Формирование понятий длинный – короткий, длиннее, короче, равные, разные по длине — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Формирование понятий длинный – короткий, длиннее, короче, равные, разные по длине

2017-07-25 706
Формирование понятий длинный – короткий, длиннее, короче, равные, разные по длине 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Покажем работу над формированием представлений о признаках, характеризующих размеры предметов, на примере формирова­ния представлений длинный - короткий, равные по длине.

Учащиеся коррекционной школы, даже старших классов, срав­нивая предметы по длине, редко употребляют такой существенный признак, как длинный - короткий, чаще всего они, как было сказано выше, заменяют его более общим признаком - боль­шой - маленький. Учитель вводит в словарь учащихся термины длинный - короткий и направляет усилия на то, чтобы они употребляли их в соответствующих случаях в своей речи.

На уроке, целью которого является уточнение и формирование признаков длинный - короткий, учитель создает определенную жизненную ситуацию, ставя учащихся перед решением бытовой задачи. «Нужно наклеить цветную полоску на крышки двух коробок. (Учитель показывает одну коробку длинную, другую корот­кую.) Какие полоски вы выберете для каждой коробки (полоски разной длины: одна длинная, другая короткая)? Почему вы так выбрали полоски?» Этим практическим заданием учитель показывает, что в жизни, в быту приходится учитывать длину предметов при выполнении определенной работы. Для уточнения представле­ний длинный - короткий и для сравнения предметов по длине используется специальный дидактический материал: полоски бумаги, бруски, палочки, а также такие предметы, как лента, куски шнура, проволока, тесьма и т. д. Эти пособия отличаются только одним признаком - длиной, но одинаковы по другим признакам: ширине, толщине.

На уроке учитель сначала показывает две полоски, значительно отличающиеся по длине (1 см и 10 см). Затем предлагаются различные по длине предметы, но одинаковые по другим признакам: толщине, высоте. Например, длинный и короткий шарф, длинная и короткая лента, длинный и короткий брусок и т. д. Учащиеся должны охарактеризовать по длине каждый предмет. «Это длинный шарф, а это короткий» и т. д. Затем предлагаются рисунки с изображением длинных и коротких предметов: длинный и короткий пояс, шнурок, карандаш, линейка и т. д. Учащиеся должны показать предметы по указанному признаку, отобрать влево карточки с изображением длинных предметов, вправо ‑ коротких. На уроке учащиеся выполняют практические работы: от катушки ниток отрезают длинную и короткую нитку, раскрашивают длинную и короткую полоску бумаги разными цветами.

На прогулке или экскурсии, уже в естественных условиях, где признаки длины проявляются в комплексе с другими качествами предметов, представления учащихся о длине отрезков закрепляют­ся. Учащиеся наблюдают длинные и короткие дорожки, длинную улицу и короткий переулок, отмечают, что дорога и тротуар имеют одинаковую длину, рассматривают длинную сеть проводов и короткий отрезок провода между двумя ближайшими столбами, длинные и короткие скамейки и мостики в парках и т. д. На последующих уроках учитель предлагает учащимся выделить при­знак длины в предметах, которые имеют и другие признаки. На­пример, толстая и тонкая иголка, тонкая и короткая иголка, длинная толстая, длинная тонкая иголка (то же с кусками провода, шнура). Учитель просит отобрать все длинные иголки, куски провода, шнура.

Учитель знакомит учащихся с приемами сравнения предметов по длине путем наложения одного предмета на другой или приложения. При этом обращается внимание на то, что при сравнении левый или правый концы сравниваемых предметов должны совпадать.

Если совпадают при наложении оба конца, то предметы равны по длине.

Разницу в длине необходимо научить показывать: на столько-то длиннее (короче).

Сначала ученики сравнивают два предмета, определяя длинный, короткий или равные по длине предметы. Количество пред­метов для сравнения необходимо постепенно увеличивать. Напри­мер, построить лесенку из полосок или брусочков, располагая их друг под другом от самой длинной к самой короткой.

Учитель предлагает сравнить по длине и неоднородные предме­ты: «Что длиннее: карандаш или линейка?», «Что короче: парта или классная доска?», «Что длиннее: пальто или платье?»

Затем учащиеся сравнивают по длине предметы по представле­нию, т. е. не видя их в данный момент. Например, коридор длиннее класса, а класс короче коридора, грядка под помидорами длиннее, чем грядка под огурцами, а грядка под огурцами короче грядки под помидорами, дорога и тротуар нашей улицы равны по длине и т. д.

При закреплении понятии, характеризующих размеры предме­тов, необходимо создавать жизненные ситуации, предлагать прак­тические задания, для разрешения которых были бы необходимы полученные знания. Например, нужно постелить дорожку в коридор и в спальню (указать конкретные помещения): «Какая дорож­ка длиннее? Какая дорожка короче? Почему?»

У учащихся надо формировать понятие об относительности величины, например длины отрезков. При сравнении отрезков с этой целью необходимо ставить два вопроса: «Какой отрезок длиннее? Какой отрезок короче?» Следует подчеркнуть, что протяжен­ность одного и того же отрезка (длинный или короткий) может быть оценена по-разному. Это зависит от того, с каким отрезком он сравнивается. Понятия, в которых отражаются результаты сравнения, взаимоо6ратны.

Отношения парности этих признаков, их взаимообусловленность (если один отрезок длиннее, то другой короче) усваиваются учащимися 1-го класса медленно, требуют систематической работы на уроках математики не только в пропедевтический период, но и на протяжении всего года. Ученики рассматривают два предмета, сравнивают их длину, ширину, высоту, толщину, составляют новые пары, устанавливают, что если об одном предмете можно сказать, что он длинный по отношению к другому, то о другом можно сказать, что он короткий по отношению к первому.

Для закрепления признаков длинный - короткий ученики вы­черчивают сначала от руки, а потом и по линейке длинные и короткие отрезки, отрезают длинные и короткие полоски и т. д.

Аналогичные требования предъявляются к подбору наглядных пособий и дидактического материала, а также к методике прове­дения уроков при знакомстве с такими признаками, как высокий -низкий, равные по высоте, широкий - узкий, равные по ширине, глубокий - мелкий, равные по глубине, и сравнении пособий по этим признакам.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.