Тема 1. Введение в афазиологию — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 1. Введение в афазиологию

2017-07-25 636
Тема 1. Введение в афазиологию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в афазиологию

ПЛАН

Афазиология как раздел логопедии

Предмет, задачи и методы афазиологии

Актуальность проблемы

Теоретический и практический аспект отечественной афазиологии

Взаимосвязь афазиологии с другими научными дисциплинами

Тема 2. Классификации афазий

ПЛАН

Определение, этиология, симптоматика афазий

Детская афазия и алалия: характеристика, сходство и различие

Классификации афазий

Афазия – это системное нарушение речи, возникающее при органических поражениях мозга и охватывающее различные уровни организации речи.

Афазия — это системное нарушение речи, состоящее в пол­ной потере или частичной потере речи и обусловленное локаль­ным поражением одной или более речевых зон мозга (Т.Г. Визель).

Термин «афазия» происходит от греч. «fasio» (говорю) и при­ставки «а» («не») и означает дословно «не говорю».

Поскольку при афазии не всегда полностью отсутствует речь, можно было бы назвать ее дисфазией. Однако в науке есть поня­тие занятого термина. В данном случае именно это и является препятствием к обозначению неполного разрушения речи как «дисфазии». В литературе, особенно западной, к термину «дисфазия» относят различные нарушения речевого развития у детей, аналогично тому, как дислалией называют нарушения звукопро-изношения, а не частичное недоразвитие речи (алалию).

Сказанное выше объясняет определенную условность терми­нов «афазия» и «алалия». С точки зрения строгой логики, налицо некий парадокс можно констатировать, что у больного имеется афазия в средней или легкой степени выраженности, в то же вре­мя сам термин подразумевает отсутствие речи. Эта терминологи­ческая неточность — дань традициям, обусловившим возникно­вение этих не вполне точных обозначений.

Независимо от таких терминологических условностей, поня­тие афазии к настоящему времени вполне определилось. Оно сводится к признанию:

· системностиречевого расстройства, которая подразумева­ет наличие первичного дефекта и вытекающих из него вторичных нарушений речи, охватывающих все языковые уровни (фо­нетику, лексику и грамматику);

· обязательного нарушения процессов не только внешней,
но и внутренней речи.

Такое положение обусловлено спецификой самой речевой функции: а) ее делением на внутреннюю и внешнюю речь; б) системностью, т.е. зависимостью одних частей от других, как во всякой системе.

Этиология афазии

Причинами возникновения афазии могут быть:

· Нарушения мозгового кровообращения;

· Опухоли головного мозга;

· Инфекционные заболевания;

· Травматические повреждения головного мозга.

Сосудистые поражения мозга имеют различные названия: инсульты, или инфаркты мозга, или нарушения мозгового кро­вообращения. Они, в свою очередь, делятся на подвиды. Основными вида­ми инсультов (инфарктов мозга, нарушений мозгового кровооб­ращения) являются ишемия и геморрагия. Термин «ишемия» означает «голодание». Термин «геморрагия» означает «кровоиз­лияние» (от лат. gemorra — кровь). «Голодание» (ишемия) приво­дит к гибели клеток мозга, т.к. они остаются без основной «пищи» — крови. Кровоизлияние (геморрагия) также губит клетки мозга, но по другим причинам: либо они заливаются кровью (образно говоря, «захлебываются» в крови и размягчают­ся, образуя в мозге очаги размягчения, либо на месте кровоиз­лияния образуется кровяной мешочек — гематома. Своим весом гематома разрушает (разможжает) близлежащие нервные клетки. Иногда гематомы превращаются в твердые мешочки — кисты — «кистуются». В этом случае уменьшается опасность их разрыва; опасность же разможжения вещества мозга остается.

 

Травмы мозга бывают открытые и закрытые. И те, и другие разрушают мозг, в том числе и речевые зоны. Кроме того, при травмах, особенно связанных с ударами по черепу, в большей степени, чем при инсультах, существует опасность патологиче­ского воздействия на весь мозг — контузии. В этих случаях, по­мимо очаговой симптоматики, могут возникать изменения тече­ния нервных процессов (замедление, ослабление интенсивнос­ти, истощаемость, вязкость и пр.).

При открытых травмах мозга прибегают к хирургическому вмешательству по очистке ран, например, от осколков костной ткани, сгустков крови и пр.), при закрытых травмах может про­водиться хирургическое вмешательство (трепанации черепа), а может быть применено консервативное лечение, при котором терапия рассчитана в основном на рассасывание внутричереп­ных гематом.

Опухоли мозга могут быть доброкачественными и злокачест­венными. Злокачественные, отличаются более быстрым ростом. Так же, как и гематомы, опухоли сдавливают вещество мозга, а прорастая в него, губят нервные клетки. Опухоли подлежат опе­ративному лечению. В настоящее время техника нейрохирургии позволяет удалять те опухоли, которые раньше считались неопе­рабельными. Тем не менее, остаются некоторые опухоли, удале­ние которых опасно из-за повреждения жизненно важных цент­ров, или же они достигли уже такого размера, что вещество мозга разрушено, и удаление опухоли не даст существенных положи­тельных результатов.

Наиболее тяжелыми последствиями локальных поражений мозга любой этиологии являются нарушения: а) речи и других ВПФ (ориентировки в пространстве, умения писать, читать, считать и т.п.); б) движений. Они могут присутствовать одновре­менно, но могут выступать и изолированно: нарушения движе­ний у больного могут присутствовать, а нарушения речи отсутст­вовать, и наоборот.

Расстройства движений чаще всего проявляются на одной половине тела и носят название гемиплегии (полной потери движений на одной половине тела) или гемипареза. «Геми» оз­начает «половина», «парез» — частичный, неполный паралич. Параличи и парезы могут захватывать только руку или только ногу, а могут распространяться и на верхнюю, и на нижнюю ко­нечность.

Поскольку афазия — это нарушение речи, которая осуществ­ляется преимущественно левым полушарием, то гемипараличи и гемипарезы у больных с афазией — на правой половине тела. При поражении правого полушария развивается левосторонний гемипарез или паралич, афазия при этом присутствует не всегда или выступает в «ослабленном» виде. В этом случае, как принято считать, у больного имеется явное или скрытое (потенциальное) левшество. Оно является причиной того, что часть речевой функции располагается у таких больных не в левом полушарии, как у большинства людей, а в правом. Иначе говоря, существует точка зрения, согласно которой у левшей имеет место особое распределение ВПФ по полушариям мозга.

Чаще всего афазии, в особенности сосудистого происхождения наблюдаются у лиц пожилого возраста. Однако в последние десятилетия этот вид речевой патологии существенно «помолодел» и нередко встречается у людей среднего и молодого возраста и даже у детей. У детей об афазии можно говорить только в тех случаях, когда до наступления речевого расстройства речь у них была уже достаточно сформирована, т.е. не ранее 3-х летнего возраста. Это случаи так называемой «ранней афазии». В остальных случаях также при тех же причинах воздействия сложное речевое расстройство рассматривают как алалию или ЗРР. Чем старше ребенок, тем более сложными будут его речевые расстройства.

Сам характер развития афазии может быть различным. Так, в случаях травматического повреждения головного мозга или острых НМК (нарушения мозгового кровообращения) речевое расстройство наступает сразу и проявляется резко. Иное наблюдается в случаях постепенного роста опухоли или при не резко выраженных, вяло текущих НМК. Здесь симптоматика афазии нарастает постепенно, по мере охвата болезненным процессом все более обширных мозговых зон. В этих случаях афазия развивается постепенно и сравнительно незаметно для окружающих и самого больного.

При вяло текущих НМК симптомы речевых расстройств могут то проявляться более резко, то почти полностью исчезать, что на ранних стадиях развития болезненного процесса также не позволяет провести четкую грань между нормальной и нарушенной речью.

Афазия, так же как и алалия, представляет собой системное нарушение речи, при котором речь страдает не каким-то «частным» образом в отдельно взятом звене, а именно как система, т.е. сразу во всех своих звеньях. При афазии нарушается и понимание речи, и все стороны собственной речи (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй), и речевая память, письменная речь (чтение и письмо). Но при разных формах афазии на первый план может выступать преимущественное нарушение тех или иных компонентов речи, тогда как другие остаются относительно более сохранными, но так или иначе речь страдает в целом.

Афазия это типично языковое расстройство, при котором человек утрачивает способность использовать при построении те знаки, которые приняты в языке для обозначения определенных звуков, слов и для выражения их связи между собой. В этом отношении афазия имеет много общего с алалией, только при алалии эта неспособность к языковому выражению мыслей не формируется изначально, а при алалии утрачивается уже после сформирования. Например, при дизартрии, механической дислалии, ринолалии человек не может нормально произносить звуки речи ввиду отсутствия необходимых для этого «материальных» условий - нет, достаточной подвижности языка или имеются дефекты в строении артикуляционного аппарата. При афазии и алалии «внешняя» возможность есть, но человек не знает, как ей воспользоваться, что и приводит к неуместному употреблению им в речи даже правильно произносимых звуков, к неусвоению (при алалии) или потере (при афазии) их смыслоразличительной роли.

В зависимости от локализации поражения в головном мозге характер нарушения речи при афазии будет различным. Это объясняется тем, что несмотря на целостность работы головного мозга, разные его отделы вносят различный вклад в осуществление речевой функции. Например, лобные отделы отвечают за построение общей программы высказывания, височные за восприятие и понимание.

Симптоматика афазии, как правило не ограничивается наличием только речевых симптомов. Наряду с ними наблюдаются также неврологические и психические симптомы.

Неврологические симптомы при некоторых формах афазии чаще всего выражаются в нарушении двигательных функций (парезы и параличи конечностей и артикуляторных мышц, а также явления апраксии. (Апраксии - нарушения произвольных целенаправленных движений и действий, приобретенных в индивидуальном опыте жизни, при отсутствии видимых явлений паралича или пареза) Человек как бы «разучается» выполнять эти действия, не может найти составляющих элементов, в том числе и тех элементов из которых состоит артикулирование отдельных речевых звуков.

Психические симптомы выражаются в расстройствах памяти, внимания, мыслительных процессов, нарушениях со стороны эмоционально-волевой сферы.

В случаях острого наступления афазии (например, при травмах, сосудистых катастрофах) она обычно проявляется как «тотальная», т.е. у больного утрачивается и собственная речь и понимание речи окружающих. Как правило, вначале общая картина нарушения представляется гораздо более тяжелой, чем это обусловлено самим поражением головного мозга (сказывается проявление общего торможения мозговой деятельности, наличием отеков в соседних с пораженным участком отделах и т.п.).

В дальнейшем непострадавшие участки КГМ постепенно начинают функционировать в результате чего проявляется как подлинная степень, так и сам характер нарушения речевой функции. Становиться понятным, что именно преимущественно пострадало – собственная речь больного или понимание речи окружающих. Знание этой особенности первоначального проявления афазии позволит родственникам больного не впадать сразу в панику.

Речевые симптомы. При афазии речь обычно не утрачивается полностью, даже в самых тяжелых случаях остаются какие-то ее «осколки» - чаще это эмболы. В некоторых случаях эмбол может играть роль «пускового механизма» он предшествует остальным высказываниям. Сам факт существования таких эмболов говорит о инертности нервных процессов, застойных явлениях в определенных участках коры, этот симптом относится не к положительным, а к негативным явлениям. По этой причине восстановительное обучение начинают с затормаживания эмбола, препятствующего восстановлению нормальной речи. К другим часто встречающимся при афазии речевым симптомам относятся персеверации и парафазии.

Персеверации – это навязчивые повторения отдельных слов или фраз (нередко и действий) в основе которых лежит инертность нервных процессов – запаздывает поступление сигнала о прекращении действия в том числе и речевого (персеверо – лат.упорствую). По своим внешним проявлениям персеверации иногда напоминают клоническое заикание, выражающееся в многократном повторении отдельных звуков или слогов.

Парафазии – это неправильное, неуместное употребление звуков, слов их замены не подходящими словами или звуками. (пара – возле, около). При замене отдельных звуков говорят о литеральных парафазиях,/скол-смол-стол/, а при замене одних слов другими, чаще близких по звуковому составу /слон вместо стол/или по смыслу /чайник – вместо чашки/ о вербальных парафазиях. Однотипные нарушения могут наблюдаться и при чтении и письме /параграфии, паралексии/ при разных формах афазии характер парафазий различен, что может нередко иметь диагностическое значение.

 

Существуют различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике—Лихтгейма, лингвистическая классификация Х. Хеда и другие, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психологической, физиологической и лингвистической наук, характерный для того или иного исторического периода развития учения о речи. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А. Р.Лурия. Она отличается от всех прежних классификаций прежде всего тем, что в нее заложен принцип вычленения механизма (фактора), лежащего в основе нарушения функциональной системы, обеспечивающей речь и синдромный анализ нарушения речи. Было выделено семь форм афазии.

1. Эфферентная моторная афазия

2. Афферентная моторная афазия

З. Динамическая афазия

4. Сенсорная афазия (акустико - гностическая)

5. Акустико-мнестическая афазия

6. Амнестическая афазия

7. Семантическая афазия

Исходя из современных представлений в психологии и лингвистике о двух видах (или способах) организации речи, связного высказывания — синтагматической и парадигматической, было выделено две группы речевых расстройств. Парадигматика — это иерархически построенная система кодов, с помощью которых звуки вводятся в определенную систему фонематических оппозиций, а слово — в системы понятий, в семантические поля и др. Синтагматика имеет другую природу — она связывает слова в плавную речь и опирается на синтаксические средства языка.

В первой группе, связанной с поражением передних отделов мозга, которое ведет к дефектам двигательных актов, в том числе и артикуляторных, преимущественно страдает связное, развернутое, синтагматически организованное высказывание, а парадигматические коды языка остаются относительно сохранными. К этой группе афазий относятся эфферентная моторная и динамическая формы афазии.

Во второй группе в основном нарушен процесс использования парадигматически организованных единиц речи, я синтагматическая организация речи остается относительно сохранной. Такая картина расстройств речи возникает при поражении задних модально-специфических зон мозговой коры (постцентральных, височных и теменно-затылочных отделов). Поражение этой задней речевой зоны ведет к формированию остальных форм афазии, перечисленных выше.

Поражение передней речевой зоны ведет в первую очередь к нарушению устной экспрессивной речи, к нарушению высказывания, а поражение задней речевой зоны — к нарушению устной импрессивной речи, т. е. в первую очередь к дефектам понимания. Что касается устной речи при поражении этой речевой зоны, то здесь не нарушается плавность высказывания, а на первое место выступают дефекты лексики — ёе многозначности, точного выбора нужного слова или нужной фонемы и т. д. Структура речи может ломаться в разных ее звеньях, разные ее уровни страдают при поражении различных участков мозга, однако всякий раз нарушается вся речь, т. е. возникает системный эффект в ответ на нарушение любого звена или уровня организации речи.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение афазии.

2. Перечислите основные причины афазии.

3. Охарактеризуйте основные симптомы афазии.

4. Сделать сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии.

5. Классификации афазии.


ПЛАН

Кровоснабжение мозга

Кровь, омывающая мозг, составляет 20% всей крови, несмот­ря на то, что вес его — 2% от общего веса тела человека. Кровь переносит жизненно важные вещества — кислород и глюкозу 4—8 минут отсутствия кислорода (гипоксия) повреждает мозг или приводит к летальному исходу.

Кровь поступает к головному мозгу по двум парам артериаль­ных стволов:

· внутренним сонным;

· позво­ночным артериям (аа. vertebrales).

Эти четыре отдельных питаю­щих мозг сосуда после вхождения в полость черепа образуют анастомотическую сеть, состоящую из Виллизиевого круга и ос­новной артерии (аа. basilaris). Собственные мозговые артерии яв­ляются продолжением этой системы анастомозов.

Внутренняя сон­ная артерия превращается:

· Переднюю мозговую артерию;

· Среднюю;

· Заднюю мозговую артерию.

Средняя мозговая артерия — самая большая из всех церебральных артерий. Средняя мозговая артерия кровоснабжает большую часть конвекситальной поверхности полушария. Она ответственна за все те участки лобной, височной и теменной долей, поражение которых в доминантном полушарии вызывает такие важные очаговые симптомы, как моторная и сенсорная афазия, алексия, аг­рафия, апраксия, акалькулия и нарушения схемы тела. Задние мозговые артерии являются концевыми ветвями ос­новной артерии. Они кровоснабжают средний мозг, зрительные бугры, покрышку моста, теменно-затылочную область.

 

Психические процессы человека, такие как речь, мышление являются сложными функциональными системами и они не локализованы в узких, ограниченных участках мозга, а осуществляются при участии сложных комплексов совместно работающих мозговых аппаратов, каждый из которых вносит свой собственный вклад в организацию этой функциональной системы.

А.Р.Лурия внес существенный вклад в учение о роли трех функциональных блоков мозга в речеобразовании. В работе «Функциональная организация мозга» (1978) он раскрывает роль функциональных блоков мозга и выделяет:

(1) блок - регуляции тонуса и бодрствования;

(2)- блок получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира;

(3) блок программирования, регуляции и контроля психической деятельност и.

Рассмотрим строение и функциональные особенности каждого из этих блоков головного мозга в отдельности.

ПЛАН

Локализация очага поражения

Клиническая картина

ПЛАН

Локализация очага поражения

Клиническая картина

ПЛАН

Локализация очага поражения

Клиническая картина

ПЛАН

Локализация очага поражения

Клиническая картина

ПЛАН

Локализация очага поражения

Клиническая картина

Амнестическая афазия

В чистом виде в клинической практике при локальных поражениях мозга встречается редко. Чаще всего виде симптома акустико-мнестической афазии. Поэтому о ней редко пишут, некоторые редко берут ее в классификацию. Кто-то из исследователей рассматривает с акустико-мнестической, либо с семантической и называют амнестико-семантической. Амнестическая афазия возникает при поражении задневисочных и теменно-височных отделов коры. была выявлена Хэдом и Гольдштейном. Главным и единственным симптомом является затруднение в назывании предметов. Механизм нарушения лежит не в сфере моторики или сенсорики. Предполагают, что в ее основе могут лежать два фактора:

1. наиболее частый и общий с акустико-мнестической – это дефект оптического восприятия предмета, выделение его существенного признака,

2. механизм – связан с патологическим состоянием коры. Затрудняющим процесс выбора нужного слова из нескольких альтернатив. Нарушена чувственная основа слова.

В клинической картине наблюдается обилие поиска слов наименований из семантического поля, но в отличие от акустико-мнестической афазии подсказка помогает. Это признак сохранности акустического гнозиса. Письмо и чтение сохранны. Восстановительная работа идет от механизма нарушения по тем основным этапам которые проходят больные либо при акустико-мнестической, либо семантической афазии.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Локализация очага поражения

2. Центральный механизм. Центральный дефект

3. Клиническая картина

4. Специфические задачи, этапы и методы восстановительного обучения

 


ПЛАН

Локализация очага поражения

Клиническая картина

ПЛАН

ПЛАН

ПЛАН

Афазия и мышление

С афазией

Проблема левшества при афазии остается актуальной для решения вопросов восстановления как речевых функций, так и для решения вопроса о трудоспособности этих больных.

В. Пенфилд и Л. Роберте, А.Р. Лурия считают, что функциональная организация речевых функций у правшей и левшей не одинакова: у левшей доминантность не является строго определенной, у них афазия может возникнуть при поражении как правого, так и левого полушария. В. Пенфилд и Л. Роберте указывают, что афазия у левшей при поражении левого полушария наблюдается в 50%. М. Критчли указывает на «пестроту» афазий у левшей. Н. Несаеп и М. Percy подчеркивают, что независимо от пораженного полушария нарушения экспрессивной речи у левшей наблюдаются чаще, чем нарушения понимания. В настоящее время за рубежом для определения доминантности полушария все более используется метод компьютерного томографирования мозга (КТ) для определения величины затылочной, височной и лобной долей мозга. До настоящего времени не поддается обмеру при помощи КТ объем теменной доли. Были исследованы речевые функции у 160 больных левшей с афазией на резидуальном этапе восстановления. У 41 больного афазические нарушения редуцировались в течение одной–четырех недель после инсульта: у 9 больных очаг поражения был в правом полушарии, у 32 – в левом. Речевые расстройства у больных этой группы восстановились спонтанно и на резидуальном этапе отмечались лишь дизартрия, нарушение темпа речи, апраксия и негрубый импрессивный аграмматизм, «спотыкание», нарушение почерка в здоровой правой руке. Вторая группа больных левшей с выраженной, но разной степенью тяжести афазией также делилась на две подгруппы. «Пестрота» афазий в этих подгруппах такова, что возникает необходимость прибегнуть не только к терминологии классификации А.Р. Лурия, но и к терминологии Вернике–Лихтгейма. При поражении правого полушария из 13 больных у 3 отмечалась легкая эфферентная моторная афазия, у 4 – средней тяжести афферентная моторная афазия, у 3 – негрубая «проводниковая» афазия с грубой алексией, аграфией и акалькулией, у одного больного – легкая акустико-мнестическая афазия, у одной больной наблюдалась грубейшая «транскортикальная» сенсорная афазия с полным непониманием речи и сохранностью повторения на фоне акустической агнозии на неречевые звуки, у одного больного с комплексной моторной афазией было двустороннее поражение коры головного мозга.

Афферентная моторная афазия у левшей при поражении левого полушария отмечалась в 25 случаях, причем у трех больных с крайне тяжелой афазией можно было говорить о полном расхождении доминантности полушарий по речи и руке, так как все бытовые операции больные выполняли до болезни только левой рукой. У 8 больных афферентная моторная афазия была средней степени тяжести, у 14 – легкой. У всех больных этой группы была выраженная аграфия.

Эфферентная моторная афазия наблюдалась у 32 больных, из них у 29 – средней и легкой тяжести. У 8 больных отмечалась комплексная моторная афазия. Динамической и «транскортикальной» моторной афазии у левшей не наблюдалось.

Таким образом, наиболее стойкими афазиями у левшей оказались семантическая афазия (17 чел.), «проводниковая» афазия или ее компонент (17 чел.), афферентная моторная афазия (25 чел.) и комплексные афазии, что говорит о том, что в 60% афазия у левшей оказывается стойкой при поражении теменной доли, сугубо «человеческой», по образному выражению Пенфилда и Робертса. «Височные» афазии у левшей наблюдаются редко, что говорит о высоких компенсаторных возможностях правой височной доли у левшей и что совпадает с данными многих зарубежных авторов. То же можно сказать о высоких компенсаторных возможностях правой лобной доли у левшей с поражением левого полушария, так как у правшей моторная афазия при поражении пре-моторных и заднелобных отделов левого полушария возникает в 60%.. У 10 больных левшей очаг поражения наблюдался в левом полушарии. Из них: легкая акустико-гностическая афазия наблюдалась у одного больного, акустико-мнестическая – у двоих, акустико-мнестическая афазия в сочетании с семантической афазией – у 10 больных, семантическая (негрубая) – у 17, что говорит о высоких компенсаторных возможностях «височных» афазий и стойкости семантической афазии. У17 больных отмечалась так называемая проводниковая афазия, возникающая либо при поражении задних отделов теменной доли, либо при поражении задних височно-теменных отделов. Ядром синдрома «проводниковой» афазии, относимой М.С. Лебединским, Р. А. Ткачевыми А.Р. Лурия к афферентной моторной афазии, является диссоциация между сохранной при ней ситуативной речью и нарушением всех видов произвольной, репродуктивной речи: повторения, называния, чтения вслух, письма под диктовку, составления рассказа по сюжетной картинке, иногда грубейшей акалькулии. Лишь у 8 больных этой группы было полностью сохранено понимание речи, у 6 больных отмечались признаки акустико-мнестической афазии, у одного – акустико-гностической, у двух – комплексной моторной афазии. У всех больных этой группы имелся импрессивный аграмматизм.

Наблюдения за динамикой восстановления речевых функций у больных с эфферентной моторной афазией показали, что логопедические занятия с этими больными носят преимущественно стимулирующий, коррекционный характер и приводят к значительному улучшению не только устной, но и письменной речи. При афферентной моторной афазии с резким расхождением доминантности полушарий по речи и руке преодоление афазии протекает успешно, но очень медленно. То же следует сказать о наблюдении" за восстановлением речи при «проводниковой» афазии, а также о семантической афазии. Объясняется это, видимо, тем, что связаны эти речевые процессы с овладением детьми-левшами сложно организованными навыками письма, счета и чтения, а именно: произвольного анализа звуко-буквенного состава слова при повторении и назывании, дроблении слова на слоги и звуки, определения места звука в слове, чтения слов по слогам и звукам, навыкам счета в пределах первых двух десятков и понимания логико-грамматических оборотов при решении

арифметических задач. В связи с этим особые трудности при преодолении «проводниковой» афазии в некоторых случаях возникают при преодолении алексии, аграфии и акалькулии. Однако «проводниковая» афазия является одной из самых перспективных афазий у левшей и амбидекстров. Значительные трудности в преодолении речевых расстройств у левшей возникают, как у правшей, при преодолении любых вариантов комплексных афазий, но все же процесс восстановления при левшестве более благоприятный.

Таким образом, наличие у больного левшества (полного, парциального, скрытого), подтвержденного наличием левшества у родственников больного, является оптимизирующим фактором при прогнозировании результатов восстановления речевых функций у значительного числа больных, что указывает на необходимость тщательного выявления левшества у всех больных с афазией, подтвержденного левшеством у родственников больного.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в афазиологию

ПЛАН


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.