Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-07-25 | 1373 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Воспитание в коллективе и через коллектив – один из важных принципов воспитания, отражающий объективную закономерность человеческого общения. Воспитание в коллективе, с одной стороны, обеспечивает развитие индивидуальности, с другой – развивает общественное сознание его членов. Коллектив представляет особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива по педагогическому правилу: индивид в коллективе получает возможность всестороннего развития задатков.
Проблема коллектива и личности всегда оставалась в центре научно-педагогического внимания. Наиболее последовательно развивал теорию коллектива и продуктивность коллективного воспитания А.С. Макаренко. Он доказал, что принцип коллективного воспитания является одним из ведущих. А.С. Макаренко рассматривал коллектив воспитанников как сложное и подвижное социальное образование с присущими ему специфическими закономерностями развития и методами сплочения.
В развитии теории коллектива большой вклад принадлежит В.А. Сухомлинскому. Он показал, как надо строить отношения в коллективе за счет обогащения его духовной жизни.
Нельзя считать коллективом всякую группу людей. Коллектив обладает рядом признаков, которые отличают его от любых организованных групп людей. Коллектив представляет собой часть общества, в которой находят отражение нормы общественной жизни. Поэтому успешность его деятельности возможна лишь в случае отсутствия рассогласования целей коллектива и общества. Одним из ведущих признаков коллектива является целеустремленность и идейная направленность его жизни. Коллективность предполагает единство общих и личных целей, интересов и действий его членов.
|
Коллектив предполагает органы самоуправления. Он может являться частью более общего коллектива, с которым его связывают единство целей и особенности организации. Важнейшим признаком коллектива является совместная деятельность его членов, отвечающая потребностям общества. Социально-позитивная направленность деятельности коллектива – его определяющий признак. Важным для коллектива является способ и правила его организации, которые задают систему отношений между его членами.
В результате педагогически целесообразного способа и правил организации деятельности между членами коллектива складываются отношения деловой или идейной зависимости.
Совместная деятельность, пробуждая чувство ответственности за общее дело, сближает людей, способствует появлению чувства принадлежности к коллективу, усиливает потребность в коллективном общении. Между членами коллектива возникают избирательные эмоциональные отношения: симпатии и антипатии, аттракции и эмпатии. Личностные отношения изменяются в зависимости от содержания совместной деятельности членов коллектива, от характера и уровня деловых отношений – эти отношения складываются стихийно, но и они доступны для педагогического управления.
В коллективе необходимо различать официальную и неофициальную структуры. Каждый член коллектива занимает в рассматриваемой системе отношений то или иное место. Положение в коллективе существенно влияет на процесс формирования личности. Одним из показателей развитости коллектива считают внутреннюю согласованность его официальных и неофициальных структур. Официальная и неофициальная структуры не противоречат друг другу, когда они скоординированы, когда официальные лидеры занимают это же место и в системе неофициальных отношений, когда неформальные микрогруппы коллектива являются носителями его ценностей. Такая согласованность не возникает сама по себе. Она может быть достигнута в результате целенаправленных педагогических усилий.
|
Коллектив является высшей формой организации группы. Не всякую внешне и внутренне организованную группу можно назвать коллективом, а только ту, которая отвечает перечисленным выше признакам. Обязательный признак коллектива – педагогическое руководство им. Любое из объединений людей может не обладать признаками коллектива, но потенциальные возможности всегда там заложены. Правильное воспитание, считал А.С. Макаренко, должно быть организовано путем создания единого, сильного и влиятельного коллектива.
Коллектив воздействует на личность многогранно, всесторонне и многообразно. Личность в коллективе формируется наиболее целостно в мировоззренческом, нравственном и деятельностном планах. Совместная деятельность (сплоченность, обмен информацией) осуществляемая систематически и постоянно, порождает определенный социально-психологический климат коллектива, складывающийся из общественной морали, педагогической установки, взаимоотношений, настроений и мнений его членов. Это воспитывающие факторы, которые педагог должен использовать в интересах формирования коллектива.
Общественная мораль представляет собой совокупность знаний и осознанного поведения людей в соответствии с официальной идеологией и существующей законодательной базой. Она опосредованно принуждает людей и конформному сосуществованию и определяет социальный заказ педагогике и ее институтам.
Педагогическая установка является отображением общественной морали и социального заказа общества. Формируемые в соответствии с ней индивидуальные убеждения побуждают к определенному стилю поведения и поступкам каждого отдельного члена коллектива. Складываясь, поступки и поведение превращаются в коллективную психологию, которая определяет общественное мнение коллектива.
Мнение коллектива, основанное на выработанных оценочных стереотипах, является регулятором поведения его членов. Нормативные оценки событий со стороны коллектива затрагивают ум, чувства и волю каждого. В своем воздействии они превращаются в источники размышлений, в основания по выработке решений и в побудители изменения стиля поведения людей.
|
Взаимоотношения, основанные на постоянных межличностных контактах, обладают силой воспитывающего влияния. Формирующий эффект актуализируется через невольное подражание или сознательное усвоение образцов поведения. Сложная система взаимоотношений изменчива. Она подвержена комплексным анизотропным влияниям общественных и индивидуальных отношений. Взаимоотношения в группе могут складываться стихийно. Однако, как показывает педагогическая практика, расчет на установление равновесия во взаимоотношениях между личностью и коллективом чаще не оправдывается. Поэтому целеустремленное руководство архитектоникой взаимоотношений в коллективе - одна из педагогических задач формирования коллектива.
Настроения отражают состояния эмоционально-оценочных реакций членов коллектива по отношению к окружающим явлениям и событиям внутри группы. Они являются основой социально-психологической атмосферы и изменений в «климате» коллектива, который активно влияет на эмоциональное состояние его членов, повышая или понижая продуктивность его деятельности.
Степень воздействия коллектива находится в прямой зависимости от соответствия убеждений личности и установок коллектива; отсутствия противоречий между индивидуальным опытом личности и жизненной перспективой, проектируемой коллективом.
Диапазон воспитательных возможностей педагога в опоре на коллектив значительно расширяется, если им проводится соответствующая работа:
• определяются воспитательные возможности конкретного коллектива;
• изучаются личностные характеристики членов коллектива;
• проектируются стратегии и мероприятия воспитательных воздействий;
• последовательно решаются воспитательные задачи и вносятся коррективы в программу воспитания.
Развитие личности в коллективе обусловлено воздействием определенных форм. К ним относятся: педагогическое требование, оценивание и контроль,взаимопонимание, управление деятельностью, агитация и пропаганда.
Педагогические требования едины для всех членов коллектива. Они создают наиболее целесообразную последовательность жизнедеятельности.
|
Обязательность, точность и регулярность – условия, определяющие цикличность и стабильность воспитывающих обстоятельств. Регламентация порядка в деятельности и взаимоотношениях способствует собранности, организованности и деловитости членов коллектива. Система педагогических требований организуется таким образом, чтобы избежать прямолинейности воспитывающего влияния обстоятельств.
Педагогическое оценивание и контроль осуществляются в интересах воспитания личности. Индивидуальность подхода заключена в том, что оценивается соизмеримость выполненного поручения и возможности члена коллектива. Поручения подбираются с возрастающей сложностью заданий и трудностью их выполнения. Поручения должны быть выполнены обязательно. При этом важно, чтобы трудности преодолевались, а педагог постоянно наблюдал за действиями члена коллектива, контролировал процесс выполнения заданий, оценочно побуждал, порицал и поддерживал в интересах достижения цели.
Управление деятельностью сказывается на формировании личности в коллективе. Четкая постановка задач, ясный план, педагогический контроль, анализ результатов и другие управленческие функции педагога всегда имеют индивидуальную направленность. Это позволяет своевременно выявлять трудности, с которыми встречаются члены коллектива, реагировать на них и оказывать педагогическую помощь в их преодолении. Все это способствует нормальному развитию личности в коллективе. Усиление воспитательных воздействий происходит путем педагогической проницательности, способности педагога вычленять факторы воспитывающих ситуаций, видеть внутренние силы воспитанников.
Взаимопонимание в коллективе достигается пониманием смысла и значения деятельности, ее коллективного характера и индивидуальной роли в совместной работе. Предпосылками для взаимопонимания являются педагогические установки и нравственные принципы членов коллектива. Формированию потребностей и привычек во взаимопонимании способствует повседневная совместная деятельность. Педагог, культивируя положительную социально-психологическую атмосферу взаимной поддержки и доверия, нейтрализует взаимную настороженность и недомолвки.
Агитация и пропаганда. Ее смысловой фон, который создается средствами массовых коммуникаций, влияет на интересы людей, их культурный уровень и запросы. Педагогу необходимо учитывать их влияние на психологию восприятия личности: осмысленность, предметность, избирательность, активность, апперцепцию.
Воздействие коллектива на личность может носить неосознаваемый и осознаваемый характер. В том случае, когда индивид не осознает изменений в своем поведении, а они произошли под влиянием коллектива, то это явление можно определить как совершившийся, но не осознанный факт. Но такие же изменения человеком могут осознаваться. Он радуется и ставит перед собой цели дальнейшего развития. В этом случае коллектив выступает в виде побудительной силы самовоспитания человека.
|
Коллективные воздействия всегда будут встречать внутреннее противодействие его отдельных членов, выраженные в скрытой, реже в открытой формах. Это усложняет педагогический труд и снижает силу воспитательного влияния коллектива. Отсюда проблема позиции личности по отношению к групповым воздействиям. Ее основы объективны, а актуальность несомненна. При проектировании воспитания личности в коллективе педагог должен учитывать и соотносить личность (индивидуальный опыт, нравственные установки, цель в жизни) и коллектив (организующую идею, содержание деятельности, моральные установки, коммуникационную структуру).
Реальность и результативность воспитательных воздействий можно оценивать, если путем наблюдения личностные изменения определять качественными параметрами:
1. Изменение стиля поведения (аккуратен – неряшлив, обязателен –необязателен, добросовестен – недобросовестен и т.п.).
2. Изменение взглядов (положительное, отрицательное или нейтральное отношение к гражданским, моральным и эстетическим ценностям).
3. Изменение запросов (сиюминутная польза, материальная выгода, душевное равновесие, духовное развитие).
4. Изменение форм общения (с интересом – безразлично, внимателен – невнимателен, участлив – безучастен).
Подобные социально-психологические измерения, проводимые в педагогических целях, могут выступать в более или менее выраженном и совершенном виде. Это зависит от подготовленности и замысла педагога. Чтобы не впадать в заблуждение, необходимо иметь в виду, что наблюдаемые изменения личности под влиянием коллективных воздействий носят недостаточно устойчивый характер.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!