Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-07-09 | 894 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Тоталитарный политический режим
Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.
Признаки тоталитарного политического режима:
1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;
2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;
3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;
|
4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».
К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.
Суверенитет и легитимность политической власти
Сущностным признаком, отличающим государство от других политических организаций, является его суверенность (фр. "souverainete" - верховная власть). Суверенитет государства означает верховенство и независимость его власти. Это предполагает:
безусловное распространение государственной власти на всю территорию страны в рамках государственной границы;
распространение власти государства на все население, обладающее устойчивой юридической связью с ним (в виде гражданства или подданства);
прерогатива государства на осуществление властных полномочий в юридической, общеобязательной форме (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);
монопольное право государство на использование насильственных средств принуждения (в том числе, в деятельности таких специфических органов, как армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы);
осуществление государством сборов налогов, эмиссии;
единство и неделимость государственной территории, ее неприкосновенность;
невмешательство во внутренние дела государства.
Наряду с государственным суверенитетом существует суверенитет народа и нации.
Суверенитет народа рассматривается современной политической и правовой наукой как основополагающий принцип демократической государственности. Идея народного суверенитета опирается на представление народа в качестве верховного (изначального) источника государственной власти. Идеологически принцип народного суверенитета означает и верховенство народа в решении коренных вопросов своей жизни, в том числе выбора формы правления, общественного строя, основных направлений внутренней и внешней политики. Однако реальный порядок осуществление народом своих суверенных прав зависит от существующей в государстве той или иной формы демократии (прямой или представительной), от степени распространения на весь народ статуса гражданства, в том числе избирательного права, свободы слова, возможности участия в политическом процессе.
|
Типология ресурсов власти.
Ресурсы власти – это совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект.
Американский политолог Р. Даль отнес к ресурсам власти "все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других". Ресурсы находятся между субъектом и объектом власти и "материализуют" отношения зависимости между ними. По мере развития человеческого общества набор и структура ресурсов властвования изменялись.
В примитивных обществах власть опиралась в основном на авторитет правителя (вождя, военачальника и т.д.). Изменение характера отношений между людьми, переход от кровнородственных к имущественным отношениям привели к смене ресурсов власти, которыми стали богатство и сила. Поведение подданных все более основывалось на страхе перед властью, на вере в се справедливость и божественный характер, на традиции, привычке подчиняться ей. В тот период власть отождествлялась с господством.
Господство, как отмечалось, является лишь одной из сторон власти, оно по своему значению у́же, чем власть, поскольку опирается на силу.
В индустриальных обществах преобладающим ресурсом властвования становится организация: бюрократия, партии, движения. В современных постиндустриальных обществах властные отношения все больше зависят от того, кто обладает информацией, которая при сохранении роли других ресурсов становится важнейшим средством властвования.
Классификация (типология) ресурсов властвования может осуществляться по различным основаниям (критериям). Одна из наиболее ранних систем типологий - антропологическая. В ней типы властвования различаются устойчивыми мотивами, которые лежат в основе поведения субъекта и объекта власти. По Конфуцию, ресурсами власти правителя являются его личный пример и следование моральным принципам - справедливости, гуманности, заботе о благе народа, чувству долга, мудрости. Поданные должны уважать правителя и выполнять свои обязанности.
|
Терроризм. Понятие и виды
Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения государственными органами, органами местного самоуправления или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных и (или) иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству. Суть терроризма – насилие с целью устрашения (политические цели – приход к власти, дестабилизацию общества, подталкивание его к революции, провоцирование вступления в войну и т.д.). Терроризм - это идеология насилия, запугивания, создания паники, критической обстановки с помощью террористических актов, таких как подрывы правительственных зданий, памятников культуры, транспортных средстве, взрывы в общественных местах
Террор (запугивание, нагнетание страха) – способ ведения войны за подчинение населения атакуемой стороны (а не ее организационных или военных структур), состоящий в умышленной демонстрации крайней жестокости (не определяемой прямой необходимостью и не различающей виновных и невиновных, т.е. делающей все население заложниками).
Терроризм в его современном воплощении – метод вынуждения атакуемой стороны (как правило превосходящей в силах) к принятию нужных стороне-террористу решений, состоящий в умышленной демонстрации и максимальном использовании преимуществ своей полной несвязанности общечеловеческими моральными нормами – которыми предположительно связана более цивилизованная атакуемая сторона. Конкретно это выливается в моральный шантаж атакуемой стороны: ту или иную форму использования заложников (лиц, не виновных в конфликте), ответственность за жизнь которых перелагается на шантажируемого и должна принудить его к этим решениям.
Обязательное условие терроризма – резонанс террористической акции в обществе. Широкое распространение информации о теракте, превращение его в наиболее обсуждаемое событие представляет собой ключевой элемент тактики терроризма. Оставшийся незамеченным или засекреченный теракт утрачивает всякий смысл.
|
Это отличает террористический акт от таких близких явлений, как диверсия или политическое убийство. Диверсия – силовая акция подрывного характера осуществляемая спецслужбами государства. Диверсия ценна непосредственным уроном противнику, общественный резонанс операции не интересует диверсанта и даже опасен.
Общественный резонанс на террористический акт необходим террористам для изменения общественных настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию. Террористические организации демонстрируют свою силу и готовность идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и жизнями жертв. Террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в этом мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы, или до своего конца.
Виды терроризма.
По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:
- Индивидуальный (терроризм одиночек) — в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация.
- Организованный, коллективный — террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (Аль-Каида, ИГИЛ и др.).
По целенаправленности терроризм делится на:
1. Националистический — преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;
2. Религиозный — Уничтожение врагов для религиозных фанатиков превращается в священный долг, в осуществление божественной воли. Религия, таким образом, легитимизирует террор;
3. Идеологически заданный, социальный — преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме. Иногда этот вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый», экологический терроризм и др.
Государственный терроризм — термин, используемый для обозначения государственного насилия против гражданских лиц. Под актами государственного терроризма обычно понимают незаконные задержания, убийства, похищения, пытки и казнь граждан без суда и следствия, выполняемые сотрудниками силовых структур (полицией и иными органами правопорядка). Государственным терроризмом также называют террористические акты, совершаемые сотрудниками специальных органов государства. Отличают также терроризм поддерживаемый государством — тот случай когда государство само не участвуя в терроризме финансирует и поддерживает террористические группировки.
|
Этнический терроризм (ЭТ). Под Э. Т. понимают неадекватную форму борьбы против действительного или мнимого ущемления прав и интересов отдельных наций и этнических групп. Идейно-политической основой Э. Т. является национализм в самых разных формах — от умеренных до крайне шовинистических (см. шовинизм). Нередко национализм имеет еще и религиозную подпитку. Целью Э. Т. является изменение государственного строя и административно-территориального устройства государства в целом или правового статуса какого-либо входящего в данное государство территориального образования. Часто Э. Т. имеет явные сепаратистские устремления к созданию новых государств за счет расчленения уже существующих.
Политический терроризм – это агрессивная внутриполитическая деятельность определенных социальных сил, направленная на развал основ государственности страны и разрушение многонациональной естественноисторической общности людей с целью удовлетворения своих корыстных интересов. Прямым следствием политического терроризма является экономический геноцид, сепаратизм, обострение межнациональных и социальных конфликтов.
Экотерроризм – преступления террористического характера, сопряженные с умышленным оказанием вредного воздействия на природную среду, совершаемые частными лицами и организациями для достижения собственных корыстных целей, запугивания лиц и органов, принимающих решения, устрашения населения.
Международный терроризм определяется по следующим признакам:
1) террористический акт совершен за пределами тех стран, гражданами которых являются террористы и их жертвы;
2) преступление направлено против лиц, пользующихся международной защитой;
3) подготовка террористического акта велась за пределами страны, в которой он был совершен;
4) террорист, совершив террористический акт в одном государстве, укрывается от ответственности в другом, и в этом случае встает вопрос о его экстрадиции.
Все большую силу в последние годы набирает компьютерный терроризм (кибертерроризм). Кибервойна ведется в информационной сфере и предполагает атаки на вычислительные центры с целью саботажа и причинения экономического ущерба.
Достаточную угрозу общественному сознанию сегодня создает информационный терроризм – вид информационной преступности, проявляющийся в проведении противоправных информационных воздействий на информационное пространство или любой его элемент в террористических целях.
49. Особенности современного терроризма:
· его широкий размах и часто международный характер – наличие взаимодействия с международными террористическими центрами и организациями;
· Линия раздела между террористическими организациями различных толков стала менее отчетливой;
· наличие жёсткой организованной структуры и строгой конспирации;
· хорошее техническое оснащение, возрастание уровня вооружённости террористов; усиление разрушительного потенциала;
· способность вести «информационную войну», навязывать свои идеи.
· Террористы-смертники;
Объектами террористических актов выступают:
Транспортные средства, вокзалы, морские, речные и аэропорты, общественные, торговые и жилые здания, гидротехнические сооружения, спортивные сооружения, концертные и выставочные залы, станции метро, системы водоснабжения, предприятия, системы связи и управления.
Средствами террористических актов выступают:
Взрывчатые и горючие вещества, ядерные заряды, радиоактивные вещества, отравляющие вещества, биологические агенты, излучатели электромагнитных импульсов.
Особого внимания заслуживает процесс усиления взаимодействия терроризма как глобального антиобщественного явления с целым рядом других глобальных угроз, таких как: наркобизнес, неконтролируемое распространение ядерных материалов, незаконный оборот оружия, организованная преступность.
Главной целью современного международного терроризма является переустройство мира на иных, более справедливых, по мнению террористов, началах. Таким образом, транснациональный терроризм является методом реализации альтернативного глобального проекта политического развития. Никогда ранее в истории человечества террористические группы не ставили перед собой столь масштабных задач.
Сегодня главными авторами международного терроризма являются формально негосударственные организации и группы. В основном они осуществляют свою деятельность на территории нескольких государств и располагают достаточно развитой инфраструктурой, включающей органы управления, лагеря для подготовки боевиков и т.д. К структурам такого типа может быть отнесена исламская экстремистская организация «Аль-Каида».
На современном этапе своей деятельности международный терроризм представляет угрозу международному правопорядку и безопасности, что всегда наносит ущерб нескольким государствам. Примером такой деятельности могут служить захваты заложников, среди которых находятся граждане разных государств, или угоны самолетов.
За последние полтора десятилетия между отдельными террористическими организациями было налажено постоянное сотрудничество. Все больше расширяется практика оказания террористическими организациями взаимной помощи друг другу кадровым составом, опытом, военно-техническими средствами и т.д.
Чтобы лучше понимать феномен международного терроризма на современном этапе, целесообразно выявить основные особенности, отличающие его от терроризма прошлых лет.
По мнению Дж. Ная, развитие современного терроризма определяют две группы факторов. Во-первых, это научно-технический прогресс. Современная цивилизация состоит из сложных высокотехнологичных систем и практически немыслима без их бесперебойного функционирования. Сегодня благодаря Интернету глобальная связь стала практически бесплатной для любого лица, имеющего доступ к модему и телефонной линии. Кроме того, появление и широкое распространение Интернета серьезно сократило затраты на поиск информации и заведение необходимых контактов.
Во-вторых, это изменение мотивации и организации террористических групп. Террористы в середине XX в. имели, как правило, конкретные политические цели, для реализации которых широкомасштабные террористические акты были малопригодны. К концу XX в. радикально настроенные организации стали черпать вдохновение в религии.
Обе группы факторов, как технологических, так и идеологических, способствовали тому, что терроризм стал, с одной стороны, более смертоносным, а с другой — более стойким к попыткам противодействия.
Другой важный аспект современного терроризма — это изменение структуры и функционирования самой группы. В прошлом террористические организации были закрытыми подпольными ячейками с иерархической структурой, во главе которой стоял лидер, а члены этой организации находились в постоянном контакте между собой. Иногда террористические атаки предпринимались для сохранения самой организации, для укрепления связей между членами организации, предотвращения возникновения распрей относительно лидерства или возвышения группы по отношению к другим конкурирующим террористическим структурам.
Многие исследователи терроризма утверждают, что современный международный терроризм начала XXI в. эволюционировал в другую модель. Новейшие террористические организации, например «Аль-Каида», используют децентрализованную, неиерархическую структуру своих ячеек, которые связаны новыми технологиями, такими как Интернет и спутниковая связь, и черпают вдохновение из общей идеологии или религии. Новые структуры в гораздо меньшей степени зависят от внутренней организационной динамики для само мотивации и совершения терактов, а также характеризуются децентрализованной организационной схемой с отдельными независимыми группами и скрытыми транснациональными связями.
Религия: понятие и функции.
С точки зрения теологии, религия – это связь человека и Бога. С точки зрения философии, религия – это вера в «чистый разум», а также одна из форм самопознания. Зигмунд Фрейд считал религию великой иллюзией, средством замены того, что человек не понимает. Карл Маркс – опиумом для народа, то есть средством одурачивания с последующей эксплуатацией. Термин «религия» в переводе с латыни означает воссоединение (человека с Богом) и возник еще до нашей эры – впервые он был упомянут Цицероном, который считал религию благоговением перед высшими силами.
Религиозное мировоззрение характерно для всех стран мира. Больше двух третей населения Земли относит себя к тому или иному вероисповеданию. Для всех религий некоторые понятия являются общими, такие как соотношения добра и зла, нравственные идеалы, смысл жизни человека и т.д.
Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.
Религия представляет собой сложное образование. В ее структуре, формирование которой завершилось в период появления классового общества, выделяют три основных элемента:
- религиозное сознание;
- религиозный культ;
- религиозные организации.
Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию. Содержанием религиозной идеологии и религиозной психологии является, прежде всего, вера в сверхъестественное.
Религиозная психология — это совокупность религиозных представлений чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей религиозного сознания, всего окружения, связанного с религией.
Религиозная идеология — это система религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, различные религиозно-философские учения, социальные теории и т.д.
Неотъемлемой частью любой религии является религиозный культ — совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы — храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние.
Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации, представляющие собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения. Особое значение приобретают религиозные организации в монотеистических религиях, как например в христианстве, исламе, буддизме.
Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Сколько у религии функций и как они называются - это пока еще предмет дискуссии между религиоведами.
Главная ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная (компенсировать, восполнять). Религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социального. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений.
Важное значение имеет мировоззренческая функция религии. Специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией.
Политическая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.
Культурная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.
Нравственная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.
Во всех случаях, функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы.
Казахстан и ООН
2 марта 1992 года на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Республика Казахстан была единогласно принята в члены ООН.
За прошедшее с 1992 года время Казахстан сумел не только успешно интегрироваться в международное сообщество государств, но и занять в нем заметное место. Участие Казахстана в работе системы ООН является одним из главных направлений казахстанской многосторонней дипломатии, способствует укреплению суверенитета и независимости нашей страны, создает благоприятные международные условия для осуществления дальнейших преобразований в социально-политической, экономической и других сферах общественной жизни.
Наработан огромный потенциал сотрудничества Республики Казахстан с Программой развития ООН (ПРООН), Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ), Организацией ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), Международным валютным фондом (МВФ), Программой ООН по окружающей среде и другими учреждениями в деле привлечения в Казахстан экспертной, технической и финансовой помощи ООН на этапе становления государственности.
За годы независимости он внес огромный вклад в поддержание международного мира и безопасности. Отказ от ядерного оружия, создание мер доверия в Азии, укрепление интеграционных процессов на пространстве Евразии, поощрение диалога цивилизаций и религий – вот шаги, предпринятые Казахстаном в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Республика заслужила широкое признание в ООН как государство, имеющее взвешенный и конструктивный подход к решению мировых проблем.
Казахстан и Содружество Независимых Государств (СНГ)
Сотрудничество с государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) является одной из приоритетных стратегических задач внешней политики Казахстана. Оно осуществляется как на уровне двусторонних отношений, так и в многостороннем формате в рамках Содружества.
В рамках СНГ функционируют около 70 отраслевых структур, которые координируют взаимодействие в формате заинтересованных государств в сферах экономки, военного сотрудничества, в охране границ и борьбе с организованной преступностью, в области транспорта, экологии, культуры, туризма, печати и др.
Первым практическим шагом по пути экономической интеграции стало подписание главами государств на Московском саммите 1993 года Договора об образовании Экономического союза. Все государства однозначно высказались за его образование и подписали Декларацию, в которой была зафиксирована решимость стран СНГ идти по пути глубокой интеграции, создания общего рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов, поэтапно двигаться к Экономическому союзу.
Ближайшей задачей на пути к Экономическому союзу и углублению экономической интеграции на пространстве СНГ стало подписание главами правительств Казахстана, России и Беларуси 20 января 1995 года Соглашения о Таможенном союзе. В марте 1996 года к Таможенному союзу присоединилась Кыргызская Республика, а 26 февраля 1999 года — Республика Таджикистан.
1 января 2010 года был создан тройственный Таможенный союз, участниками которого стали Казахстан, Россия и Беларусь. Союз представляет собой единую таможенную территорию с единой таможенной границей и тарифами, его создание облегчило условия торговли между странами и способствовало развитию экономик.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
ОДКБ — военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года в г. Ташкенте.
Основной целью ОДКБ — являются обеспечение национальной безопасности, защита суверенитета и территориальной целостности государств-участников, укрепление в военно-организационном отношении национальных вооруженных сил, сохранение объединенной системы ПВО, налаживание взаимодействия и сотрудничества в области совместной охраны границ с государствами, не входящими в СНГ, а также защита от природных катастроф крупного масштаба.
Одним из важных направлений деятельности ОДКБ является сотрудничество в области борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и другими сопутствующими им преступлениями — контрабандой наркотиков и оружия, организованной преступностью, нелегальной миграцией. На этом направлении создана многоаспектная база для координации действий и проведения согласованных специальных операций. Так, в рамках борьбы с контрабандой наркотиков создан Координационный совет руководителей компетентных органов стран-участниц ОДКБ, проводятся оперативно-профилактические мероприятия с участием сил и средств органов внутренних дел, национальной безопасности, пограничных и таможенных служб.
Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран-участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.
Члены ОДКБ
1. Армения 15 мая 1992
2. Белоруссия 31 декабря 1993
3. Казахстан 15 мая 1992
4. Киргизия 15 мая 1992
5. Россия 15 мая 1992
6. Таджикистан 15 мая 1992
ШОС
Шанха́йская организа́ция сотру́дничества (ШОС) — международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. 10 июля 2015 года было объявлено о начале процедуры вступления в ШОС Индии и Пакистана
ШОС не является военным блоком (как, например, НАТО) или открытым регулярным совещанием по безопасности (как, например, АРФ), а занимает промежуточную позицию[5]. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом[6], наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.
Цели ШОС:
- укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;
- развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе
- совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;
- поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;
- взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;
- совместный поиск решений проблем, которые возникнут в ХХI веке.
Основные задачи ШОС на современном этапе - поддержание мира, стабильности и безопасности в регионе, развитие экономического и гуманитарного сотрудничества.
Природа и социальное назначение политики
Специфика политики связана с ее способностью обеспечивать целостность общества, согласовывать различные группы интересов, эффективно регулировать социальные взаимодействия. В настоящее время существует несколько подходов к данному вопросу.
Директивный подход. Сторонники данного подхода (М. Вебер) рассматривают политику как деятельность по руководству и управлению общественными процессами с использованием механизмов власти. Властные отношения предстают как отношения господства и подчинения, складывающиеся между управляющими и управляемыми. Когда власть перестала быть прерогативой государства, данный подход, видевший в политике только отношения по поводу государственной власти, не смог отразить содержания политической жизни. Разделение властей в государстве, появление политических партий свидетельствовали о том, что политическая жизнь не сводится к государственной власти.
Функциональный подход. Политика рассматривается как деятельность по управлению обществом. Сущность политики усматривается в разделении обязанностей и полномочий при непременном их согласовании. Участники политической жизни выполняют строго обусловленные правилами роли, разделение которых необходимо для эффективности политики. внимание акцентируется на технологии политических взаимодействий, то есть на том, кто принимает политические решения, как они осуществляются. Однако функциональный подход не раскрывает социального смысла политики, природы политических интересов.
Коммуникативный подход трактует политику как сферу интеграции или борьбы. Политика выступает в качестве универсального средства решения конфликтов в обществе. В рамках данного подхода выделяются два направления: первое рассматривает политику как сферу интеграции на основе реализации общего интереса, обеспечения общего блага институтами государственной власти (Аристотель). Второе направление - конфликтное, согласно которому политика есть преимущественно сфера господства и подавления социальных групп другими. Для Н. Макиавелли, К. Маркса, Ф. Энгельса политика - сфера борьбы классов. Американский социолог Н. Смелзер (1927) трактует конфликт психологически, как результат напряжения. Немецкий политолог Н. Дарендорф (1929) считает, что причиной конфликта является власть одних групп над другими, а П. Сорокин - неудовлетворение потребностей.
В целом же содержание политики может быть раскрыто через ряд определений, каждое из которых отражает ее сущностные признаки.
1. Политика является сферой властных отношений.
2. Политика - это способ организации общественной жизни, базирующийся на интеграции разнородных интересов.
3. Политика представляет собой деятельность элит и лидеров по руководству и управлению процессами общественного развития на всех уровнях с помощью институтов.
2. Политические режимы. Понятие политического режима.
Политический режим – способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.
В научной литературе выделяют два вида политического режима:
§ демократический;
§ антидемократический.
Признаки демократического режима:
- господство закона;
- разделение властей;
- наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
- выборность органов государственной власти;
- существование оппозиции и плюрализм.
Признаки антидемократического режима:
- господство беззакония и террора;
- отсутствие политического плюрализма;
- отсутствие оппозиционных партий;
Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.
Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.
Типология политических режимов:
Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и сво
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!