Тоническая система (Русский устный народный стих) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тоническая система (Русский устный народный стих)

2017-07-25 1550
Тоническая система (Русский устный народный стих) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА 5. Основы стиховедения

· Поэзия и проза

· Стиховедение и стихосложение

· Системы стихосложения

· Ритмические определители стиха

· Рифма и способы рифмовки

· Строфа и ее виды

· Неклассические формы стиха

Поэзия и художественная проза представляют собой два типа организации художественной речи, между которыми подчас нет четкой границы. Литературоведы выделяют два основных критерия, позволяющие разграничить стих и прозу.

1. Стихотворная речь ритмически организована. Ритм (греч. rhythmos – мерность, складность, стройность в движении) является конструктивным принципом стихотворной речи. В стихах ритмичность достигается за счет равномерного чередования речевых элементов – стихотворных строк, пауз, ударных и безударных слогов и т.д. Свой ритм есть и в прозе. Он обусловлен синтаксическим членением речи. Первичные ритмические единицы прозы – колоны. Колон - группа слов, интонационно и синтаксически единая, разделяемая легкими паузами («В белом плаще с кровавым подбоем, // шаркающей кавалерийской походкой, // ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана // в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого // вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат», М. Булгков «Мастер и Маргарита»).

2. Стихотворная речь делится на сопоставимые между собой ряды слов, ограниченные ритмической паузой и константным (постоянным на последнем слове) ударением – стихи (греч. stichos – ряд). Прозаическая речь (лат. prosa – речь, которая ведется прямо вперед) идет сплошным текстом.

Стихотворное членение речи возникло в хоровых народных песнях, которые сопровождались ритмичными телодвижениями (выкрики и восклицания согласовывали коллективные действия работающих людей, н-р, при перетаскивании тяжестей). Ритм, как проявление организованности и упорядоченности движения, лежит в основе самой природы (смена времен года, восход и заход небесных светил, движение волн и т.п.). Со временем трудовые песни обрели известную самостоятельность и эстетическую самоценность. Они вошли в игру, обряд, подчиняясь ритму хоровода, коллективной пляски.

Подчиненная общим коллективным движениям, песня разделялась на словесные ряды, отделенные друг от друга ритмическими паузами. Ритмической паузе предшествовал сильный ритмический акцент, падавший на последнее слово каждого стиха. В хоровых песнях этот акцент соответствовал общему рывку/удару работающих или общим поворотам в плясках. В стихах наиболее сильное ритмическое ударение, неизменно падающее на последнее слово стиха, получило название – константное ударение (константа стиха).

Отграниченное от фольклора искусство слова возникает сначала в стихотворной форме. Все основные жанры античности, Средневековья, классицизма, многие жанры эпохи Возрождения были стихотворными (эпические поэмы, трагедии, комедии, разные виды лирики). Вплоть до XVII века поэзия была единственным типом организации художественной речи.

Стиховедение – отрасль литературоведения, изучающая звуковую форму литературных произведений. Основным материалом при таком изучении являются стихи, т.е. речь, наиболее организованная в звуковом отношении. Отсюда и название – стиховедение. Стиховедение разделяется на три части:

- фонику (эвфонику) – учение о сочетаниях звуков;

- метрику (ритмику) – учение о строении стиха;

- строфику – учение о сочетаниях стихов.

Первоначально стиховедение было наукой нормативной, учившей, как «должны» писаться стихи. Только в XIX веке оно становится наукой исследовательской. Конечной целью стиховедения является установление места звукового ряда в общем строении произведения и его связи с языковым и образным строем произведения.

Стихосложение (версификация) – способ организации звукового состава стихотворной речи, изучаемый стиховедением. Изучение стихосложения позволяет ответить на три вопроса:

- Чем отличается стих от прозы?

- Чем отличается стих одного языка (или эпохи) от стиха другого языка (или эпохи)?

- Чем отличается стих одного стихотворения от стиха другого?

В различных языках возникают различные системы стихосложения. Существование и развитие той или иной стихотворной системы в каком-либо языке зависят от лингвистических особенностей данного языка, от его просодии. Просодия (греч. prosodia – ударение, припев) – лингвистическая система произношения ударных и безударных, долгих и кратких слогов, повышение и понижение тона в его смыслоразличительной функции и т.п. Выделяют следующие системы стихосложения (в зависимости от звуковых элементов, на основании которых упорядочиваются стихотворные строки):

- силлабическая (общее количество слогов);

- мелодическая (количество слогов определенной высоты);

- метрическая (количество слогов определенной долготы);

- тоническая (количество ударений).

Существуют системы стихосложения, основанные на нескольких признаках: силлабо-мелодическая, силлабо-метрическая, силлабо-тоническая.

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Силлабическая система

Русское книжное стихосложение поначалу было силлабическим (греч. syllable –слог). В силлабическом стихе ритмичность обусловлена равным количеством слогов в каждой строчке, расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. В зависимости от количества слогов в строке различаются 4-, 5-, 6-сложники …- до 13-сложного стиха. Силлабическое стихосложение развивалось в тех языках, где ударения закреплены за определенными слогами в слове. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний, в чешском – на первый.

В русское стихосложение силлабика пришла из польской поэзии в середине XVII века через посредничество украинской и белорусской литератур и продержалась до силлабо-тонической реформы Тредиаковского – Ломоносова (до первой трети XVIII века). В отличие от польского, в русском языке ударение подвижно, а потому только равное количество слогов (слоговая константа) не могло способствовать ритмизации стиха. В русской силлабике ритмообразующими элементами стали:

- женская рифма;

- парная рифмовка;

- цезура (длинные силлабические вирши, начиная с 8-сложного стиха, обязательно делились цезурой на два полустишья).

Все стихи носили тогда общее название виршей (вирша – двустишие, скрепленное рифмой). Силлабическими они стали называться лишь в начале XIX века.

Уме недозрелый, плод // недолгой науки!

Покойся, не понуждай // к перу мои руки:

Ни писав, летящи дни, // века проводити

Можно и славу достать // хоть творцом не слыти.

Ведут к ней нетрудные // в наш век пути многи,

На которых смелые // не запнутся ноги.

(Кантемир)

Силлабика продержалась в русской литературе недолго. При акцентной свободе русской речи силлабический стих слабо отделял стихотворную речь от прозаической. Возникла необходимость коренной реформы, и она была проведена.

 

 

Силлабо-тоническая система

Реформу стихосложения начал Тредиаковский и завершил Ломоносов. Силлабо-тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Ритмическими единицами в силлабо-тоническом стихе, как и во всяком другом, являются соотносимые между собой стихотворные строки – стихи. Единицей измерения стихов выступают стопы (стопа здесь – сочетание ударного слога с примыкающим к нему одним или несколькими безударными).

В русском силлабо-тоническом стихосложении пять основных стоп, восходящих к античным стопам.

Двусложные стопы: хорей - V

ямб V -

Трехсложные стопы: дактиль - V V

амфибрахий V – V

анапест V V -

В основе каждого силлабо-тонического стихотворения лежит определенная ритмическая схема. Такая наиболее общая, «идеальная» ритмическая схема называется метром. Но на практике отдельные стихотворные строки могут весьма отличаться друг от друга благодаря возможным пропускам ударений (облегченная стопа) или появлению сверхсхемных ударений (утяжеленная стопа).

Облегченные стопы:

двусложная пиррихий V V

трехсложная трибрахий V V V

 

Утяжеленные стопы:

двусложная спондей - -

трехсложные бакхий V - -

антибакхий - - V

амфимакр - V -

Стихотворный размер в силлабо-тонике определяется метром (он дает название размеру) и числом стоп в стихе. При определении количества стоп подсчеты идут до последнего ударения в стихе.

 

Ночевала тучка золотая VV/–V/–V/VV/-V

На груди утеса великана; VV/–V/–V/VV/-V

Утром в путь она умчалась рано, -V/–V/–V/–V/-V

По лазури весело играя. VV/–V/–V/VV/-V

(Лермонтов)

Хорей 5 с пиррихием

Тучки небесные, вечные странники! -VV/-VV/-VV/-VV

Степью лазурною, цепью жемчужною -VV/-VV/-VV/-VV

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, -VV/-VV/-VV/-VV

С милого севера в сторону южную. -VV/-VV/-VV/-VV

(Лермонтов)

Дактиль 4

Однажды, в студеную зимнюю пору V-V/V-V/V-V/V-V

Я из лесу вышел; был сильный мороз. V-V/V-V/V-V/V-

Гляжу, поднимается медленно в гору V-V/V-V/V-V/V-V

Лошадка, везущая хворосту воз. V-V/V-V/V-V/V-

(Некрасов)

Амфибрахий 4

Рифма и способы рифмовки

Рифмой называется звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихов. Определение рифмы как концевого созвучия не совсем точно, так как рифма может быть и начальной, и внутренней. В стихах рифма играет ритмообразующую и композиционную роль. Так как основными ритмическими единицами стихотворной речи являются стихи, то возвращение через равные промежутки созвучных окончаний стихов подчеркивает ее членение. Как изобразительно-выразительное средство рифма во многих случаях выделяет слова, имеющие смысловое значение в стихе.

По слоговому объему рифмы, как и клаузулы, делятся на:

- мужские (ударение на последнем слоге, а),

- женские (ударение на предпоследнем от конца слоге, А),

- дактилические (ударение на третьем от конца слоге, А´),

- гипердактилические (ударение на четвертом от конца слоге, А´´).

По характеру звучания (критерием являются не буквы, а звуки) различают рифмы:

- точные (гласные и согласные звуки, образующие рифмующиеся окончания, в основном совпадают): жемчужною – южною (Лермонтов); свободной – благородной (Пушкин);

- неточные:

усеченные (рифмы, которые могли бы стать точными, если у одного из рифмующихся слов убрать часть концовки, недостающей у другого): силищи – текстильщик, улей – кули, орлами – парламент (Маяковский);

ассонансы (рифмы, в которых совпадают ударные гласные и не совпадают согласные): молот – город (Пушкин); лужею – оружие (Маяковский); закат – музыкант (Ахмадулина);

диссонансы (рифмы, в которых совпадают согласные звуки, а ударные гласные не совпадают): слово – слева – слава (Маяковский), кедр – эскадр (Северянин);

- составные (рифмы, образованные из нескольких слов): почему ж бы – службы (Бенедиктов); я ни на… - Северянина (Маяковский); невыговариваемые – товар, и вы, и мы, и я (Брюсов).

Хотя рифма – одни из важнейших ритмических элементов, но все же вспомогательный. Рифмы может и не быть в стихах. Ее не было в античной поэзии. Нет в большинстве случаев рифмы и в народных стихах. Только в начале XVII в. рифма была освоена русской поэзией. Однако и в эпоху господства рифмованного стиха предпринимались опыты создания безрифменного (белого) стиха. Например, белым стихом написаны «Борис Годунов» Пушкина, «Песня про купца Калашникова» Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо?» Некрасова и т.д.

Помимо видов рифм, нужно различать и способы рифмовки:

- смежная/парная (рифмуются соседние стихи – первый со вторым, третий с четвертым и т.п):

Русалка плыла по реке голубой, (а)

Озаряема полной луной; (а)

И старалась она доплеснуть до луны (б)

Серебристую пену волны. (б)

(Лермонтов)

 

- перекрестная (предполагает концевое созвучие первого стиха с третьим, второго с четвертым):

Нивы сжаты, рощи голы, (А)

От воды туман и сырость. (Б)

Колесом за сини горы (А)

Солнце тихое скатилось. (Б)

(Есенин)

 

- кольцевая/опоясывающая (рифмовка, при которой первый стих рифмуется с четвертым, второй с третьим):

 

Как океан объемлет шар земной, (а)

Земная жизнь кругом объята снами; (Б)

Настанет ночь – и звучными волнами (Б)

Стихия бьет о берег свой. (а)

(Тютчев)

Назначение рифмы – объединить стихи парами и более. Иногда единая рифма объединяет всю или несколько строф (монорифма):

 

В огромном городе моем – ночь.

Из дома сонного иду – прочь,

И люди думают: жена, дочь.

А я запомнила одно: ночь.

(Цветаева)

 

В поэзии используются также трехкратно и многократно повторяющиеся рифмы в самых различных сочетаниях и вариантах. Из сочетания парной, перекрестной и кольцевой рифмовки образуются более сложные конфигурации рифм.

 

Виды строф

Строфой в стиховедении называют группу стихов, объединенных какими-то общими формальными признаками. Обычно это определенная система рифмовки и общая интонация, придающая строфе завершенность. Строфа включает в себя от двух до четырнадцати стихов.

Моностих – одностишие, с законченной смысловой, синтаксической и метрической структурой. Для моностиха, как правило, выбирается длинная строка:

Словно ущелья гор обрывистых в молодости был я.

(Архилох, пер. Вересаева)

Рим золотой, обитель богов, меж градами первый.

(Авсоний, пер. Брюсова)

Покойся, милый прах, до радостного утра.

(Карамзин)

Дистих – в античной поэзии двустишие, выражающее оригинальную глубокую мысль. Чаще – это так называемый элегический дистих, состоящий из гекзаметра и пентаметра:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;

Старца великого тень чую смущенной душой.

(Пушкин)

Наиболее известной трехстишной строфой является терцина, канонизированная Данте в «Божественной комедии» и вызвавшая многочисленные подражания почти во всех европейских литературах. Размер стихов в Т. – пятистопный ямб. Каждая строфа заключает в себе определенную тему. Способ рифмовки: аба бвб вгв гдг дед е

 

Но мой удел – могу ль не звать ужасным? (А)

Едва холодный и больной рассвет (б)

Исполнит Ад сияньем безучастным, (А)

Из зала в зал иду свершать завет, (б)

Гоним тоскою страсти безначальной,- (В)

Так сострадай и помни, мой поэт: (б)

Я обречен в далеком мраке спальной, (В)

Где спит она и дышит горячо, (г)

Склонясь над ней влюбленно и печально, (В)

Вонзить свой перстень в белое плечо! (г)

(Блок «Песнь Ада»)

 

Самым распространенным видом строфы является четверостишье или катрен, в котором стихи могут рифмоваться попарно, перекрестно и по принципу «кольца». Как самостоятельное стихотворение, К. используется для надписей, эпиграмм, эпитафий, изречений. Например:

 

Умом Россию не понять, (а)

Аршином общим не измерить: (Б)

У ней особенная стать – (а)

В Россию можно только верить. (Б)

(Тютчев)

 

Секстина – сложная шестистишная строфа с разной системой рифм. Стихотворный размер С. – чаще пятистопный или шестистопный ямб. Наиболее традиционная форма шестистиший, выработанная итальянской поэзией, а позже освоенная русскими поэтами, - абабвв:

 

В избушке позднею порою (А)

Славянка юная сидит. (б)

Вдали багровой полосою (А)

На небе зарево горит… (б)

И, люльку детскую качая, (В)

Поет славянка молодая… (В)

(Лермонтов «Баллада»)

 

Варианты рифмовки С. – ааббвв (Лермонтов «Три пальмы»), аабввб (Пушкин «Зимнее утро»).

Октава – восьмистишная строфа, близкая по своему построению секстине (абабабвв). И это не случайно: О. также зародилась в поэзии итальянского Возрождения. Стихотворный размер О. – обычно пятистопный или шестистопный ямб:

 

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает (А)

Последние листы с нагих своих ветвей: (б)

Дохнул осенних хлад – дорога промерзает. (А)

Журча еще бежит за мельницу ручей. (б)

Но пруд уже застыл: сосед мой поспешает (А)

В отъезжие поля с охотою своей. (б)

И страждут озими от бешеной забавы, (С)

И будит лай собак уснувшие дубравы. (С)

(Пушкин)

 

Триолет – восьмистишие, основанное на тройном повторении: первая строчка повторяется как четвертая и седьмая, а вторая строчка повторяется как восьмая, заключительная. Т. пишется чаще всего четырехстопным ямбом. Т. появился во французской поэзии XV века и, будучи особенно популярным в эпоху барокко и рококо, культивировался в рамках салонной поэзии. Интерес к Т. испытывали русские поэты «серебряного века»: В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Северянин, Ф. Сологуб.

 

Твой лик загадочный и нежный (А)

Как отраженье в глубине (б)

Склонился медленно ко мне. (б)

Твой лик загадочный и нежный (А)

Возник в моем тревожном сне. (б)

Встречаю призрак неизбежный: (А)

Твой лик, загадочный и нежный, (А)

Как отраженье в глубине. (б)

(Брюсов)

Одическая строфа – десятистишие, написанное четырехстопным ямбом. Эта строфа была выработана в XVIII веке для использования в торжественных одах. Канонический способ рифмовки: абабввгддг.

 

Ты здраво о заслугах мыслишь, (А)

Достойным воздаешь ты честь, (б)

Пророком ты того не числишь, (А)

Кто только рифмы может плесть, (б)

А что сия ума забава (В)

Калифов добрых честь и слава. (В)

Снисходишь ты на лирный лад; (г)

Поэзия тебе любезна, (Д)

Приятна, сладостна, полезна, (Д)

Как летом вкусный лимонад. (г)

(Державин)

 

Сонет – лирическое стихотворение из четырнадцати строк, написанное четырехстопным или пятистопным ямбом. С. возник в Италии в XIII веке. Его расцвет связан с творчеством Данте и Петрарки. В своей канонической форме С. состоит из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов). Каждая строфа С. – это законченное целое. Первый катрен является экспозицией, в нем утверждается основная тема стихотворения, во втором катрене развиваются положения, высказанные в первом катрене. В первом терцете намечается развязка, во втором терцете происходит развязка. Заключительная строка в С. является самой сильной по мысли и образности.

Виды С.:

- итальянский: абаб/абаб/вгв/гвг (вариант вгд/вгд);

- французский: абба/абба/ввг/ддг (вариант ввг/дгд);

- английский (Шекспир): абаб/вгвг/деде/жж (основная часть – три катрена и заключительное двустишие).

В русскую поэзию С. введен Тредиаковским. Обращались к С. Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Лермонтов. В эпоху символизма дань С. отдали Брюсов, Вяч. Иванов, Бальмонт.

 

Благословен день, месяц, лето, час (а)

И миг, когда мой взор те очи встретил! (Б)

Благословен тот край и дом тот светел, (Б)

Где пленником я стал прекрасных глаз! (а)

Благословенна боль, что в первый раз (а)

Я ощутил, когда и не приметил, (Б)

Как глубоко пронзен стрелой, что метил (Б)

Мне в сердце Бог, тайком разящий нас! (а)

Благословенны жалобы и стоны, (В)

Какими оглашал я сон дубрав, (г)

Будя отзвучья именем Мадонны! (В)

Благословенны вы, что столько слав (г)

Стяжали ей, певучие канцоны, - (В)

Дум золотых о ней единый сплав! (г)

(Петрарка, пер. Вяч. Иванова)

Суровый Дант не презирал сонета; (А)

В нем жар любви Петрарка изливал; (б)

Игру его любил творец Макбета; (А)

Им скорбну мысль Камоэнс облекал. (б)

И в наши дни пленяет он поэта: (А)

Вордсворт его орудием избрал, (б)

Когда вдали от суетного света (А)

Природы он рисует идеал. (б)

Под сенью гор Тавриды отдаленной (В)

Певец Литвы в размер его стесненный (В)

Свои мечты мгновенно заключал (г)

У нас еще его не знали девы, (Д)

Как для него уж Дельвиг забывал (г)

Гекзаметра священные напевы. (Д)

(Пушкин)

Венок сонетов – цепь из 15 сонетов. 14 стихотворений образуют кольцо, так как каждый следующий сонет начинается последней строкой предыдущего, а первый – последней строкой последнего. 15-ый сонет, называемый магистралом, состоит из первых (они же одновременно и последние) строк всех 14 остальных в том порядке, в каком они следуют друг за другом. При этом естественно, что форма здесь должна соблюдаться крайне строго, иначе весь смысл В.с. теряется. Первый В.с. на русском языке появился в переводе филолога Ф. Корша из словенского поэта Франца Прешерна (1889). В 1909 г. В.с. написали Вяч. Иванов и М. Волошин.

Онегинская строфа была придумана Пушкиным специально для своего романа в стихах «Евгений Онегин». Это четырнадцатистрочная строфа, состоящая из трех четверостиший и замыкающего двустишия. В первом четверостишии перекрестная рифмовка, во втором – смежная, в третьем – кольцевая, последние два стиха рифмуются друг с другом. Такими строфами написан весь роман, за исключением писем Татьяны и Онегина.

 

Театр уж полон; ложи блещут; (А)

Партер и кресла – все кипит; (б)

В райке нетерпеливо плещут, (А)

И, взвившись, занавес шумит. (б)

Блистательна, полувоздушна, (В)

Смычку волшебному послушна, (В)

Толпою нимф окружена, (г)

Стоит Истомина; она (г)

Одной ногой касаясь пола, (Д)

Другою медленно кружит, (е)

И вдруг прыжок, и вдруг летит, (е)

Летит, как пух из уст Эола; (Д)

То стан совьет, то разовьет (ж)

И быстрой ножкой ножку бьет. (ж)

Бывают стихи, не членимые на строфы. Они называются астрофическими. В них в беспорядке смешиваются парные, перекрестные и кольцевые рифмы. В астрофических стихах также может соблюдаться членение текста, но не на строфы, а на абзацы. Примером таких стихов могут служить поэмы «Руслан и Людмила» и «Медный всадник» Пушкина, «Беглец» и «Демон» Лермонтова, «Тишина» и «Коробейники» Некрасова и др.

 

Неклассические формы стиха

1. Дольник (паузник)

Между силлабо-тонической и тонической системой стихосложения располагается целый пласт стихов, которые называются дольниками (паузниками). Д. представляет собою размер, в котором так же, как и в размерах силлабо-тонических, закономерно чередуются ударные и безударные слоги, но закономерность этого чередования ослаблена. Д. соединяет в пределах одной стихотворной строки двусложные и трехсложные размеры. В Д. количество безударных слогов между ударными (иктами) свободно колеблется от одного до двух.

В русской поэзии дольники появляются в начале XIX в., прежде всего в переводах с немецкого и английского, при усвоении творчества западных романтиков, опирающихся на народную песню. Впервые дольники встречаются у Жуковского. Одновременно с переводами и под их непосредственным влиянием дольники проникают и в оригинальную русскую поэзию. В пушкинскую эпоху единичные примеры дольников можно найти у Бестужева-Марлинского и Хомякова. Изредка дольники встречаются у Лермонтова. Гораздо чаще к дольникам прибегали Тютчев и Фет. И все же русские поэты XIX в. применяли дольники редко. Широкое распространение дольники получили в поэзии русских символистов (З. Гиппиус, Брюсов, Бальмонт). Органическим явлением для русской поэзии дольники стали в творчестве Блока. После Блока дольники стали общим достоянием русской поэзии.

 

анакруза

Вхожу я в темные храмы, V-V-VV-V (1)-1-2-(1)

Совершаю бедный обряд. VV-V-VV- (2)-1-2-(0)

Там жду я Прекрасной Дамы V-VV-V-V (1)-2-1-(1)

В мерцанье красных лампад. V-V-VV- (1)-1-2-(0)

(Блок) клаузула

Четырехударник

Своеобразие ритма своих произведений Маяковский стремился передать графическим способом. В то время как в силлабо-тонике стих совпадает со стихотворной строкой, у Маяковского он в большинстве случаев не совпадает с ней. Поэт делит стих на так называемые строчечные доли, что подчеркивает декламационные паузы и способствует смысловой выразительности.

 

Помните?

Вы говорили:

«Джек Лондон, // (А)

деньги,

любовь,

страсть»,- // (б)

а я одно видел:

вы – Джиоконда, // (А)

которую надо украсть! (б)

(«Облако в штанах»)

 

5. Верлибр

Верлибр (свободный стих) – это стих, освобожденный от закономерного чередования ударения, от уравнивания количества слогов или ударений, а также от рифмы. Верлибр сохраняет только один признак, отличающий стихи от прозы, - заданное членение на строки.

 

Когда вы стоите на моем пути,

Такая живая, такая красивая,

Но такая измученная,

Говорите все о печальном,

Думаете о смерти,

Никого не любите

И презираете свою красоту –

Что же? Разве я обижу вас?

(Блок)

6. Центон

Центон – стихотворение, составленное из строк одного или нескольких поэтов. Строки должны быть подобраны таким образом, чтобы все «лоскутное» стихотворение было объединено каким-то общим смыслом или, по крайней мере, стройностью синтаксического построения, придающего ему вид законченного произведения. Являясь стихотворной шуткой, центоны всегда бывают тем комичней, чем лучше знаком читатель со стихотворениями, из которых взяты нужные строки.

 

Лысый с белой бородою (Никитин)

Старый русский великан (Лермонтов)

С догарессой молодою (Пушкин)

Упадает на диван. (Некрасов)

(Лернер)

 

В июне, в самый зной, в полуденную пору,

Сыпучими песками в гору, (Крылов «Обоз»)

Из дальних странствий возвратясь, («Лжец»)

По улицам слона водили,

Как видно, напоказ, -

Известно, что слоны в диковинку у нас, -

Так за слоном толпы зевак ходили; («Слон и Моська»)

Какой-то повар-грамотей

С поварни побежал своей, («Кот и Повар»)

Со всех дворов собак сбежалося с полсотни,

Как вдруг из подворотни («Прохожие и собаки»)

Проказница Мартышка

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет. («Квартет»)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. <…> («Лебедь, Рак и Щука»)

(анонимный центон)

 

ТЕМА 5. Основы стиховедения

· Поэзия и проза

· Стиховедение и стихосложение

· Системы стихосложения

· Ритмические определители стиха

· Рифма и способы рифмовки

· Строфа и ее виды

· Неклассические формы стиха

Поэзия и художественная проза представляют собой два типа организации художественной речи, между которыми подчас нет четкой границы. Литературоведы выделяют два основных критерия, позволяющие разграничить стих и прозу.

1. Стихотворная речь ритмически организована. Ритм (греч. rhythmos – мерность, складность, стройность в движении) является конструктивным принципом стихотворной речи. В стихах ритмичность достигается за счет равномерного чередования речевых элементов – стихотворных строк, пауз, ударных и безударных слогов и т.д. Свой ритм есть и в прозе. Он обусловлен синтаксическим членением речи. Первичные ритмические единицы прозы – колоны. Колон - группа слов, интонационно и синтаксически единая, разделяемая легкими паузами («В белом плаще с кровавым подбоем, // шаркающей кавалерийской походкой, // ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана // в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого // вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат», М. Булгков «Мастер и Маргарита»).

2. Стихотворная речь делится на сопоставимые между собой ряды слов, ограниченные ритмической паузой и константным (постоянным на последнем слове) ударением – стихи (греч. stichos – ряд). Прозаическая речь (лат. prosa – речь, которая ведется прямо вперед) идет сплошным текстом.

Стихотворное членение речи возникло в хоровых народных песнях, которые сопровождались ритмичными телодвижениями (выкрики и восклицания согласовывали коллективные действия работающих людей, н-р, при перетаскивании тяжестей). Ритм, как проявление организованности и упорядоченности движения, лежит в основе самой природы (смена времен года, восход и заход небесных светил, движение волн и т.п.). Со временем трудовые песни обрели известную самостоятельность и эстетическую самоценность. Они вошли в игру, обряд, подчиняясь ритму хоровода, коллективной пляски.

Подчиненная общим коллективным движениям, песня разделялась на словесные ряды, отделенные друг от друга ритмическими паузами. Ритмической паузе предшествовал сильный ритмический акцент, падавший на последнее слово каждого стиха. В хоровых песнях этот акцент соответствовал общему рывку/удару работающих или общим поворотам в плясках. В стихах наиболее сильное ритмическое ударение, неизменно падающее на последнее слово стиха, получило название – константное ударение (константа стиха).

Отграниченное от фольклора искусство слова возникает сначала в стихотворной форме. Все основные жанры античности, Средневековья, классицизма, многие жанры эпохи Возрождения были стихотворными (эпические поэмы, трагедии, комедии, разные виды лирики). Вплоть до XVII века поэзия была единственным типом организации художественной речи.

Стиховедение – отрасль литературоведения, изучающая звуковую форму литературных произведений. Основным материалом при таком изучении являются стихи, т.е. речь, наиболее организованная в звуковом отношении. Отсюда и название – стиховедение. Стиховедение разделяется на три части:

- фонику (эвфонику) – учение о сочетаниях звуков;

- метрику (ритмику) – учение о строении стиха;

- строфику – учение о сочетаниях стихов.

Первоначально стиховедение было наукой нормативной, учившей, как «должны» писаться стихи. Только в XIX веке оно становится наукой исследовательской. Конечной целью стиховедения является установление места звукового ряда в общем строении произведения и его связи с языковым и образным строем произведения.

Стихосложение (версификация) – способ организации звукового состава стихотворной речи, изучаемый стиховедением. Изучение стихосложения позволяет ответить на три вопроса:

- Чем отличается стих от прозы?

- Чем отличается стих одного языка (или эпохи) от стиха другого языка (или эпохи)?

- Чем отличается стих одного стихотворения от стиха другого?

В различных языках возникают различные системы стихосложения. Существование и развитие той или иной стихотворной системы в каком-либо языке зависят от лингвистических особенностей данного языка, от его просодии. Просодия (греч. prosodia – ударение, припев) – лингвистическая система произношения ударных и безударных, долгих и кратких слогов, повышение и понижение тона в его смыслоразличительной функции и т.п. Выделяют следующие системы стихосложения (в зависимости от звуковых элементов, на основании которых упорядочиваются стихотворные строки):

- силлабическая (общее количество слогов);

- мелодическая (количество слогов определенной высоты);

- метрическая (количество слогов определенной долготы);

- тоническая (количество ударений).

Существуют системы стихосложения, основанные на нескольких признаках: силлабо-мелодическая, силлабо-метрическая, силлабо-тоническая.

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Тоническая система (Русский устный народный стих)

В тоническом (греч. tonos – ударение) стихе нет стоп. Ритм здесь регулируется относительной выравненностью количества ударений в стихотворных строчках. При этом общее количество слогов в строке, как и число безударных слогов, располагающихся между ударными, - произвольно. Тонический стих является основным для русского устного поэтического творчества и опирается на особенности просодии русского языка (в русском языке произнесение слогов характеризуется их ударностью и безударностью).

Наиболее распространен 2-х, 3-х и 4-хударный тонический стих (часто – в чередовании). Например:

 

Ах, девица-красавица, V-VVV-VV (2 ударных слога)

Моя прежняя полюбовница: VV-VVVV-VV (2 ударных слога)

Тебя любил, счастлив я был. V-V-V-V- (4 ударных слога)

Любить не стал, бессчастен стал. V-V-V-V- (4 ударных слога)

Для тонического стиха нехарактерна рифма. Рифма – созвучие конца стихов, отмечающее границы и связывающее их между собой.

Русские поэты широко использовали народный тонический стих при создании произведений «в народном духе». К былинному речитативному стиху восходит поэма Лермонтова «Песня про купца Калашникова», на традиции песенного стиха нередко опирался Кольцов. Сторонником тонического стиха в современной поэзии был Маяковский.

 

Силлабическая система

Русское книжное стихосложение поначалу было силлабическим (греч. syllable –слог). В силлабическом стихе ритмичность обусловлена равным количеством слогов в каждой строчке, расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. В зависимости от количества слогов в строке различаются 4-, 5-, 6-сложники …- до 13-сложного стиха. Силлабическое стихосложение развивалось в тех языках, где ударения закреплены за определенными слогами в слове. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний, в чешском – на первый.

В русское стихосложение силлабика пришла из польской поэзии в середине XVII века через посредничество украинской и белорусской литератур и продержалась до силлабо-тонической реформы Тредиаковского – Ломоносова (до первой трети XVIII века). В отличие от польского, в русском языке ударение подвижно, а потому только равное количество слогов (слоговая константа) не могло способствовать ритмизации стиха. В русской силлабике ритмообразующими элементами стали:

- женская рифма;

- парная рифмовка;

- цезура (длинные силлабические вирши, начиная с 8-сложного стиха, обязательно делились цезурой на два полустишья).

Все стихи носили тогда общее название виршей (вирша – двустишие, скрепленное рифмой). Силлабическими они стали называться лишь в начале XIX века.

Уме недозрелый, плод // недолгой науки!

Покойся, не понуждай // к перу мои руки:

Ни писав, летящи дни, // века проводити

Можно и славу достать // хоть творцом не слыти.

Ведут к ней нетрудные // в наш век пути многи,

На которых смелые // не запнутся ноги.

(Кантемир)

Силлабика продержалась в русской литературе недолго. При акцентной свободе русской речи силлабический стих слабо отделял стихотворную речь от прозаической. Возникла необходимость коренной реформы, и она была проведена.

 

 

Силлабо-тоническая система

Реформу стихосложения начал Тредиаковский и завершил Ломоносов. Силлабо-тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Ритмическими единицами в силлабо-тоническом стихе, как и во всяком другом, являются соотносимые между собой стихотворные строки – стихи. Единицей измерения стихов выступают стопы (стопа здесь – сочетание ударного слога с примыкающим к нему одним или несколькими безударными).

В русском силлабо-тоническом стихосложении пять основных стоп, восходящих к античным стопам.

Двусложные стопы: хорей - V

ямб V -

Трехсложные стопы: дактиль - V V

амфибрахий V – V


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.317 с.