Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

2017-07-09 1515
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) транс­формировалась в международную организацию из международных конференций, встреч. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), впервые созванного в 1975 г. (Хельсинки). Причины созыва: критическое состояние (высший пик) «гонки вооружений», реальная опасность случайного начала ядерной войны, необходимость начать процесс разрядки международной напряженности, массового сокращения вооружений и разоружения. Цель созыва — формирование общей системы коллективной безопасности в Европе. Субрегиональный характер — 33 европейских государства, США и Канада.

Хельсинкское совещание — первая попытка создать общую систему европейской безопасности. Государства-участники разработали, элементы этой системы:

1. Согласованные меры (разоружение, меры доверия, мирное разрешение споров). Новелла в международном праве — положение о ме­рах укрепления доверия (предварительное уведомление о начале воен­ных учений и передвижении войск, приглашение наблюдателей на во­енные учения, обмен военным персоналом и военными делегациями)

2. Принципы: неприменение силы, мирное разрешение споров, нерушимость границ.

3. Сотрудничество в различных областях в целях укрепления мира и безопасности (развитие контактов между гражданами разных госу­дарств, воссоединение семей, поощрение браков между иностран­цами).

Сфера компетенции СБСЕ (Совещаний) была зафиксирована в Хельсинкском заключительном акте. Правила проведения Совещаний:

1. Совещание проводится государствами независимо от их членства в других организациях безопасности, т.е. вне любых военных союзов.

2. Все государства участвуют в СБСЕ на условиях полного равен­ства.

3. Решения Совещания принимаются на основе консенсуса («от­сутствие какого бы то ни было возражения, высказанного каким-либо представителем и выдвигаемого им как препятствие для принятия ре­шения по рассматриваемому вопросу»),

СБСЕ в своей эволюции к ОБСЕ прошло несколько этапов, на ка­ждом из которых сфера его компетенции расширялась, а структура со­вершенствовалась. Участники Совещания заявили о своей решимости продолжать многосторонний процесс, начатый в 1975 г., путем прове­дения новых встреч на различных уровнях. С 1995 г. началось функционирование ОБСЕ как ММПО.

Особен­ность ОБСЕ: отсутствие единого традиционного учредительного до­кумента — устава. Его роль играет ком­плекс документов — Парижских (1990), Хельсинкских (1992), Сток­гольмских (1992), Будапештских (1994).

Цели ОБСЕ:

1) обеспечение мира и безопасности в Европе;

2) разрядка международной напряженно­сти;

3) соблюдение прав человека;

4) соблюдение принципов международ­ного права в межгосударственных отношениях.

 

Ø Высший орган— встреча глав государств и правительств ОБСЕ (определяет политические цели).

Ø Центральный руководящий орган — Совет министров (министры иностранных дел). Принимает оперативные решения; назначает страну, представитель которой в те­чение года исполняет обязанности действующего председателя ОБСЕ. В рамках Совета функционирует своеобразное формирование («Тройка») — Действующий председатель, предшествующий предсе­датель, будущий председатель.

Руководящий совет отвечает за организацию дея­тельности ОБСЕ, рассматривает кризисные ситуации, принимает ре­шения о проведении операций по поддержанию мира.

Постоянный совет — основной орган для проведения политических консультаций и принятия текущих решений, отвечает за оперативную работу, рас­сматривает чрезвычайные ситуации (собирается один раз в неделю).

Действующий председатель ОБСЕ отвечает за выполнение всех ре­шений ОБСЕ. Назначает своих личных представителей для оказания помощи при урегулировании кризиса или конфликта.

Секретариат ОБСЕ обеспечивает организационно-техническое об­служивание основных органов, ведает документацией и архивом, пуб­ликует документы.

Декларации и решения органов ОБСЕ принимаются в форме реко­мендаций на основе консенсуса, т.е. не имеют юридически обязатель­ной силы.

В настоящее время членами этой ММПО являются 55 го­сударств: все государства Европы, США, Канада, бывшие союзные республики Средней Азии, Казахстан. По общему мнению, субрегио­нальный характер членства не меняет европейской структуры ОБСЕ как региональной организации коллективной безопасности.

! Операции по поддержанию мира в рамках СБСЕ—ОБСЕ могут про­водиться т олько с согласия конфликтующих сторон и не должны яв­ляться принудительными действиями. Полный запрет применения принудительных мер — это отличительная черта системы общеевро­пейской безопасности.

Для урегулирования кон­фликтов в рамках ОБСЕ могут использоваться: мирное разрешение международных споров, миссии специальных докладчиков и группы военных наблюдателей, миссии по установлению фактов, миротвор­ческие силы ОБСЕ (действуют и создаются на тех же условиях, что и миротворческие силы ООН).

Критика. Система общеевропейской коллективной безопасности не действует; ОБСЕ так и не стала региональной организацией безопасности. СБСЕ в 1994 г. объективно не было готово для трансформации в постоянно дейст­вующую международную организацию.

По мнению американских аналитиков, две из трех «корзин», со­ставлявших мандат ОБСЕ — военная безопасность, экономическое сотрудничество и построение демократии - утратили актуальность. Благодаря расширению евроатлантического сообщества ответствен­ность за обеспечение безопасности и экономическое сотрудничество в Центральной и Восточной Европе перешла к НАТО и ЕС. Функции ОБСЕ в области безопасности и экономики исчерпали себя. Однако в деле построения демократии ОБСЕ способна играть важную роль бла­годаря своим миссиям наблюдателей на выборах.

 

Совет Европы.

 

Совет Европы (СЕ) — региональная организация специальной ком­петенции (45 государств-членов), имеет статус постоянного наблюда­теля в ООН.

Создана в 1949 г. Учредительные документы — Устав Со­вета Европы и Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г.

Цель этой организации — достижение единства во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся общим достоянием, и содействие экономическому и социальному прогрессу. Каждый член организации должен признавать принцип верховенства права и обеспечивать всем лицам, находящимся под его юрисдикцией, пользование основными правами и свободами.

Государство, желающее вступить в Совет Европы, должно соответ­ствовать следующим требованиям:

а) правовое устройство и государственные институты должны быть основаны на принципах демократии;

б) народные представители должны избираться путем свободных, равных и всеобщих выборов;

в) обеспечение гарантии осуществления свободы слова и мысли,
защиты прав национальных меньшинств;

г) отмена смертной казни;

д) обязательное условие — участие в Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г.

 

О сновные направления деятельности Совета Европы:

· правовое обеспечение и защита прав человека;

· развитие европейской культур­ной самобытности;

· решение социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей сре­ды, биоэтика, СПИД, наркомания);

· превращение Европы в демокра­тическое пространство.

! В Уставе Совета прямо подчеркивается, что вопросы, касающиеся национальной обороны, не входят в компетен­цию СЕ.

 

Руководящие органы Совета Европы:

Ø Комитет министров (основ­ной, высший орган) — состоит из министров иностранных дел государств-членов или других членов правительств. Принимает реше­ния обязательного характера по всем вопросам внутренней деятельно­сти СЕ. По отношению к государствам может принимать решения в форме рекомендаций, либо в форме региональных соглашений, кото­рые после их ратификации становятся частью национального законо­дательства. Решения принимаются на основе консенсуса.

Ø Парламентская Ассамблея — совещательный орган СЕ. Состоит из представителей всех государств-членов, избираемых от их парламентов. Численное пред­ставительство различно. Дает рекомендации Комитету министров.

Ø Конгресс местных и региональных властей Европы. Консультативные функции. Основные цели — зашита содействие политической, административной и финансовой автономии местных и региональных европейских властей, поощрение правительств к развитию демократии на местах. Представляет соответствующие органы государств-членов и включает делега­ции от территориальных образований (по квотам, установленным для Парламентской Ассамблеи).

Ø Европейский суд по правам человека — единый постоянный су­дебный орган СЕ.

Ø Секретариат (во главе — Генеральный секретарь). Назначается Парламентской Ассамблеей по рекомендации Комитета министров. Регулярно под эгидой СЕ проводятся 19 европейских конференций отраслевых министров стран-членов Совета Европы (по делам моло­дежи, информации, внутренних дел, юстиции, здравоохранения, об­разования и др.).

Штаб-квартира Совета Европы расположена в г. Страсбурге (Франция).

 

Европейский Союз.

 

Процесс создания Европейского союза (ЕС) занял несколько десяти­летий. Начало этого процесса — заключение Римского договора между Европейским объединением угля и стали, Европейским сообществом по атомной энергии и Европейским экономическим сообществом.

В 1965 г. и на основе Брюссельского договора было оформлено слияние сообществ и созданы единые органы Сообщества. Единый Европейский акт 1986 г. оформил передачу Сообществу полномочий в различных сфе­рах (охрана окружающей среды, охрана здоровья, создание единого таможенного пространства).

Маастрихтские соглашения 1992 г. завершили процесс юридиче­ского оформления Европейского союза, предусмотрев создание тес­ного политического и валютно-экономического объединения стран — членов ЕС.

Договор ввел единое гражданство ЕС, дополняющее, но не отменяющее национальное гражданство.

Амстердамский договор интегрировал в систему ЕС Шенгенские соглашения (1985 г.), определяющие свободу передвижения граждан ЕС по территории государств-членов и общие визовые правила отно­сительно лиц из третьих стран. С начала 1996 г. в ЕС были уп­разднены все таможенные пошлины на внутриевропейских границах, а в отношении товаров из третьих стран проводится единая таможен­ная политика. С начала 2002 г. во всех странах — членах ЕС действует единая валюта — евро. Однако до сих пор не удалось принять единой Конституции ЕС.

Первоначальные члены ЕС — Бельгия, Италия, Люксембург, Ни­дерланды, Франция, ФРГ. Присоединившиеся — Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Швеция, Австрия, Финляндия, Кипр, Мальта, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Сло­вения, Латвия и др.

По вопросу о юридической природе ЕС имеется несколько точек-зрения:

A) ЕС — это федеративное государствоподобное образование добровольно объединившихся государств;

Б) ЕС — это международная организация с элементами конфеде­рации;

B) ЕС — это международная организация; право ЕС — это международное право.

Последняя точка зрения представляется наиболее верной: ЕС -это международная организация, пока единственная в мире обладаю­щая не координационным, а наднациональным характером. При этом государства-члены не утратили своего суверенитета, в том числе и в области национального законотворчества.

Главные направления деятельности:

· создание Европы «без границ»;

· развитие ЕС как пространства свободы, безопас­ности и законности», в котором свободное передвижение обеспечива­йся контролем на внешних границах;

· общая торговая, экономическая и таможенная политика;

· развитие европейской банковской системы;

· борьба с нарушениями правил конкуренции на внутреннем рынке;

· сотрудничество правоохранительных и правоприменительных органов непосредственно и в рамках Европейского полицейского ведомства (Европол).

Однако Союзу делегирован широкий объем полномочий:

· право ЕС имеет преимущество над на­циональным

· его субъектами являются не только государства, но и государственные органы (национальные су­ды), национальные физические и юридические лица.

· решения орга­нов ЕС имеют прямое действие на территории государств-членов.

 

Органы ЕС:

Ø Европейский совет — один из главных органов ЕС, в котором представлены главы государств и правительств стран — членов ЕС, Председатель Комиссии ЕС, их заместители (министры иностранных дел). Определяет генеральную политическую линию ЕС в целом. Ев­ропейский совет непосредственно отвечает за выработку общей внеш­ней политики, политики в области безопасности, правосудия и внут­ренних дел.

Ø Европейский парламент — представительный орган ЕС. Состоит из представителей народов государств-членов. Депутаты избираются прямым всеобщим голосованием на 5 лет во всех государствах — членах ЕС исходя из согласованной квоты, пропорциональной чис­ленности населения. Разрабатывает право и бюджет ЕС; назначает Уполномоченного по правам человека; может образовать временную следственную комиссию по заявлениям о нарушении права ЕС. Рати­фицирует международные соглашения с участием Союза.

Ø Совет Европейского союза — единственный орган ЕС, непосредственно представляющий все государства-члены; межправительствен­ный орган, призванный обеспечить согласование интересов государств-членов и Союза. Состав — по одному представителю от каждого государства. Представительство в Совете неодинаково (недовольство со стороны «малых»-новых европейских стран). Совет координирует общую экономическую политику ЕС, уполномочен принимать обязательные решения практически по всем аспектам деятельности ЕС.

Ø Комиссия Европейских сообществ — наднациональный исполнительный орган, своего рода правительство. Занимается повседневной работой по осуществлению единой политики ЕС.

Ø Генеральный секретарь Совета ЕС (Высокий представитель по об­щей внешней политике и политике в области безопасности ЕС).

Ø Счетная палата (Палата аудиторов).

Ø Европейский суд — высший судебный и юридический орган ЕС. Разрешает споры между государствами, между органами ЕС и государствами-членами, между ЕС и физическими и юридическими лицами, готовит эксперт­ные заключения. Обеспечивает единообразное толкование законода­тельств разбирает коллизионные вопросы, выносит решения по ис­кам физических и юридических лиц.

 

Содружество Независимых Государств (СНГ).

 

Создание СНГ. Руководители трех республик, входящих в состав СССР, — Республики Беларусь, Российской Федерации (РСФСР) и Украины — подписали 8 декабря 1991 г. Соглашение о создании Содружества Незави­симых Государств (СНГ) и заявили в этом документе, что "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая ре­альность прекращает свое существование".

. В настоящее время Содружество объединяет 12 государств: Азербайджанская Республика, Респуб­лика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Фе­дерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина, Республика Грузия.

Соглашение о создании СНГ, Протокол к нему и Устав СНГ составляют комплекс учредительных актов Со­дружества. В нем дана ссылка на общепризнанные принци­пы и нормы международного права, положения Устава ООН, Заключительного акта и других документов СБСЕ. В разд. I определены цели Содружества, охватывающие все без исключения сферы межгосударственного сотрудниче­ства.

Юридическая природа СНГ. Отрицание надгосударственного статуса, наднациональных полномочий не ис­ключает квалификации СНГ как межгосударственного образо­вания с координационными полномочиями.

1. Содружество создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства.

2. Содружество имеет свой Устав, фиксирующий устойчи­вые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов.

3. Содружество имеет четкую организационную структу­ру, разветвленную систему органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов.

И хотя в самом Уставе лишь государства-члены именуют­ся субъектами международного права (ч. 1. ст. 1), есть достаточ­ные основания определить юридическую природу СНГ как ре­гиональной международной организации, как субъекта между­народного права.

Членство в СНГ. Специфика членства в СНГ, согласно ст. 7 и 8 Устава, заключается в том, что различаются:

а) государства — учредители Содружества — это государ­ства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о созда­нии СНГ и Протокол к нему к моменту принятия настоящего Устава;

б) государства — члены Содружества — это те государст­ва-учредители, которые принимают на себя обязательства по Уставу в течение одного года после его принятия Советом глав государств (т. е. до 22 января 1994 г.);

в) присоединившиеся государства — это государства, при­нявшие на себя обязательства по Уставу путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов;

г) государства со статусом ассоциированного члена — это государства, присоединяющиеся к Содружеству на основании решения Совета глав государств с намерением участвовать в отдельных видах его деятельности на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве.

Допускается выход государства из Содружества при усло­вии извещения о таком намерении за 12 месяцев до выхода.

К сфе­рам совместной деятельности государств-членов отнесены:

· обеспечение прав и основных свобод человека;

· координация внешнеполитической деятельности;

· формирование и развитие общего экономического простран­ства, таможенная политика;

· развитие систем транспорта и связи;

· охрана здоровья и окружающей среды;

· вопросы социальной и миграционной политики;

· борьба с организованной преступностью;

· оборонная политика и охрана внешних границ.

В структуре СНГ существует два вида органов:

1) органы, предусмотренные Уставом (Совет глав государств, Совет глав правительств, Координационно-консультативный комитет, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и т.д.),

2) органы, создаваемые на основе соглашений или по решению Совета глав государств и Совета глав правительств (Испол­нительный секретариат, Совет руководителей внешнеэкономи­ческих ведомств, Межгосударственный совет по антимонополь­ной политике и т.д.)

Государства имеют при уставных и иных органах Содру­жества постоянных полномочных представителей, которые пользуются приви­легиями и иммунитетами, предоставляемыми дипломатическим агентам.

В качестве правовой основы его деятельности указаны нормы Венской конвенции о дипломатических сношениях и другие нормы междуна­родного права.

Совет глав государств является высшим органом Содружества. Он обсуждает и решает прин­ципиальные вопросы деятельности государств-членов и собирается на заседания два раза в год (возможны внеочередные заседания).

Совет глав правительств координирует сотрудничество исполнительный власти государств-членов и собирается на за­седания четыре раза в год.

Решения обоих органов принимаются с общего согласия — консенсуса.

Совет министров иностранных дел (СМИД) осуществля­ет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, взаимодействие дипломатических служб, сотрудниче­ство с ООН, ОБСЕ и другими международными организациями.

Совет министров обороны (СМО) ведает вопросами воен­ной политики, военного строительства и безопасности, коорди­нирует деятельность министерств обороны госу­дарств-членов и т. д.

Координационно-консультативный комитет является по­стоянно действующим исполнительным органом Содружества. Он вырабатывает предложения по вопросам со­трудничества в рамках СНГ, организует совещания представи­телей и экспертов для подготовки проектов документов, обеспечивает проведение заседаний Совета глав государств и Сове­та глав правительств, содействует работе других органов.

Экономический суд — орган рассмотрения споров по заяв­лениям государств — участников СНГ и институтов Содруже­ства, а также толкования вопросов юридического характера).

Комиссия по правам человека

Рабочим языком Содружества является русский язык.

Местом пребывания большинства постоянно действующих органов СНГ является г. Минск.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.