Вводные слова и предложения и знаки препинания при них — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Вводные слова и предложения и знаки препинания при них

2017-07-09 562
Вводные слова и предложения и знаки препинания при них 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предупредительные, объяснительные диктанты

I. 1) К сожалению, скоро облака заволокли все небо. 2) Как нарочно, к вечеру задул порывистый ветер. 3) Плаванье станови­лось однообразным и, признаюсь, скучноватым. 4) Но, к удивлению и удовольствию моему, на длинном столе стоял всего один гра­фин. 5) Сообщения с берегом не было, и мы простояли, помнит­ся, трое суток в печальном бездействии. 6) Жизнь наша, повто­ряю, опять потекла прежним порядком. 7) Ему, видишь ли, необходимо было привести в порядок коллекцию собранных рас­тений. 8) Друг его, что важно, записывал все виденное и слышан­ное. 9) Садик, по обыкновению, был наполнен фруктовыми де­ревьями и цветочными кустами. 10) Он, казалось, ни во что не вмешивался. 1 1) Работали они, понятно, с восхода до захода солн­ца. 12) Встретили нас, действительно, как старых друзей. Пошли, разумеется, расспросы, толки, новости с той и с другой стороны. 13) Очевидно, хозяева отправились хлопотать об ужине. 14) Река эта, кажется, довольно глубока. 15) Итак, мы снялись с якоря. 16) Впрочем, капитан напрасно дорожил временем. 17) Впрочем, у нас были и развлечения. 18) Одним скучно сидеть дома, другие, напротив, любят это. 19) Между прочим, он подарил нашему док­тору корень алоэ особой породы, который растет без всякого грунта. 20) А у него, говорят, прекрасный дом. 21) На этой горе, говорят, много змей (оттого и называется она Змеиной горкой).

(По И. Гончарову)

II. Никто не знал брода, поэтому ноги у всадников по колени ушли в воду. Они не предвидели этого обстоятельства, а то, мо­жет быть, и не поехали бы верхом. Один из них хотел, кажется, избавиться от этого неудобства, подбирая ноги, но кончил тем, что, к нашему немалому веселью, упал в воду.

(По И. Гончарову)

III. 1) Он действительно страдал в эту минуту. (Л. Толстой)

И насвистываемая песенка, и походка, и жест покручивания усов — все казалось теперь оскорбительным Пьеру. (Л. Толстой)

 

Часы показывали одиннадцать, но на дворе казалось особенно пасмурно. (Л. Толстой) 4) Шаги в кустах все шуршали, по не ближе, а, наоборот, дальше и глуше. (Б. Акунин) 5) Голос гово­рившего неуловимо переменился, потихоньку набирая упругость, силы и, пожалуй, скрытой угрозы. (Б. Акунин) 6) Небо бесшум­но — и от этого еще страшней — полыхнуло ослепительно яркой зарницей. (Б. Акунин) 7) Телеграмма лежала на тумбочке в при­хожей, а значит, предназначалась мне. (Е. Яковлева) 8) Я заме­тила большую медвежью шкуру (впрочем, я не до конца уверена
в том, что она действительно медвежья), брошенную напротив ка­мина. (Е. Яковлева) 9) Музыкальная память, пожалуй, один из самых распространенных типов ярко выраженной хорошей памя­ти. 10) Тогда я встал и, выйдя из дому, отправился по аллее, по которой — я в этом не сомневался — пошла и она. (И. Турге­нев) 11) Но, как оказалось, оставались еще какие-то формально­сти. В городе Краюхина срочно вызвали на радиостанцию, и, вер­нувшись оттуда, он сухо (так, по крайней мере, показалось Быкову) сообщил, что старт откладывается на утро послезавтра, а завтра прибывает комиссия. (Стругацкие) 12) Небольшая вы­ставка — пожалуй, не более трех десятков работ — была устро­ена просто, но искусно. Чуть подрагивающий свет от газовых рожков не портил изображение бликами, а, наоборот, при­давал черно-белым картинам вид подлинно живой реальности. (Б. Акунин)

IV. 1) Однако нынешней весной все шло как-то не так. 2) Лес поредел, однако дождь, как на грех, усилился. 3) Скоро, однако, лес впереди поредел, проглянула свободная даль. (Г.Федосеев) 4) Вся беда, однако, в том, что охота с гончей на лис не всегда удается: то, бывает, лисица понорится, то, бывает, уведет собак в такую даль, что не поспеешь до вечера. (М. Пришвин) 5) Как, однако, давно мы расстались. (И. Гончаров) 6) Однако я все-та- ки надеюсь к концу будущей недели непременно прибыть в Спас­ское. (И. Тургенев) 7) Становилось, однако, жарко. (И. Гонча­ров) 8) Жара и усталость взяли, однако ж, свое, и я заснул мертвым сном. (И. Тургенев) 9) Погода была ветреная, ветер, од­нако, не совсем попутный. (И. Гончаров) 10) Давал три бала ежегодно и промотался наконец. (А. Пушкин) 11) Наконец необ­ходимо срочно решить этот вопрос, иначе время будет упущено. 12) Люди изобрели много средств преодоления пространства: ав­томобиль, самолет, радио, телевидение и, наконец, космический корабль. 13) Он был даже рад случаю остаться наконец в одино­честве. (Л. Кожевников) 14) Когда телефон наконец затих, ей удалось успокоиться и собраться с мыслями. 15) Наконец звезды на востоке стали блекнуть и исчезать. 16) Наконец судно отказы­вается от битвы, идет ко дну. (И. Гончаров) 17) Долго кувыр­калась она [шлюпка] в волнах и наконец пристала к борту. (И.Гончаров) 18) Мы долго поднимались в горы. Становилось заметно свежее. Наконец мы остановились на одной площадке. (И. Гончаров)

V. Безлюдно. Ходит вдалеке лошадь. Так или не так выглядел сто лет назад Бежин луг? Пожалуй, так же. Холмы не могли из­мениться, кусты и ветлы растут, наверное, на старых местах, и речка, конечно, течет по прежнему руслу. Вон с того берега Тургенев увидел ночной костер, и ребятишки сидели где-нибудь тут, за кустами. Под крики чибиса идем по траве... Черный круг от костра. Кто-то из приезжих так же, как мы, видимо, вспоминая

Тургенева, определил место, где когда-то горел костер, и тоже за­жег огонек.

(По В. Пескову)

VI. Книга — великое чудо. Во-первых, в ней — весь необъят­ный духовный мир человечества. Во-вторых, она концентрирует и распространяет весь опыт, все знания, весь ум пародов. Нако­нец, книга — могучее и универсальное средство общения людей, народов, поколений.

(По Е. Лихтенштейну)

VII. После воздуха и хлеба для человека самым необходимым в жизни является книга. Во-первых, книга — открытие мира, во- вторых, она собеседник, в-третьих — наставник, и, наконец, кни­га — отдых.

(По Л. Ошанину)

Контрольные диктанты

I

Глазами художника

Во время пребывания в Лондоне известный французский ху­дожник Клод Моне[15] был поражен собором Святого Павла и, ко­нечно, решил его нарисовать.

Как известно, Лондон — город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, все так и изобразил.

Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый.[16]

Дело в том, что Лондон — город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с тума­ном, придает ему красный оттенок. Художник увидел то, что дру­гие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондон­ского тумана.

Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, одна­ко не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном. (127 слов)

(По А. Воловик)

II

Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменовани­ями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уго­ворить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из пут­ников решил над ним подшутить. Проводник рассердился.


повернулся и быстро пошел по тропе обратно. Задерживать те­перь его было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей пашей досаде, совсем по­теряли тропу и не могли ее найти. Мы направились на шум при­боя. Но паши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни ста­рой ели. Значит, необходимо держаться от берега па незначитель­ном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы еще попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из пего выбрались. Посоветовавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов)

(По В. Арсеньеву)

Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Без сомнения, первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи стар­ше других искусств?

Еще в каменном веке люди приготовляли пищу, используя огонь. Туши животных зажаривались на раскаленных углях или на вертеле.

При раскопках древних поселений находят глиняные горшки, которые считают почтенными предками современных кастрюль. Однако до появления глиняных сосудов пища готовилась в коры­тах, выдолбленных из камня. Туда насыпались раскаленные кам­ни, доводя таким образом воду до кипения.

Тяжела была эта пища! При одной мысли о том, чем питались наши предки, становится как-то не по себе. Но человек тех дале­ких времен постоянно боролся со всем: с суровой природой, с вра­гами, с болезнями. Надо полагать, такая грубая пища была ему в самый раз.

Родиной изощренного кулинарного искусства, как говорят уче­ные, является Азия. Впоследствии, постоянно изменяясь, обога­щаясь, подвергаясь влиянию мод и подчиняясь местным традици­ям, оно распространилось по миру. (149 слов)

(По В. Кудашевой)

Обособленные определения и приложения

Предупредительные, объяснительные диктанты

а


I. 1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака по­немногу рассеялись. 2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов) 3) Обдерганные ветром тучки ползли вяло, не обгоняя тянувшихся по дороге быков. (М. Шоло­хов) 4) Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает ког­да, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего тор­жественный мавзолей. (В. Пикуль) 5) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами ве­сеннего солнца и зазеленело... (Д. Мордовцев) 6) Через не­сколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А.Ка­занцев) 7) Развалины, едва различимые при свете звезд, встре­тили нас молчанием. (И. Ефремов) 8) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов) 9) Однако надвигаю­щаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев) 10) Пройдя немного, они оказались на дне оврага, дикого, глухого. 11) Он [ветер] потихоньку дул с левого берега и едва поднимал на воде рябь, похожую на отпечатки маленьких подков. (Э. Шим) 12) Ме­ня поразили яркие звезды, чудесной россыпью осыпавшие темное тихое небо. (И. Соколов-Микитов) 13) Вдали уже вовсю рвались снаряды, стало плохо видно из-за стелющегося по земле дыма. (Б. Акунин) 14) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным.

15) Мест, изумительных по красоте, на земле много. (В. Песков)

16) Ветер, сухой и горячий, шелестел тонкими стеблями травы.

17) Ветер, пахнущий полынью, сухой и свежий, приветливо обве­вал меня. (И. Ефремов) 18) Там бывают подземные толчки, до­вольно сильные и частые. (И. Ефремов) 19) И воздух ласковый, чуть дремлющий, ночной, как будто сам дрожит и пышет надо мной. (И. Тургенев) 20) За конопляником, зеленым и густым, бе­гут, одетые туманом голубым, степей широкие разливы. (П. Тур­генев) 21) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый по­жаром зари и потопом дождя. (И. Тургенев) 22) Сад, начинавшийся за домом, как-то сам собой переходил в березовую рощу. (Б. Акунин) 23) От земли подплывал белесый туман, пока еще негустой, но понемногу плотнеющий. (Б. Акунин) 24) Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и чертополохе. (А. Чехов) 25) На лице его, крупном, добром, от­разилась боль. 26) Филипп, строгий, сосредоточенный, оделся по­теплее и пошел к парому. (В. Шукшин) 27) И та особенная ти­шина, рассветная, пугливая, невечная, прилегла под окно. (В. Шукшин) 28) Поздно вечером домой к Григорию пришел дядя его Максим Думнов, пожилой крупный человек с влажными веселыми глазами. (В. Шукшин) 29) Кайгородов, крепкий краси­вый мужик, пожал руку гостю. (В. Шукшин) 30) Вошел невысо­кий человек лет 45, голубоглазый, в галстуке, усмешливый. (В. Шукшин)

II. 1) Человек настроения, он мог обидеться из-за любой шут­ки. 2) Но она не слушала, пораженная сообщением. (Б. Акунин) 3) Профессиональный кинолог, он всю свою сознательную жизнь посвятил изучению и воспитанию собак. (Л. Пучков) 4) Вынуж­денный быть осторожным, он плыл долго, пока наконец высокий береговой обрыв не укрыл его от глаз ночных сторожей. (М. Се­маго) 5) Мы, ребятишки, рады были дождю, рады были отдохнуть, а дядя Ермолай, бригадир, недовольно поглядывал на тучу и не спешил. (В. Шукшин) 6) Словом, через полчаса мы, в ватниках, навьюченные рюкзаками, с лыжными палками в руках, стояли, го­товые к подъему. (Стругацкие) 7) В девять часов вечера, измо­танный и злой, он вернулся домой. (С. Майоров) 8) Он весело смотрел на племянника, гордый за него. (В. Шукшин) 9) Зачаро­ванный тайной огня, я смотрел па лиловые угли. (И. Шклярев- ский) 10) Поникшая, я вышла па площадь перед аэровокзалом. (Е. Яковлева) 1 1) До вечера он сидел на берегу реки. Теплая по- летнему, она плескалась равнодушно у ног, медленно катила к молчаливым скалам свои вечные волны. (А. Иванов)

III. 1) Распаренная весенним солнцем, теплая земля тяжело пахла свежим сырым сеном. (П. Проскурин) 2) Освещенные лу­чами солнца, высятся бронзовые сосны. 3) Отделанный золотом, со стальным, сверкающим клинком вместо мягкой бронзы, меч действительно стоил немалых денег. (Л. Кожевников) 4) Почти невидный и неслышный, доступный лишь зоркому глазу и чуткому уху, живет в эту пору едва пробудившийся лес. (И. Соколов-Ми- китов) 5) Еще не очень опытный путешественник, Арсеньев не обратил внимания на то, что погода портится. (В. Малое)

IV. 1) Юрта — настоящее чудо, замечательное творение древ­них кочевников, проверенное веками и не потерявшее своего зна­чения в настоящие дни. (Ю. Липовский) 2) Милым казалось все: и леса, и речушки — всякие Пехорки и Вертушинки, и стога се­на в пустынных вечерних полях, одинокие, освещенные мутной луной, как будто навсегда забытые человеком. (К- Паустовский) 3) Ближний берег, высокий, холмистый, поросший деревьями и ку­старниками, круто спускался к воде, кое-где топорщился причуд­ливыми скальными нагромождениями. (В. Константинов) 4) До­брый копь поначалу пугался черной воды, журчавшей возле самого уха, потом, ободренный присутствием хозяина, успокоился и при­вык. (М. Семаго) 5) Дождь и бешеный ветер унесли с деревьев все листья, готовые облететь, и безжалостно ободрали все те, что собирались еще повисеть на ветвях. (М. Семаго)

б

I. 1) Через некоторое время разговор неминуемо перекинулся на белых медведей — властителей здешних широт. (Е. Крестов­ский) 2) Пушкин знал интереснейшие семейные предания об Аб­раме Петровиче Ганнибале — прадеде поэта по материнской ли­нии. 3) Роман задуман Пушкиным как широкая историческая картина, как художественное воссоздание исторической эпохи. (Е. Маймин) 4) Изредка еще слышится отдаленный рокот грома,

I 2

то нарастающий, то затихающий,— последний голос недавно про­шедшей грозы. (А. Новиков-Прибой) 5) Каждая деревня выгля­дит по-своему. Пекашино распознают по лиственнице — громадному зеленому дереву, царственно возвышающемуся на от­логом склоне горы. (Ф. Абрамов) 6) Он воспринял эту поездку как настоящий подарок судьбы. (О. Погорелое) 7) Своеобразие Рублева, как всякого гениального художника, должно было прояв­ляться в самых первых его ученических работах. (В. Прибытков)

8) Бунина большинство знает главным образом как прозаика. Но как поэт он стоит на уровне своей прозы. (К. Паустовский)

9) Луке Лукичу, как смотрителю учебных заведений, нужно было особенно заботиться о просвещении в городе.

II. 1) Кипренский, сын крепостной крестьянки, получившей вольную, был отдан в Академию художеств в шестилетнем возрас­те. 2) Куииджи — необыкновенный мастер эффектного освеще­ния — любил передавать в своих картинах-пейзажах необычное со­стояние природы. 3) Портрет выполнен Левицким в его любимом колорите — в оливковых и розовых тонах. 4) Левицкий, мастер точ­ных психологических характеристик, создал обширную галерею пор­третов своих современников. 5) Выходец из казачьей семьи, он [Су­риков] с детства интересовался историей своего народа.

(По Е. Фаддеевой и др.)

в

I. Мерцающие звезды

Была ночь, ясная, осенняя, с морозом. Под ногами у Антипо- ва звонко крошились хрупкие ледяные пластинки. Звездное небо, как пламя горящего спирта, озаряло голубым движущимся отсве­том черную землю с комками замерзшей грязи.

...Он посмотрел на звезды, словно спрашивая у них совета. Они мерцали, частые и редкие, крупные и мелкие, синие и радужно-пе­реливчатые. Неожиданно их мерцание затмилось, и двор с домом, лодкою и сидящим на ней Антиповым озарился резким, мечущимся светом, словно кто-то бежал с поля к воротам, размахивая зажжен­ным факелом. Это, выбрасывая в небо клубы желтого, пронизан­ного огнем дыма, шел мимо переезда на запад поезд...

(По Б. Пастернаку)

II. Горячий, непоседливый, он теперь охотнее тянулся к людям тихим, рассудительным. Таков был Дельвиг. Таков был и Нащо­кин, бескорыстный, добрый и честный.

Очень важным для Пушкина было знакомство с Елизаветой Хитрово, дочерью фельдмаршала Кутузова. Широкий круг духов­ных интересов объединял их. Ценил он и откровенные беседы с фрейлиной А. Россет. Умная, красивая, она обладала твердым характером, и с ней обо всем можно было говорить.

(По В. Кулешову)

III. Ночная бездонность неба переполнена разноцветными, висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет про­зрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и по­тому почти черному. Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. Однообразный, ни на секунду не преры­вающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире...

(По И. Бунину)

IV. Он вышел к старому дубовому лесу. Вековые дубы стояли редко. Темные, они могуче и по-весеннему голо уходили к ненаст­ному небу, и еще реже были между ними тоже старые, медно- етвольные сосны.

На опушке лежало много снега, рыхлого, грязного, грязного от вытаявших сухих листьев, хвои, прошлогодней травы, коры, обитой с деревьев зимними ветрами. Но в глубине леса сиега бы­ло меньше, и на больших полянах он уже растаял совсем. Когда сапог срывал с земли старый слой полуистлевших листьев, в гла­за бросалась бледная зелень, уже пробившая землю.

(По П. Проскурину)

V. Женские портреты, созданные Рокотовым, всегда поэтичны, проникнуты лиризмом, полны одухотворенности... На «Портрете неизвестной в белом платье», написанном в мягкой гамме тонов, серых и голубых, изображена женщина с тонкими чертами лица, отмеченного особым обаянием.

(По Е. Фаддеевой и др.)

Контрольные диктанты

I

Бескорыстный и сведущий друг

Среди великих изобретений былых времен, окончательно вы­деливших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. Именно по книгам, как по ступень­кам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту.

Книга — это кристаллический, плотно упакованный в страни­цы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. Благодаря ей накопленные знания приобретают могуще­ство лавины, способной преодолеть любое препятствие на столбо­вой дороге прогресса.

Книга — друг, верный, бескорыстный и наиболее сведущий. Встреча с интересной книгой как встреча с добрым человеком. Од­нако не всякая пачка исписанной второпях бумаги достойна стать книгой. Люди бывают пристрастны, бесчестны, и только хорошая книга может научить нас безошибочно распознавать многие вещи: добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие. Хорошая кни­га воспитывает также чувства, во многом формирует характер че­ловека. (123 слова)

(По Д. Лихачеву)

II

В конце октября иногда устанавливается удивительная погода. Утром выпадает роса, холодная, обжигающая ноги, кое-где появ­ляется даже утренник, белый, хрустящий. И тогда чудесная пано­рама открывается взору. Каждый лист, упавший на землю, каждая паутинка, протянутая там и сям, песчаный берег неширокой ре­чонки, сплошь зараставший летом темно-зеленой растительнос­тью,— все словно обсыпано пудрой.

Небо чистое, и оно такого синего цвета, какого не увидишь в жаркую летнюю пору. В безветренную погоду солнце начинает пригревать, и вскоре там, где хрустел под ногами заморозок, по­являются россыпи крупной, как отборные бриллианты, росы. Осо­бенно красива паутина, обсыпанная росой.

С наслаждением дышишь свежестью. В эту пору можешь рас­считывать на самые крепкие грибы. Они тоже обрызганы росой, а в середине некоторых из них собирается немного влаги, про­зрачной, как хрусталь.

Преодолеваешь невысокий подъем и по тропинке, вьющейся по берегу, выходишь к лесу. (131 слово)

III

Осенней ночью, светлой и тихой, я возвращался с охоты по песчаным проселкам и зашел заночевать на хутор, одиноко стояв­ший позади скошенного ржаного поля. Здесь постоянно жил толь­ко старый сторож, а хозяин бывал лишь изредка.

Хутор имел пустынный вид, а само жилье — всего-навсего бревенчатый флигель да изба-сторожка. Ни души вокруг. Даже со­бака не залаяла, когда я постучал в окошко. Стучал долго, одна­ко никто не выходил. Потом на пороге появился мужичок, невы­сокий, в рваном овчинном полушубке, в старой холстинной рубахе. Он долго не понимал, что мне надо. Потом пригласил меня в дом.

Из прихожей я прошел в просторную спальню. Здесь были только дощатые полы, давным-давно не крашенные стены да де­ревянная кровать.

Ночью я долго думал о чужой, неизвестной мне жизни челове­ка, под кров которого нежданно-негаданно привел меня случай.

Удивительно яркий месяц светил в окна и озарял кровать, ка­завшуюся от этого золоченой. Все было прекрасным в этом не­обыкновенном лунном сиянии. (147 слов)

(По И. Бунину)

IV

Василий Поленов, один из популярнейших русских художни­ков, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо из­вестные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.

Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, была заложена в детстве. Его мать была художницей-любительницей, отец — известным археологом, страстным любителем и ценителем искусства. С теплотой вспоми­нал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед об­разованными людьми, царившей в доме Поленовых.

С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельство­вали о таланте будущего художника. (132 слова)

(По Э. Патсон)

Пунктуация при сравнительных оборотах Предупредительные, объяснительные диктанты

I. 1) Песчаный берег за рекой за лето выгорел, как гимнас­терка на солдате. (Ф. Абрамов) 2) Он тревожно моргал, взды­хая и крутя круглой, как шар, головой, словно заводная игруш­ка. 3) Это был человек небольшого роста с коротенькими кустистыми бровями, из-под которых, как настороженные зверь­ки, выглядывали глаза. (Ф. Искандер) 4) Он шел, как котик, бесшумно. (А. Солженицын) 5) Торосы на реке были такими же сильными, как ветер, и цвет неба был голубым. (В. Липатов) 6) Проснулись они, как обычно в последние дни, от утреннего пти­чьего гомона. (В. Мясников) 7) По-прежнему высоко стояла на­до мной чистейшая голубизна неба, такого же глубокого, как окружающая тишина. (И. Ефремов) 8) От ураганных порывов ветра вода в мелководном озере вскипала, как в чайнике. (В. Малое) 9) Лупа, как желтое пятно, из тучки в тучку переходит. (М. Лер­монтов) 10) Она, как змея, скользнула между моими руками. (М. Лермонтов) 11) А внизу Арагва, обнявшись с другой безы­мянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея, своею чешуею. (М. Лермонтов) 12) И слезы крупные мелькнули на ней, как светлая роса. (М. Лермонтов) 13) Сучья горят, как по­рох. (Э. Шим) 14) Эхо полоснуло в горах, как свистящая плеть. (Э. Шим) 15) Он переменился в лице, только синие глаза потем­нели, точно океан в непогоду. (М. Семаго) 16) Дальше стояли,

i к

как лезвия, угрюмые сосны. (М.Семаго) 17) Но мысль эта мелькнула и сгинула, точно огонек светлячка в летней ночи. (М. Семаго) 18) Под сильным порывом ветра шалаш разлетелся, как легкий карточный домик. (И. Соколов-Микитов) 19) Снеж­ная пыль, как стая мошек, вилась вокруг фонаря. (М. Алданов) 20) Ложа журналистов, как и зал, была почти пуста. (М. Алда­нов) 21) Величественно, как белые колокольни, выплывают из зелени парка цветущие каштаны. (Ф. Абрамов) 22) Медленно ра­ботая ластами, аквалангисты не спеша плыли, словно две лени­вые гигантские рыбы. (А. Глебов)

II. 1) Он воспринимал эту поездку как настоящий подарок судьбы. (О. Погорелое) 2) Лавовое поле использовалось соседней авиационной частью как учебный полигон для тактических занятий. (Стругацкие) 3) Деревья здесь сами как каменные. Они сильнее камня. (Ф.Абрамов) 4) Ломоносов выступал как гражданин, как сын своего отечества, как русский, осознавший свой долг перед на­родом и Россией. 5) Сон как рукой сняло. 6) Осенняя береза на ветру как зеленый парус, сотканный золотом. (Ф. Абрамов) 7) Де­ревья лежали как попало. 8) Мы вышли на открытую поляну по­среди рощи и остановились как вкопанные. 9) Предрассветный хо­лод нам не дал уснуть как следует. (И. Ефремов)

III. 1) Земля была на ощупь еще теплой, как недавно натоп­ленная печь. 2) Молодая листва шумела древними, как сама зем­ля, звуками. 3) Теплый весенний ветерок гулял над полем, воро­шил молодые листья берез, растущих по краю полосы. Черные, тяжелые, словно камни, галки прыгали за сеялками, надеясь, как при пахоте, поживиться жирными червями. 4) Комарье, поднятое, как дорожная пыль, движением людей, резало лицо, шею, кисти рук. 5) Война, как ненасытное чудовище, пожрала очередные жертвы и с грохотом покатила дальше.

(По А. Иванову)

Обособление обстоятельств

Предупредительные, объяснительные диктанты

а

I. 1) Поразмыслив, он все-таки согласился с моим доводом. (Л. Замятин) 2) Они дружно встали и, не оглядываясь, заша­гали со двора. (Л. Замятин) 3) Нужно было не мешкая прини­мать меры. (Л. Замятин) 4) За лесом заполыхали зарницы, предвещая полуночную грозу. (Л. Замятин) 5) Мы ждали суме­рек, не зажигая огня. (М. Семаго) 6) Петр толкнул низкую дверь и, пригнувшись, первым вошел внутрь. (3. Завадский) 7) Он летел сломя голову. 8) Павел работал спустя рукава. 9) Все молча проводили глазами улетающий вертолет. (Стругацкие) 10) Я свернул с центральной аллеи и стал не спеша удаляться от шума аттракционов. (Л. Замятин) 11) Не дожидаясь приглаше­ния, я опустился на стул, стоящий рядом с массивным столом. (Л. Замятин) 12) Отправляясь па работу, я запер дверь, веду­щую в сад, па крючок. (Л. Замятин) 13) Вылетев из зимнего убежища, басом гудит шмель. 14) Цепляясь за ветки, долго пада­ет на землю оторвавшийся сухой сучок. (И. Соколов-Микитов)

15) Пряно пахла трава, привлекая к себе пчел с дальней пасеки.

16) Трава уже высохла, потеряв блеск. 17) Шагах в пяти от него, нежась па солнцепеке, лежала гадюка. Заслышав шаги, она при­подняла плоскую голову. (В.Марченко) 18) Оп не спеша про­шелся по аллейке, потом недалеко от входа в сквер нашел среди кустов самую незаметную скамейку и устроился па пей, внима­тельно наблюдая за всеми, кто заходил в сквер. (А. Адамов) 19) Я ломал голову, стараясь понять секрет очарования пустынных каменистых холмов и печальных развалин в жарком кольце степи и песков. (И. Ефремов) 20) В кустах у поляны он замер и долго стоял не шевелясь. (Б. Васильев) 21) Через открытое окно вме­сте с ночной прохладой в комнату втекал лунный свет, делая зна­комые предметы загадочными и неузнаваемыми. (В. Константи­нов) 22) Не спеша ступал оп босыми ногами по рыхлой земле, оставляя глубокие следы. (Е. Крестовский) 23) Высокое чистое небо не спеша перетекало с востока па запад. (Е. Крестовский) 24) Боясь поверить своей догадке, оп медленно повернул голову и увидел белого медведя. (Е. Крестовский)

II. 1) Тихонько напевая, он шел зарослями вниз по реке. 2) Под­нимаясь в гору, он касался руками стволов и пел о соснах, стоя­щих на плечах друг у друга. 3) Так оп шагал, не уставая, со скло­на па склон и тихонько пел, а тайга неохотно расступалась перед ним, пряча звериные тропы. 4) Разворачиваясь, плыли по обе­им сторонам берега. 5) Незаметно вспучиваясь, накатывала волна. 6) Вода крутилась па месте, переплетаясь тугими жгутами. 7) Они стояли полукругом, глядя в огонь немигающими глазами.

(По Э. Шиму)

III. 1) По пути, вопреки строгим предписаниям начальства, оп [Лермонтов] свернул в Пятигорск. (В. Мануйлов) 2) Когда-то вздумалось мышам себя прославить и, несмотря на кошек и ко­тов, свести с ума всех ключниц, поваров. (И. Крылов) 3) Расте­ния, вследствие недостатка воды, высохли. 4) Вопреки первому впечатлению, мы быстро подружились. (И. Ефремов) 5) Однако окна этого дома, вопреки общему стилю, были громадные, трех­створчатые. (В. Катаев)

IV. 1) Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. 2) Он отвечал, не смотря в книгу. 3) Он, несмотря на мои проте­сты, пошел провожать меня. 4) Несмотря па довольно раннее ут­ро, на площади собрался народ. 5) Мы медленно поднимались в гору, не смотря вниз. 6) Петя говорил с отцом, не смотря на него. 7) Несмотря на непогоду, соревнования продолжались. 8) Не­смотря на засуху, мы собрали хороший урожай. 9) Валя шла, не смотря по сторонам. 10) Несмотря на болезнь, мальчик быст­ро догнал своих товарищей в учебе. 11) Несмотря на все препят­ствия, он добился зачисления в отряд. 12) Морская ловля, несмо­тря на всю ее прелесть, не может сравниться с речной. (К. Паустовский) 13) Стоянка наша, вопреки предсказаниям многих, не затянулась. 14) Вопреки ожиданиям, ночь была прохлад­ная. 15) Я лег у костра, но, несмотря на усталость, долго не мог заснуть. 16) Несмотря на праздничный день, в парке было пусто. 17) Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась. (В. Арсеньев) 18) Наша футбольная команда, при условии регуляр­ных тренировок, может выйти в финал. 19) Он чувствовал себя оди­ноким, несмотря на поддержку друзей. 20) Я, благодаря частым вы­ступлениям в любительских спектаклях, стал довольно известным среди студентов театральных вузов. 21) Шторы па окнах, согласно требованиям военного времени, были плотно закрыты.

V. 1) Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны. (П. Забо­лоцкий) 2) Стоя в выжидательной позе и заслонив рукой свет от костра, смотрел он куда-то вдаль. 3) Митя подошел к обрыву и, цепляясь за кусты и камни, стал спускаться вниз. 4) Шумно под­нявшись со своих мест, все потянулись к выходу, сдержанно пе­реговариваясь между собой. 5) Он давно уже сидел возле стола, поставив у ног свой объемистый портфель и теребя в руках зонт. (А. Адамов) 6) Старушка растерянно огляделась вокруг, потом тяжело поднялась со стула, опираясь руками о колени, и, громко шаркая шлепанцами, направилась в соседнюю комнату. (А. Ада­мов) 7) Он встал и, не прощаясь, ушел, по, проходя по улице ми­мо окна, неожиданно оглянулся. 8) Перед роялем, грациозно опер­шись на край левой рукой и держа в правой ноты, стоял певец. (М. Алданов) 9) Радуясь оттепели, стрекотали подвижные соро­ки, перелетали с яблони на яблоню и, дергая длинными хвостами, садились на трубу избы. (П. Проскурин) 10) Солнце, коснувшись туч серого и легкого пепла, начало, казалось, раскаляться еще сильнее. (А. Иванов) 11) Шумели в скверике невысокие тополь­ки, звенели в деревьях вечные, как сама жизнь, птичьи песни, рождая в душе что-то торжественно-грустное. (А. Иванов)

VI. 1) Миновав несколько кварталов, я оказался па неболь­шой площади с елкой, убранной игрушками. (Е. Яковлева) 2) Вы- терев ноги, все прошли по очереди в маленькую прихожую и, сняв там пальто и плащи, тут же оказались в заставленной, тепло на­топленной комнате. (А. Адамов) 3) Миновав длинную темноватую переднюю, они вошли в просторную комнату, обставленную повой


мебелью. 4) Выйдя за калитку, они пошли через поле, перерытое свежими канавами. (В. Пелевин) 5) Субботний вечер был еще по- летнему теплым, но листва на деревьях уже наливалась желтиз­ной, отражаясь в светлых лужах, еще не просохших после недав­него дождя. (А. Константинов) 6) Она сделала паузу и, собравшись с мыслями, села за стол, покрытый скатертью. (Е. Кре­стовский) 7) Павел приезжал все реже, а приезжая, пе задержи­вался. (В. Распутин) 8) Реки шумно текут в горах, а войдя па рав­нину, умолкают. 9) Щенок с веселым лаем выскочил на улицу, по, испугавшись нас, замолк и спрятался под крыльцо. 10) Дождь, мерно сыпавший второй день подряд, прекратился на время, и я, выйдя из вагона, почувствовал вокруг себя пустоту. (С. Смирнов) 11) Пройдя по дорожке, расчищенной от снега, она повернула к надворным строениям и, миновав их, через внутренний двор по­шла далее. (Е. Салиас) 12) Спускаясь в балку, капитан накло­нился к крохотному водопаду, стекавшему с ледяной бахромы откоса, и стал пить воду, ощущая пресный вкус талого снега. (В. Кожевников)

VII. 1) Волки достигли дороги метрах в ста позади саней и, вытянувшись цепочкой, стали нагонять. (В. Шукшин) 2) Она до­стала из стола ручку и, оторвав от настольного календаря лист, стала писать что-то. 3) Споткнувшись, он потерял равновесие и упал. 4) Волны, расшибаясь о камни, достигали наших ног. 5) Я выбежал во двор и, глотая слезы, долго глядел на близкий шар луны. 6) Он долго стоял, слушая свист ветра, потом вернул­ся к костру. 7) Размазывая по лицу слезы, она пробежала не­сколько шагов и очутилась на узкой поляне. 8) Я сидел па маленьком островке в своем тесном шалаше и, затаив дыхание, слушал и наблюдал. (И. Соколов-Микитов) 9) Пройдя около километра, я свернул е дороги и повернул к лесу.

б

Плотогоны убрали сходни и, отвязав канаты, налегли на прочные шесты, отводя тяжелые плоты от берега прочь. У выхода из затона их подхватило, увлекая за собой, мощное течение. Пло­ты скрипели, покачиваясь, и между бревнами проступала вода. Привычные рулевые слаженно поворачивали длинные весла, выво­дя плоты на стремнину. Мутный темный поток плескался и сдер­жанно рокотал, неудержимо стремясь вниз, к далекому морю.

(По М. Семеновой)

Однажды утром мы нашли родничок, заботливо расчищен­ный, обложенный камешками и, может быть, поэтому никак не уступавший морозу. Родничок звенел веселую песенку, кувыркаясь, выбрасывая мелкие пузырьки, а на низкой ветке над ним висел берестяной ковшик.

(М. Семенова)

Порой, любуясь собственной работой, вспоминал рассказ школьного учителя рисования о том, как в молодости, кажется, Суриков, будучи мелким чиновником, тушью нарисовал муху, под­бросил ее на стол губернатору, и тот муху, приняв за живую, при­хлопнул ладонью, а Сурикова послал учиться в Академию худо­жеств. Таких «мух» у Андрея было множество, но пе было губернатора; напугав же чуть не до смерти мать прыгающим мы­шонком, нарисованным на внутренней стороне крышки картонной коробки из-под шоколада, в которой хранились принадлежности для шитья, он зарекся показывать в доме свое искусство такого рода кому-либо еще, кроме старшего брата.

(С. Сартаков)

Далеко за полночь я проснулся от какого-то бешеного сту­ка. Кто-то ломился ко мне снаружи, стуча в верхнюю половину оконной рамы. Стук был так страшен, что, насмерть перепуган­ный, я вскочил как сумасшедший с кровати. За окном, затемняя его, стоял кто-то громадный, черный, длинный. Он не просто сто­ял, а лез, стучал, стараясь настежь распахнуть окно. Я схватил ружье и закричал. Стоящий за окном, не отвечая, вытянулся еще выше, прикасаясь к оконной раме всем своим огненным телом, и застучал еще громче...

Только наутро я узнал, что это была старая лошадь, шатавша­яся ночью по заброшенной усадьбе.

(По И. Бунину)

Контрольные диктанты

I

На глубине луч прожектора казался огромным ярко-голубым тоннелем, высверленным в плотной, непроницаемой тьме. Его далекий конец ослепительно сверкал, словно расплавленный металл.

Зоолог несся вдоль тоннеля, стараясь держаться от него в стороне. Слабый голубой отблеск ложился на его лицо. В тоннеле, как на прозрачном стеклянно-серебряном экране, извиваясь, внезапно возникали силуэты рыб. Они резвились, будто опьяненные потоками необычайного света, или подолгу, как зачарованные, неподвижно висели, внезапно исчезая, будто растаяв.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.