История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-07-09 | 840 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Все слабые глаголы образуют формы претерита и причастия II прибавлением дентального суффикса -d или – t. Это более новые образования по сравнению с сильными глаголами. Большинство из них являются производными от существительных, прилагательных и сильных глаголов. В дальнейшем они получают большее распространение, т.к. звуковой состав корня не имеет значения для образования форм претерита и причастия II. Все новые глаголы образуют свои формы по типу слабых.
В структуре слабых глаголов выделяются корень, основообразующий аффикс и личные окончания.
Слабые глаголы имеют 3 формы: инфинитив, прошедшее время, причастие II.
В зависимости от основообразующего аффикса слабые глаголы подразделяются на 3 класса.
I класс
(с основообразующим аффиксом –i-/-j- вдописьменный период)
Cоответственно корневая гласная подвергалась перегласовке, а аффикс мог выпадать. Например, *dōmjan > dēman ‘судить’:
- dēman – dēm de – (Ʒe)dēm (e)d
Если в корне стоит краткая гласная, согласная после перегласовки удлиняется, что получило выражение в её двойном написании: *framjan > fremman ‘совершать’. При этом в глаголах с краткосложным корнем | i | не выпадает, а переходит в | e |:
- fremman – frem e de - (Ʒe)frem ed
В словах с краткосложным корнем, заканчивающимся на | r |, | i | сохраняется в инфинитиве и переходит в | e | во второй форме:
- styr i an ‘шевелить’– styr e de – (Ʒe)styr ed
Если корень заканчивается на глухую согласную, добавляется глухой суффикс – t:
- сē p an ‘держать’ – сēp te – сēp t / сēp ed
Если в исходе корня был дентальный, он сливался с суффиксом:
- sendan ‘посылать’– send e – (Ʒe)send/(Ʒe)send ed
- restan ‘отдыхать’ – rest e – rest/rest ed
Есть группа, глаголов, у которых соединительный гласный | i | в претерите и причастии II выпал раньше, чем в инфинитиве, поэтому перегласовки в этих формах не произошло, а произошла она только в инфинитиве *bronƷian > brinƷan:
|
- brinƷan ‘приносить’ – brōhte – brōht
- bycƷ(e)an ‘покупать’ – bōhte – bōht
- þenc(e)an ‘думать’ – þōhte – þōht
- þync(e)an ‘казаться’ – þūhte – þūht
- wyrc(e)an ‘работать’ – worhte – worht
- se c (e)an ‘искать’ – sō h te – sō h t (c | k |: переходит в h | h | перед глухим | t |, также t c (e)an ‘учить’ – tā h te – tā h t.
У некоторых глаголов в претерите и причастии II происходило преломление перед сонорной | l | + cогласная:
æ > a > ea+ld:
- *s æ ljan > sellan ‘продавать’ – sealde - seald
- *t æ ljan > tellan ‘рассказывать’ – tealde - teald
II класс
(с основообразующим аффиксом –ōi-/-ōj-- вдописьменный период)
- lufian ‘любить’ – lufode – lufod
- macian ‘делать’ – macode – macod
Суффикс –ian возник из более раннего *-ōjan - *lufōjan
В корневом гласном умлаута нет, т.к. | i | позднего происхождения.
Глаголы: hatian ‘ненавидеть’, sorƷian ‘горевать’, andswarian ‘отвечать’ и др.
III класс
(восходит к германским глаголам с основами на - ē- /готск. –ai-)
К III классу относятся всего три глагола:
- habban ‘иметь’ – h æ fde – h æ fd
- libban ‘жить’ – lifde – lifd
- secƷan ‘сказать’ – s æ Ʒde/ s de – s æ Ʒd/ s d
Спряжение слабых глаголов
Слабые глаголы имеют те же личные окончания, что и сильные. Различия касаются только форм единственного числа прошедшего времени.
Ниже приводятся образцы спряжения глаголов I и II класса (lufian):
1кл. dēman – dēm de – (Ʒe)dēm (e)d
2 кл. lufi an – luf ode – (Ʒe)luf od
Настоящее время
Изъявительное наклонение Cослагательное наклонение
1 л. dēm e lufi e 1, 2, 3 dēm e lufi e
Ед.ч. 2 л. dēm (e)st luf ast
3 л. dēm (e)þ luf aþ
Мн.ч. 1, 2, 3 dēm aþ lufi aþ dēm en lufi en
Прошедшее время образуется от 2-ой формы глагола.
Изъявительное наклонение Cослагательное наклонение
1 л. dēm de luf ode 1, 2, 3 dēm de luf ode
Ед.ч. 2 л. dēm dest luf odest
3 л. dēm de luf ode
Мн.ч. 1, 2, 3 dēm don luf odon dēm den luf oden
|
Причастие I dēm ende lufi ende
Причастие II (Ʒe)dēm (e)d (Ʒe)luf od
Повелительное наклонение
Ед.ч. dēm luf a
Мн.ч. dēm aþ lufi aþ
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!