на составные части, разрабатываемые отдельными группами (3 – 7 человек), с последующей интеграцией частей; 4. обеспечение минимального времени получения работоспособной ИС; 5. обеспечение возможности управления конфигурацией проекта, ведения версий проекта, возможности автоматического выпуска проектной документации; 6. обеспечение независимости выполняемых проектных решений от средств реализации (СУБД, ОС, языка и системы программирования). Методология RAD. Основные принципы. Раньше разработка ИС велась средствами традиционных языков программирования. По мере возрастания сложности разрабатываемых ИС потребовались новые средства, обеспечивающие значительное сокращение сроков разработки. В результате появилось целое направление в области ПО – инструментальные средства для быстрой разработки приложений (RAD). Развитие этого направления привело к появлению средств автоматизации практически всех этапов ЖЦ ИС. Основные особенности методологии RAD RAD – это комплекс специальных средств быстрой разработки прикладных ИС, позволяющих оперировать с определенным набором графических объектов, отображающих отдельные информационные компоненты приложений. Под методологией RAD обычно понимают процесс разработки ИС, основанный на небольшой команде программистов (2 – 10 человек), тщательно проработанном графике работ (рассчитанном на 2 – 6 месяцев), итерационной модели разработки (основанной на тесном взаимодействии с заказчиком). Основные принципы методологии RAD следующие: 1. использование спиральной модели разработки; 2. необязательное полное завершение работ на каждом этапе; 3. тесное взаимодействие с заказчиком и будущими пользователями в процессе разработки ИС; 4. применение CASE -средств и средств БРП; 5. применение средств управления конфигурацией проекта; 6. использование прототипов; 7. осуществление тестирования одновременно с разработкой; 8. небольшая группа разработчиков-профессионалов; 9. грамотное руководство, четкое планирование и контроль. Методология RAD. Объектно-ориентированный подход. Объектно-ориентированное программирование. Объектно-ориентированный подход Средства RAD позволили реализовать принципиально отличную от традиционной технологию создания приложений: информационные объекты формируются как некие действующие модели (прототипы), чье функционирование согласовывается с пользователем, а затем разработчик переходит к формированию законченных приложений. Возможность использования такого подхода обусловлена применением принципов ООПроектирования. Применение ООМетодов позволяет преодолеть одну из главных проблем разработки сложных ИС – колоссальный разрыв между реальным миром (предметной областью описываемой проблемы) и имитирующей средой. Использование ООМ позволяет создать описание (модель) предметной област<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.