Навигационные опасности на водохранилищах и озерах — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Навигационные опасности на водохранилищах и озерах

2017-08-11 558
Навигационные опасности на водохранилищах и озерах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В водоеме различают береговую и глубинную области. Береговая область состоит из берега, побережья, береговой отмели и отсыпи.

После создания водохранилища под воздействием волнения проис­ходит разрушение берегов. Продукты размыва крупных размеров, откладываясь вблизи, образуют береговую отмель, а мелкие частицы переносятся в глубь водоема, постепенно оседая на дне. Берег водо­хранилища в течение одного лета может обрушаться в глубину на не­сколько десятков метров, а по длине — на несколько километров. Рост береговой отмели и разрушение берега продолжаются до тех пор, пока не создастся защитная отмель (пляж).

Размыв берегов зависит от многих факторов: характера волнения, рода грунта, крутизны склонов, растительности. Скалистые берега менее подвержены разрушению. Однако на Братском водохранилище каменистые берега обрушиваются из-за образования плывуна, воз­никшего вследствие разжижения мелкозернистых грунтов. В ре­зультате происходит мощная просадка грунта и сползание его в водо­хранилище. Необычно обрушиваются берега в новом Вилюйском водо­хранилище, расположенном в зоне вечной мерзлоты. Образование во­дохранилища привело к протаиванию мерзлого грунта, которое по прогнозу будет продолжаться в течение 50 лет, постепенно распростра­няясь в глубину и охватывая подводные склоны. В настоящее время происходит просадка грунтов, в берегах образуются заполненные водой ниши с нависающими над ними незатопленными участками бе­рега, обреченными на обрушение.

Заиление водохранилищ происходит в основном от твердого стока впадающих рек и продуктов разрушения берегов. Кроме того, заиле­нию способствует сдувание наносов с поверхности бассейна и отми­рание растительности и организмов.

Продолжительность заиления водохранилища зависит от его ем­кости и величины годового стока наносов. Очень быстро заносятся горные водохранилища. Водохранилища равнинных рек, наоборот, заносятся очень медленно. Например, для заполнения наносами и илом самой нижней части чаши Рыбинского водохранилища необходимо около 700 лет, а для заиления Иваньковского водохранилища — не менее 1000 лет.

На водохранилищах к навигационным препятствиям относят нижеследующие.

Береговые отмели, которые создаются при разрушении берегов и иногда далеко вдаются в сторону водохранилища, умень­шая глубины. При плавании, особенно в первые годы после образова­ния водохранилища, не следует близко приближаться к берегам. У не­которых водохранилищ подводные откосы стали пологими. Судам не рекомендуется приближаться к таким берегам ближе чем на 100 м.

Разрушающиеся берега — высокие отвесные берега, состоящие из известняков и гипсовых пород, легко размываемых водой с образованием больших пустот и ниш. Большие массивы берега, подмытые снизу, иногда рушатся в воду. Судно, проходящее в этом райо­не, может получить серьезные повреждения.

Затопленный лес может встретиться на судовом ходу. Ложа водохранилищ, расположенных в лесных районах, до затопления были покрыты лесом. Как правило, перед затоплением лес вырубают, но в отдельных районах вне судового хозяйства это может быть не сделано. Дрейфующим льдом такой лес выкорчевывается и переносит­ся на судовой ход, засоряя его. При обвале берегов, поросших ле­сом, участок водохранилища будет засорен древесными стволами и корнями, встреча с которыми может привести к пролому корпуса судна.

Всплывший торф — опасность, встречающаяся на неко­торых водохранилищах. Особенно это наблюдается в первые два-три года после образования водохранилища. Массивы торфа достигают пло­щади 100 га и толщины 1—6 м. Бывали случаи, когда суда, встав­шие на якорь над торфяным массивом, ускоряли его всплытие.

Заросли растительности (тростника и камыша) иног­да образуются в прибрежных районах и препятствуют судоходству.

К навигационным опасностям на водохранилищах относятся так­же: остатки старых сооружений вблизи судоходной трассы; наносы и косы в устьях впадающих рек; малая глубина на поймах и извилистый судовой ход, идущий по старому руслу; колебания уровней воды при сработке и быстрое понижение уровня при сгонных вет­рах.

Основными навигационными опасностями на озерах являют­ся: мелководья, обширные береговые отмели и косы, подводные обособленные отмели (банки), камни, заросли растительности в при­брежных участках и др.

Условия судоходства на озерах можно сравнить с условиями пла­вания в прибрежных морских районах.

На водохранилищах рейды, предназначенные для укрытия судов на период штормовой погоды, называют портами-убежищами. Убежища сооружают путем дноуглубительных работ и строитель­ства молов и волноломов, а также размещают в долинах затопленных рек и оврагов. Мол — это оградительное сооружение, примыкающее одним концом к берегу, а волнолом — оградительное сооружение, обе оконечности которого не соединяются с берегом. Порты-убежища оборудуются причальными приспособлениями.

Русловой режим в устье естественных убежищ бывает иногда весь­ма сложным. У многих заливов вход со стороны водохранилища бы­стро перекрывается наносами. При понижении уровня воды наносы обсыхают и выступают на несколько метров над уровнем, отделяя за­лив от водохранилища. Для поддержания убежищ в нормальных экс­плуатационных условиях на их акваториях и на подходах к ним регу­лярно проводят траление и дноуглубительные работы.

Порты-убежища размещены на водохранилищах таким образом, чтобы при заблаговременном (6-часовом) предупреждении о шторме суда и плоты могли укрыться в них.

ОБРАЗОВАНИЕ И ВИДЫ МОРСКИХ УСТЬЕВ РЕК

Устья крупных рек, впадающих в моря, находятся на стыке речных и морских путей, поэтому они имеют большое значение для судоходст­ва и хозяйственной жизни любой страны. В устьях расположены многие крупнейшие морские и речные порты (Ленинград — в устье р. Невы, Астрахань—в устье р. Волги, Архангельск—в устье р. Северной Двины и т. д.).

Речные воды, поступающие в моря, выносят большое количество наносов, которые осаждаясь в устьях, создают песчаные подводные отмели различных видов.

Устьевая область реки — это переходная зона от реки к морю, для которой характерно взаимодействие и смещение вод реки и моря и дельтообразование.

Дельтообразование — процесс отложения и переот­ложения речных и морских наносов, приводящий к формированию гид­рографической сети и подводного и надводного рельефа устьевой об­ласти реки.

Устьевая область реки включает устьевой участок реки с частью ее бассейна и устьевое взморье.

Устьевой участок реки — это часть нижнего течения реки, на которой проявляется влияние моря и происходит дельтооб­разование.

Устьевое взморье — часть прибрежной зоны моря, в ко­торой проявляется влияние речного стока и происходит формирование подводной части дельты.

Устьевые взморья могут быть нескольких видов.

Открытое устьевое взморье — устьевое взморье, расположенное за пределами общей линии морского побережья. - Закрытое устьевое взморье — устьевое взморье, включающее полностью или частично залив, лиман или эстуарий.

Приглубое взморье — устьевое взморье, на котором речной поток отрывается от дна и растекается по поверхности более плотных морских вод.

Отмелое взморье — устьевое взморье, на котором реч­ной поток занимает всю толщу воды до дна.

Бороздина — подводное русло потока на устьевом взморье.

Свал глубин — зона резкого увеличения глубин на устье­вом взморье.

Различают морские устья рек четырех видов.

Дельта реки (рис. 41) — устьевой участок реки, в преде­лах которого происходит ее деление на водотоки.

Морской край дельты реки — это переходная зона между дельтой и устьевым взморьем, затапливаемая в период по­ловодья,. при нагонах и приливах, а вершина дельты реки — место отделения от реки первого дельтового рукава.

Дельтовый рукав — это крупный постоянно действую­щий дельтовый водоток, отделяющийся непосредственно от реки и

имеющий свою гидрографическую сеть. Остальные дельтовые водотоки рекомендуется именовать дельтовыми протоками.

Дельты создаются путем заполнения наносами котловин морских заливов (р. Дунай) или затопленных в результате геологических про­цессов долин рек (Хатанга, Анабар, Оленек и др.).

Дельты рек занимают большие площади (Лены — 28 000 км2, Дуная — 3600, Волги — 15000, Индигирки — 5000 км2 и т. д.). Обыч­но дельты низменны и болотисты, покрыты богатой растительностью. Образуясь в течение многих столетий, они постепенно продвигаются вперед и наступают на море. При каждом половодье дельты растут, меняют свою форму, расширяются и удлиняются. Например, р. Ду­най ежегодно увеличивает длину дельты на 4—6 м, Терек — на 100 м, Нева ежегодно увеличивает площадь дельты на 50 тыс. м2.

Судоходство в дельтах из-за малых глубин, узости и переменчи­вости фарватера затруднительно. К примеру, дельта Северной Двины имеет много рукавов, но подход к Архангельску осуществляется толь­ко по одному узкому рукаву Маймаксе, который мелководен и интен­сивно заносится.

Губа (рис. 42)—это устье в виде широкого и длинного залива моря. Такие устья имеют наши северные реки (Обская губа, Мезенская, Онежская).

Губы имеют очертания продолговатой формы, являющиеся как бы продолжением речных берегов. Большое влияние на такие устья ока­зывают впадающие реки, вода в губе опресненная и по цвету отличает­ся от морской. На стыке реки и начала губы образуется дельтовидный участок. Обладая в большинстве случаев большими глубинами, губы удобны для судоходства.

Устьевой лиман (рис. 43) — часть устьевого взморья в виде залива, отделенная косой и превратившаяся в проточный водо­ем, сформированный при отсутствии приливных явлений.

Лиман представляет собой затопленную морем долину устьевой час­ти реки или затопленную прибрежную низменность, заполненную

Рис. 41. Дельта Рис. 42. Губа Рис. 43. Устьевой лиман

 

 

Рис. 44. Эстуарий  

 

речными наносами. У рек Балтийского моря такие устья называ­ются гафами.

В лиман часто впадают речные притоки. Лиманы бывают откры­тые — соединенные с морем и закрытые — отделенные от моря косой (к закрытым лиманам относятся, например, Узунларский на Керчен­ском полуострове, Молочный на Азовском море; к открытым — Днепро-Бугский на Черном море и Ейский на Азовском).

Эстуарий (рис. 44) — часть устьевого взморья в виде глубо­ко вдающегося в сушу залива, сформированного при воздействии при­ливных явлений.

Во время прилива вода с моря входит в устье реки, а при отливах, уходя обратно, уносит наносы. Обычно эстуарии имеют большие глубины и доступны для больших морских судов. Подобие эстуария представляют устья наших северных рек (Таймыра, Анабар и др.).

Река выносит в море большое количество наносов, при встрече с относительно спокойной морской водой они отлагаются на широком пространстве. Во время волнений наносы перемещаются обратно к устью реки, образуя песчаный подводный вал-бар.

Устьевой бар — это подводные отмели, созданные в резуль­тате осаждения наносов реки и моря на устьевом взморье. Различают два типа устьевых баров: речной — в месте втекания речных вод в мо­ре и морской — в месте стыка стокового и морского течений.

Бар лежит на небольшой глубине и отгораживает устье от моря. Морские волны дополнительно пополняют бар наносами, перемещаю­щимися в продольном направлении со смежных участков морских бе­регов.

Большое влияние на бар оказывают ветры и приливы, которые нагоняя воду, наращивают гребень бара в высоту. Проходя через бар, река разделяется на веерообразные протоки, одни из которых развиваются, а другие отмирают. При дальнейшем росте бара он де­лится на отдельные острова. Каждая из крупных проток дельты, вы­ходящая непосредственно в море, имеет мелководный бар.

Глубины на баре очень малы. Например, на барах Лены, Печоры, Оби глубины составляют 2—2,5 м, Енисея — около 6,5 м. В то же время на примыкающем участке реки глубина обычно равна 15—40 м и более.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.