Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Моделирование в географии (моделирование географических явлений)

2017-08-07 2943
Моделирование в географии (моделирование географических явлений) 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Карта, как средство моделирования.

С внедрением системного подхода в географию, вводились математические методы.

В логике под моделью понимается такой материальный или мысленно-представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал, так что его изучение дает новые знания об объекте-оригинале.

Процесс моделирования включает три элемента: 1) субъект (исследователь), 2) объект исследования, 3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Модели в географии выполняют разнообразные функции. Выделяют следующие функции моделей:

- психологическую - возможность изучения тех объектов и явлений, которые чрезвычайно трудно исследовать иными методами;

- собирательную - определение необходимой информации, ее сбор и систематизация;

- логическую - выявление и объяснение механизма развития конкретного явления;

- систематизирующую - рассмотрение действительности как совокупности взаимосвязанных систем;

- конструктивную - создание теорий и познание законов;

- познавательную - содействие в распространении научных идей.

В отличие от других средств познания модель, оставаясь средством, сама в то же время служит объектом исследования. При этом совершенно несущественно, создается ли модель руками человека или в качестве моделей используются природные объекты, теоретические концепции, различные знаковые системы, выработанные в науке. Карта, описание, ключевая площадка равным образом могут служить моделью исследуемого объекта. Поэтому в самом широком смысле слова всякое познание можно трактовать как моделирование. Когда «я что-то знаю», - это означает то, что в моем мозгу имеются модели, отражающие объект. Отождествление модели и теории, модели и знания вообще имеет гно­сеологическое основание в том, что формирование модели тесным образом связано с предшествующим знанием. Модель, в конечном итоге, это то, что остается после сведения проблемы к прежнему знанию.

Поэтому моделируется то, что остается не сведенным к известному. Отсюда и возникает вполне законная путаница между теорией и моделью. Однако между ними существует та значительная разница, что теория есть обобщение, а модель лишь ограничивает проблему при помощи прежних теорий. Следовательно, модели предшествуют непосредственным процедурам и операциям наблюдения, которые через сложную цепь анализа и группировки фактов, выведения эмпи­рических зависимостей, правил и законов приводят к формулировке теорий.

Одной из важнейших характеристик модели является упрощенное представление объекта. При моделировании исследователь всегда абстрагируется от ненужных в данном отношении деталей объекта. Но это упрощение несколько иного рода, чем упрощение, которое присуще любому другому элементу зна­ния. Для ясности приведем простой пример. Закон географической зонально­сти, как одна из сторон теории территориальной дифференциации ландшафтов, адекватно отражает наличное разнообразие природы земной поверхности. Но карта типов местности как модель той же природы, совершенно не похожа на природу с ее лесами, степями и т.д. – это всего лишь лист разукрашенной бу­маги. Однако такая разница существует лишь в обычном смысле слова. В самом деле, этот разукрашенный лист бумаги также является изоморфным изображением реальности в уменьшенной, упрощенной, условной форме. Кроме того, многие модели вполне схожи с объектом или даже являются непосредственны­ми частями объекта. Почвенный шурф, например, используемый в качестве модели типа почв для почвенных и ландшафтных исследований, является реальным разрезом реальной почвы. Поэтому указанная разница между моделью и теорией указывает лишь пределы возможного упрощения объекта, не теряя при этом изоморфности модели и объекта.

Модель есть некоторая вспомогательная система, изучение которой проще, доступнее, чем изучение самого объекта. Но эта сис­тема, чтобы давать достоверную информацию о самом объекте, должна находиться в определенном соответствии с этим последним. Сама эта промежуточная система может быть самой разнообразной – вещь, идея, сим­вол равным образом могут выполнять функцию моделей (рис. 41).

Главная цель моделирования в географических исследованиях – выявление условий формирования, функционирования и развития территориальных систем, их взаимодействия с природной средой в связи с прогнозированием дальнейшего развития.

Фундамент любой науки составляют концептуальные модели. С позиций экономико-географической науки и теории системного анализа изучение взаимоотношений природы и общества можно свести к разработке концептуальной модели взаимодействия сложных пр­оизводственно-территориальных управляемых систем и саморегу­лирующихся природных экосистем.

В современных географических исследованиях моделирование применяется для решения следующих задач:

1. Выявление и изучение факторов территориальной организации природы и общества.

2. Исследование структуры и функциональных зави­симостей между компонентами геосистем, объясня­ющих характер внутрисистемных связей и формирующих поведение си­стемы.

3. Рассмотрение динамики развития территориальных систем на разных этапах их исторического развития.

4. Выявление и количественная оценка тесноты взаимосвязей между компонентами геосистем как внутри системы, так и между системой и средой.

5. Разработка обобщающих (интегральных) показателей устойчивого функционирования и развития геосистем под воздействием различных факторов.

6. Исследование наиболее существенных свойств природных территориальных природных и хозяйственных систем – продуктивности, устойчивости, стабильности и др.

7. Оценка степени антропогенного воздействия на природные системы.

8. Географическое районирование и типология территориальных систем.

9. Исследование динамики геосистем в целом и ее отдельных элементов.

10. Прогнозирование развития геосистем в определенный отрезок времени.

11. Научное обоснование управления геосистемами.

Эволюция научных представлений об объекте и предмете общественной географии

Общественная география (ОГ) – совокупность всех географических научных дисциплин, объектом исследования которых является территориальная организация общества (в целом или отдельных его составляющих элементов и процессов). ОГ сформировалась как один из основных разделов географии; вместе с физической географией и географией природопользования образует единую систему географических наук. Исторически обществоведческая ветвь географии отождествлялась с экономической географией, с 1970-х гг. – с социально-экономической географией.

Расширение и углубление географических методов в исследовании общественных явлений и процессов, гуманизация традиционной для СССР «экономической географии» привели к возникновению новых направлений научных исследований, выходящих за рамки проблем размещения производительных сил, расселения населения и проч. (например, рекреационная география, география культуры). Процесс возникновения новых обществоведческих научных направлений в географии продолжается (например, когнитивная география, гуманистическая география, гуманитарная география, институциональная география, география религий и проч.). К ОГ относят также такие традиционные дисциплины, как политическая география, военная география, историческая география, демография и др. Четкого и однозначного соотношения понятий «ОГ» и «социально-экономическая география» в науке не сложилось. Некоторые исследователи рассматривают социально-экономическую географию как основное ядро ОГ; чаще их считают синонимами.

Предметную сущность и структурное строение общественной географии впервые рассмотрел В.М. Гохман. В качестве основного предмета познания предлагалось рассматривать территориально-общественные системы, функционирующие в составе интегральных геосистем, которые являются предметом исследования общей географии. Внутреннее строение общественной географии было предложено рассматривать в форме взаимосвязанных генеральных направлений: социальной, экономической и культурной географии.

Общественная география синтезирует эти дисциплины, позиционирует и делимитирует границы своей деятельности, находит новые контакты со смежными дисциплинами и сохраняет свое уникальное место в системе научного знания. Общественная география – это не сумма входящих в ее состав научных направлений; это новая наука, сохраняющая все исторически накопленные знания и одновременно нацеленная в будуще е. Интегрирующим началом является теоретическая география, синтезирующая общественно-географические знания, пространственный аспект исследования и фокусирующий предмет познания – территориальные общественные системы.

Становление методологии общественной географии происходит под влиянием достижений философии, науковедения и метагеографии в сочетании с методологическими основами социально-экономической и политической географии. Истоки методологии берут начало в трудах Н.Н. Баранского, В.Э. Дена, Н.Н. Колосовского, В.П. Семенова-Тян-Шанского и других географов.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.