Сущность понятия «региональное развитие» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Сущность понятия «региональное развитие»

2017-07-25 470
Сущность понятия «региональное развитие» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

На данном этапе времени, в нынешней экономике периодически возникает необходимость систематических регулирующих воздействий со стороны государственных институтов, особенно в тех областях, где самостоятельные хозяйствующие субъекты не заинтересованы в решении сложных социально-экономических проблем. Именно поэтому проблема государственного регулирования регионального развития особенно актуальна в настоящих условиях, когда идет поиск баланса между рыночными методами регулирования и государственным воздействием на развитие экономики. Пространственный аспект социально-экономического развития страны вносит два существенных момента в методологию и практику государственного управления: необходимость регионализации инструментов и методов государственного регулирования социально-экономических процессов и появление особой функции государства, воплощаемой в самостоятельном инструменте государственной региональной политике. В этой связи крайне актуальным представляется необходимость упорядочения государственного регулирования регионального развития в РФ.

Исследования в области государственного регулирования регионального развития в экономической литературе традиционно считаются актуальными. Именно этим можно объяснить, что за последнее десятилетие выполнено большое количество исследований как концептуального, так и прикладного характера по региональной проблематике. Причем, значительно больше внимания стало уделяться теории и практике управления на региональном уровне, поскольку при построении реального федеративного государства усилилась роль субъектов федерации, ставшими активными участниками региональных социально-экономических процессов.

Целью курсовой работы является изучение особенностей государственного регулирования регионального развития в РФ. Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

· Выявить сущность, цели и принципы государственного регулирования регионального развития в РФ;

· Изучить особенности государственного регионального развития в России;

· Изучить бюджетный федерализм в России как экономический механизм государственного регулирования территориального и регионального развития;

· Исследовать предпосылки стратегического развития Ульяновского региона.

Предметом исследования данной работы является содержание и инструментарий государственного регулирования регионального развития Забайкальского края.

Объект исследования - процесс влияния государства на деятельность других субъектов хозяйственной деятельности при осуществлении государственного регулирования экономики.

При написании работы использовались следующие методы: аналитический, сравнительный, изучение нормативно-правовой базы, метод обобщения.

 

 

1 Сущность и содержание государственного регулирования регионального развития

Государственное регулирование регионального развития в

России.

Под государственным регулированием регионального развития понимают воздействие на экономическую, финансовую, социальную, инвестиционную и другую деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях устойчивого и сбалансированного функционирования регионов, повышения уровня жизни населения. Государственное регулирование регионального развития осуществляется в целях реализации принципов федеративных отношений и обеспечения целостности Российской Федерации. Основными задачами государственного регулирования регионального развития являются:

1. Обеспечение условий для повышения уровня жизни населения и для сокращения различий социально-экономического развития в регионах;

2. Формирование единого экономического, социального и правового пространства Российской Федерации с учётом интересов и приоритетов территориального и регионального развития;

3. Создание условий для устойчивого и сбалансированного функционирования систем жизнедеятельности регионов;

4. Содействие развитию условий формирования территориальной структуры экономики Российской Федерации на основе использования ресурсов регионов;

5. Создание условий и механизмов повышения активности и ответственности регионов в решении федеральных и региональных проблем социально-экономического развития Российской Федерации.

Государственное регулирование регионального развития осуществляется на основе следующих принципов:

1. Государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

2. Равноправие между субъектами Российской Федерации и в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации;

3. Согласование интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

4. Единство системы государственной власти в Российской Федерации;

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

6. Самостоятельное осуществление полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

7. Равенство условий хозяйствования в конкурентной среде и свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг на территории Российской Федерации;

8. Учёт интересов ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации;

9. Учёт интересов коренных малочисленных народов и защита мест их компактного проживания.

На федеральном уровне регулирование территориального развития в основном осуществляется в виде государственной поддержки или помощи отдельным регионам. Помощь может быть правового, финансового, экономического характера, но, в общем и целом это поддержка в качестве основных своих целей предполагает:

· Стимулирование развития территории;

· Активизирование социальной мобильности населения в регионах (организованная миграция);

· Создание условий для становления социально значимых полюсов роста;

· Оперативное реагирование на образование различных бедствий.

Формы оказания финансовой помощи:

Рисунок 1 - Формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

В соответствии со ст.44 и 133 Бюджетного кодекса РФ финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации имеет следующие формы:

дотации или субвенции на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

субвенции на финансирование отдельных целевых расходов;

бюджетные кредиты;

бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.

Субъект РФ, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, принимает на себя определенные обязательства.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ (рисунок 1), предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются правительством РФ.

Основные виды финансовой помощи со стороны государство:

Рисунок 2-Виды финансовой помощи.

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ предусматривает выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на основе трансфертов.

Порядок расчета трансфертов федерального фонда финансовой поддержки:

1-й Этап. Определение душевого дохода (собственных доходов и отчислений от регулирующих доходных источников) консолидированного бюджета каждого субъекта Российской Федерации

2-й Этап. Определение индекса бюджетных расходов, позволяющих привести удельные бюджетные доходы субъектов Российской Федерации к сопоставимым условиям (прожиточный минимум, бюджетная обеспеченность, соотношение расчетных доходов и расходов и т. д.)

3-й Этап. Приведение с помощью индекса бюджетных расходов доходных показателей бюджетов субъектов Российской Федерации к сопоставимым условиям

4-й Этап. Расчет трансфертов и долей регионов в фонд финансовой поддержки регионов.

Исходя из вышесказанного в качестве примера госдуарственной поддержки может послужать следующее “Государственная поддержка сельского хозяйства Забайкальского края”. Приказ Министерства сельского хозяйства Забайкальского края от 27 марта 2017 года № 90 «О создании конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы»


Заключение

Государственное регулирование регионального развития - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.

Проблемы регионального деления, устойчивого и согласованного социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов являются как никогда актуальными на современном этапе становления России как равноправного и стабильного члена мирового сообщества. Совокупностью методов и инструментов управления социально-экономическим развитием региона является региональная политика государства. Для каждого субъекта Российской Федерации, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации в государстве и регионе. Проведение региональной политики невозможно без формирования системы государственных организационно-финансовых институтов, отвечающих за отдельные направления реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Другим инструментом регионального развития стали федеральные целевые программы, направленные на решение задачи стимулирования социально-экономического развития (например, обеспечение ускоренного экономического роста в геостратегически важных регионах страны) и направленные на решение задачи обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в том числе, на решение проблем кризисных территорий).

Назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

Федеральный центр в России должен выступать не только как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но скорее как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом сохранения единого экономико-социально-политико-правового пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства.


Список литературы

1. Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года». Утверждена распоряжением Правительства Ульяновской области от 7 октября 2008года, № 522-пр.

2. Видяпин В.И. Степанов М.В.. Региональная экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова)., 2007, 243с.

3. Абалкина Л.И. Экономические и социальные проблемы регионального развития/ Под ред. Л.И. Абалкина, В.Л. Квинта. -М.: Наука, 2005. -149с.

4..Козлов Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России. // Российский экономический журнал. - 2007. - №12.

5. Николаева И.П.Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: учебное пособие / Под ред. И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 504 с.

6. Морозова Т.Г. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. Проф. Т.Г. Морозова. - М.: Юнити-ДАНА, 2003. - 519 с.

7. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.

8. Раевский С.В. Управление стабилизацией и развитием экономики региона. - Владивосток: Дальнаука, 2006. 76с.

9. Семенов П., Шульберг Б.М. Новая региональная стратегия // Экономист.- 2004. №6. С.72-76.

10. Штульберг Б.М. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. - М.: Наука, 2003.- 127с.

11. Яндиев М.И. Финансы регионов. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 298 с.Шерин В.А.Основы стратегического развития экономики региона (на примере Ульяновской области): Моногрфия.- М.: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, 2014.-128с.

12. http://passport.zab-investportal.ru/files/strategy_socio-economic_2030.pdf

13. https://zabmedia.ru/

 


[1] Некрасов Н.Н. “Региональная экономика”(Изд. 2-е — М.: Экономика, 1978. — 340 с.)

 

Введение

На данном этапе времени, в нынешней экономике периодически возникает необходимость систематических регулирующих воздействий со стороны государственных институтов, особенно в тех областях, где самостоятельные хозяйствующие субъекты не заинтересованы в решении сложных социально-экономических проблем. Именно поэтому проблема государственного регулирования регионального развития особенно актуальна в настоящих условиях, когда идет поиск баланса между рыночными методами регулирования и государственным воздействием на развитие экономики. Пространственный аспект социально-экономического развития страны вносит два существенных момента в методологию и практику государственного управления: необходимость регионализации инструментов и методов государственного регулирования социально-экономических процессов и появление особой функции государства, воплощаемой в самостоятельном инструменте государственной региональной политике. В этой связи крайне актуальным представляется необходимость упорядочения государственного регулирования регионального развития в РФ.

Исследования в области государственного регулирования регионального развития в экономической литературе традиционно считаются актуальными. Именно этим можно объяснить, что за последнее десятилетие выполнено большое количество исследований как концептуального, так и прикладного характера по региональной проблематике. Причем, значительно больше внимания стало уделяться теории и практике управления на региональном уровне, поскольку при построении реального федеративного государства усилилась роль субъектов федерации, ставшими активными участниками региональных социально-экономических процессов.

Целью курсовой работы является изучение особенностей государственного регулирования регионального развития в РФ. Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

· Выявить сущность, цели и принципы государственного регулирования регионального развития в РФ;

· Изучить особенности государственного регионального развития в России;

· Изучить бюджетный федерализм в России как экономический механизм государственного регулирования территориального и регионального развития;

· Исследовать предпосылки стратегического развития Ульяновского региона.

Предметом исследования данной работы является содержание и инструментарий государственного регулирования регионального развития Забайкальского края.

Объект исследования - процесс влияния государства на деятельность других субъектов хозяйственной деятельности при осуществлении государственного регулирования экономики.

При написании работы использовались следующие методы: аналитический, сравнительный, изучение нормативно-правовой базы, метод обобщения.

 

 

1 Сущность и содержание государственного регулирования регионального развития

Сущность понятия «региональное развитие»

Прежде, чем говорить об основных направлениях государственного регионального развития, необходимо дать определение таким понятиям, как "регион" и "развитие".

Понятие "регион" имеет многозначное толкование. Как правило, выделяют следующие относительно однородные региональные структуры, характерные для России: регион - федеральный округ, регион - экономический район, регион - субъект Федерации, регион - муниципальный округ. В рамках международного разделения труда сложились наднациональные региональные образования (например, Сибирь и Дальний Восток являются неотъемлемой частью Азиатско-тихоокеанского региона). Кроме того, регион может представлять территорию, по своим признакам не подходящую к уже принятой системе территориального членения. М.П. Рачков в своих исследованиях исторических площадок вводит понятие Байкальского региона, который, по его мнению, представляет собой геофизическую целостность прилегающих к озеру Байкал территорий: Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальский край и Монголии.

В современной экономической и политической практике в большинстве случаев в качестве регионов выступают всё-таки субъекты Федерации.

По определению Н.Н. Некрасова[1] "под регионом понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой".

В определении понятия "регион", как правило, учитывают четыре обстоятельства:

· Во-первых, регион - это территориальное явление;

· Во-вторых, регион - часть целостной социальной и административной системы, поэтому он должен обладать ее основными чертами, но не сводиться к ним;

· В-третьих, регион должен иметь замкнутый воспроизводственный цикл и определенную экономическую специфику;

· В-четвертых, регион - это социально-экономический комплекс, основные звенья которого - материальное производство и социальная сфера, сбалансированы.

Термин "развитие" часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России, развитие региона, города. В каждом из этих случаев под развитием подразумевается определенное изменение, прежде всего, социально-экономических характеристик объекта. Это изменение может быть количественным - тогда говорят о социально-экономическом росте. Оно может быть качественным - и тогда говорят или о структурных изменениях, или об изменении содержания развития, или о приобретении новых характеристик. Наряду с чисто экономическими характеристиками обычно рассматривают и социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, позволяющими оценить степень развития любого региона.

Другими словами, под развитием следует понимать качественное изменение состава, связей (т.е. структуры) и функционирования системы, или, кратко - любое качественное изменение системы.

Количественное изменение состава и взаимосвязей системы выражает понятие "рост" и его темпы. Не следует отождествлять рост с развитием.

Профессор Дадли Спирс в сжатой форме сформулировал сущность развития: "для того чтобы выяснить, развивается ли страна, следует задать вопросы: Что стало с нищетой? Как изменился уровень безработицы? Какова степень неравенства? Если все три показателя сократились по сравнению с высоким начальным уровнем, то страна, вне всякого сомнения, переживает период развития. Если один или два из них, и особенно все три, ухудшились, то странно говорить о развитии даже при двойном росте дохода на душу населения".

По своей сути развитие представляет собой комплекс изменений, посредством которых ориентированная на удовлетворение основных потребностей и запросов отдельных людей и групп населения экономическая система движется от состояния всеобщей неудовлетворенности к новым более благоприятным материальным и духовным условиям жизни.



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.