Агрессивностьподростковвколлективесверстников — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Агрессивностьподростковвколлективесверстников

2017-07-09 219
Агрессивностьподростковвколлективесверстников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вданнойчастинашейдеятельностьмыпроанализируемто,какребенок,разговариваяссобственнымировесникамивклассе,обретаетумениявраждебногодействия,ито,ккаковымрезультатамприводитвраждебнаяреакциядетейнаровесников.Научениевраждебнымпоступкам.Связьсровесникамипредоставляетребятамвероятностьобучитьсявраждебнымвзаимодействиям(кпримеру,пущенныевпроцесскулакилибоунижение).Громкиезабавы(кпримеру,вшколевпериодперемен)-вкоторыхшкольникитолкаются,догоняютдругдруга,перекривляются,пинаютсяистремятсянанестидругдругутотилииной-тоущерб-посутиимеютвсешансыбытьотносительно«безвредным»способомобучениянападательномудействию. [6]

Существуютвдобавокподтверждения,приобретенныеприисследованииребенка,навещавшихдошкольныеучреждения,чтонередкоеобщениесровесникамиможетбытьсвязаносдальнейшейвраждебностью(чтоможетвыражатьсяивподростковомвозрасте).Хаскинсинформирует,точторебята,которыевпротяжение5летпредшколойпостояннонавещалидетскийсад,вдальнейшемвоспринималисьучителямиравнокакнаиболеевраждебные,нежелинавещавшиедетскийсаднаименеесистематично.Возможнодопустить,точторебята,какиечаще«практиковались»вагрессивномдействииссверстниками(вдетскомсаду,далее-вшколе),эффективнееусвоилианалогичныереакцииилучшеготовыиспользоватьихвиныхобстоятельствах(втойжесамойшколе,вколлективеровесников,инетолько).[20]
Какранеерассказывалось,необходимостьвобщенииивзаимоотношенияхсинымилюдьмистановитсявподростковомгодунаиболеерезкойиинтенсивной,нежеливпредшествующихэтапахраннеговозраста.Составстановитсятойсоставляющейсферы,чтоприступаетустанавливатьпоследующееформированиеличностидетей.Основнымаргументомстановитсяжеланиеотыскатьсвоеместовколлективе,присутствиеданномкомпаний,кударасполагаетсяребенокспособенявлятьсянеоднаинедве.А.В.Петровскийвсобственнойтруде«Бытьличностью»подмечает,точтолюбомуюномучеловеку,поступающемувновуюгруппу,приходитсяпройти3фазывхождения-«приспособитьсякней,отыскатьвсебяспособностиуберечьипринятьсобственнуюнеповторимостьиявлятьсяинтегрированнымвней.Подобныхновыхгруппукаждогоможетявлятьсяникакнеодининикакнедве,втожевремясуществующихвнезависимостидругдруга.Какуспех,такипровалвданномпроцессенеминуемонакладываютследвегосамооценку,позициюидействиявклассе».[47]Положениечеловекавкоманденаходитсявзависимости,в-1-ый,сегоиндивидуальныхкачестви,в-2-ой,ссвойственныхотличительныхчертэтойгруппы,относительнокаковойизмеряетсяегопозиция.Одноитожесочетаниеиндивидуальныхсвойствможетопределитьабсолютноразличныеположениячеловекавзависимостиотстереотиповиусловий,сформировавшихсявопределеннойгруппе(А.И.Донцов,Я.Л.Коломинский,А.В.Петровскийидр.).Текачества,какиеводномколлективеоцениваютсяравнокакпозитивные(желаниехорошообучаться,принципиальностьсогласновзаимоотношениюкодноклассникам,воспитанностьит.д.),вновейшемконтексте(кпримеру,припереходевинуюшколулибопараллельныйкласс)имеютвсешансыявлятьсявосприняты,кпримеру,какжеланиепроложитьсебедорогупредпедагогомит.п.Т.о.,реальноеположениеучащегосявколлективеможетявлятьсяопределенотолькосучетомегодвойнойзависимостисвнутреннихкачествличностиисвнешнейотдачигруппы.Такженеменьше,вслучаееслинерешающее,влияниевположениедетейвсистемеиндивидуальныхотношенийоказываетипозицияпедагога(подходпедагогакэтомуученику).[32]Описываемоесостояниелибоместоучащегосявколлективеназывается«статусом».Статус-это«состояниесубъектавсистемемежличностныхвзаимоотношений,характеризующееегополномочия,прямыеобязанностиипривилегии».[24]

Вклассенеизменноимеются2строявзаимоотношений:деловыеиличные.1-аяизэтиконцепцийрегулярнопреднамеренносоздаетсяпреподавателями,педагогами.Ониустанавливаютструктуруделовыхвзаимоотношений,планируют,ктокакуюобщественнуюработуобязаносуществлять,еслиивтотилиинойформеобязанотчитываться.Концепцияличныхотношенийпоявляетсявосновесимпатийипривязанностейидалеконеимеетпрактическиникакогоорганизационногооформления.Еёструктураформируетсяизнутри,спонтанно.Концепцияделовыхвзаимоотношений-этоотношения«ответственнойзависимости»,согласноформулировкеА.С.Макаренко,т.е.повиновенияиуправлениявклассе.Однаковкаждомколлективеимеетсясетьличныхотношений,чтозачастуюникакнесовпадаетодинкодномусконцепцией«ответственнойзависимости».Данныескрытыеотношениявыявляютсясподдержкойспециальныхметодов.Социометрия-одинизтаковыхспособов,созданныйДж.Морено.[43]

«Отношениячеловекасдрузьямипогруппеконкретнымспособомоказываютбольшоевлияниеивразвитиеегонрава,ивформированиекреативныхспособностей,накладываютнезабываемыйотпечатокнавсюеголичность»,-подмечаетЯ.Л.Коломинский.[32]Вподростковомвозрастенеблагополучноеположениеввзаимоотношенияхсровесникамипорождаеттяжкиепереживания.Необходимостьявлятьсяпринятым,почитаемымявляетсяоднойсболееважныхнуждподростков.Важной,практическойпотребностьюстановитсяпониманиеличногоположениявколлективе.

Неправильноепониманиешкольникомсвоегоположениявколлективезачастуюсчитаетсяоднойсосновныхфакторовегонеблагополучияввзаимоотношенияхсровесниками.Неадекватноосознаваясвоеположение,ребенокникакнеспособендатьоценкунадлежащимобразомподходдрузейксебя,невернопринимаетихтребованияинадежды,из-зачегожевлетаетвостроконфликтныеусловия.Вслучаееслиучащийсяпереоцениваетсобственноеположение,тонекто,равнокакправило,негативноотноситсякдрузьям,выражаеткнимигнорирование,дерзость,точтосовременемприводитксмещениювхудшуюсторонуегоотношенийссверстниками.Недооцениваниесвоегоположениятакжеприводиткнежелательнымрезультатам:появляетсянерешительность,отчужденностьсгруппы,скрытность,подозрительностьит.д.[40]

Былоотмечено,чтовсоциометрическоесостояниеоказываютбольшоевлияниеразличныеличныефакторы:внешнийвид,болеевысочайшиешкольныехарактеристикииинтеллектуальнаяодаренность,большаякоммуникабельность,подготовленностьпосодействовать(данноеранеебылоустановленонамивышевработе).

Агрессивныхдетейровесникиникакнелюбятизачастуюнавешиваютвнихзнак«наиболеенеприятных».КоииКупершмидтизучаливзаимозависимостьмежвраждебностьюисоциальнымстатусомввыборкедрузеймежсобоюинезнакомыхдетейстаршегошкольноговозраста(четырнадцать-пятнадцатьлет).Веласькоманднаяигра(знакомыемежсобою,т.е.ребятасодногокласса;инеизвестныемежсобоюпредставляли,т.е.ребятасразличныхклассовивтомчислеисразличныхшкол).Вабсолютномсоответствиисрезультатамииныхисследований,ребята,какиевоспринималисьсвоимировесникамикак«наиболеенеприятные»,вобщениисровесникамичащепоказывалиасоциальноеповедение,каквербальное(угрозы,сквернословие),такимобразомифизическое(удары,пинки),инициирующиенеприязнь.Восновноймассеситуации,внезависимостиоттого,играллиучениксдрузьямиилиженезнакомымидетьми,егосоциальныйстатусвигровойкомандебылподобнымже,равнокаквобычнойгруппе(классе).Хотядоэтихвременнеимеетсяадекватныхсведений,подтверждающихоприсутствиижесткойпричинно-следственнойвзаимосвязимежагрессивностьюисоциальнымстатусомизчисласверстников,данныйэкспериментвсе-такипоказал,точтоинеприязньсверстников,иагрессивностьхарактеристики,сохраняющиесявразныхситуациях,т.е.,вслучаееслиребенокагрессивенинелюбимвшкольномклассе,онвернеевсегостанетагрессивенинелюбимивинойнаходящейсявокругобстановке[20].

Фактическиребенок,которогоневоспринимаетоднагруппа,способенполучатьодобрениесостороныинойгруппыи,наиболееэтого,исполнятьвнейзначительнуюроль.Иноедело,точтовраждебныешкольникипопадутвгруппы,заключающиесястакихжевраждебныхподростков(здесьречьужевбольшейстепенизатрагиваетнеформальныхгруппсверстников,аникакнешкольногокласса-коллективаровесников,хотяинеобязательно).

Некоторыеотечественныеавторы(СмирноваЕ.О.,ХузееваГ.Р.)впроцессеэкспериментальныхисследований(62)согласновопросудетскойвраждебностиприбыликзаключению,чтопосвоемуобщественномустатусувгрупперовесниковагрессивныеребятанемногоразличалисьотдругих:какиизчисладоброжелательных,срединихсуществовалиипредпочитаемые,иотвергаемыесверстниками,ивтомчислеифавориты.Помнениюэтихжетворцов,невозможнорассматриватькакглавнуюпервопричинуагрессивногодействияистепеньумственногоразвитияинекоторыедругиефакторы.Болеезначимымсчитаетсяподходдетейксверстникам.Мыжевсвоемисследованиипопробуемпроанализироватьразличныефакторыивозможныепредпосылкиагрессивногодействияподростковвколлективесверстников(истепеньумственногоразвития,исамооценкуребенкаит.д.).

Итак,внастоящийпериодможносказать,точтовысокаяагрессивностьнынешнихшкольниковсчитаетсяоднойизболеезаостренныхпроблемнетолькодляпреподавателейипсихологов,ноидляобществавцелом.Нарастающаяволнаподростковойпреступностииповышениеколичестванедостигшихсовершеннолетия,предрасположенныхквраждебнымформамповедения,выставляютна1-ыйпланпроблемуисследованияпсихологическихусловий,порождающихданныеопасныеявления.Довольнозначимымисследованиеагрессиисчитаетсявподростковомвозрасте,еслиданнаясторонарасполагаетсявстадиисвоегостановленияиеслиещевозможносовершитьсвоевременныекорригирующиемеры.Какправило,ребеноквэтомвозрастепосещаетшколу,т.е.включенвтакуюнебольшуюкатегорию,какшкольныйкласс.Исследованиеотношенийиобщениявнутрималыхкомпанийимеетсущественнуютрадициювпреподавательскойисоциально-педагогическойнауках.

Подростковыйвозрастсчитаетсяоднимизболеенепростыхвозрастов;онсложныйкакдляотцасматерью,преподавателей,такидлясамихшкольников.Общениевданномвозрастесчитаетсяосновнойдеятельностью,вкоторойсоздаютсявсеосновныеновообразованияподростковоговозраста,закладываютсяключевыеособенностивзрослойличности.Обычносчитается,точтовданномвозрастепроисходитотчужденностьотстарших,однакоинновационныеисследованиядемонстрируют,точтовзаимоотношениясвзрослымитрудныиамбивалентны.Ребенокстараетсяпротивоположитьсебявзрослым,однакоприэтомждетпомощиотнихижелаетпризнанияимисвоихправ.

Взаимоотношениявкомандеровесниковтакжетрудны.Вэтомгодудошкольникстараетсязавоеватьопределенноеположениевколлективе.Социометрическийстатусявляетсяоднимизнаиболеезначительныххарактеристикположениявгрупперовесников.Ученымивыявленавзаимосвязьстатусавмежличностныхвзаимоотношенияхдетейстакимипоказателями,какбольшаяуспеваемость,интеллектуальность,приятныйвнешнийвид,адекватностьсамооценки,готовностьпосодействоватьдругу,коммуникабельность,дружелюбностьит.д.

Общениешкольниковсровесникамивомногомразличаетсяотобщениясвзрослыми(психологическойнасыщенностью,соблюдениемнормизаконов;назначением,функциями;поступками)

Вкаждыйпромежутокдетствамежребенкомнаблюдаютсяконфликты;причиныихразличны,какиспособывыходаизних.Однимизспособоввыходасчитаютсявраждебныереакции.2наиболеечастыепредпосылкиагрессииуребенка:

1) этострахбытьтравмированным,оскорбленным,подвергнутьсянападению,заполучитьповреждения;

2) пережитаяобида,либодушевнаятравма,либосамонападение.

Ребенокспособеннаучатьсяагрессивномуповедениювсемье(отецсматерью-агрессоры),всфереровесников(гдеипрочиеребятапоказываютвраждебноедействия),подвоздействиемСМИ.

Причинойвраждебностьможетявлятьсязаниженнаясамооценка(онавсвоюочередьсоздаетсяподвоздействиемвнешнейсферы).Неимеетсяоднозначногопониманиясравнительноролинекоторыхфактороввпроявленииагрессивности(общественныйстатус,интеллектуальныйуровень,уровеньобладаниянавыкамиигрыит.д.)-Несомненно,точтовсебезисключенияданныефакторыстимулируютагрессивноеповедениедалеконеувсехребят,атольколишьуопределеннойчасти.

Рядавторов(СмирноваЕ.О.,ХузееваГ.Р.)полагает,точтозначимымусловиемагрессивногоповедениядетейвсфересверстниковсчитаетсяегоподходксверстникам.

Агрессивность,сформировавшаясявраннемвозрасте,отрочестве,остаетсястабильнойособенностьюисохраняетсявтечениипоследующейжизничеловека(вслучаееслисвоевременноникакнепроведеныкоррекционныемероприятия).

Задачейспециалистапопсихологиивэтомслучаедолжнабытьпсихо-коррекционнаяработаслицами,какиенаиболееагрессивныпосравнениюспрочими.Однакокакустановитьэто«более»либо«менее».Ответнаэтотвопроснеосуществимвотсутствиипониманиятого,чтожетакое«агрессивность».

Внашейработе«агрессивность»подразумеваетсяравнокакнаправленноенанесениефизическоголибопсихологическоговредадругомулицу.

Агрессияможетбыть:демонстративная/безмолвная,враждебная/инструментальная,косвенная/прямая.

Сущностьикорниагрессиимогутявлятьсяпоясненысразныхтеоретическихпозиций:теорияинстинкта(враждебноеповедениеврожденное);теориипобуждения(восновеагрессии-потребности,активизируемыевнешнимистимулами);когнитивныемодели(анализируютпознавательныеичувственныепроцессы,возлежащиевоснованииагрессивногоповедения);концепциисоциальногонаучения.

Средиэмоциональныхотличительныхчерт,вызывающихагрессивноедействия,какправиловыделяютмалоеразвитиеинтеллектаикоммуникативныхспособностей,сниженныйуровеньсаморегуляции,сниженнуюсамооценку,помехивотношенияхссверстниками.Ноостаетсянепонятным,какиеименноизэтихотличительныхчертвнаибольшеймереоказываютбольшоевлияниенаагрессивностьчеловека(ребенка,вчастности),т.к.влюбомисследованииизучаласькакая-либооднахарактеристика.Внашейтрудемыпопыталисьраскрытьповозможностиобширныйспектрпсихологическиххарактеристикстем,длятогочтобывыделитьпсихологическиехарактерныечерты,отличающиеагрессивныхшкольниковотихобычныхсверстников.


 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.