ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека»

2017-07-24 304
ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерство культуры Ростовской области

ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека»

I.II. «Лирика» и «Центрифуга»

«Центрифуга» - московская литературная группа, сложилась в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее ассоциировавшихся с издательством «Лирика». Особенностью теории участников «Центрифуги» стало то, что при создании лирического произведения центром внимания становилось не само слово, а интонационно-ритмические и синтаксические структур. Основными её участниками стали С. Бобров, Б. Пастернак и Н. Асеев.

Бобров С. Спецификация идитола: прозроман ускоренного типа / С. Бобров. — Берлин: Книгоиздательство Геликон, 1923. – 198 с.

Р.29215

Оформление Э. Лисицкого. Отпечатана в Берлине в 1923 году в типографии Макс Маттисон.

Из предисловия: «Темой романа является история одного изобретения, не личная, так сказать, данной научной конструкции, а история взаимоотношений меж изобретением и обществом, которому оно должно служить. Изобретение это представляет собой род сильного взрывчатого вещества, где используется субатомная энергия. Имя вещества – Идитол. Сюжет романа составляет борьба трех изобретателей и ряда финансовых объединений (синдикатов, банков и др.) за обладание секретом Идитола».

Социально-утопический «Прозроман ускоренного типа» «раскадрован» на короткие сцены наподобие киноленты и соревнуется с искусством фильма в калейдоскопическом изображении погонь, чудесных спасений, заговоров, катастроф, массовых волнений, техномагических средств.

I.III. Кубофутуристы

Кубофутуризм («Гилея») — течение в русском искусстве 1910-х годов. Поэты-футуристы выступали в тесном контакте с художниками-кубистами. Для последователей течения характерно полное игнорирование существовавших литературных норм и создание необычных слов и абсолютно нетрадиционных способов оформления текста.

Каменский В. В. Емельян Пугачев: поэма / В. В. Каменский. — Москва: Федерация, 1932. – 157 с.

Р.64592

Прижизненное издание.

Рисунки художника–графика Бориса Титова.

 

Каменский В. В. Сочинения / В. В. Каменский. – Репринтное воспроизведение изданий 1914, 1916, 1918 гг. с приложением. — Москва: Книга, 1990. – 591 с.

В сборник включены репринтные воспроизведения сборника «Танго с коровами» (1914), романа «Степан Разин» (1916 года); сборника «Звучаль веснянки» (1918), автобиографическая книга «Путь энтузиаста», а также фотографии, рисунки В. Каменского из фондов Государственного литературного музея, Центрального государственного архива литературы и искусства и семьи Каменских.

 

Из сборника «Звучаль веснянки»

 

«Кто Я.

Я-КТО-я-

Я-вроде утроветра

По в туманах долине

Будь березкой

И обниму – покачаю.

 

Я-КТО-Я-

Я-вроде небожаворонка

Над в тишине полями

СЛУШАЙ ЧУТКО

Я звеню солнцелучами.

 

Я_КТО я _

Я – вроде яркоплатка

На с ягодами девушке

Пой со мной

Я ПЕСНЕПЬЯНСТВУЮ».

 

 

Каменский В. В. Танго с коровами / В. В. Каменский. – Факсимильное издание с приложением статей. — Москва: Книга, 1991. – 15 с.

 

Факсимильное воспроизведение издания Давида Бурлюка 1914 года. Рисунки Влад. и Давида Бурлюков. Тираж оригинала – 300 экз.

 

Издание относится к разряду экспериментальных. Отпечатано на желто-цветастых обоях, имеет обескураживающее название и выпущено в виде неправильного пятиугольника. Основным достоинством этой удивительной книги стали «железобетонные поэмы» Каменского, оригинально оформленные и отпечатанные в стиле дадаизма: обложка и весь текст набраны с использованием разнокалиберных типографских литер, хаотично расположенных на плоскости печатного листа.

 

Крученых А. Арабески из Гоголя / А. Крученых. — [Ейск], 1992. – 21 с. — (Альфа и Омега).

Р.3159217

Алексей Крученый среди всех русских футуристов выделялся своей любовью к традиционной – классической – литературе, но это была, конечно же странная любовь…

В цикле «Арабесок» Крученых вольно «пересказывает» Гоголя, сосредотачивая внимание читателя на наиболее важных эпизодах его повестей.

 

Предисловие, подготовка текста и шрифтовая аранжировка Сергея Сигея.

 

 

Маяковский В.В. Грозный смех / В. В. Маяковский. — Москва; Ленинград: ГИХЛ, 1932. – 79 с.

Р.304960

Иллюстрации В. В. Маяковского. Оформление Варвары Степановой.

В издание вошли стихотворения и рисунки к плакатам, созданные Маяковским во время работы над Окнами РОСТА. Окна сатиры РОСТА — серия плакатов, разработанная в 1919—1921 гг. советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства.

«Это не только стихи.

Это иллюстрации не для графических украшений.

Это – протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов.

Это – моя часть огромнейшей агитработы – окон сатиры Роста».

В. Маяковский

 

Маяковский В. В. Для голоса. Хорошо / В. В. Маяковский. – Факсимильное воспроизведение изданий 1923, 1927 гг. — [Москва]: Изокомбинат Художник РСФСР, 1987. – 61 с.

Р.44698; Р.44699

 

Один из лучших образцов русского конструктивизма в книгоиздании. Цветные иллюстрации, монтаж и подбор шрифтов, необычная общая конструкция книги и цветная издательская обложка выполнены в стиле конструктивизма новатором-художником, архитектором, мастером фотографии Эль Лисицким (Лазарем Лисицким). Издание является примером оригинальных конструктивистских и композиционных решений Лисицкого в сочетании с ритмикой поэзии Владимира Маяковского.

 

Маяковский В. В. Летающий пролетарий / В. В. Маяковский. — Москва: Авиохим, 1925. – 64 с.

Р.33383

Рисованная мягкая обложка Г. С. Бершадского с монограммой художника.

 

Маяковский В. В. Маяковская галерея: (те кого я никогда не видел): Пуанкаре, Муссолини, Керзон, Пилсудский, Стинес, Гомперс, Вандервельде / В. В. Маяковский. — Москва: Красная новь, 1923. – 63 с.

Р.33385

Первое издание.

Собрание политических памфлетов на известных деятелей современности. В книге В. Маяковский выступает не только как автор, но и как иллюстратор.

 

Маяковский В. В. Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается / В. В. Маяковский. — Москва; Петербург: Круг, 1923. – 109 с.

Р.33387

Рисованная обложка А. М. Родченко.

 

Маяковский В. В. Париж / В. В. Маяковский. — Москва: Московский рабочий, 1925. – 40 с.

Р.33389

Обложка и монтаж А. Родченко.

Сборник включает восемь стихотворений.

 

Малевич К.С. Письма к Шутко / К. С. Малевич. — Ейск, 1992. – 17 с.

 

Книга издана отделом живописи и графики Ейского Историко-Краеведческого музея в 1992г. Оформление и подготовка к печати Сергей Сигей. Иллюстрирована шрифтовыми композициями по стихам Малевича.

В книге представлены два письма Казимира Малевича к Кириллу Ивановичу Шутко, своему близкому знакомому и референту по вопросам искусства при ЦК. Оба письма относятся к советскому времени и отлично передают атмосферу тех лет, в особенности то, что происходило тогда с настоящим новаторством в искусстве.

 

Фрагмент одного из писем: «Дайте дорогу анализу Искусства Проблем, дайте развернуть силу новаторам. Я и Татлин, Филонов и много других и с нами Молодежь, которая действительно хочет создать больше Искусство станут ударниками. Затребуйте от Сектерия ИЗО Сорабиса Ленинграда сведений о жизни ИЗО в Ленинграде. Ознакомьтесь с ней, ибо скоро объявят нас бродские кулаками».

 

Требник троих: сборник стихов и рисунков. — Москва: Издание Г. Л. Кузьмина и С. Д. Долинского, 1913. – 95 с.

 

Иллюстрации - литографии по рисункам В. В. Маяковского, Надежды Д. Бурлюк, В. Е. Татлина, Д. Д. и В. Д. Бурлюков. Тираж 1100 экз.

Знаменитый поэтический сборник «литературной компании» «Гилея», первое издание Д. Бурлюка, в котором изображение занимало место, почти равное тексту.

В издание включены стихи В. Маяковского, В. Хлебникова, Д. и Н. Бурлюков.

 

Турнир поэтов / Н. Асеев, Б. Пастернак, И. Терентьев [и др.]. — Москва: Издание «Группы лефовцев», 1929. – 18 с.

Р.36403

Редчайшее издание русского футуризма, написанное от руки и стеклографированное чёрной и красной краской. В издательской иллюстрированной обложке работы К. Зданевича. Издание с примечаниями Крученых. Автографы: Катаева, Клюна, Олеши, Пустынина, Толстой. Тираж 150 экз.

Книга представляет собой записи экспромтов поэтов, принявших вызов Валентина Катаева, который записал в альбоме Алексея Крученых, соревнуясь с Маяковским, следующую шутку:

"Утонувший в крюшонах

Алексей Елисеич Крученых.

Величайшая рифма! Величайшие зубры сломали себе на этом зубы. И так рифмовали и этак. А я просто зарифмовал и баста. Кто лучше?"

Дальнейшие записи-экспромты явились ответом на этот вызов.

 

***

«Балериньих икр ученых

Был не чужд и Крученых» (С. Третьяков. 1923)

***

«Если будешь печь стихи

Попадешь в Крученыхи» (Вера Инбер)

 

Хлебников в Баку. — Москва: Издание «Группы Друзей Хлебникова», 1930. – 18 с. – (Неизданный Хлебников. Вып. XVI).

 

(Этот текст можно применить к показу всей серии)

Книги под маркой «Группа друзей Хлебникова» начали выходить примерно с 1928 года. Каждый выпуск состоял из пятнадцати-двадцати страниц и был напечатан тиражом от пятидесяти до ста пятидесяти экземпляров. Почти для каждого выпуска текст был написан от руки, (известны сборники «сделанные» Артемом Веселым, Юрием Олешей, Борисом Пастернаком, Михаилом Пустыниным) и затем воспроизведен на стеклографе. В выходных данных указывалось, что издание осуществляет «Группа друзей Хлебникова». На самом деле и замысел, и его воплощение почти целиком принадлежали поэту, теоретику футуризма, основателю «заумного языка», издателю и библиофилу Алексею Крученых (1886—1968). Этими книжечками он продолжал традицию футуристических литографированных изданий 1910-х годов. Всего Крученых издал 30 (по другим данным только 27) выпусков. Некоторые из них были даже не стеклографированы, а напечатаны на машинке в нескольких экземплярах. Последняя брошюрка вышла в 1935-м.

 

II. Биокосмисты

Биокосмизм — направление в российской философии и литературе начала 20-х годов ХХ века, основными принципами и целями которого были максимальная свобода личности и её творчества вплоть до свободы передвижения в космосе, распространения влияния деятельности человека на всю Вселенную, достижения физического бессмертия, способности создавать и пересоздавать Вселенную, управлять временем, воскрешать умерших людей и т. д. Основателями биокосмизма были А. Агиенко (выступал под псевдонимом А. Святогор) и А. Ярославский.

Биокосмисты. Десять штук: сборник. — Петроград: Комитет поэзии биокосмистов-имморталистов (Северная группа), 1923. – 14 с.

Самое известное собрание сочинений биокосмистов. В выходных данных сборника указано: Петроград, 1923, но фактически альманах напечатан в типографии «Труд» артели «Печатник» города Боровичи Новгородской губернии в январе 1923 г.

Специалисты отмечают, что сведения о физическом существовании авторов сборника И. Линкста, П. Логинова, О. Лор, К. Чекина, С. Кочета, Э. Эрна, Н. Рэма, А. Сергиенко и С. Тихонова противоречивы и незначительны. Они либо почти никак больше не проявили себя в литературе, либо изначально представляли собой фантомные инкарнации идеологов движения.

Отрывок из стихотворения одного из участников сборника Эрнста Эрна "Планетной Дульцинее":

 

«Женщины дальней планеты

Такие как здесь или нет?

Нужно ли к ним пешеходить

По космоса лапам?

Может быть здесь попытаться

Затеплить сердца и граниты -

Может просто на Невском

Найти мне сегодня Альдонсу?

Нужны ли эти полеты

Ракетой в планетные страны,

Если так солнечно просто

Можно любить на земле!»

III. Имажинисты

Имажинизм — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Теоретики имажинизма провозгласили образность основным принципом поэзии. Образ и только образ, как единственное орудие на производстве у настоящего мастера. К имажинистам себя причисляли поэты С.А. Есенин, Р. Ивнев, А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич.

Имажинисты: Рюрик Ивнев, Анатолий Мариенгоф, Матвей Ройзман, Вадим Шершеневич. — Москва: Издание авторов, 1925. – 39 с.

Оформление обложки выполнено в стиле конструктивизма Георгием Стенбергом с фотографии Наппельбаума.

Тираж – 2000.

 

Плавильня слов: сборник. — Москва: Имажинисты, 1920. – 41 с.

 

Редкая книга трёх столпов-основателей "Верховного Совета Ордена Имажинистов " - Есенина, Мариенгофа и Шершеневича.

Сборник оформлен в оригинальной стилистике имажинизма: сочетание двух разных сортов бумаги, с различными вариантами цветности - грубой простой, так называемой обёрточной бумаге, серого цвета (по восемь книжных листов в начале и в конце издания) и обычной типографской, жёлтой (тоже восемь книжных листов, в середине). Отсутствует страничная пагинация. Нет и вступительной статьи, оглавления, не указан тираж. Стихотворения Есенина не помечены датой создания, тогда как у Шершеневича подробно указывается не только год, но даже месяц и место написания каждого из них и т.д.

***

«Не было часов мокрей,

Мокротою красней чем щебень –

Острогом заломленный набекрень

Месяц забыл о небе.

 

Вожжой не переломить хребты

Кореннику и шарахнувшимся пристяшкам-

Вдавленный пуп крестя

Нищие ждут лепты.

 

Опустится звезд жезл

Землю насквозь продырявить,

Прижечь раскаленным железом

Рваную рану яви». (А. Мариенгоф)

 

V. Конструктивисты

Конструктивизм - направление в советском искусстве 1920-х гг., сторонники которого выдвинули задачу «конструирования» окружающей среды, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево.

Основные принципы конструктивизма в литературе были сформулированы И. Сельвинским в Программе 1924 г., которую вместе с ним подписали А. Чичерин и О. Чичагова. Программа объявляла все существующее современное искусство пассивным, а роль конструктивистов заключалась в том, чтобы «организовать новые формы бытия через воспитание нового конструктивного человека». В 1924 г. на основе небольшого кружка литераторов, собранных И. Сельвинским, был создан Литературный центр конструктивистов. Туда входили Э. Багрицкий, В. Асмус, Е. Габрилович, В. Инбер, В. Луговской, Н. Огнев и др. Литературное направление конструктивистов декларировало установку на современную тематику, рационализм, предельную уплотнённость поэтической речи. На первое место выдвигался принцип понимания литературного произведения как конструкции. Конструктивисты-писатели провозглашали близость поэзии «производственной» тематике, очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. Основные представители И. Л. Сельвинский, К. Л. Зелинский – теоретик группы, А. Н. Чичерин.

Зелинский К.Л. Мена всех: Конструктивисты-поэты / К. Зелинский, А.Н. Чичерин, Э.-К. Сельвинский. — Москва, 1924. – 83 с.

Конструктор А. Н. Чичерин.

Сборник включает декларацию поэтов-конструктивистов «Знаем», статью К. Зелинского «Конструктивизм и поэзия», стихотворения поэтов-конструктивистов А. Чичерина и Э.-К. Сельвинского

 

***

«И когда города разорутся в плакатах

И под вьюгу закар’ркает барабан –

Загоню я свой смокинг и коробку перчаток

И айда с каникул на фронт, на руба.» (Э.-К. Сельвинский)

 

Сельвинский И. Записки поэта: повесть. — Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1928. – 94 с.

Прижизненное издание.

Одна из самых ярких работ, написанных в стиле конструктивизма, Ее главный герой, поэт Евгений Ней, наделен автобиографическими чертами. Первые четыре главы сборника - рассказ о его становлении. Заключительная, пятая часть - цикл «Шелковая луна» - преподнесен как посмертное собрание безвременно скончавшегося в 1926 г. Евгения Нея. Постраничные примечания и критико-биографический очерк о вымышленном поэте составлены от лица другого лирического героя - Н. Галинского, провинциального критика, «пушкиниста по дяде», поэта-акмеиста со склонностью подражания Б. Пастернаку.

В тексте и оформлении сборника наиболее ярко отразились эстетические предпочтения И. Сельвинского. Обложку для книги «Записки поэта» в технике фотомонтажа выполнил Эль Лисицкий. Полугротесковый образ на обложке Лисицкого представлен "зыбкодвоящимся" фотописным изображением немецкого и французского поэта, художника, графика и скульптора Ганса Арпа.

 

Из Дега

«Я со счастьем знаком на ты

(Это моя любимая тема),

Ты светишь обоями комнаты

Нарядная, как хризантема.

 

Нет, я хочу в это ввериться. Я – а не, скажем, Онегин,

Вижу тебя без версий

В оранжерейной неге,

 

Опущенною звездою

В холодную воду зеркала,

Которое тихо меркло

От счастья сиять тобою».

 

 

.

 

Безыменский А. Комсомолия: страницы эпопеи / А. Безыменский. — Москва: Государственное издательство, 1924. – 40 с.

Р.2966820

Одна из самых известных книг, оформленных в стиле конструктивизма! Книга набрана, отпечатана и переплетена учениками школы ФЗУ 1-и Образцовой типографии Госиздата, Москва. Тираж 2000 экз.

Издание поэмы Александра Безыменского «Комсомолия» была приурочено к 10-летию ВЛКСМ. Это была совместная работа 1-й Образцовой типографии Госиздата и 1-й кинофабрики Совкино. Книга имела не только специального режиссера иллюстраций (Е. Коханова), фотографа (Сафонова), но и автора монтажа всей книги (в этой роли здесь выступал С. Телингатер).

Книга состоит из нарезки фотографий, кадров, слов и строк, в ней перемешаны рифма, лозунг, песня. С. Телингатер повторил в графике принцип поэтического смешения, в котором написано само произведение. Такая книга была рассчитана не на индивидуального читателя, а на коллективное воздействие.

 

Безыменский А. Комсомолия: страницы эпопеи / А. Безыменский. — Москва; Ленинград, 1928. – 52 с.

Р.32018

Обложка работы Бориса Ефимова. Первое прижизненное издание.

 

Щуклин Н.К. Авио-стихи / Н. К. Щуклин. — Ростов-на-Дону: Общество друзей воздушного флота Донской области, 1924. – 56 с.

Р.194691

Первая и единственная книга поэта. Обложка выполнена в стиле конструктивизма автором сборника Николаем Щуклиным. Очень редкий сборник, изданный в провинции.

Николай Кузьмич Щуклин (род. в 1894 г.) - ростовский инженер-железнодорожник, художник, поэт.

«Людям умеющим летать эти стихи. Их бесстрашная удаль и полеты над нашим городом помогли мне написать эту книгу, которую я возвращаю по принадлежности» Н. Щуклин

 

***

Инженеры Воздушного Флота!

Летчики Звездной страны,

Выше вздымайте полеты

В ваши полетные дни.

Стройте скорей авионы,

К зениту порыв на земле,

Спешите моторами тронуть

Волны воздушных полей.

Вычертить новую карту,

Дерзкий планетный разрез,

И бросить по синим мансардам

Свой голубой неборез.

VII. Об авангардистах

А. М. Родченко, В. Ф. Степанова: [альбом] / автор вступит. текста и составитель А.Н. Лаврентьев. — Москва: Книга, 1989. – 158 с. — (Мастера советского книжного искусства).

Р.2807803

Карасик М. Ударная книга советской детворы: фотоиллюстрация и фотомонтаж в книге для детей и юношества 1920–1930-х годов / М. Карасик. — Москва: Контакт-культура, 2010. – 280 с.

И.3209370

Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга / Е. Ф. Ковтун. — Москва: Книга, 1989. – 247 с.

Р.2843509


 

 

Министерство культуры Ростовской области

ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека»


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.