I. 4. Методика воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

I. 4. Методика воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

2017-07-09 312
I. 4. Методика воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму.

Русский язык обладает сложной звуковой системой. Звуковые единицы характеризуются с

точки зрения образования звука (артикуляционные свойства языка), звучания (акустические

свойства) и

восприятия (перцептивные качества). Все эти факторы взаимосвязаны.

 

Звуковая культура речи включает след. составляющие этого понятия: - правильное рече произношение (звука и слово произношение); - интонационную или звуковую выразительность речи – владение сред-ми речевой выразительности: силой и высотой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, интонациями; - четкую дикцию – выразительное произношение слов, фраз; -культуру речевого обращения – владение правилами речевого этикета.

Особенности строения рече двигательного аппарата: язык занимает большую, чем у взрослых часть полости рта, он малоподвижен; малоподвижны губы, нижняя челюсть, короткие голосовые связки, органы звукообразования мало склонны к тонким координационным движениям, отсюда – невозможность выполнения сложных артикуляционных движений, присущим шипящим, свистящим, сонорным.

Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях д/с в двух формах: обучение на занятиях и в разных видах речевой работы с детьми в свободное от занятий время.

Этапы работы над звука произношением детей:

1 этап – подготовительный, который предполагает подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи, развитие речевого слуха, речевого дыхания.

2 этап – становление, постановки звуков. Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков. Обучение основано на подражании речи взрослых: показ его артикуляции, длительное и напряженное его произношение, выделение в слове.

3 этап – закрепление и автоматизации звуков. Он предполагает включение освоенных – новых звуков в более сложные речевые структуры: звукосочетания, слова и фразы.

4 этап – дифференциации смешиваемых звуков, он начинается тогда, когда оба звука хорошо усвоены детьми. Эффективен прием сравнения двух звуков: с – ш, з – с, р – л и т. д.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи у детей средней группы включает, как и для детей младшего дошкольного возраста, формирование правильного звукопроизношения,

развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения

пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Детей знакомят с терминами: уточняют термины звук, слово, с которыми они уже познакомились в младшей группе. Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», в которых дети обучаются умению находить слова, разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие

звука в слове. Они начинают понимать, что звуки в слове разные, подбирают теили иные игрушки и предметы, в названиях которых есть нужный звук.

Например, в игре «Найди первый звук» дети учатся четко выделять в слове первый звук. Для этой игры нужны машина и разные игрушки, но среди них обязательны слон и собака.

Воспитатель предлагает детям назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука с (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука с, то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук,

например: кооошшшкааа.

Затем воспитатель сажает в машину гуся, машина не едет.

—Машина не поедет, потому что в слове гусь звук сь, а не с.

Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем

такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.

Приведем примеры таких игр.

«ГРОМКО -ШЕПОТОМ»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Воспитатель говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са —

прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко —тихо —шепотом (вместе со взрослым и индивидуально).—Су-су-су —кот прогнал осу. (Текст проговаривается быстро и медленно.)Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно: «Са-са-са —(там летит оса), су-су-су (как прогнать осу?), (я боюсь осу) и т. п.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

«КАК ГОВОРИТ ТАНЯ?»Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.Взрослый берет куклу и начинает рассказывать: «Это Таня. Идет она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает, вот так: мяу-мяу... (жалобная интонация). Как мяукал котенок?(Ребенок повторяет.) Взяла Таня кот

енка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал, вот так: мяу-мяу! (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: мяу-мяу (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело мяукать и лаять».Ребенок рассказывает всю историю самостоятельно (взрослый, в случае необходимости, помогает отдельным словом или предложением), передавая все интонации по содержанию текста.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.