Вопрос 1. Предмет и задачи педагогики. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Вопрос 1. Предмет и задачи педагогики.

2017-07-25 377
Вопрос 1. Предмет и задачи педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 1. Предмет и задачи педагогики.

Педагогика – наука о воспитании человека, раскрывает законы и закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе.

Предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

 

Задачи педагогики делятся на пять основных групп:

1. Определение и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике рассматриваются как связи между специально созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность и развитость личности.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Эта задача предполагает, с одной стороны, теоретическое обоснование и научную интерпретацию передового педагогического опыта, выявление в инновационных авторских подходах того, что может быть перенесено в массовую педагогическую практику, а с другой стороны, тщательное исследование педагогических ошибок и причин возникновения негативных явлений в образовательном процессе.

3.Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем. Теоретические модели предполагаемого развития образовательной инфраструктуры необходимы, в первую очередь, для управления политикой и экономикой образования, совершенствования педагогической деятельности.

4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания. Решение этой задачи во многом опирается на изучение новых открытий в смежных научных областях (психологии, физиологии, социологии и др.), а также определяется пониманием специфики современного социального заказа в области образования (например, сегодня от выпускника школы в большей степени требуется наличие творческих способностей, и, следовательно, педагогическая наука вынуждена более интенсивно разрабатывать способы решения этой задачи).

5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику образования. Одним из путей решения этой задачи выступают научно-практические центры, лаборатории, объединения. Эффективность решения этой задачи во многом достигается привлечением педагогов-практиков к подготовке и проведению исследования и созданию нового педагогического продукта (технологии, методики, методического оснащения и пр.).

Вопрос 5. Признаки личности. Формирование личностных качеств врача.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Личность – это человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя.

Эмоциональность – совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний, чувствительность к эмоциональным ситуациям.

Активность – характеристика личности, которая определяет интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода.

Саморегуляция – системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности (регуляция своего состояния, поведения деятельности).

Побуждение – мотивационный компонент характера нравственно-психологические и эстетические черты личности, такие, как чувства и осознание добра и зла, справедливости, долга, чести и совести, прекрасного, возвышенного, трагического, комического и другие мораль

Интересными формами общегрупповой дискуссии являются методы «мозгового штурма» и синектики. Эти методы достаточно широко используются при решении конкретных профессиональных проблем. Однако элементы этих методов могут быть применены и в учебном процессе.

Метод «мозгового штурма» разработан А. Осборном в 30-е го­ды как способ эффективного коллективного продуцирования новых идей и решений широкого спектра экологических, научно-техниче­ских, социально-психологических ситуаций. Он способствует рас­шатыванию стереотипов мышления, развитию его динамичности, формирует способность абстрагироваться от существующих огра­ничений и т.д. Как правило, «мозговой штурм» длится не более 1,0-1,5 часов и состоит из следующих этапов.

1. Организационный этап. Уяснение проблемы. Ознакомление с правилами проведения «мозгового штурма». Формирование рабочих групп (около 5 человек в каждой) и группы экспертов, цель которой - оценка и отбор наилучших идей. Длительность - до 10 минут.

2. Разминка. Основная задача этого этапа - установление атмо­сферы доверия в группе, преодоление психологических барье­ров, препятствующих эффективному обсуждению (скован­ность, замкнутость, стеснительность и т.д.). Для проведения этого этапа можно рекомендовать некоторые упражнения, предложенные Д. Станфортом и А. Рорком (1977):

=> взаимоознакомление участников с тем, чтобы каждый участник понимал, что можно ждать от других (короткий рас­сказ о себе, физическое взаимодействие в парах, упражне­ние «зеркало» и т.д.);

=> выполнение совместных групповых упражнений в едином ритме;

=> обсуждение некоторых психологических проблем (почему люди неохотно выступают первыми, как вести себя в груп­пе, чтобы добиться уважения и т.д.). При обсуждении этих проблем участники могут пробовать себя в разных ролях (эксперта, критика, генератора идей и пр.).

Длительность этапа 15-20 минут.

3. Мозговой штурм. Генерация идей идет одновременно во всех рабочих группах. Группа экспертов фиксирует все выдвину­тые идеи (10-15 минут).

4. Отбор наилучших идей группой экспертов (10-15 минут). Участники штурма в это время отдыхают.

5. Подведение итогов. Публичная защита группой лучших идей.

Правила проведения «мозгового штурма» (по Осборну).

1. Никаких замечаний и критических высказываний - они ме­шают формулировке новых идей.

2. Приветствуется «парение мыслей». Чем необычнее идея, тем лучше.

3. Чем больше предложений, тем выше вероятность появления

новых идей.

4. Желательна комбинация идей, а также их развитие.

5. Высказываться кратко, избегать развернутой аргументации.

6. Одни генерируют идеи, другие обрабатывают их.

Метод синектики, предложенный У. Гордоном, имеет общие элементы с «мозговым штурмом». Кроме того, используются четы­ре приема, основанные на аналогии:

1) прямая аналогия (как решаются проблемы, похожие на данную);

2) личная аналогия (войти в образ рассматриваемого в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения);

3) символическая аналогия (дать в нескольких словах образ­ное определение сути проблемы);

4) фантастическая аналогия (как бы эту проблему решали ска­зочные персонажи). Как уже отмечалось, метод групповой дискуссии (или отдель­ные его элементы) может найти достаточно широкое применение при различных организационных формах проведения занятий. На семинарских занятиях групповая дискуссия может занимать основ­ное время активной работы, на практических занятиях - во многом заменить традиционные опросы, на лабораторных занятиях - пред­шествовать выполнению лабораторной работы (или, напротив, про­ходить после ее завершения). -Вполне допустимо использование элементов дискуссии и на лекциях.

Метод фокус-группы, или групповое фокусированное интер­вью, - это еще один метод, адекватный специфике высшего меди­цинского образования. Этот метод напоминает форму консилиума, заключения по поводу врачебной ошибки, жалобы (обоснованной или необоснованной) пациента. Для обсуждения одной проблемы сталкиваются интересы от 10 до 12 человек.

В настоящее время метод фокусированного интервью исполь­зуется как в учебных, так и в исследовательских целях.

Отличительные особенности фокусированного интервью за­ключаются в следующем:

—> интервьюируемые лица являются участниками учебной или реальной жизненной ситуации;

—> ситуация изучается педагогом заранее для выявления наи­более значимых вопросов и предварительных гипотез;

—> на основе предварительного анализа педагог разрабатывает план проведения интервью;

—> интервью направлено на получение от респондентов (в на­шем случае - студентов) их видения и определения иссле­дуемой ситуации и фокусируется на их субъективных пере­живаниях.

Предварительные ответы помогают не только проверить гипо­тезы, но и выявить иногда совершенно непредвиденные реакции, дают импульс для формулирования новых гипотез.

Специалисты подметили, что фокусированное интервью в силу нестандартизированного характера занимает промежуточное поло­жение между «направленным» и «ненаправленным» интервью, по­зволяя фокусировать обсуждение на конкретной проблеме («на­правленное интервью») и использовать свободу формы высказыва­ний обучающихся согласно «ненаправленному интервью».

Этот метод групповой дискуссии чрезвычайно интересен при обучении интернов, ординаторов, врачей.

Получение субъективной информации при «столкновении» разных точек зрения позволяет увидеть обсуждаемые проблемы бо­лее глубоко и разносторонне, выявить целый комплекс личностных и социально-психологических проблем. Этапность проведения оп­ределяется в соответствии с правилами ведения дискуссии, а успех во многом зависит от руководителя.

 

Вопрос 1. Предмет и задачи педагогики.

Педагогика – наука о воспитании человека, раскрывает законы и закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе.

Предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

 

Задачи педагогики делятся на пять основных групп:

1. Определение и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике рассматриваются как связи между специально созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность и развитость личности.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Эта задача предполагает, с одной стороны, теоретическое обоснование и научную интерпретацию передового педагогического опыта, выявление в инновационных авторских подходах того, что может быть перенесено в массовую педагогическую практику, а с другой стороны, тщательное исследование педагогических ошибок и причин возникновения негативных явлений в образовательном процессе.

3.Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем. Теоретические модели предполагаемого развития образовательной инфраструктуры необходимы, в первую очередь, для управления политикой и экономикой образования, совершенствования педагогической деятельности.

4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания. Решение этой задачи во многом опирается на изучение новых открытий в смежных научных областях (психологии, физиологии, социологии и др.), а также определяется пониманием специфики современного социального заказа в области образования (например, сегодня от выпускника школы в большей степени требуется наличие творческих способностей, и, следовательно, педагогическая наука вынуждена более интенсивно разрабатывать способы решения этой задачи).

5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику образования. Одним из путей решения этой задачи выступают научно-практические центры, лаборатории, объединения. Эффективность решения этой задачи во многом достигается привлечением педагогов-практиков к подготовке и проведению исследования и созданию нового педагогического продукта (технологии, методики, методического оснащения и пр.).


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.